Конспект урока по теме "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;

уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;

Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posmotri_vokrug.docx41.38 КБ
Файл posmotri_vokrug.pptx2.57 МБ
Файл razdatochnyy_material_2.docx10.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2021г.                                                                                                        ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2                                                                                                       ФИ студента:  Шалагина Ю.А. 46 группа

Класс: 2а                                                                                                                                                                                ФИО методиста: Кошкарова С.Л.

Кабинет:  24

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Посмотри вокруг».

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;

уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;

Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация.

П.Увельский 2021г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

Приветствуют учителя

(читают хором)

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

опрос

3 мин

-Какое время года сейчас?

-Какой период весны?

-Каковы признаки ранней весны?

-Соответствует ли погода за окном ранней весне?

-Какое у вас сегодня настроение? Почему?

- Погода может быть разной, но творческий человек всегда найдёт себе по душе занятие в любую погоду и будет счастлив.

- весна

-ранняя

- тает снег

П: осмысление читаемого текста

К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний

П.: постановка звука

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог.

3 мин

Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

Посмотри , мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Человек и время года.

Это всё вокруг природа!

- О чём мы будем говорить с вами на уроке?

- Где находится природа живая и неживая?

- Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг».

-Откройте учебник на стр.69. Какую поставим цель урока?

об окружающем мире, о природе(живая и неживая).

-вокруг нас

-различать и обозначать стороны горизонта

К.: участие в учебном

диалоге; построение

речевых

высказываний.

4. Открытие нового знания

Словесный:беседа

10мин

- Ребята, внимательно послушайте загадку.

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…

(Земля)

-На какой планете мы с вами живём?

-Что вы знаете о нашей планете?

Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам.

- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна.

-Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты

-Так выглядела Земля глазами народов севера.

-Как вы думаете правы ли были мудрецы?


В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.(Все ранние представления о Земле оказываются неверными)

Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.

- Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.

-Что доказывает это кругосветное путешествие?

Учёные создали глобус- модель Земли.

-Какую форму имеет планета Земля?

- Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность планеты?

- А что увидите?

- Чтобы увидеть новые поверхности Земли, нужно?

Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли- карту.

Карты существуют разные. С помощью карт изучают растительный и животный мир планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) На карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон.

- Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар.

ФИЗМИНУТКА

Встали.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Нагнулись, присели,

Собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке,

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Побежали на лужайку.

На лужайке, на лужайке

Прыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И работать мы начнём

- отгадайте загадку.

- Он и летом и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он всё будет впереди. (горизонт)


Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

Посмотрите на слайд, что мы видим вокруг, что это за линия?

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр 70

-Найдите информацию в тексте

(Что же называют горизонтом и линией горизонта? )

Проведём опыт: Горизонт. Линия горизонта. И можно ли дойти до линии горизонта (картонный круг, фигурка человека). Проводит учитель.

Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Какой можно сделать вывод?

-Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит, закатывается по вечерам?

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

-Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).


Посмотрите на схему 

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

Работа в парах на карточках

«Записываем основные стороны горизонта №1»

(проверяем друг у друга)

-земля

- на планете Земля

- мы знаем что … .

-нет

- что земля имеет форму шара

- глобус

-только ту часть, которая находится с нашей стороны

-отправиться в путешествие

-горизонт

- нет

-Добраться до линии горизонта нельзя

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К.: построение

речевого

высказывания.

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения

5. Первичное закрепление

Словесный метод: беседа

Наглядный: презентация 

6 мин

-Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять(чтобы не заблудиться)

-Проведём игру на внимание.

- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну), справа – восток(к двери)

Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к доске).

-Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. Учебник с.71(прочитайте первый абзац)

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

(Завершаем работу на карточках, дописываем промежуточные стороны горизонта)

Дети выходят к магнитной доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света.


СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток

- Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах

П: структурирование знаний.

6. Самостоятельная работа

5 мин

 - Найдите страничку для любознательных стр.72. Самостоятельно прочитайте о том, как выглядит Земля, а потом пересказ на оценку по желанию.

П: структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

-Какие знания нам пригодятся в походе?

Ребята, задачи можно решать на уроках математики, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи.

Работа в группах.

-Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?

-Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?

-Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

. - знать стороны горизонта, чтобы ориентироваться на местности

-юг

-на запад

-На север

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

8. Рефлексия деятельности

Словесный:

вопрос- ответ;

слово учителя

1 мин

 Вот и подошёл к концу наш урок.

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили на урок?

- С какими новыми словами познакомились на уроке?

 

- «Посмотри вокруг»

-отличать и обозначать стороны горизонта

- горизонт, линия горизонта, стороны горизонта

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Посмотри , мой юный друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса. Человек и время года. Это всё вокруг природа!

Слайд 3

Тема урока: «Посмотри вокруг»

Слайд 4

Цель урока: различать и обозначать стороны горизонта

Слайд 5

Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… Земля

Слайд 11

Встали. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Нагнулись, присели, Собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке, И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Побежали на лужайку. На лужайке, на лужайке Прыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И работать мы начнём

Слайд 12

Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди Горизонт

Слайд 13

Тема урока: «Посмотри вокруг»

Слайд 14

Цель урока: различать и обозначать стороны горизонта



Предварительный просмотр:

1 Группа. Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?

2 Группа. Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?

3 Группа. Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с =городами Золотого ко...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми...

Конспект урока по по окружающему миру (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...