замечательный сосед
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цветкова Людмила Борисовна

н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nashem_dome_poselilsya_zamechatelnyy_sosed.docx314.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечание (при необходимости)

Узнавание

Создание условий для актуализации знаний младших школьников о словах, обозначающих действия предметов  

Прочитай слова. Распредели их на 3 группы: 1 группа – имена существительные, 2 группа – слова-признаки предметов, 3 группа – слова-действия предметов.

Данное задание используется на этапе «Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии». Задание выполняется индивидуально.

После выполнения задания осуществляется взаимопроверка и сравнение с эталоном: учащиеся сравнивают результаты работы соседа по парте с эталоном на доске.  

Критерии оценивания: ошибок не допущено – ученик получает за работу 2 балла, допущено 1-2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов.

1 группа (имена существительные): яблоко, чашка, карандаш, ворона.

2 группа (слова-признаки предметов): синий, высокий, квадратный, кислый.

3 группа (слова-действия предметов): играть, поговорить, сажал, будет ждать.

Сажал, синий, яблоко, ворона, играть, чашка, поговорить, кислый, карандаш, будет ждать, высокий, квадратный.

Рассмотри изображения. Скажи, что делают дети на каждом изображении? Запиши слова, обозначающие действия детей.

Задание выполняется учащимися на этапе «Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии». Задание может выполняться индивидуально или в парах (ученики заранее распределяют между собой роли: один называет слова-действия предметов, другой фиксирует их на бумажном носителе).

Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, впоследствии проводится взаимопроверка по эталону с последующим фронтальным обсуждением.

Критерии оценивания: все записанные слова обозначают действие предмета – учащиеся закрашивают зеленым карандашом смайлик, допущены 2 ошибки – учащиеся закрашивают оранжевым карандашом смайлик, допущено более 3 и более ошибок – учащиеся закрашивают смайлик красным карандашом.

Учащиеся рассматривают изображения, анализируют, что на них изображено, называют и записывают слова-действия изображенных предметов:

1.Пишет;

2.Разговаривают;

3.Готовит;

4.Катаются;

5.Плавает (плывет).

1. https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJwSpQDBrScBNdOg7w9GvBgh9Pb_2ooAtyibpg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

2. https://image.freepik.com/free-vector/group-of-children-talking_59690-128.jpg

3. https://image.freepik.com/free-vector/child-in-the-kitchen-preparing-a-recipe_7710-129.jpg

4. https://e7.pngegg.com/pngimages/718/214/png-clipart-product-design-tricycle-bicycle-toy-bicycle-bicycle-sporting-goods.png

5. https://i.ytimg.com/vi/5EeQA5O_omc/maxresdefault.jpg

Рассмотри таблицу. Что общего между словами в каждом столбике? Определи название каждого столбика и запиши его.

Данное задание выполняется на таком этапе урока, как «Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии». Учащиеся работают самостоятельно с раздаточным материалом (т.е. организовывается индивидуальная форма работы). После выполнения задания осуществляется самопроверка: сравнение результатов работа с правильными ответами на интерактивной доске с включением фронтального обсуждения.

Критерии оценивания: ошибок нет – учащиеся рисует себя на верхней ступени «Лестницы успеха», 2 ошибки – учащийся рисует себя на второй ступени «Лестницы успеха», 3 и более ошибок – учащиеся рисуют себя на нижней ступени «Лестницы спеха».

Учащиеся анализируют слова в каждом столбике и пишут названия:

Название 1 столбика – «Имя существительное»; название 2 столбика – «Слова-признаки предметов»; название 3 столбика – слова-действия предметов.

____________________

____________________

____________________

Шкаф

Острые

Печатать

Оля

Низкий

Читает

Снегири

Розовое

Бегать

Москва

Умный

Светит

Зонт

Широкое

Купить

Осы

Добрая

Поливает

Воспроизведение

Создание условий для самостоятельного определения учениками признаков глагола как части речи.

Прочитай слова. В чем их сходство и различие? Для этого определи, что они обозначают и поставь вопрос к каждому слову. Отобрази свои ответы на интеллект-карте.

Задание выполняется учениками на этапе «Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний)» в парах. Для этого им предлагается раздаточный материал.

Ученики читают слова и определив сходства и различия, отображают это на листе бумаги в виде интеллект-карты.

Возможна организация помощи при составлении интеллект-карты, а именно в том, как она должна выглядеть.

Проверка осуществляется в форме взаимопроверки и частичной самопроверки: дети обмениваются между собой работами и сравнивают результаты своего одноклассника с эталоном на доске. Так как составление интеллект-карты – это творческий процесс, то оценивается только ее содержание.

Критерии оценивания: все вопросы, на которые отвечают слова-действия записаны, записано, что обозначают слова-действия – дети рисуют улыбающийся смайлик, 1-2 вопроса не определены – нейтральный, не определены более 2 вопросов, не определено, что обозначают слова-действия – грустный смайлик.

Чирикают, убирали, научиться, лает, светило, работать, зазеленела, сиял, приготовит.

Прочитай текст. Вставь пропущенные слова по смыслу и поставь к ним вопрос. В чем сходство и различие между пропущенными словами? Для этого выбери правильный вариант ответа.

Данное задание используется на этапе «Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний)». Учитель организовывает индивидуальную форму работы. Для этого он раздаёт каждому ученику раздаточный материал. По итогам выполнения задания осуществляется самопроверка: учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном на экране интерактивной доски.

Критерии оценивания: слова-действия подобраны по смыслу, выбран правильный вариант ответа – ученик получает за работу 2 балла, 2 слова-действия подобраны не по смыслу, выбран правильный вариант ответа – 1 балл, 2 слова-действия подобраны неверно и выбран неправильный вариант ответа/ 2 (и более) слова-действия подобраны неправильно – 0 баллов.

Ученики читают текст и вставляют пропущенные слова-действия:

Дети увидели маленького котенка. Он залез на дерево, потому что испугался собаку. Ребята взяли лестницу и сняли котенка.

Опираясь на вставленные слова, выбирают правильный вариант ответа:

Б) Слова обозначают действие предмета, и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что сделали?».

Дети маленького котенка. Он на дерево, потому что собаку. Ребята лестницу и котенка.

А) Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что сделали?».

Б) Слова обозначают действие предмета, и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что сделали?».

В) Слова обозначают признак предмета и отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какие?» и др.

Прочитай слова и вопросы. Что обозначают данные слова? Составь пару, соединив стрелочкой слово и вопрос, на который оно отвечает.

Задание выполняется учениками на этапе «Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний)» в парах. Для этого им предлагается раздаточный материал.

Ученики читают слова и составляют пары: слово-вопрос.

После выполнения задания осуществляется самопроверка: ученики сравнивают результаты своей работы с эталоном.

Критерии оценивания: ошибок нет – ученик ставит отметку вверху шкалы оценивания (прием «Шкалы»), допущено 2 ошибки – посередине шкалы, допущено более 3 ошибок – в самом низу шкалы.

Рисовать – что делать?

Приготовить – что сделать?

Гуляет – что делает?

Прочитает – что сделает?

Поливал – что делал?

Собрал – что сделал?

Будет ждать – что будет делать?

Будет ждать                     Что сделал?

Приготовить                    Что делать?

Прочитает                        Что будет делать?

Гуляет                               Что сделать?

Собрал                               Что делает?

Поливал                             Что делал?

Понимание

Создание условий для самостоятельного формулирования учениками понятия «глагол».

Прочитай правило и определи, какие слова пропущены. Заполни пропуски, поставив вопросы к глаголам («Слова для справок»).

Задание выполняется учащимися на этапе «Открытие новых знаний» индивидуально. Учащиеся опираются на полученные знания и дополняют текст правила. Это выполняется на индивидуальных карточках или планшетах.

Затем осуществляется либо самопроверка, когда ученик самостоятельно сравнивают свою работу с правилом в учебнике, либо самопроверка, когда дети обмениваются работами и определяют их правильность.

ошибок нет – учащиеся закрашивают зеленым карандашом смайлик, допущены 2 ошибки – учащиеся закрашивают оранжевым карандашом смайлик, допущено более 3 и более ошибок – учащиеся закрашивают смайлик красным карандашом.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова, которые обозначают __________ и отвечают на вопросы ____________? ___________? ______________? ___________? _______________? ______________? ______________?, называются глаголами.

Слова для справок: писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать.

Используя карточки, составь в паре с одноклассником правило.

Задание выполняется учащимися на этапе «Открытие новых знаний» индивидуально. Учащиеся опираются на полученные знания и дополняют текст правила. Задание выполняется с помощью разрезных карточке, либо на планшете или интерактивном столе и доске.

Затем осуществляется либо самопроверка, когда ученик самостоятельно сравнивают свою работу с правилом в учебнике, либо самопроверка, когда дети обмениваются работами и определяют их правильность.

Критерии оценивания: ошибок не допущено – ученик получает за работу 2 балла, допущено 1-2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Используя интеллект-карту составив правило по образцу.

Данное задание выполняется на этапе «Открытие новых знаний». При этом учитель организовывает индивидуальную форму работы. Учащиеся опираются на полученные знания и формулируют правило. Задание выполняется детьми на карточках.

Затем осуществляется либо самопроверка, когда ученик самостоятельно сравнивают свою работу с правилом в учебнике, либо самопроверка, когда дети обмениваются работами и определяют их правильность.

Критерии оценивания: ошибок нет – учащиеся рисует себя на верхней ступени «Лестницы успеха», 2 ошибки – учащийся рисует себя на второй ступени «Лестницы успеха», 3 и более ошибок – учащиеся рисуют себя на нижней ступени «Лестницы спеха».

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Образец: «Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? и что?, называются именами существительными.

Применение в знакомых условиях

Совершенствование умения находить в тексте глаголы, ставить вопросы к глаголам.

Прочитай. Спиши, вставив в скобки вопросы, на которые отвечают глаголы.

Данное задание выполняется учениками индивидуально на этапе «Реализация построенного проекта». Задание выполняется с помощью карточек, на которых напечатано задание. Дети же записывают задание в своих рабочих тетрадях.

Проверка осуществляется фронтально с включением элементов самопроверки: учитель спрашивает поочередно учеников, те отвечают и сравнивают свои результаты с эталоном на доске (учитель постепенно выводит на экран правильные ответы).

Критерии оценивания: ошибок нет – учащиеся рисует себя на верхней ступени «Лестницы успеха», 2 ошибки – учащийся рисует себя на второй ступени «Лестницы успеха», 3 и более ошибок – учащиеся рисуют себя на нижней ступени «Лестницы спеха».

Пришла (что сделала?) весна. Ярко светит (что делает?) солнце. Зажурчали (что сделали?) говорливые ручейки. Показалась (что сделала?) зеленая травка. Скоро из теплых стран прилетят (что сделают?) перелетные птицы.

Пришла (_______________________?) весна. Ярко светит (__________________?)  солнце. Зажурчали (_________________?) говорливые ручейки. Показалась (____________________?) зелёная травка. Скоро из тёплых стран прилетят (_____________?) перелётные птицы.

Прочитай. Спиши текст, вставляя пропущенные слова в предложения, используя слова для справок. Поставь к пропущенным словам вопрос. На какие 2 группы можно распределить пропущенные слова?

Здание выполняется учащимися на этапе «Реализация построенного проекта» индивидуально. Для этого учитель использует раздаточный материал. После выполнения задания проводится самопроверка по эталону с последующим фронтальным обсуждением.

Задание может носить дифференцированный характер: учащимся с трудностями в обучении предлагается недеформированный текст. Их задача: поставить вопрос к глаголам.

Критерии оценивания: ошибок нет – учащиеся закрашивают 3 звезды, допущены 2 ошибки – учащиеся закрашивают 2 звезды, допущено более 3 и более ошибок – учащиеся закрашивают 1 звезду.

Настоящая весна приходит (что делает?) в середине марта. В городах и поселках течет (что делает?) с крыш, висят (что делают?) длинные сосульки. Радостно, по-весеннему чирикают (что делают?) воробьи. Первыми прилетают (что делают?) грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают (что делают?) они свои гнезда.

Учащиеся делают вывод, что пропущенные слова можно распределить на 2 группы: глаголы, которые отвечают на вопрос что делает? и глаголы, которые отвечают на вопросы что делают?.

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2013/02/vesnakartinki.jpg

Настоящая весна ___________ в середине марта. В городах и поселках ___________ с крыш, _____________ длинные сосульки. Радостно, по-весеннему _____________ воробьи. Первыми _____________ грачи. В старых парках на высоких деревьях ______________ они свои гнезда.

Слова для справок: устраивают, чирикают, висят, приходит, течет, прилетают.

Поработай в группе со своими одноклассниками. Прочитайте предложение. Найдите глагол. Составьте новые предложения, в которых бы сначала менялся только глагол и вопрос, на который он отвечает; а затем имя существительное и глагол. Запишите их на ватмане, нарисовав рядом изображения.

Задание выполняется в группах. Для этого у каждой группы есть свои материалы. Перед началом работы вспоминаются правила работы группы, а также распределяются роли. После выполнения задания учащиеся, состоящие в каждой группе, защищают свои работы около доски. В это время осуществляется взаимооценка: другие учащиеся оценивают правильность выполнения задания.

Критерии оценивания: ошибок не допущено – ученик получает за работу 2 балла, допущено 1-2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов.

Воздушный шар будет лететь высоко над крышами домом и верхушками деревьев. Воздушный шар пролетит высоко над крышами домом и верхушками деревьев.

Птицы летят высоко над крышами домов и верхушками деревьев. Птицы будут лететь высоко над крышами домов и верхушками деревьев.

Воздушный шар летит высоко над крышами домом и верхушками деревьев.

Применение в новых условиях

Создание условий для формирования умения подбирать глаголы, развитие речи.

Прочитай. Замени фразеологизмы одним словом – глаголом. Поставь к глаголу вопрос.

Данное задание можно использовать на этапе «Самостоятельная работа» в качестве задания высокого уровня сложности (индивидуальная красная карточка) или на этапе «Первичное закрепление» во время парной работы (на карточке). В первом случае осуществятся самопроверка, во втором – взаимопроверка.

Критерии оценивания: ошибок нет – учащиеся рисует себя на верхней ступени «Лестницы успеха», 2 ошибки – учащийся рисует себя на второй ступени «Лестницы успеха», 3 и более ошибок – учащиеся рисуют себя на нижней ступени «Лестницы спеха».

Ломать голову – думать (что делать?), считать ворон – отвлекаться (что делать?),

вешать нос – грустить (что делать?), зарубить на носу – запомнить (что сделать?),

бить баклуши – бездельничать (что делать?), унести ноги – спастись (что сделать?).

Ломать голову -_________________, считать ворон - _________________,

вешать нос - __________________,

зарубить на носу - _____________,

бить баклуши - __________________, унести ноги - ___________________.

Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.

Задание предлагается ученикам для самостоятельного выполнения (индивидуально) на этапе «Самостоятельная работа» или для группы учеников (групповая форма работы) на этапе «Первичное закрепление». В первом случае осуществятся самопроверка, во втором – взаимопроверка между группами.

Критерии оценивания: нет ошибок – дети рисуют улыбающийся смайлик, 2 ошибки – нейтральный, 3 и более ошибок – грустный смайлик.

Боль – болит, корм – кормить, полёт – полететь,

звон – звонить, соль – солить.

Боль-________, корм -_________, полёт -_________,

звон -________, соль -___________.

Составь по изображению 2 предложения, чтобы в каждом из них были глаголы, отвечающие на один и тот же вопрос.

Данное задание можно использовать на этапе «Самостоятельная работа» в качестве задания высокого уровня сложности (индивидуальная красная карточка) или на этапе «Первичное закрепление» во время парной работы (на карточке). Так как это творческое задание, то учитель самостоятельно его проверяет, после чего ставит баллы: ошибок не допущено – ученик получает за работу 2 балла, допущено 1-2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов.

Оля собирает груши, а мама кладет их в корзину.

Папа срывал яблоки, а Игорь их клал в корзину.  

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2021/03/syuzhetnye-kartinki-23.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"

История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...

Внеклассное мероприятие "Жизнь замечательных детей"

Это мероприятие было проведено в 3А классе в конце учебного года. Мы с ребятами решили подвести итоги учебного года в творческой, дружеской атмосфере и, конечно, с родителями. И у нас это получилось. ...

Творческий проект "Жизнь замечательных людей. И. Н. Ильяшевич"

Творческий проект "Жизнь замечательных людей. Заслуженный лесовод России И. Н. Ильяшевич" был выполнен учащимися 4 класса МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской области под руководством учителя нач....

Замечательные люди земли Нижегородской. Минин и Пожарский.

Материал для классного часа о Минине и Пожарском. Интересная викторина по этому материалу....

Проверка читательских умений, "Замечательные дома"

Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....