Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Растениеводство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Боровлева Вера Владимировна

На уроке учащиеся знакомятся с отраслями растениеводства, учатся работать с гербарием, изучают растениеводство нашего края. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doc._rastenievodstvo_4_kl.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Урок окружающего  мира в 4-классе по теме:

«Растениеводство в нашем крае»

                                                                 Учитель

                                                                 Боровлева В. В.  

Воронеж – 2021 год.

Цели:

-сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;

-познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;

-развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

-гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;

-иллюстрации растений, фотографии;

-видеофильм «Растениеводство нашего края».

Ход урока.

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.   (Слайд 1,2)

-Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

2. Проверка домашнего задания.

  Актуализация знаний.

-Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

1.Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

2.Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.

3.Детёныш лягушки.

4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.

5.Грызун, хорошо плавает и ныряет.

6.Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.  (Слайд 3,4)

с

т

о

р

н

к

г

е

д

у

б

о

л

а

р

б

о

л

о

т

о

ы

б

о

л

р

г

ш

р

в

и

а

о

к

а

с

з

а

с

т

т

и

к

- О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

-Выполняя  какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

-Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

-Расскажите о правилах поведения у водоёма.  (Слайд 5)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

  1. К искусственным водоёмам относятся:

а) реки, моря, океаны;

б) водохранилища, пруды, каналы;

г) ручьи, реки, озёра, моря;

2.Растения водоёма это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох;

в) кувшинка, ряска, тростник;

3.Санитарами пресных водоёмов считают…

а) рака, беззубку;

б) прудовика, катушку;

в) клопа – водомерку, жука – плавунца;

4.Живым фильтром называют:

а) головастиков;

б) раков;

в) двустворчатых моллюсков;

Карточка №2.

1.Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:

а) люди;

б) ондатры;

в) цапли;

г) бобры;

2.С водоёмами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек;

б) цапель, уток;

в) лебедей, тетеревов, сов;

3.Хищниками пресных водоёмов являются:

а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;

б) караси, мотыли, раки;

в) циклопы, прудовики, головастики;

4.Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…

а) это плавает ряска;

б) много микроскопических водорослей;

в) на дне много ила;

3. Работа над новой темой.

Слово учителя.  (Слайд 6)

- В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от

капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски

с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо  знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

-За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)  (Слайд 7)

-Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

                                 Растениеводство

Полеводство                                                Цветоводство

                  Овощеводство               Плодоводство

- В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.   (Слайд 8,9,10)

-Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не  просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи

имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

- И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

- Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство.   (Слайд 11)

-Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы  гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай - ка.  (Слайд 12)

1.Название группы растений по месту выращивания.

2.Что получают из каждого растения.

3. Чем отличаются зёрна.  (Слайд 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

- А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.)  (Слайд 15, 16)

-Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки)  (Слайд 20)

-А изо льна? ( Льняное масло) (Слайд 21)

- Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

-А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

-Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

-Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

- В нашем совхозе «АгроСвет»  выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайд 22,23,24)

-Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

- Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

-Овощи играют огромную роль в питании человека.

-Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.  (Слайд 25)

4. Физкультминутка.  (Слайд 26)

Тара – тара – тара – ра!

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем сеять и пахать

Семена сажать.

5. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27,28,29)

-Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово – ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство.   (Слайд 30)

-О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

-Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи  - в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

-Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради.  (Слайд 32)

С. 68 №1,2,3.

6.Закрепление изученного.

- Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

-Какие отрасли развиты в нашем крае?

7. Игра «Узнай растение».  (Слайд 32)

-Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

1.За кудрявый хохолок                5. В поле – метёлкой,

Лису из норки поволок.               В мешке – жемчугом.

На ощупь очень гладкая,             (Рожь, полеводство)

На вкус, как сахар, сладкая.        6.Расселась барыня на грядке,

(Морковь, овощеводство)         Одета в шумные шелка.

2.На сучках висят шары,              Мы для неё готовим кадки

Посинели от жары.                       И крупной соли полмешка.

(Слива, плодоводство)               (Капуста, овощеводство). 

3.Удивительное солнце,               7.Низок да колюч,

В этом солнце сто оконцев.         Сладок да не пахуч.

Из оконцев тех глядят                  Ягоды сорвёшь –

Сотня маленьких галчат.             Всю руку обдерёшь.

(Подсолнечник, полеводство)  (Крыжовник, плодоводство)

4.Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак, цветоводство)

-Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

8.Тест по теме: «Растениеводство нашего края»

 

9. Подведение итогов урока.

-Назовите отрасли растениеводства.

Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с.201 – 207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с.68 - 70)

Подготовить сообщение о культурном растении  нашего края.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"

Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...

конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"

конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"...