Конспект урока по окружающему миру 1 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Иванова Александра Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_konspekt.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Иванова Александра Сергеевна
Предмет: математика 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Органы чувств
Учебно-методический комплекс урока: Школа России

Цель

Формировать понятие «органы чувств» и показать их значение для организма

Задачи

  •         Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
  •         Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в

парах;

Воспитательные:содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

УУД

Личностные УУД:

- положительное отношение и интерес к изучению человека

  • познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
  • способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– ответственно относиться к собственному здоровью

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей с помощью

учителя;

  • проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
  • осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
  • оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • использовать словари и другую справочную литературу;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать названия органов зрения, обоняния, слуха, вкуса.
  • Работать в паре, с карточкой;
  • Расширять знания об органах чувств.

Личностные:

  • формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье;

  • Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Метапредметные:

  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в

совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Основные понятия

Органы чувств

Исследование Восприятие

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

  • основные
  • Дополнительные

  • оборудование

Учебник «Окружающий мир» 1 кл., рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 кл.

Электронная презентация, наборы для практической работы словарь, карточки для рефлексии

Компьютер, экран, проектор, колонки, стол с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов

Формы урока

Работа фронтальная, самостоятельная, групповая

Приемы деятельности учителя

Постановка проблемных вопросов. Рассказ Опрос по изученному материалу

Диалог, обмен мнениями по поводу органов чувств Подведение итогов

Этапы урока, его цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы и оборудование

Результаты: формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой

учащихся на работу.

Хоровое

проговаривание,

Личностные:

самоопределение.

(Организационный

момент)

Тихо- тихо входит в класс

тишина,

внутренний

настрой на урок.

Познавательные:

Навыки массажа,

Цель:

Говорит нам, что урок

профилактики

мотивировать

начать пора.

Выполняют:

заболеваний

учащихся к учебной

Наши ушки на макушке

Массаж ушей;

деятельности

(массаж ушей)

Поглаживание век;

посредством

Глазки зоркие глядят

создания

(поглаживание век)

эмоциональной

В путь за новыми

обстановки.

открытиями

Приглашают всех ребят!

2.Актуализация знаний

Цель:

- актуализировать учебные знания и

умения, необходимые для

восприятия нового материала;

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет

моего товарища»

- Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я

тоже захотела создать портрет моей знакомой

девочки. Вот он. (картина – портрет, где не чётко прорисовано лицо).

- Что-то не так?

Рассматривают, наблюдают,

сравнивают, анализируют.

- У девочки плохо нарисовано лицо. У неё нет глаз, носа,

рта, ушей.

Картинки с изображением глаз, носа, рта, ушей.

(Слайд 1)

Познавательные УУД:

- Сравнивать

предметы, объекты. Умение находить общее и различие. –

Понимать информацию,

представленную в виде рисунков.

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для

восприятия нового материала.

- Что нежно дорисовать?

На доске учитель

вывешивает картинки- изображения глаз, носа, ушей, рта.

-Что общего у этих частей?

- Можем ли мы их назвать одним словом?

Регулятивные УУД:

  • формулировать и определять тему и цель урока с помощью учителя. Коммуникативные УУД:
  • формировать умения слушать и слышать

собеседника, излагать

свою точку зрения и аргументировать её.

3.Формулирование темы и целей урока

  • Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем

мире?

  • Как и почему их так называют, нам и предстоит

узнать сегодня на уроке.

Ответы учеников, где они определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Запись темы появляется на доске

(Слайд 2)

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать

тему и цель урока с помощью учителя

Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке

-Познакомимся с ……

-Узнаем, для чего….

-Научимся …….

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

4. Открытие детьми нового знания.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для формирования представлений об органах чувств, их значении и функций для

человека.

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

  • Кто такие исследователь? Работа со словарём.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

- Мы тоже можем себя назвать исследователями.

  • Кто же будет предметом нашего исследования?
  • Верно предметом нашего исследования будет человек,

его организм

Ведь, глаза, рот, уши, нос- это всё части организма, его органы.

- Представьте, что мы в научной лаборатории. Я

научный руководитель, а вы – помощники. Чтобы нам

успешно провести исследование, нужно

соблюдать правила работы в группе.

- Люди, которые сами изучают,

исследуют что-то новое.

Исследователь-

тот человек,

который что – то исследует.

Определение на слайде (Слайд 3)

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.

Повторим правила работы в группе.

1. Исследование органа зрения.

  • Закройте глаза. Что у меня в руках? (учитель

держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос).

  • Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

Вывод: Благодаря глазам мы видим и различаем предметы.

Работа в группах.

  • Что же можно увидеть с помощью глаз?

  • После проведенного исследования дадим

Памятка о правилах работы в группе. (Слайд

презентации)

  1. Умей выслушать

одноклассника, не перебивай.

  1. Не согласен- объясни, почему?
  2. Высказывай свое мнение

спокойно, вежливо.

  1. Говори только по делу.
  2. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работают в группах.

Исследуют орган зрения.

Слайд правил работы в группах (Слайд 4,5)

Познавательные УУД:

- использовать различные способы

обработки, анализа и представления информации;

- строить

монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно

определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть вы догадались орган чего? (Орган

зрения)

На доске появляется запись орган зрения рядом с

картинкой – изображением глаз.

- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

( Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лежа, не наклоняться низко при письме, смотреть

телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метров).

- Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.

Формулируют

ВЫВОД:

Благодаря глазам, мы видим и

различаем предметы.

Глаза – это часть организма, то есть орган.

Орган зрения (Проговаривают правила охраны зрения)

- нельзя читать лёжа;

Наклоняться низко при письме;

-смотреть близко телевизор;

Орган зрения - глаз

(Слайд 6)

договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

Личностные УУД: Ответственно относиться к

собственному здоровью

Физминутка для глаз

2.        Исследование органа слуха.

– приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо произносит какую – либо фразу).

  • Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

  • Поиграем в игру «Веришь

– не веришь»: я скажу на ухо нашим помощникам фразу, а вернувшись в

группу, они скажут её вам, и вы в группе должны решить правда это или нет.

(фразы: 1 группа – у

человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький

барабан, 4 группа – у

Выполняют

физминутку для глаз.

- Уши нужны,

чтобы слышать.

Познавательные УУД:

-использовать различные способы

обработки, анализа и представления информации;

- строить

монологическую речь в устной форме

кузнечика уши на коленках).

-повторите фразу, слушаем ваше мнение.

- уши помогают людям ориентироваться в

разнообразном мире звуков. Дайте определение?

Уши – это орган чего? (Орган слуха).

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с

картинкой- изображением ушей.

Физминутка (массаж ушных раковин, «качающееся

дерево» - расслабление позвоночника)

3.        Исследование органа обоняния.

Уши – это орган слуха.

Орган слуха - уши на слайде (Слайд 7)

Познавательные УУД: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать,

классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

- для следующего исследования нам

необходимо поставить опыт с использованием

стаканчиков с крышечкой. Помощники, возьмите по стаканчику.

( стаканчики стоят на отдельном столике)

- Определите, что внутри, не снимая крышечки.

(невозможно)

- нужен новый опыт. При проведении его надо

соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знает, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик)

Опыт № 1.

Оборудование:

4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами:

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берет

стакан с предварительно

На слайде картинка с

изображением носа.

(Слайд 8)

1) духов, 2) лимона, 3) лука,

4) чеснока.

- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

снятой крышкой и, соблюдая

правила работы с известным предметом, определяет, что

находится внутри по запаху.

5 . Первичное закрепление.

Цель: Выявить характерные особенности органов чувств

Вывод: В носовой полости расположены особые

клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние.

На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом

с картинкой – изображением носа.

4. Исследование органа вкуса.

- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.

Формулируют вывод

Носовая полость воспринимает особые запахи.

Исследуют орган вкуса.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы.

Помощники, возьмите их.

(Стаканчики стоят на отдельном столике)

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы

почувствовали?

(Затруднения в ответе)

-Нужно провести еще один опыт.

Опыт № 2.

Оборудование: по 1

стаканчику на каждого ученика с бесцветной

прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной

салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть одного вкуса для всех,

например, так и разных вкусов по количеству групп. Например: 1) сладкая, 2)

солёная, 3) кислая, 4)

минеральная вода с газом.

Проведение опыта: Ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это не возможно. В

результате обсуждения

делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость,

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

  • Попробуйте. Что вы ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

Дадим определение этому органу. (Орган вкуса)

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с

картинкой – изображением рта.

Общий вывод:

  • Вот и подходит к концу наше

исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они,

наши верные помощники?

  • Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу)

Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это

чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое

называют, что было в стакане, т приходят к выводу о роли органа

вкуса.

Язык – орган вкуса.

Используя таблицу, дети

называют органы чувств по порядку.

Язык – орган вкуса.

(Слайд 9)

Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и

различие,

классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

название отсюда следует? (Органы чувств)

- Проверим, верный ли вывод мы сделали. Давайте отгадаем загадки об органах

чувств.

  1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)
  2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят.

(Глаза)3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)

4. У зверушки на

макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

Отгадывают загадки. (Слайд 10)

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

6. Итог урока рефлексия

Цель:

- Зафиксировать новое содержание

урока;

А когда мы придем кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

( Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния –

Рефлексия

Высказывания детей

Продолжи предложение.

Слайд 11

Личностные УУД:

- проявлять способность к

самооценке на основе критерия успешности

учебной

-Оценить результаты учебной деятельности;

- Согласовать

домашнее задание

почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

- Так кто они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем

мире? (Органы чувств)

-назовите их (Хоровой ответ)

Открывается картина с портретом девочки, но уже с нарисованным

улыбающимся лицом.

- На уроке я узнал…

_ Было интересно…

  • Меня удивило…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…

-Я научился…

- Мне

захотелось…

Делают

самооценку своей деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание,

получают

консультацию по его выполнению. (Подготовить

сообщение о любом по выбору органе

чувств) Убирают свои рабочие места.

деятельности.

Выражать доброжелательность и

эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности,

формироватьадекватн ую самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...