Внеклассное занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Сомова Раиса Владимировна

 Данное мероприятие воспитывает любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_po_okruzhayushchemu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по окружающему миру

Тема «По тропинке в лес пойдём»

Цели и задачи классного часа:

      1.Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

      2. Пробудить интерес к лесу и его обитателям.

      3. Познакомить с правилами поведения в лесу и правилами сбора грибов.

     4.Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Оборудование.

     Иллюстрации о лесе и его животных, засушенные листочки разных деревьев для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, плакаты с правилами поведения в лесу, фотографии с видами нашего леса, стенд «Русский лес», высказывания о лесе.

      Ход мероприятия.

Игровая ситуация «Узнай дерево».

Вначале учитель предлагает отгадать загадку.

        

        Богатырь стоит богат,

        Угощает всех ребят,

        Ваню – земляникой,

        Таню – костяникой,

        Машеньку – орешком,

        Петю – сыроежкой,

        Катеньку – малинкой,

        Васю – хворостинкой.

-Так о чём мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей)

- Правильно о лесе.

Галя:    Здравствуй, лес, дремучий лес,

               Полный сказок и чудес!

               Ты о чём шумишь листвою

               Ночью тёмной, грозовою?

                Что там шепчешь на заре,

                Весь в росе, как в серебре?

                Кто в глуши твоей таится?

                Что за зверь? Какая птица?

                 Всё открой, не утаи,

                 Ты же видишь, мы свои!

Учитель: Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка?

- Скажите, а какие деревья растут у нас в лесу?

- А сейчас я буду загадывать загадки о наших деревьях, а вы должны найти и показать на рисунках отгадку.

             . Что же это за девица?

          Не швея, не мастерица.

        Ни чего сама не шьёт

        А в иголках круглый год? (Ель)

(Дети показывают рисунок)

      Ель знакома всем нам с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет. Круглый год ель зелёная. А почему? Да потому, что листок- иголка живёт 2 -3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут

       Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200лет.

        Что за дерево стоит –

        Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

        

        Весной зеленела,

        Летом загорала,

        Осенью надела

        Красные кораллы. (Рябина)

        Стоит Алёна –

        Платок зелёный,

        Тонкий стан,

        Белый сарафан. (Берёза)

  Полюбилась русскому народу белоствольная красавца.

Сколько песен, стихов сложено о ней. Берёза одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. Из берёзы делают мебель, фанеру. А береста, кора берёзы – готовая природная бумага.

        Весной это дерево усыпано, как снегом, кистями белых цветков. А осенью свисают чёрные сладкие плоды – сладкие, вяжущие. Сильный аромат этого растения очищает воздух от микробов. Русский поэт С. Есенин написал о нём знаменитое стихотворение. (Черёмуха)

        А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай дерево по его листку». Эти листочки мы с ребятами осенью собрали в нашем лесу. (Показываю листочки деревьев, дети называют дерево).

Много разных деревьев в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

        Вова:  

             Родился маленький Дубок,

        И я стою и не дышу.

        Родился маленький Дубок,

        Он по колену ландышу.

        Он под защитою травы

        И в землю неглубок.

        Из жёлудя родился

        И в жёлудь бы укрылся –

        В тень листиков Дубок.

Учитель:  Какую роль играет лес в жизни животных и человека?..

(Выслушиваю ответы и соотношу их с высказываниями, которые написаны на плакатах.)

Лес – защитник человека.

Лес – родной дом растениям и животным.

Лес – помощник земледельца.

Лес  - украшение планеты, здоровье людей, радость и              

        отдых.

- Не случайно о лесе говорят:

        Лес – богатство и краса,

        Береги свои леса!

        Враг природы тот,

        Кто леса не бережёт!

 - Как вы понимаете эти слова? Да, лес – это богатство страны. Он нужен  всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных.

 - Какие животные живут в наших лесах?

Сейчас посмотрим, кто из вас лучший знаток диких животных.

«Назови животного»

  1. Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или в дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мохом. К зиме делает запасы, питается орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. (Белка)
  2. Очень ловкий хищный зверёк, «самый маленький хищник» -  называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полёвками. Зимой становится целиком белым. (Ласка)
  3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк)
  4. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают. (Лось)
  5. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
  6. Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  7. Жёлтая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).

Учитель:     Леса охраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Зачем вы ходите в лес, с какой целью? Отдохнуть, полюбоваться с цветами, подышать чистым воздухом, послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц. Каких птиц вы знаете?

  1. Назовите птицу, которая свои яйца в чужие гнёзда подбрасывает. (Кукушка)  А знаете ли вы, что кукушка за час может съесть 100 гусениц?.
  2. Детёныш галки. (Галчонок)
  3. Как стрела летает, мошек поедает. (Ласточка)
  4. Ночная птица. (Филин, сова)
  5. Какая птица бегает по дну реки? (Оляпка)
  6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  7. Птица, у которой голова, шея, крылья и хвост чёрные, а туловище – серое. (Ворона)
  8. Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
  9. Вестник весны. (Грач)

-  Часто мы ходим в лес, что бы полакомиться ягодами. Назовите их.

1. На болотце там и тут капли красные растут. (Клюква)

2. Горят красные кисти, хоть давно нет листьев. Рябина)

3. Горьку ягоду в мороз сладкой-сладкой в дом принёс.      (Калина)  

4. Красненька матрёшка, беленько сердечко,

     На кустах растёт и сладка, как мёд. (Малина)

5. Две сестры – цветом разны.

    На вкус обе прекрасны. (Смородина)

6. Сидит рядом с нами,

    Смотрит чёрными глазами.

    Черна, сладка, мала

    И ребятам мила. (Черника)

-А также в лесу мы собираем грибы.

Галя:  Только я в кусты вошла -

          Подосиновик  нашла,

          Две лисички, боровик  

          И огромный моховик.

          Ёж колючий предо мной

          Пробежал к себе домой.

          Три синички в тишине

          Звонко пели песни мне.

          А подальше забрела –

          Там черники набрала.

          Всё теперь домой несу –

          Хорошо у нас в лесу!

 Учитель:  Давайте вспомним наши прогулки по лесу, посмотрим картинки фотографии. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

      Саша:

        Берегите русский лес,

        Он – источник всех чудес!

        Чтобы всюду зеленели

        Сосны, вязы, липы, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить

 В мир и покой.

 Учитель:   Отгадайте, о чём дальше пойдёт речь?

        Спрятался за пень,

        Шапка набекрень.

        Кто подходит близко –

        Кланяется низко.   (Гриб)

 - А знаете ли вы, что грибы могут заменить мясо? По своей питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны.

 - Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? Отгадайте загадки о грибах и найдите их среди представленных грибов  (муляжи).

 

Розовая сорочка

А волнистая,

С краю оторочка

Да пушистая. (Волнушка)

Рыжие ушки

С лисьей макушки

В траве лежат

Для малых ежат.  (Лисички)

Под осиной мужичок,

На нём красный колпачок.  (Подосиновик)

Был белым комком,

Стал чёрным дымком.  (Гриб-дождевик)

Пришли пареньки,  

Присели на пеньки.

Сидят все гуртом,

Не сгонишь кнутом!  (Опята)

Под берёзой старичок,

На нём бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой.  (Подберёзовик)

  Учитель:    А кто из вас знает, где и какие грибы нужно искать?

Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

    Подосиновик любит сырые осинники. Другие грибы попрятались, не видать. А Этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговка.

    Лисичек особенно много  в сырое лето. Высыпают они ярко-оранжевыми дорожками среди зелёного мха.

     Подберёзовик  ищи под берёзами.

     Сыроежки, как цветы , рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

     Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

   Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

    В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

    Опята – необычайные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

   А самый вкусный и душистый гриб – боровик  (белый гриб). Ножка у него толстая, шляпка мясистая, тёмно-бурая.

 - А где мы будем искать моховики?

        Вова:         Посмотри, зашевелился

        Серый мох у наших ног –

        Моховик на свет явился,

        Попросился в кузовок.

        Я по лесам бродить привык,

        Я жду опять дождя грибного,        

        Когда на свет пробьётся снова

        Едва приметный боровик.

 Учитель:  Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы – боровики? В каких местах они растут? Часто они играют с нами в прятки.

        Саша:        Белый гриб боровичок

        Притаился - и молчок!

        В темноте угрюмой

        Потихоньку думал:

        «Вот попробуй-ка найди,

        Походи да погляди!

        Не найдёшь, не найдёшь,

        Так не с чем и уйдёшь!»

-Вот как рассказала нам о грибной полянке поэтесса

Е. Трутнева.

(Дети читают по очереди о грибах, показывая их)

        Грибочек, грибок,

        Масляный бок,

        Серебряная ножка,

        Прыгай в лукошко!

         Разноцветные поганки

        Сами лезут на полянки.

        Их обходим стороной,

        Нам не нужно ни одной.

        Пучеглазый мухомор

        Боком сел на косогор.

        Нам не нужен мухомор –

        Не пойдём на косогор!

        Полосатые волнушки

        Разбежались по опушке.

        И по шляпке, и по коже

        Все на рыжики похожи.

        Только рыжиково дно

        Каждой складочкой красно.

        А на донышке волнушки -

        Только розовые стружки.

        Рядышком под ёлками –

        Не малы, не велики –

        И лежат, как пятаки,

        Две пригожие синявки,

        Притаились в мягкой травке.

        Их увидеть мудрено –

        Мы разыщем всё равно!

        А во мху, как на подушке,

        Чьё-то беленькое ушко,

        И за ним ещё штук пять…

        Это грузди! Надо взять.

        Под осинами на кочке

        Гриб в малиновом платочке,

        Подосиновиком звать.

        И его придётся взять.

        Точно жёлтые цыплята,

        Разбрелись в бору маслята –

        Снизу донышко под плёнкой,

        Сверху масло в коже тонкой.

        Вот и гриб боровик!

        И красив он, и велик!

        В толстой шапке набекрень,

        Ножка толстая, как пень.

        Солнце стало ниже сосен,

        Мы едва корзинку носим.

        Начала спадать жара –

        Нам домой идти пора.

 - Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

                Галя:        Разноцветные поганки

        Сами лезут на полянки.

        Их обходим стороной –

        Нам не надо ни одной!

        Есть старуха вредная,

        На ней шляпа бледная,

        А нога в ботинке,

        На чулке пестринки.

        Вокруг ворота

        Пораспорото.

        Кто к ней прикоснётся,

        Тот не проснётся.  (Бледная поганка)

-А какие грибы самые нарядные и красивые?

                Галя:        Шапочка атласная –

        Красная-красная,

        Белые горошины

        По верху брошены,

        Ан на ножке белый бант.

        Это что ещё за франт? (Мухомор)

 - Почему так говорят?

        В шапке красной –

        Гриб опасный:

        Полюбуйся, погляди,

        Да сторонкой обойди.

Мы много сегодня говорили о грибах и показывали их. Так вот сейчас  посмотрим, как вы запомнили, какие грибы можно есть, а какие нет. Нужно пойти и собрать грибы. Один грибник собирает съедобные, а другой - нет.

 - А знаете ли вы правила сбора грибов?

Давайте запомним их (читаем с плаката)

  1. Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.
  2. Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.
  3. Не разрывай палкой мох и листву около гриба – можно повредить грибницу.
  4. Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.
  5. Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

 – А каких насекомых вы видели в лесу?

- Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка). Сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?

- А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100г мёда, нужно облететь 1000000 цветков?

- Как вы думаете, стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Несомненно, полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.)

- Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

             Женя:        Здравствуй, милый мой цветок,

        Леса гость весенний!

        Как красиво ты расцвёл

        Здесь, в уединенье!

        Улыбнётся ветерок

        И с тобой играет.

        Солнце целый день тебя

        Весело ласкает.

   Учитель:

     - Какие вы знаете лесные цветы? Правильно, это ромашки, колокольчики, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец колокольчик (показываю названные растения на картинках).

    Настя:          У лесной дорожки

        Цветок на тонкой ножке.

        У самой сердцевинки –

        Свежие росинки.

        Ветер тронет венчик –

        Зазвенит бубенчик!

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся  любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

    Настя:             Если я сорву цветок,        

        Если ты сорвёшь цветок,

        Если все: и я, и ты,

        Если мы сорвём цветы,

        Опустеют все поляны

        И не будет красоты!

  Учитель:   Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие животные и растения стали редкими Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет  - сигнал опасности.

   Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.

   В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

   Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно.  Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти 350 видов животных. Посмотрите на эти картинки: на них изображены животные, которые находятся на грани  исчезновения.

- А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы сейчас увидим по тому, как вы ответите на мои вопросы.

  1. Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца.  Как вы поступите? Почему?
  2. На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  3. После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Теперь вам нужно выполнить следующее задание: соотнесите знаки об охране окружающей природы с соответствующими правилами. (Задание на плакате)

Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём.

Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

От неосторожного обращения с огнём может быть большая беда.

          Наташа:        Чтобы сосны, липы, ели

        Не болели, зеленели,

        Чтобы новые леса

        Поднимались в небеса,

        Их под звон и гомон птичий

        Охраняет друг - лесничий.

          Учитель:  

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.

         Саша:         В лесу я видел огород.

        На грядках зеленели

        Побеги всех родных пород:

        Берёзы, сосны, ели.

        И сколько было здесь лесной

        Кудрявой свежей молоди!

        Дубок, в мизинец вышиной,

        Тянулся вверх из жёлудя.

        Он будет крепок и ветвист –

        Вот этот прут дрожащий.

        Уже сейчас раскрыл он лист –

        Дубовый настоящий.

        Вот клёны выстроились в ряд

        Вдоль грядки у дорожки,

        И нежный лист их красноват,

        Как детские ладошки.

        Касаясь ветками земли,

        В тени стояли ёлки.

        На ветках щёточкой росли        

        Короткие иголки.

        Я видел чудо из чудес:

        На грядках огорода

        Передо мной качался лес

        Двухтысячного года.

Учитель:  Все: и взрослые, и дети – должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.

И в заключение, друзья, давайте все вместе споём песню «Не дразните собак».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"

Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"

Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют  классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....