Окружающий мир "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Нуриева Айгузаль Минсабировна

Урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_svoystva_vozduha.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока

«Воздух. Свойства воздуха»

Цель урока

Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные :

1. определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,

2. знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

3. уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;

4. экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Основные понятия

Воздух

Прозрачный, невидимый

Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство

Воздух необходим всему живому.

Газ

Трудовые действия учителя

Учебно – методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя:

  1. две свечи
  2. мультимедийная установка
  3. проектор
  4. презентация PowerPoint

Для обучающихся:

  1. полиэтиленовый пакет
  2.  колба
  3. стакан с водой
  4.  пустая банка
  5.  банка с кусочком лимона
  6. надувные шарики
  7. трубочки от сока.

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

1.Мотивация к учебной деятельности 

2. Актуализация

знаний и

фиксирование

затруднения в

пробном действии.

Деятельность учителя:

- Девиз урока: «Знаешь – говори,

не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде -

Даже тем, кто живёт в воде....

(Воздух)

Какая тема нашего урока?

Воздух, его свойства.

Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.

- Что вы знаете о воздухе?

(Свободные высказывания детей)

Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому

сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ?

- Как проверить, правы ли мы?

А вы будете учёными-исследователями.

Обратить внимание на орфографию.

- Кто такой исследователь?

- Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.)

Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.

А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер.

Деятельность обучающихся:

Открытие новых знаний.

Будем стараться узнать новое.

Декодирование информации(загадка)

Основной вывод-без воздуха нельзя жить

Поиск информации

(работа со словарем)

Место, в котором проводятся научные опыты.

Найдем определение в толковом словаре.

Исследователи.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Ищут определения в словаре.

3.Выявление места и

Причины

затруднения.

Постановка

проблемы.

- Итак, что такое воздух?

Мы его не видим, но он есть везде

Давайте проведём первый эксперимент:

Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять.

- Легко ли он сжимается?

Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха?

-Пакет можно сжать.

Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался.

Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов.

Заполняем часть кластера

Воздух – смесь газов

Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха?

Какого газа больше всего?

Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов:

Азота –78%

Кислорода – 21 %

Углекислого газа – 1 %

Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку

Поиск информации («Да-Нетки»)

Ответы детей

(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

Органы чувств. вкус запах.

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех (бег на месте)

Побежим скорее в класс

Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)

4.Построение

проекта

выхода из

затруднения.

Открытие новых

знаний.

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воздух?

Разделимся на 3 лаборатории.

(Каждой группе даётся задание на карточках)

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

веществом и его

свойствами.

2. Сделаем выводы.

5.Реализация

проекта. Практическая

часть.

Цель: определить свойства воздуха.

Работа в группах.

1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность.

Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой

Инструкция по проведению опыта.

Есть ли что-нибудь в пробирке?

Потопите пробирку в стакане с водой.

Что вы увидели?

Так что же находилось в пробирке?

Почему мы ничего не видим?

О каком свойстве воздуха это говорит?

(Заполняют свою часть кластера)

2 лаборатория работает над вторым свойством воздуха – легче воды

У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

(Заполняют свою часть кластера)

3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость.

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг)

4 лаборатория работает над свойством - запах.

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим.

Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух.

Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому.

Чем сейчас пахнет?

Сделайте вывод

(Без запаха.)

(Заполняют свою часть кластера)

  • Следующий опыт проводит учитель.

Зажигаю 2 свечи.

Создаю проблемную ситуацию.

-Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт?

Ответы детей.

Вывод (воздух поддерживает горение)

(Заполняем часть кластера)

Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.

Ребята разбиваются на 3 рабочие группы.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха

Вывод: воздух бесцветный и прозрачный

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды

Вывод: воздух легче воды

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона

Вывод: воздух не имеет запаха.

Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод.

Рассуждения.

Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему?

В стакан не поступает воздух.

Вывод: воздух поддерживает горение

6.Первичное

закрепление

с проговариванием

во внешней речи.

- Итак, теперь давайте подведем итог наших

исследований .

- Какое вещество было объектом нашего

исследования?

- Какими свойствами оно обладает?

Свойства воздуха.

Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Перекодировка

информации (составление сводной таблицы)

- В начале урока вы сказали, что жизнь без

воздуха невозможна.

Давайте проведём ещё один опыт:

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

с.48 «Воздух должен быть чистым!»

- Подумайте, что ещё нового вы

из нее узнали?

РАБОТА В ПАРАХ

- Даю каждой паре конверт.

Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха:

(-выхлопные газы автомобилей

- животные

- выбросы из труб заводов

- рыбы

- деревья

- сжигание мусора

- лесные пожары

-птицы)

Проверка задания по образцу.

- Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Ответы детей.

Вывод.

Воздух – самое необходимое

всему живому на Земле,

поэтому

его нужно охранять от

загрязнений

7. Рефлексия

Учебной

деятельности.

8. Домашнее задание

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- - Оцените свои знания на конец урока

На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

- За что себя можете похвалить

I вариант: С50.Проверь себя

II вариант: составь синквейн «Воздух»

Воздух

Прозрачный, невидимый

Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство

Воздух необходим всему живому.

Газ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Конспект урока по окружающему миру:"Воздух" 2 класс. Программа "Школа России"

Конспект урока  по окружающему миру для 2 класса с презентацией...

Приложение к уроку по окружающему миру "Воздух"

Содержание приложения можно включить в урок...

Презентация к уроку окружающего мира Воздух вокруг нас 3 класс

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха...

урок окружающего мира "Воздух"

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Тема: «Воздух и его свойства воздуха».Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской де...