Проект «Времена года» в ГУО классе ГБОУ «Уруссинская школа интернат для детей с ОВЗ»
проект по окружающему миру

Смирнова Алина Расимовна

Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года

      

  

   - Уточнить, расширить представления детей о временах года.

   - Познакомить с признаками времён года.

   - Развивать временные представления

   - Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,

   - Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки

   - Развивать игровую деятельность.

   - Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

   - Развивать эмоциональную сферу.

   - Развивать чувство бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_guo.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года» в ГУО  классе

ГБОУ «Уруссинская школа интернат для детей с ОВЗ»

 

      Актуальность проекта –  Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и детей с ТМНР является отсутствие интереса к окружающему миру, непонимание пространственно-временных отношений. Такие дети живут, как правило, «здесь и сейчас», мало ориентируясь на происходящие изменения в окружающем мире. Тема «Времена года» проходит так или иначе сквозь все предметные дисциплины, давая хороший материал для развития познавательных интересов. В ГУО классе был выбран  проект «Времена года», который опирается на эмоциональную базу, созданную во ГУО классе с помощью посещения интерактивных спектаклей по временам года.

Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года

       

   

   - Уточнить, расширить представления детей о временах года.

   - Познакомить с признаками времён года.

   - Развивать временные представления

   - Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,

   - Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки

   - Развивать игровую деятельность.

   - Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

   - Развивать эмоциональную сферу.

   - Развивать чувство бережного отношения к природе.

 

Продукт проекта: папки на каждое время года (продукт совместной творческой деятельности учащегося с родителем), папка с творческими работами (аппликациями) по временам года.

 

Предмет исследования: осень, зима, весна, лето и их признаки.

Продолжительность проекта: учебный год.

Режим работы: урочное и внеурочное время.

Доминирующая деятельность: игровая, учебная.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.  

Участники проекта: учитель-дефектолог Смирнова Алина Расимовна ученики ГБОУ «Уруссинской школы интернат для детей с ОВЗ» ГУО класса: Демидов Андрей, Добычина Ангелина, Шамсуллина Эвелина, Сибатов Алан, Синагатуллин Аяз

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями: 

. составление плана работы.

. подбор необходимых наглядных материалов, дидактических пособий, игр.

. вовлечение родителей учащихся в проектную деятельность.

. стремление и желание участников проекта.

Этапы реализации проекта:

 

1-ый этап. Подготовительный.

                    2020-2021 уч. год:

   - Создание и просмотр  интерактивных спектаклей: «Театр на ладошке.Осень», «Театр на ладошке.Зима», «Театр на ладошке.Весна»

                     2021-2022 уч. год

 

. Разработка проектного задания (цель проекта, задачи)

. Проведение работы с родителями (беседы по изготовлению творческой папки). Определение срока работы.

. Подбор наглядных материалов, стихов, загадок.

2-ой этап. Реализация проекта.  

. Проведение занятий с детьми познавательного цикла.

. Проведение творческих занятий.

. Защита проектной работы учащимися совместно с родителями.

 

3-ий этап. Заключительный.

 

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Выдача грамот за участие в проекте.

   

         Подготовка проекта началась ещё в 2020-2021 учебном году. Это был период эмоционального восприятия, эмоционального преживания каждого времени года. Регулярные выходы в театр способствовали эмоциональной включённости в происходящее.

Весь учебный материал в 2021-2022  учебном году был построен таким образом, чтобы тема «Времена года» была центральной, особенно по предмету «Живой мир». На  уроках по живому миру и развитию речи подробно изучали времена года по плану:

-Название

- Признаки

-Месяцы

- Растения (что происходит с растениями)

-Животные (что происходит с животными)

- Труд людей

На уроках графики и письма дети выполняли задания по штриховке, обводке, раскрашиванию признаков времён года.

        На уроке математических представлений использовали фигурки для пересчёта: грибы, листья, фигурки диких животных.

       На уроках  творчества мы делали аппликации из бумаги, ваты, пластилина по изучаемым временам года, что очень заинтересовало даже тех детей, которые обычно не проявляют интереса к творческим работам. Все аппликации были собраны в одну папку и были продемонстрированы родителям.

Также специально для проекта были заготовлены раскраски на печатной основе (Художники М. Богуславская, Н. Глушкова, ИД «ЛИТУР», Екатеринбург-2015г)

       Использовались разнообразные дидактические игры, которые проводились на уроках и во внеурочное время:

разрезные картинки, дидактические и развивающие игры по теме «Времена года», тематические пазлы и лото.  

        Для домашней работы было подготовлено большое творческое задание, которое учащиеся выполняли совместно с родителями. Между родителями были распределены темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Дети объединились в пары, на 2 семьи досталось 1 время года, по которому нужно было подготовить творческую папку. Хочется добавить, что родители творчески подошли к этому заданию.

В содержание папок входили следующие пункты:

 План папки по проекту «Времена года. Осень»

  1. Титульный лист
  2. Признаки осени (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы осени
  4. Растения осенью (небольшое описание: грибы, орехи, ягоды калины и др.)
  5. Животные осенью (заяц, белка- линяют, белка делает запасы на зиму- кратко о каждом и картинка)
  6. Птицы осенью – перелётные (3-4 на выбор- краткое описание и картинка)
  7.  Занятия людей осенью (сбор урожая- подробно, уборка листьев)
  8. Осенняя одежда (крупно картинки с подписями)
  9. Осень в картинах русских художников
  10. Стихи и загадки про осень

План папки по проекту «Времена года. Зима»

  1. Титульный лист
  2. Признаки зимы (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы зимы
  4. Растения зимой (небольшое описание)
  5. Животные зимой (заяц, белка, лиса, волк, ёж, медведь 3-4 на выбор, кратко о каждом и картинка)
  6. Птицы зимой
  7.  Занятия людей зимой (расчистка снега, зимние забавы)
  8. Новогодний праздник (атрибуты праздника, фото детей)
  9. Зимняя одежда (крупно картинки с подписями)
  10. Зима в картинах русских художников
  11. Стихи и загадки и о зиме

План папки по проекту «Времена года. Весна»

  1. Титульный лист- крупно: Весна , подходящая картинка, авторы проекта.
  2. Признаки весны (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы весны
  4. Растения весной: почки, первые цветы (2-3), листья, цветущие деревья и кустарники (сирень, черёмуха и т.д-2-3 на выбор -небольшое описание)
  5. Животные весной (появление потомства, 4-5 детёнышей крупно с подписями)
  6. Птицы весной
  7.  Занятия людей весной (сажают рожь, пшеницу, семена овощей)
  8. Весенние праздники (атрибуты праздника, фото детей)
  9. Весенняя одежда (крупно картинки с подписями)
  10. Весна в картинах русских художников
  11. Стихи и загадки и о весне

План папки по проекту «Времена года. Лето»

  1. Титульный лист
  2. Признаки лета (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы лета
  4. Растения летом: цветы (роза, ромашка, василёк), ягоды (земляника, малина и др. 3-4 на выбор) - небольшое описание
  5. Животные летом: крупно с подписями кто где живёт в лесу: белка в дупле, лиса в норе, медведь в берлоге и т.д.
  6. Птицы летом: выращивают птенцов- небольшое описание
  7.  Занятия людей летом (отдых, уход за огородом)
  8. Летняя одежда (крупно картинки с подписями)
  9. Лето в картинах русских художников
  10. Стихи и загадки и о лете

         В середине мая учащиеся вместе с родителями защищали свои проектные работы, это проходило очень интересно, дружно и познавательно. Учащиеся по 2 человека с родителями выходили к доске, они демонстрировали свою папку и рассказывали о своём времени года. Было видно, что родители дома готовились к этому выступлению со своими детьми. Каждая семья ответственно подошла к этому заданию, папки получились красочными, творческими, очень познавательными и доступными для наших учеников. Следует отметить, что к проекту подключались и остальные члены семьи (братья, сёстры, бабушки, няни). Теперь каждую из этих папок можно использовать на уроках как методическое пособие по дальнейшему изучению времён года в последующих классах.

Все участники проекта получили грамоты. Дети с удовольствием выходили их получать, рассматривали и показывали родителям.

Проект в полной мере достиг поставленных целей и задач, в дальнейшем можно планировать углубление и расширение тем.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Времена года. Осень пришла"

Урок - проект "Времена года. Осень пришла"...

Проект "Времена года"

Цель проекта: изучить особенности живой и неживой природы  в разные времена года, создать Календарь природы....

Проект "Времена года. Осень"

Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Проект "Времена года" для начальной школы

Проект "Времена года" для начальной школы....