ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по окружающему миру на тему: «Какие бывают растения», УМК «Школа России», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Позолотина Лидия Олеговна

Формирование представлений о многообразии растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по окружающему миру на тему: «Какие бывают растения»,

УМК «Школа России», 2 класс

Подготовила учитель начальных классов

МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ

Позолотина Лидия Олеговна

2021г

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

на тему: «Какие бывают растения»,

УМК «Школа России», 2 класс

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование представлений о многообразии растений.

Задачи: 

- образовательные: ознакомить  с древесными  и травянистыми  жизненными  формами  растений, классификацией  травянистых  растений; научить различать травянистые  и древесные  жизненные  формы  растений по их внешним  признакам,  распознавать растения края;

- развивающие: развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира; развивать умение работать в группе; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- воспитательные воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Формируемые УУД:

- личностные УУД: готовность и способность, обучающегося к саморазвитию; формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций;

- регулятивные УУД: целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно; составление плана и последовательности действий;

- познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

- коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное; взаимодействие; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран; для учащихся: учебник, тетрадь, конверты с карточками.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1. Организационно-мотивационный этап

Цель: включение в деловой ритм.

Подготовка рабочего места к работе.

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Средства: языковые.

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

1. Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

2. Настраивает учащихся на урок.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке.

- Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы. Хочется надеяться, что сегодня вам удастся в полной мере показать всё, на что вы способны.

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.

2. Ориентировочный этап

Актуализация знаний по пройденному материалу.  

Фиксация затруднений в деятельности.

Средства: языковые, наглядные.

Результат: повторение пройденного материала,

Выявление затруднений в его усвоении.

Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Уточняет понимание задания учащимися.

- Ребята давайте вспомним, на какие 2 группы делится наш окружающий мир? (рукотворный мир и природа)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

-Приведите примеры не живой природы.

-Приведите примеры живой природы.

-На прошлом уроке мы с вами говорили о воде.

-К какой природе у нас относится вода?

- Почему загрязняется вода?

-Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь охране воды?

-Какое значение имеет вода для животных, растений и для людей?

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда именно, вы узнаете, ответив на вопросы.

1.  Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

2. Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

3. Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай?

4. В белой юбочке стоит,

Про любовь секрет таит:

Может скажет, иль промашка —

Погадай-ка нам.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Отгадывают загадки.

3. Рассматривают слайды с ответами.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия .

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:
самооценка на основе критериев учебной успешности.

Познавательные УУД:  производить контроль результатов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Целеполагание.

Средства: ИКТ (слайды презентации).

Результат: формулирование темы и цели урока.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

1. Организует формулирование темы урока.

2. Организует целеполагание к уроку.

- Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о растениях)

-Давайте откроем учебник на с. 56 и прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

- Какие задачи поставим перед собой? Что узнаем и чему научимся?  

 (познакомимся с видами растений, научимся их различать)

- На какой вопрос мы должны ответить? (Какие бывают растения)

1.Формулируют тему урока.

2. Определяют задачи урока.

Личностные УУД: проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4. Поисково-исследовательский этап.

Организовать самостоятельное творческое исследование для получения нового знания.

1. Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний.

2. Выявить места и причины затруднений.

3.  Организовать условия для открытия учащимися новых знаний.

4. Реализация построенного проекта.

Беседа по уточнению знаний.

Средства: наглядные  ИКТ (слайды презентации).

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

.

Фронтальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2.Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся.

3. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

4. Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся.

- Чтобы решить все поставленные задачи мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку:

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в … (Лес)

-Поднимите руки те, кто бывал в лесу.

-Какие растения вы там видели?

-Как вы думаете, все растения, которые вы назвали, они одинаковые?

-Чем они отличаются друг от друга?

- Можно ли разделить их на группы?

- На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники и травы)

- Интересно, а чем эти группы отличаются друг от друга.

- Чтобы узнать, чем деревья отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Арины:

Арина:

1)  - У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

2)  - Деревья бывают лиственные и хвойные.

3)  - Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки. Это: липа, береза, дуб, осина, клен, ольха.

 4)  - А у хвойных листья в виде иголочек. Например: это ель, кедр, сосна и пихта.

- Спасибо Арина, садись.

- А какая у нас 2 группа растений? (кустарники)

- Чтобы узнать, чем кустарники отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Константина:

Константин:

 1) - Вторая группа растений – это кустарники.

2)  - У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.

3)  - Кустарники бывают декоративные и плодовые.

К декоративным кустарникам относятся: сирень, гортензия и жасмин.

К плодовым: смородина, малина, шиповник.

- Мы с вами дошли до последней группы растений. И это … (травы)

- Про травы нам расскажет Ксения.

Ксения:

1)

2)  - Травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев тем, что у травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.

3)  - Травы бывают ядовитые и лекарственные. К ядовитым относятся: борщевик, вёх ядовитый, белена, вороний глаз, дурман.

4)  - Лекарственные травы это: подорожник, мать-и-мачеха, ромашка и крапива.

1. Отгадывают загадки.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации.

4. Отвечают на вопросы учителя.

5. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности; проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной форме; формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Физминутка

Снять физическое и интеллектуальное напряжение.

Игра.

Спортивные упражнения.

Фронтальная

Предлагает нескольким учащимся организовать и провести знакомую физминутку.

- Ребята я вижу ваши глазки устали смотреть на экран.

 «По тропинке в лес шагаем»

По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД:  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь, выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников.

5. Практический этап.

Организовать применение полученных знаний и умений в измененной ситуации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включение нового учебного материала в систему знаний и повторение.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Организовать осмысление процесса и результата деятельности.

Средства: наглядные.

Упражнения.

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

Индивидуальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2.Выдает задания.

3. Организует проверку задания.

4. Предлагает выполнить работу.

5. Организует проверку задания.

- Мы с вами отдохнули, теперь садимся на места.

- Давайте вспомним рассказы.

- Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель)

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

- Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради.

- Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (заполнить пропуски)

- Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (лиственные)

- Запишите это слово вместо пропуска.

- Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (хвойных)

- Запишите это слово вместо пропуска.

- Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу.

- Задание делаем самостоятельно, на оценку.  Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты.

- Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой.

- Какие растения записали в группу деревьев?

- Какие растения записали в группу кустарников?

- Какие растения записали в группу трав?

- Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5.

-  Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4.

- Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3.

1. Отвечают на вопросы учителя..

2. Выполняют задания.

3. Проверяют выполненную работу (осуществляют самоконтроль)

4. Выставляют оценки в тетрадях.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль

6. Рефлексивно-оценочный этап

(5 мин.)

Обобщить и сделать выводы по результатам работы на уроке и выполнению поставленной цели.

Беседа

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формальная оценка.

Средства: языковые.

Фронтальная

1. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.

2. Оценивает работу детей на уроке.

- Давайте повторим пройденный материал.

- Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель)

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

– Оцените свою работу на уроке.

- Поднимите зеленый смайлик, если вам было все понятно и вы с легкостью выполняли задания.

- Поднимите желтый смайлик, если у вас остались вопросы по теме и возникли трудности с заданиями.

- Поднимите красный смайлик, если вам было очень трудно выполнить задания и тема была сложной.

1. Высказывают свои мнения, повторяют термины.

2. Формулируют выводы по изученному на уроке материалау.

3. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; интересоваться чужим мнением.

Регулятивные УУД: соотносить результат действий с составленным планом.  Познавательные УУД:  умение формулировать новые знания.

Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний.

7. Инструктаж к выполнению домашнего задания.

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Беседа.

Средства: языковые.

Фронтальная

1. Дает домашнее задание.

2.Объясняет суть домашнего задания.

- В рабочей тетради на с. 39 № 1. Вам нужно схематически нарисовать дерево, кустарник и травянистое растение.

1.Воспринимают информацию.

2.Осознают и фиксируют информацию.

2. Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД:

осознанно владеть общими приёмами словообразования.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения.

Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач

8. Подведение итогов урока

Подвести итоги проведенного урока.

Беседа. Средства: языковые.

Фронтальная.

Анализирует оценки, выставленные ребятами, приводит свои аргументы.

Благодарит учащихся за работу и заканчивает урок.

- Все большие молодцы, оценки вы свои получили. Поставьте их в дневники.

Воспринимают информацию.

Осознают и фиксируют информацию.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какая бывает промышленность» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"

Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме" Какой бывает транспорт?"

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Какой бывает транспорт?" для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Какой бывает транспорт?" 22.12.2021

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Жизнь города и села». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возра...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?"

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...