Конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Конспект урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: Что такое деньги?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:  Агапитова Валентина Игоревна

Учебный предмет: окружающий мир        

 Дата: 14.03.2019                   Класс: 3          

УМК:  Школа России                                    

Тема урока:   Что такое деньги?

Тип урока: комбинированный

ФОУД: коллективная, парная  

 Цель урока: создание благоприятных условий для ознакомления и осмысления информации о роли денег в экономике

Задачи:        

  1. Предметные

- закрепить понятия: товар, услуги, труд;

- формировать представления о деньгах, как особом товаре; различных денежных единицах;

- формировать понятия: обмен, ба́ртер, купля-продажа,  цена, сбережения, деньги, денежные единицы;

           2.  Метапредметные

          а) познавательные

- развивать  умение поиска и анализа информации с использованием рисунков;

- развивать умение работать с текстом как источником информации;

- развивать умение применять операционные действия: узнавание объектов при повторном восприятии информации о них, понимание, анализ, обобщение, сравнение;

б) коммуникативные

 - развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

 - точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию;

 - развивать умение слушать и слышать учителя и учеников класса;

- развивать умение уважительно принимать мнение других;

- развивать  умение сотрудничать;

                    в) регулятивные

- развивать умение организовывать  собственную деятельность;

- развивать умение оценивать свою работу и  работу учащихся класса;

             3. Личностные

- развивать  особенности личности – самостоятельность, дисциплинированность, память, наблюдательность, любознательность, внимание;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка,  поведение, качества - готовность помогать другому;

- формировать умение переносить теоретические знания в реальную жизнь;

- формировать уважительное отношение к труду людей.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь,  мультимедийная презентация, карточки – монет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Водная часть
  1. Организация класса

Цель:  мобилизация внимания учащихся.

- Ребята, встали у своих мест ровненько, красиво. Я посмотрю на вас, глазки на меня.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Здравствуйте,  ребята, меня зовут Валентина Игоревна и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

- Проверим свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки.

- Тихо сели девочки, ещё тише сели мальчики.

- Ребята, посмотрите на меня, я хочу убедиться в том, что вы готовы работать, сидим - спинка ровная, расстояние между партой и грудью кулачок.

     2. Актуализация знаний

Цель:  освежить в памяти учащихся имеющиеся знания,  чтобы связать  новый материал с ранее изученным.

- Ребята, скажите какой большой раздел вы изучаете на протяжении нескольких уроков?

- Ребята, скажите что такое экономика?

- А, назовите отрасли экономики?

- Найдите в классе предметы (явления), изготовленные разными отраслями промышленности.

- Ребята, скажите, а как у вас появилась одежда, обувь?

- А купили, что?

- Хорошо, молодцы!

- Значит различные виды промышленности производят товары!

- Ребята, а чтобы у вас дома было тепло, свет, вода, что делают ваши родители для этого?

- А оплачивают что?

-Хорошо, молодцы!

       3. Постановка проблемной ситуации

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Смотрите внимательно, слушайте, потом мы его обсудим, я вам задам вопросы.

- Ребята, мы посмотрели мультфильм. А кто был главный герой?

- Кто автор этого произведения?

- Ребята вспомните первые строки этого произведения?

- Ребята, скажите, каким образом Муха приобрела самовар?

- Верно, молодцы!

- Ребята, а что значит купила?

- Хорошо, умницы!

- Ребята, как вы думаете о чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

- Кто сформулирует тему  нашего урока?

- Ребята, как вы думаете, какая цель нашего урока?

- А какие ещё вопросы вы зададите к уроку?

     II. Основная часть

     4. Открытие нового знания

Цель: формирование новых знаний, УУД.

-Ребята, скажите, как вы думаете всегда ли были деньги?

- Верно, молодцы!

- История денег берет начало от времени существования древних племен. Но деньги тех времен существенно отличались от денег современных. Это были скорее не деньги, а средства обмена. Так, например, в скотоводческих племенах деньгами был скот, в поморских поселениях деньгами была рыба, которую обменивали на столь необходимые для племени хлеб и мясо. Известно, что у разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег:

  • в Мексике деньгами были какао-бобы;
  • в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей;
  • у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины;
  • племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие.

Кое-где деньгами служили зерно или соль. Использование товаро-денег позволяло обмениваться ими с другими племенами или использовать по назначению в своем хозяйстве. Но они были крайне неудобными в использовании. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа.

- Сейчас я проверю, как вы внимательно меня слушали. Вы поработаете в парах. У вас на партах лежат картинки. Вам нужно будет в парах  обсудить и ответить на вопрос: Что раньше люди использовали вместо денег?

- Но прежде, чем начать работать вспомните правила работы в парах?

- Проверим. Верно, приступаем к работе.

- Пара, которая будет готова, покажет свою готовность.

- Ребята, вы обсудили и ответили на вопрос в парах. Послушаем ваши ответы на вопрос: Что раньше люди использовали вместо денег?

- Верно, умницы!

- Ребята, за одного барана можно было получить 2 топора или 4 кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей медведя – лодку или пару быков. Позже, самые ценные предметы (сушёная рыба, шкурки зверей, морские раковины) служили средством расплаты за что-либо, то есть служили деньгами.

-Ребята товары появляются каждую секунду. Как вы думаете, что же происходит со всеми этими товарами дальше?

- Ребята, как бы вы другими словами заменили. Нам товары продают, а мы их покупаем, что мы делаем в этот момент?

- Верно, молодцы!

- Ребята, откроем учебник на странице 66.  Прочитаем первые два абзаца.

- Назовите два способа обмена?

- Что такое бартер?

- Верно, молодцы!

- Приведите пример ба́ртера.

5. Физкультминутка  

Цель: ослабление наступающего утомления с помощью активного отдыха детей (изменение деятельности)

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

- Замечательно, умницы!

- Прочитайте третий и четвертый абзац.

- Скажите, что такое купля- продажа?

-Верно, молодцы!

- Ребята, а что такое деньги?

-Хорошо, молодцы!

- А что такое цена товара?

- Прочитайте, пятый и шестой абзац.

- Что служило деньгами в древности?

- Хорошо, молодцы!

- Ребята, а как называются металлические деньги?

- А как называются бумажные деньги?

- Верно, молодцы!

- Ребята, назовите денежные единицы разных стран.

-Хорошо, умнички!

-Прочитайте последний абзац.

- Скажите в качестве чего люди получают деньги?

- Верно.

- Ребята, найдите корень в слове заработная?

- А что такое работа?

- То есть деньги получили за что?

- Ребята, а труд бывает очень тяжелым.

- Что называют сбережением?

- Ребята, а зачем нам нужны деньги?

     

- Ребята, у вас на партах лежат монеты. Возьмите их.

- Рассмотрите. На каждой монете есть лицевая и оборотная сторона. Лицевая сторона – это та сторона, где изображён орёл. А оборотная сторона – на ней указан номинал монет.

- Ребята, скажите, что вам известно о таких словах как «номинал» и «легенда»

- Итак, какие составные части имеет монета?

- Верно, молодцы.

- Найдите, части монет.

- Проверим, молодцы!

- Ребята сейчас вы прослушаете сообщение, которое подготовил Максим. Слушаем внимательно, будьте готовы отвечать на вопросы.

- Скажите, могу ли я приобрести товар в другой стране на наши деньги? Почему?

- Что для этого надо сделать?

-  Какие денежные единицы, кроме рубля вы запомнили?

- Хорошо, умницы.

     7. Физкультминутка  

Цель: ослабление наступающего утомления с помощью активного отдыха детей (изменение деятельности)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Монетки видно, не нашёл

Чтоб монетки нам достать

Надо на носочки встать

С кустика монетку достать,

Закопать их в поле редко

Чтоб выросли они.

Выполняют движения.

     8. Первичное закрепление (текущий контроль)

- Представьте себе, что мы с вами попали на мини-рынок. Кто из вас был на рынке? Что это такое?

- Мне нужно 2 продавца и 10 покупателей.

- Задача для всех одинаковая: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой, но условия будут разными.

1 гр. ребят попала на 1 рынок, где нет денег, только товары.

(1 группе даны только товары в избытке (карандаш; ручка, тетрадь; ластик, линейка, фломастер, книга)

2 гр. ребят попала на другой рынок, где можно пользоваться деньгами.

(2 группе даны деньги, товар, цены (карандаш – 2 руб,, тетрадь – 4 руб., книга – 100 руб., ручка – 10 руб., ластик – 1 руб., фломастер - 5 руб. Шесть покупателей, им даны деньги)

-Итак, удачных покупок!

Вопрос к первой группе:

- Вы приобрели товар? Как вы его получили?

- т. е один товар обменяли на другой товар, который вам необходим.

-- Спасибо. Вопрос ко второй группе: Как вы приобрели товар?

-  Поднимите руку, кто покупал? Что вы отдавали?

-  А кто продавал? – Что вы отдавали?

- Что общего в обоих случаях?

-Как называется такой обмен?

- Какой из них удобнее? Почему?

- Когда возможен такой обмен?

- Могу ли я утверждать, что деньги = товару?

-Сделаем вывод. Что же такое деньги?

-Что это такое «услуги»?

- Итак, на смену натуральному обмену товаров (бартеру) пришли деньги, как вы уже убедились, что они удобны. И люди давно поняли, что необходима денежная единица, которая будет служить платой за любой товар.

- Как называются деньги, которыми мы пользуемся сейчас?

- Верно, молодцы!

     9 . Закрепление изученного материала

Цель:  систематизация и обобщение изученного материала.     

- Ребята, откроем рабочую тетрадь на странице 44, выполним задание номер один.

- Проверим.

- Хорошо, молодцы!

- Найдём на странице 45 задание 3, выполните его в парах.

- Проверим.

- Молодцы!

    III. Заключительная часть

    10 . Домашнее задание

Цель:  объяснение, ЧТО и КАК выполнять.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Учебник страница 66-70 хорошо знать, уметь отвечать на вопросы, рабочая тетрадь страница 45 номер 4, страница 46 номер 5.

     11. Итог урока

Цель: определение результативности деятельности учащихся

- Ребята, скажите, что такое деньги?

- Верно.

- Что нового вы узнали о деньгах?

- Как вы думаете будут ли деньги меняться?

     12. Рефлексия

Цель:  личностное осмысление и оценка отношения к своей деятельности на уроке  и деятельности других учащихся.

- Ребята в завершении нашего с вами урока, мы проведем графический диктант, после его написания, оценим свою работу. У вас на партах лежат листочки, возьмите их.

- Если высказывание верное, поставь знак «+», если неверное, поставь знак «-». Слушаем внимательно.

1. Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения? (-)

2. Плата за работу – это заработная плата? (+)

3. Деньги, которые откладывают на будущее – это сбережения? (+)

4. Надпись на монете называется легендой? (+)

5. Монета имеет лицевую, оборотную стороны, номинал и легенду?(+)

- Проверим.

- Поднимите руку кто не допустил ошибок?

- Молодцы, вы работали на уроке активно, были внимательны.

- Поднимите руку кто допустил 1 ошибку?

- Хорошо, вы работали на уроке хорошо, но были не совсем внимательны.

- Поднимите руки кто допустил больше ошибок?

- Вам нужно быть внимательными на уроке, лучше работать.

- Встали. Урок окончен.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы полным ответом

Чему учит экономика

Экономика –это искусство ведения домашнего хозяйства.

Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля.

Свет, тепло- электроэнергетика, пластмассы – химическая, одежда, обувь – легкая, компьютер, проект, принтер  - электронная и т.д.

Нам купили родители.

Товар

Работают и зарабатывают деньги.

Оплачивают

Коммунальные услуги

Муха Цокотуха

Корней Иванович Чуковский

Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо, Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар.

Она его купила.

Заплатила деньги.

О деньгах.

Деньги.

Узнать, что такое деньги.

Ответы детей.

 

Нет.

Не перебивать друг друга, делать все вместе, выслушивать мнения других и т.д.

Племена обменивались между собой скотом, продуктами, мехами, тканями.

Их продают и покупают

Обмениваемся

Ба́ртер, купля- продажа.

Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие.

Один завод изготавливает цемент, а ему нужны кирпичи. Работники завода находят предприятие, которое производит кирпичи, но нуждается в цементе. И они меняются.

Купля-продажа – это такой обмен в котором участвуют деньги.

Деньги- это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Количество денег, которое мы заплатили за одну вещь, один товар.

Морские раковины, шкурки животных

Монеты

Банкноты

Россия – рубль, США- доллар, в странах Европы – евро.

Люди получают деньги в качестве заработной платы.

Работ

Труд

За труд

Деньги, которые человек откладывает на будущее.

Деньги определяют ценность товара,  нужны для купли – продажи, являются средством накопления.

Номинал – это её достоинство (1, 2, 5, 10 рублей)

Легенда – это надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета.

Номинал, легенда, лицевая, оборотная сторона.

Нет. В каждом государстве своя валюта.

 

Обменять на деньги данного государства.

Евро, доллар, юань, фунт, крона,  ранд, песо, юань.

Маленькое предприятие, где продают товар.

(выходят участники игры)

(ребята совершают покупки)

Обменялись.

Купили.

Деньги.

Товар.

Произошёл обмен.

Бартер и купля-продажа.

Купля – продажа. Легче.

Когда есть деньги.

Да.

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

 Плата за труд.

Рубли.

Выполняют задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Особый товар, который можно обменять на любые другие товары.

Ответы детей.

Да, они сейчас уже выпускаются в виде пластиковых карточек.

Выполняют графический диктант

Поднимают руки

Поднимают руки

Поднимают руки

11.30 – 11.31

11.31 – 11. 36

11.36- 12.00

12.00- 12. 01

12.06 – 12. 10

12. 11

12.12- 12. 13

12.13-12.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...