Коллективное творческое дело (КТД)
план-конспект занятия (4 класс)

Галина Петровна Егорова

Тема КТД: «Экология и человек »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коллективного творческого дела (КТД)

Тема КТД: «Экология и человек »

Вид КТД: познавательное, общественно-полезное.

Класс: 4 «А»

Цели:

Воспитательнаясоздание условий  воспитания патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формирование негативной нравственной оценки к нарушителям природы; желание делать поступки на благо природы;  развитие дружеского сплоченного коллектива,  умение сотрудничать в  командах, демонстрировать свое творчество, инициативу.

Обучающая–  расширение  представлений  детей об экологии как науки, её истории и развитии,  законах и особенностях; углубление знаний школьников о заповедниках России, Красной книге; формирование исследовательских умений у младших школьников, поиска необходимой информации по теме КТД.

Развивающая – развитие познавательных интересов школьников, психических процессов: внимание, память, мышление; формирование самостоятельности и творческих способностей коллектива.

Этапы работы над КТД

1 этап. Выбор временной инициативной группы.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас пройдет мероприятие, которое называется КТД.

-Знаете ли вы, что такое КТД? (нет).

- Тогда давайте вспомним с вами. Есть ли у вас предположения? ( это совместная работа в группе).

- Вы все верно сказали. КТД- это коллективное творческое дело, при котором вы должны проявить заботу об улучшение общей жизни и  действия на общую радость и пользу.

-Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы организовать это мероприятие? (нужно определить  ребят, которые будут организовывать и проводить это дело ).

- Правильно, мы должны выбрать временную инициативную группу (ВИГ). (выбор групп по желанию).

- Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать участники временной инициативной группы? (они должны быть дружными, понимающими, самостоятельными и организованными).

-Верно.

2 этап.Планирование мероприятия.

- Коллективное творческое делобудет проведено в учебном  кабинете 13 апреля.

-Прежде всего, вам необходимо распределиться по группам с кем вы будете вместе работать.  Сядьте по группам. (распределение ролей: временная инициативная группа учащихся делиться на шесть подгрупп).

- Теперь вам следует  придумать название группы и выбрать командира-лидера.

-  Озвучьте названия своей группы и его командира.

- Временная инициативная группа, состоящая их 6 подгрупп, готова. Теперь всем следует предложить задания, которые могут быть представлены в данном деле (ребята предлагают, студенты записывают на доске в столбики)

- Итак, все молодцы, теперь нам необходимо распределить задания по микрогруппам. Для этого по очереди каждая группа выбирает из списка только одно задание (осуществляется выбор заданий).

-В результате выбора заданий группы будут готовить следующие задания:

1- подгруппаучащихся: викторина, рисунки, презентации;

2- подгруппаучащихся:  пословицы ,информацию о Красной книге и инсценирование;

3- подгруппа учащихся: правила и историю происхождения экологии.

4- подгруппа учащихся: стихотворения, загадки и песни.

5- подгруппаучащихся :конкурсы и историю заповедников.

6- подгруппаучащихся :плакат, исследование, знаки.

- Ребята, вам необходимо эти задания распределить между членами ваших групп. В ходе подготовки к проведению КТД вам будут оказывать помощь студенты:

1- подгруппа учащихся готовит викторины, рисунки, презентации;

2- подгруппа учащихся готовит пословицы, информацию о Красной книге и инсценирование;

3- подгруппа учащихся готовит правила и историю происхождения экологии.

4- подгруппа учащихся готовит стихотворения, загадки и песни.

5- подгруппа учащихся готовит конкурсы и историю заповедников.

6- подгруппа учащихся готовит плакат, исследование, знаки.

3 этап. Подготовка к мероприятию.

Дети каждой подгруппы осуществляют поиск, отбор и систематизацию нужной информации в соответствии с полученным во время планирования заданием: собирают материал о экологии.

Затем, в назначенный срок собираются вместе со студентами, которые закреплены за определенной подгруппой учащихся и проверяют их готовностьк проведению мероприятия.

5 этап: Проведение мероприятия.

Этап

Деятельность учителя и учеников подгрупп

Примечание

Орг. момент

Добрый день, дорогие ребята! Вот и наступил день, к которому вы готовились целую неделю. Несмотря на погодные условия и другие текущие обстоятельства, мы видели ваше стремление и активность в подготовке КТД.
Сегодня мы поговорим об экологии, ее влиянии на человека и, наоборот, узнаем, как же человек влияет на экологию. Предлагаем начать наше коллективное творческое дело ребятам 3-подгруппы с истории экологии как науки.

Основная часть

3-погруппа

История экологии как науки:

4-погруппа

Стихотворение:

 «Мы экологами стали»

Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.

Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры 
Будем младшим прививать

Чтоб деревья и цветы
Город украшали,
Чтобы этой красоты 
Люди не ломали.

Со своих дворов начнём,
Мусор быстро соберём.
Стёкла битые кругом,
Не походишь босиком.

Грабли, вёдра и лопаты 
Разобрали все ребята.
Навалились на дела,
И работа в ход пошла.

Клумбы новые разбили,
Маргаритки посадили.
Чтоб деревья не грустили,
Их водою напоили. 

Тут же к нам со всех концов
Прилетело сто скворцов.
Ищут корм своим птенцам
И разносят по домам.

Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что "зелёными" все стали!

6-погруппа

Исследование:

1-погруппа

Викторина:

3-погруппа

Правила:

6-погруппа

Знаки:

5-погруппа

История заповедника:

2-погруппа

Пословицы:

Пословицы об охране животных и охраны природы( на слайде):

  • Птичьих гнезд не разоряй, птицам всегда помогай;
  • Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить;
  • Враг природы тот, кто ее не бережет;
  • Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу;
  • Птиц, зверей оберегай, никогда не обижай.

1-погруппа

Презентация:

2-погруппа

Красная книга:

« Охранники природы»

Красная книга — это сигнал бедствия, призыв к активному действию в защиту живой природы. Она рассматривается как научно обоснованная программа практических мероприятий по спасению редких видов и должна способствовать выработке для каждого вида конкретных, наиболее эффективных мер защиты.

Списки видов Красных книг постоянно корректируются: одни виды исключаются, когда опасность их уничтожения миновала, другие включаются по мере поступления сведений о сокращении их численности и площади ареала. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.) включение вида растения или животного в Красную книгу означает повсеместное изъятие данного вида из хозяйственного использования и торговли

Категории красной книги

Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) составлена Красная книга всей планеты в пяти томах: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Растения». Виды, включённые в неё, подразделяются на пять категорий: ( слайды с каждым представителем из тома)

  • исчезающие (требуются специальные меры по их спасению);
  •  сокращающиеся (численность их быстро и неуклонно падает);
  •  редкие (не находящиеся под прямой угрозой исчезновения, но сохранившиеся на ограниченных территориях в небольшом количестве);
  •  неопределённые виды (сведения о состоянии их популяции пока недостаточны, но есть опасность их исчезновения);

 восстановленные виды (ранее относились к категориям исчезающих или редких видов, но теперь благодаря мерам по охране численность их восстановлена).

Региональные Красные книги

В рамках отдельных государств созданы региональные Красные книги. Первое издание Красной книги СССР вышло в 1978, второе — в 1984 году. Красная книга России состоит из двух томов: первый посвящён животным, второй — растениям. По состоянию на 1 ноября 1987 года в неё занесены 533 вида растений (17 — грибов, 29 — лишайников, 10 — папоротниковидных, 22 — моховидных, 11 — голосеменных и 440 — покрытосеменных) и 414 видов животных (13 — кольчатых червей, 44 — моллюсков, 3 — ракообразных, 94 — насекомых, 39 — рыб, 8 — амфибий, 21 — рептилий, 123 — птиц и 65 — млекопитающих).
Кроме того, создаются Красные книги субъектов Федерации, республик, областей. В 74 субъектах РФ имеются Красные книги.

5-погруппа

Конкурсы:

4-погруппа

Загадки:

1.Предметы природы, которые дышат

Растут, размножаются, бегают, слышат,

Могут ходить и вертеть головой, —

Это предметы природы... (живой)

2.Если Луна Солнца свет закрывает,
То на Земле темнота наступает.
И это вот явление
Зовем мы все… (затмение)

3.Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)

4. Это облако темного цвета,
Зимой может быть и летом.
Когда оно в небе явится,
Что-нибудь да случается.
Может снег вдруг пойти, град.
Отчего? Кто же в том виноват?
Погода без облака лучше,
Ведь темное облако — … (туча)

5. Вода испаряется из водоема,
Потом выпадает на землю дождем.
Она попадает в моря и озера
И вновь испаряется солнечным днем.
Это явленье — движение вод —
В природе зовется… (круговорот)

1-погруппа

Рисунки:

2-погруппа

Инсценировка:

Инсценирование:

В1

-Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,

А будущее нас не простит. (Звучит мелодия из фильма Терминатор-2.)

Голос за кадром:

-2148 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 50 раз. В связи с этим каждый житель планеты получил специальный электронный ключ, по которому он мог получить свою суточную норму - 350 мл воды. (На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции в форме (парень и девушка). На столе у них стоит ноутбук. Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому два электронных ключа (флешки). Полицейский проверяет ключи, вставляя их в ноутбук.)

Полицейский (обращаясь к раздатчику):

-700 миллилитров на двоих. (Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.)

Мальчик:

-Мама, ты не ушиблась?

- Мама: Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик:

-Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. (Они снова подходят к пункту раздачи воды.)

Мама (обращаясь к девушке-полицейскому):

-Мисс, нельзя ли нам снова получить воду, я случайно упала и все разлила.

Девушка-полицейский:

-Я видела, мэм, но ничем не могу помочь. Свою норму сегодня вы уже получили. Мне очень жаль. (Мама садиться у края сцены и плачет.)

Мальчик (обращаясь к полицейскому):

- Простите, сэр, а почему мы не можем получить еще воды?

Полицейский: - Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Полицейский 1: Если хочешь, я могу рассказать. (На сцене остаются только мальчик и полицейский. На середину сцены выносят большой плакат, на котором нарисовано озеро с чистой водой.) Полицейский: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению. Полицейский 2: На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Полицейский 1: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

Полицейский 2: Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. Полицейский 1: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

Ведущий 1: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Ведущий 2: Ребята, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться вашим будущим.

Ведущий 1: Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.

Ведущий 2: Наше нет: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку - всем и по отдельности.

6-погруппа

Газета:

4-погруппа

Песня:

Никола́йКонстанти́новичСтаршино́в

«Давайте сохраним»

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте!

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таежных дебрях – тигра!

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся!

Давайте наши
Души сохраним!
Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Коллективно творческое дело "Необыкновенное путешествие в Москву"

Ознакомление с историей Москвы: начиная со строительства города, развитие в разные эпохи, народные гулянья, Великая Отечественная война, Олимпиада - 80....

Коллективно творческое дело "Деревня Умельцево"

Приобщение детей к истокам народной культуры,воспитание любви к родному краю...

Коллективные творческие дела.

Главной структурной единицей ключевого дела является класс как первичный коллектив. Учитывая возраст участников, у нас создана система мероприятий на разных возрастных ступенях: начальная школа, средн...