Игры-эксперименты для детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Козлова Наталия Валерьевна

игры-эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-eksperimenty.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Рассмотрите вместе пустой полиэтиленовый пакет. Спросите, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, наберите в пакет воздух и закрутите открытый конец так, чтобы пакет стал упругим, затем покажите детям наполненный воздухом закрытый пакет и повторите свой вопрос. Откройте пакет — в нем ничего нет. Когда вы открыли пакет, тот перестал быть упругим. Почему это произошло? Оказывается, в нем был воздух! Спросите, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Игры с соломинкой

Цель: обнаружить воздух внутри человека. Рассмотрите вместе с детьми трубочки, спросите, для чего нужны отверстия (через них что-нибудь вдувают и выдувают).

Предложите детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что они почувствовал, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Расскажите, что воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь при вдохе, его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают (это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

«Свечка в банке»

Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Вот задачка для детей: воспитатель предлагает подумать и сказать, как можно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. «Давайте я покажу вам, как это можно сделать». Воспитатель зажигает свечу, накрывает ее банкой, и вместе наблюдают, как гаснет пламя. «Почему в банке свеча не горит?» — конечно же, спросит ребенок. А все очень просто: для того чтобы поддерживать огонь, нужен газ — кислород. Кислород сгорает и превращается в другой газ — угарный. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен (мы накрыли свечку банкой), огонь гаснет. Дальше рассказывает, что это свойство используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). А еще для того, чтобы потушить пламя, его можно засыпать землей (тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет).

Взаимодействие воды и снега

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Воспитатель говорит ребенку: «Я могу удержать в руках воду и не пролью ни капли!» Ребенок заинтересован — как же это получится?! Очень просто: комочек снега — вот тебе и вода! «Но разве снег — вода?» — обязательно спросят дети. Тогда воспитатель предлагает подержать комочек снега в руках. Что происходит? Снег начинает таять — появляется вода. А если его отнести в теплую комнату? Что произойдет со снегом, если его опустить в воду? Где быстрее растает снег: в теплой или холодной воде?

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Вместе с детьми залейте воду в формочки, баночки, поставьте на поднос, вынесите на мороз. Во время прогулки проследите за процессом замерзания. Можно вынуть льдинки из формочек, рассмотреть их, обсудить свойства воды. Затем занесите льдинки в комнату и понаблюдайте за превращением льда опять в воду.

Металл, его качества и свойства

Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Педагог показывает детям несколько предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гвозди, гирьки). Из чего сделаны эти предметы? Воспитатель предлагает пощупать их и определить особенности формы, структуры поверхности; вместе с детьми они рассматривают разные предметы и выделяют характерный металлический блеск. «А что произойдет с гайкой или гвоздем, если их опустить в воду?» — снова спрашивает педагог. А если положить на солнечное место или на батарею? Попробовать притянуть к себе магнитом? Еще при нагревании металлического предмета, он становится красного цвета и таким образом из металла делают различные детали: нагревают и придают им необходимую форму.

Резина, ее качества и свойства

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Предложите детям рассмотреть резиновые предметы, определите цвет, структуру поверхности (на ощупь). Предложите растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Обратите внимание на изменение свойств резины под воздействием тепла — материал меняет свою структуру, становится липким (демонстрирует нагревание резины над огоньком спички).

Пластмасса, ее качества и свойства

Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества: структура поверхности, толщина, цвет) и свойства: плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Налейте в пластмассовый стакан воду и предложите детям определить, что находится внутри стаканчика, не заглядывая внутрь. Выясните, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Предложите на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Поместите стакан на яркое солнечное место и через 3—4 минуты попросите определить изменение температуры (нагревание). Если стакан согнуть, выяснится, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий, — ломается.

Стекло, его качества и свойства

Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Вместе с ребенком налейте в стеклянный стакан окрашенную воду и спросите, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла.

 При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (значит, они хрупкие). Далее можно объяснить детям, что после сильного накаливания или  под воздействием высокой температуры стекло плавится, гнется.

«Волшебный» шарик

Цель: установить причину возникновения статического электричества. Ребенок обращает внимание на «прилипший» к стене воздушный шарик: «Почему шарик прилип к стене, он же не мазан клеем?»

Воспитатель объясняет, что шарику и не нужен клей для того, чтобы так «приклеиться». Достаточно осторожно потереть им о волосы, ткань, одежду — и к шарику начнут прилипать кусочки бумаги, волосы. «Этот замечательный «клей» называется статическое электричество».

Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Вода и пар

Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

Исчезновение воды

Проведите эксперимент: налейте в стакан воду и отметьте ее уровень, затем уберите стакан на сутки. Снова проверьте уровень воды и сделайте новую отметину. Вода испаряется. Для сравнения возьмите второй стакан и накройте его фольгой. На примере этого эксперимента можно объяснить ребенку куда деваются лужи.

Растения и вода.

Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги  для роста растений

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

Посадить семена – сухие и проращенные.

Проращивать луковицы  в сухой  банке и банке с водой.

Поставить ветки деревьев в воду и наблюдать за ростом листьев, сравнить с ветками , поставленными без воды.

 Растения и свет.

Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

 Растения и вода.

Цель:  подвести детей к выводу о необходимости влаги для жизни растений

Взять два одинаковых растения, одно из них постоянно поливать,  другое не поливать.

Растения и удобрение.

Цель: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений

Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать, другое нет.

Растения и тепло.

Цель: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости тепла для роста растений

Взять два одинаковых растения и поместить их в разные условия, одно – в теплое место, другое – в холодное.

Вода превращается в лед.

Цель :подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)

Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу (поставить в морозильную камеру). Измерить температуру воздуха в комнате и на улице (в морозильной камере). Определить причины замерзания воды.

Растения и вода.

Цель: доказать разную потребность растений во влаге

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Снег и лед тают в тепле.

Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении, снег тает быстрее)

Принести снег и лед в теплое помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

Тонет-не тонет

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие - нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги и др. Кидайте поролоновые губки, пробки ,камушки, шишки, палочки и многое другое.

Понаблюдайте, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что при одинаковых размерах она гораздо легче. То, насколько плотным и тяжелым является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать.

Песок и глина.

Цель:  показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.

Подготовить две банки: одну – с песком, другую  - с глиной. Налить в две банки одинаковое количество воды, понаблюдать и выяснить, что вода сразу прошла сквозь песок и не прошла сквозь глину.

Сырой и сухой песок.

Цель: подвести детей к выводу, что формируется только сырой песок.

Предложить детям «испечь пирожки», сделать куличики из сухого и сырого песка.

Растворы.

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получится раствор. Однородная смесь двух и более веществ называется раствор.

А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались.

Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если поставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

Насыпьте в воду разные порошки? Сахар ,соль, муку и др.? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду? Детям старшего возраста можно сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия.

Резиновые груши.

Цель: обнаружить воздух в резиновой груше

Опустить резиновую грушу в таз с водой, сжать – разжать.

- «Что вы видите?»  (пузырьки воздуха)

Опыт со стаканом.

Цель: обнаружить воздух в перевернутом стакане.

В таз наливают воду, и дети медленно опускают  перевернутый вверх дном прозрачный стакан в него. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

 Вода не заполняет стакан, т.к. там находится воздух. Если стакан наклонить, воздух выходит, мы видим пузыри, и вода заполняет стакан.

Губка и вода.

В таз с водой опустить губку, понаблюдать, что происходит. Воздух вышел из губки, его место заняла вода (губка постепенно намокла). А теперь вынем губку из воды, выжмем ее. Воды в губке нет, в ней опять появился воздух.

Реактивные шары.

Надуть воздушный шар и отпустить его – воздух быстро начнет выходить из него, шар полетит.

Чем больше мы надуем шар, чем больше в нем будет воздуха, тем сильнее и дальше он полетит.

Растворяющиеся вещества.

Цель: подвести детей к выводу о том, что в воде растворяется, а что нет.

Насыпьте в воду разные вещества (соль, сахарный песок, муку, крупу, желатин, песок, камушки и др.). сравните взаимодействие этих веществ с водой.

Вода или лупа?

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.

Кораблики.

Дети могут изготовить кораблики из разных материалов.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

 

Волны.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...