Сценарий урока окружающего мира по теме "Страницы истории 19 века"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Меньшикова Татьяна Владимировна

Вашему вниманию представляю сценарий урока окружающего мира и технологическую карту по теме "Страницы истории  19 века" 4 класс, презентацию к данному уроку, приложения. Может кому - нибудь понадобиться самоанализ урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 6

Правила работы в группе

1. Выбрать организатора группы. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выполняя задания, четко следуйте инструкции.

4. Распределите работу в группе.

5. Работайте дружно.

6. Уважайте мнение выступающих.

7. Работать должен каждый на общий результат.

Текст для группы «Преобразования Александра II»

 С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись  с адвокатами и присяжными заседателями. В стране появлялись новые  больницы, театры и музеи. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Территория России увеличилась. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу.

Игра «До и после»

Учитель называет событие, учащиеся должны определить – произошло это событие до преобразований Александра II или после.

 1. Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2. Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3. Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4. Перевозка грузов на телегах (до)
5. Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6. Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)

Карточка «Восстановите последовательность событий»

Восстание декабристов.

Начало строительства Транссибирской магистрали.

Освобождение  крепостных крестьян

Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой.



Предварительный просмотр:


Сценарий  урока «Страницы истории XIX века»

(УМК «Школа России»)

  1. Предмет: окружающий мир.
  2. Класс: 4
  3. Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна, высшая категория.

Тема урока: Страницы истории XIX века.

Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:  сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго, с  техническими изобретениями того времени;

-обеспечить в процессе урока усвоение и закрепления основных понятий «декабристы», «крепостное право»,  «крепостные крестьяне», «мануфактура», «манифест»;

-развивать интерес  к истории своего Отечества;
-развивать память, внимание, логическое  мышление, познавательный  интерес.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД:

-осуществлять логические действия: анализ, синтез, используют знаково-символические средства;

логическую цепь рассуждений, доказательство;

-выражать полно и точно  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

строить рассуждения, доказательства;

 -строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-участвовать в групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке, комментировать свои действия. 

Личностные УУД:

-проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

-иметь  желание учиться, положительно отзываются о школе;

-стремиться хорошо учиться и сориентироваться  на участие в делах школьника, правильно идентифицировать с позицией школьника.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, объяснительно-иллюстративный

Технологии: технология критического мышления, технологии деятельностного подхода, технология сотрудничества

Оборудование:

-технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

-презентация

-материал для работы в группах

- А.А.Плешаков,  Е. А. Крючкова  «Окружающий мир»: учебник для 4  класса общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2018 год

Использованная литература:

-Т. Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» - Москва «ВАКО» 2019 год;

-Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 классов.-Москва, 2019;

-интернет- ресурсы

Ход урока

Домашнее задание.
У: с122-126. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.
Организационный момент.

Добрый день, ребята! Проверьте  свою готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Вспомним изученный материал:

- В каком году началась Отечественная война?

- Какая страна напала на Россию?

- Почему Наполеон нападал на разные страны?

- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

- Где происходило Бородинское сражение?

- Почему русские военные решили оставить Москву?

 -Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

-Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

Определение темы, постановка цели урока.

Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. Тема урока: «Страницы истории XIX века». 

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цеди?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

( Примерные ответы учащихся: познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались)
Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Прочитайте  на доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.

—  Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

—  Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

—  На уроке узнаем об этих словах.

Предлагаю детям поработать в группах. Вспоминаем правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выбрать организатора группы. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выполняя задания, четко следуйте инструкции.

4. Распределите работу в группе.

5. Работайте дружно.

6. Уважайте мнение выступающих.

7. Работать должен каждый на общий результат.

Группы выбирают организаторов. Организаторы получают  задания.

Организация  работы в  группах. 

Откройте учебник на стр. 122. Найдите текст, согласно своему маршрутному листу.  Учащиеся в группах работают по учебнику, осуществляют поиск новой информации и заполняют рабочие листы.

Представление  результатов  групповой работы. 

Учащиеся представляют результат групповой работы, другие учащиеся слушают выступления, отвечают на вопросы учителя

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

1  группа

-Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы.

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Декабристы», делают вывод.

Итак, как называется одна из страниц нашей книги (Декабристы)

-Что вы о них узнали?

Декабристы выступали против рабства, неуважения к правам личности, тягостного положения русского солдата в военных поселениях, равнодушия общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.
2  группа

-Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.
          Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Освобождение крестьян», делают вывод.

Итак, как называется вторая  страница нашей книги (Освобождение крестьян)

-Что вы о  узнали?

-После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьянам оставлял мало. Невозможно было прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. Многие крестьяне уходили искать работу в городе. Но это был шаг вперед в истории страны.

-Почему Александр 2 вошел в историю как Царь освободитель?


3  группа

Получает дополнительный текст о преобразованиях Александра второго и выполняют кластер

С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись  с адвокатами и присяжными заседателями. В стране появлялись новые  больницы, театры и музеи. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Территория России увеличилась. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу.

После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования.

-Какие преобразования Александра 2 вы запомнили?

Итак, как называется данная  страница  нашей книги (Преобразования Александра Второго)

-Несмотря на это,  личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

4 группа

 Получают фотоматериал и составляют картинный план «Петербург и Москва»

- Какие заводы появился в Петербурге?

-А чем славилась   Москва?

Итак, как называется следующая   страница нашей книги (Технические новшества)

5 группа

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Технические новшества», делают вывод. Один человек из группы работает с картой, находит Транссибирскую магистраль, показывает города, через которые она проходит.

Итак, как называется следующая   страница нашей книги (Технические новшества)

-Какими техническими новшествами стал пользоваться человек в 19 веке? Какие технические новшества вошли в жизнь людей?

Закрепление изученного материала.

Игра «До и после»

1.Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2.Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3.Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4.Перевозка грузов на телегах (до)
5.Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6.Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)
Вывод: 19 век- век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.

1 человек работает у доски по карточке  «Восстановите последовательность событий»

Восстановить  последовательность событий.

Восстание декабристов.

Начало строительства Транссибирской магистрали.

Освобождение  крепостных крестьян

Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой.

Рефлексия.
-Продолжите фразу «Теперь я знаю, что 19 век, это…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страницы истории XIX века

Слайд 2

Цель : сформировать представления о жизни в XIX века

Слайд 3

Задачи: Познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Узнаем о технических изобретениях 19 века.

Слайд 4

Декабрист Крепостной Конка Манифест Мануфактура Транссибирская магистраль.

Слайд 5

Правила работы в группе 1. Выбрать организатора группы. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения. 2. Внимательно прочитайте задание. 3. Выполняя задания, четко следуйте инструкции. 4. Распределите работу в группе. 5. Работайте дружно. 6. Уважайте мнение выступающих. 7. Работать должен каждый на общий результат .

Слайд 7

19 февраля 1855 года на российский престол вступил Александр Второй

Слайд 9

Изменился облик городов Быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов. Возникли крупные фабрики и заводы. Появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.

Слайд 10

Технические новшества

Слайд 12

Первые трамваи Первые телефоны

Слайд 14

Это…

Слайд 15

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Прочитать внимательно текст «Декабристы»
  2. Озаглавьте свою страницу (напишите ярко название страницы)
  3. Найдите в словарике определение  слова Декабристы, вырежьте и наклейте вырезку под названием.
  4. Еще раз прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
  5. Разделите текст на части, подготовьте пересказ.
  6. Сделайте вывод.

Восстание декабристов произошло в ____________году

в городе________________________________________

на __________________________________________.

В  восстании    участвовали___________________________

_____________________________________________________

Они выступали за _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a5/000c713c-53450ac2/img8.jpg




Предварительный просмотр:

Приложение 2

Маршрутный  лист

  1. Прочитать внимательно текст «Освобождение крестьян»
  2. Озаглавьте свою страницу (напишите ярко название страницы)
  3. Найдите в словарике определение понятий манифест,  крепостное право и крепостной, вырежьте и наклейте вырезки под названием.
  4. Еще раз прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
  5. Разделите текст на части, подготовьте пересказ.
  6. Сделайте вывод.

Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________.

Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________

После отмены крепостного права все жители в

России обрели________________.

Словарик

Декабристами называют участников восстания, которое произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади. Названы так по дате восстания.

___________________________________________________________

Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

______________________________________________________________

Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

______________________________________________________________

Манифест -  торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

_________________________________________________________________

Мануфакту́ра — предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

______________________________________________________________

Ко́нка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта.

_____________________________________________________

Транссиби́рская железнодорожная магистраль, Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире.




Предварительный просмотр:

Приложение 3

3  группа  Выполнить  кластер   Александр II и его  преобразования.

Прочитайте текст.

С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись  с адвокатами и присяжными заседателями. В стране появлялись новые  больницы, театры и музеи. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Территория России увеличилась. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу.

Составьте кластер «Преобразования Александра II»

С именем Александра II связано много изменений в жизни страны.

Развивались города

Появлялись заводы и фабрики

Строились новые железные дороги

Создавались новые учебные заведения. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300

Были созданы земства – местные выборные органы

Судебные процессы теперь велись  с адвокатами и присяжными заседателями

В стране появлялись новые  больницы, театры и музеи

Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов.

Территория России увеличилась.

Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу.

alexandr_II_1874


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 5

Маршрутный лист

  1. Прочитать внимательно текст «Технические новшества»
  2. Озаглавьте свою страницу (напишите ярко название страницы)
  3. Найдите в словарике определение понятий конка, Транссибирская магистраль
  4. Еще раз прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
  5. Разделите текст на части, подготовьте пересказ.

В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками.
В городах появляется конка. Это____________________________________

Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью_____________

В 1851 году открылась железная дорога между _________________________________________ 

В конце 19 века начинается строительство _______________________
________________________________________________________________
Эта дорога связывала _____________________________________________




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Страницы истории XIX века»

(УМК «Школа России»)

  1. Конструкт урока
  2. Предмет: окружающий мир.
  3. Класс: 4А
  4. Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна, высшая категория.

Тема урока: Страницы истории XIX века.

Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:  сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго, с  техническими изобретениями того времени;

-обеспечить в процессе урока усвоение и закрепления основных понятий «декабристы», «крепостное право»,  «крепостные крестьяне», «мануфактура», «манифест»;

-развивать интерес  к истории своего Отечества;
-развивать память, внимание, логическое  мышление, познавательный  интерес.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД:

-осуществлять логические действия: анализ, синтез, используют знаково-символические средства;

логическую цепь рассуждений, доказательство;

-выражать полно и точно  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

строить рассуждения, доказательства;

 -строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-участвовать в групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке, комментировать свои действия. 

Личностные УУД:

-проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

-иметь  желание учиться, положительно отзываются о школе;

-стремиться хорошо учиться и сориентироваться  на участие в делах школьника, правильно идентифицировать с позицией школьника.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, объяснительно-иллюстративный

Технологии: технология критического мышления, технологии деятельностного подхода, технология сотрудничества

Оборудование:

-технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

-презентация

-материал для работы в группах

- А.А.Плешаков,  Е. А. Крючкова  «Окружающий мир»: учебник для 4  класса общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2018 год

Использованная литература:

-Т. Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» - Москва «ВАКО» 2019 год;

-Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 классов.-Москва, 2019;

-интернет- ресурсы

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

     Формы
взаимодействия

Универсальные
учебные действия

1)Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Добрый день, ребята!

Проверьте  свою готовность к уроку.

Слушают и настраиваются на урок

Фронтальные

Личностные: имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

2) Актуализация знаний

Беседа

Вспомним изученный материал:

- В каком году началась Отечественная война?

- Какая страна напала на Россию?

- Почему Наполеон нападал на разные страны?

- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

- Где происходило Бородинское сражение?

- Почему русские военные решили оставить Москву?

 -Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

-Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

Отвечают на вопросы

Фронтальные

Познавательные: общеучебные строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

3) Определение темы, постановка цели урока

Вопросы

- Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Отвечают на вопросы, формулируют цель задачи урока.

Фронтальные, словесные

Регулятивные :

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

4)Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Прочитайте  на доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.

-Объясните значение данных слов.

-Где мы можем узнать значение данных слов?

Предлагают  пути выхода из затруднения

Индивидуальные, фронтальные

Коммуникативные:  создавать устные и письменные высказывания.

Памятка «Правила работы в группе»

(Приложение 6)

Организация  работы в  группах.  

Учащиеся  называют правила работы в группе.

Выбирают организатора группы

Организаторы  групп получают маршрутные листы.

Фронтальная

Коммуникативные : создавать устные и письменные высказывания;

участвовать в парной, групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

Работа по учебнику

Маршрутные листы

(Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5) 

Откройте учебник на стр. 122. Найдите текст, согласно своему маршрутному листу.  Учитель организует учебное сотрудничество, консультирует учащихся  по работе с маршрутным листом.

Учащиеся в группах работают по учебнику и дополнительному тексту (Приложение 6),  осуществляют поиск новой информации и заполняют рабочие листы.

Индивидуальные, групповые

Регулятивные:

осуществлять анализ объектов;

строить рассуждения, доказательства

создавать письменные высказывания;

участвовать в  групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения в группе

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Рабочие листы

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Вопросы классу:

-Как называется одна из страниц нашей книги?

-Что вы о них узнали?

Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2.

Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.

Вопросы классу:

-Как называется следующая  страница нашей книги?

-Почему Александр 11 вошел в историю как Царь освободитель?

После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования.

Несмотря на это,  личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

 -Какие преобразования Александра 11 вы запомнили?

-Какие заводы появились в Петербурге?

-А чем славилась Москва?

-Какие технические новшества вошли в жизнь людей?

Учащиеся представляют результат групповой работы

Слушают выступления, отвечают на вопросы учителя

Групповая

Карта

Рассмотрите карту на стр. 120-121 учебника. Найдите  Транссибирскую магистраль Через какие города она проходит?

Учащиеся работают с картой

Индивидуальные

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; Регулятивные: волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

используют критерии для обоснования своего суждения;

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

5) Закрепление изученного материала

Игра «До и после»

Карточка «Восстановите последовательность событий»

(Приложение 6)

Организует закрепление нового материала

Анализируют и формулируют вывод

Фронтальные и индивидуальные

Познавательные:

строить рассуждения, доказательства

Коммуникативные: умение полно и точно  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6) Рефлексия

Продолжите фразу «Теперь я знаю, что 19 век это…»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Учащиеся высказывают свое мнение

Индивидуальные

Коммуникативные: умение полно и точно  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

7) Домашнее задание

Учебник с122-126. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ урока

Слайд 1

Добрый день.

Меньшикова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, школа № 7

Вашему вниманию представляю урок окружающего мира в 4 классе.

В классе, в котором проводился урок - 23 учащихся: 11 мальчиков и 12 девочек, 4 человека  имели статус дети с ОВЗ. Уровень качества – 56, 5 %.  У учащихся слабо сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах. Запоминание и пересказ текста многим детям давались с трудом. Работу в группах на уроках окружающего мира я использовала часто. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся при составлении групп. В каждой группе находился 1 ребенок с ОВЗ, к которому осуществлялся индивидуальный подход как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

Одна из целей курса «Окружающий мир» - создание стройной картины определенного исторического периода развития нашего государства.

Слайд 2

Тема урока: «Страницы истории 19 века» Урок находится  в разделе «Страницы истории России» и является по счету 15.  

Слайд 3.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Как предыдущие и последующие уроки, данный урок подведет  учащихся к созданию стройной картины определенного исторического периода развития нашего государства – 19 века

  Цель урока - сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в.

Исходя из цели были поставлены задачи, которые вы видите на экране

-создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго, с  техническими изобретениями того времени;

-обеспечить в процессе урока усвоение и закрепления основных понятий «декабристы», «крепостное право»,  «крепостные крестьяне», «мануфактура», «манифест»;

-развивать интерес  к истории своего Отечества;
-развивать память, внимание, логическое  мышление, познавательный  интерес.

Я считаю, Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.

Слайд 4.

На уроке использовались технология  деятельностного подхода, технология критического мышления (кластер), технология сотрудничества, которые помогают формировать универсальные учебные действия, в соответствии с требованием  ФГОС: вы их видите на экране

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД:

-осуществлять логические действия: анализ, синтез, используют знаково-символические средства;

логическую цепь рассуждений, доказательство;

-выражать полно и точно  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

строить рассуждения, доказательства;

 -строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-участвовать в групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке, комментировать свои действия. 

Личностные УУД:

-проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

-иметь  желание учиться, положительно отзываются о школе;

-стремиться хорошо учиться и сориентироваться  на участие в делах школьника, правильно идентифицировать с позицией школьника.

Слайд 5.

Исходя из типа урока и психологической характеристики класса, я выбрала следующие формы работы. Эти формы работы позволили учесть индивидуальные особенности учащихся (личностно ориентированное обучение). Фронтальная форма работы позволила охватить весь класс и держать внимание каждого ученика, работа в группах позволила развивать коммуникативные умения, была нацелена на сплочение классного коллектива. Исходя из форм работы,  я на уроке  использовала данные методы, которые позволяют развивать образное, ассоциативное мышление, память, формируют теоретические и фактические знания,   развивают речь, коммуникативные умения.

Итогом урока будет осознание учащимися своей учебной деятельности, ценностно-смысловых понятий урока, которые они выразят в представлении  результатов  групповой работы.

Слайд 6.

В  рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

Слайд 7. 

Во время организационного  момента проходит эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слайд 8.

Следующий этап - актуализация знаний. С этого этапа и на всех последующих я нацеливала учащихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Используя знания учащихся, полученные ранее, формирую познавательные  общеучебные универсальные действиястроить осознанные  речевые  высказывание в устной форме.

Слайд 9.

На этапе определения  темы и постановки  цели урока Обращаю внимание учащихся на осознание того, что им известно и неизвестно, ставлю перед учащимися задачу: сделать вывод, что будем изучать на уроке. Результатом этой работы стала постановка цели и учебных задач на урок учащимися самостоятельно.

Слайд 10.

Изучение нового материала  начала с создания проблемной ситуации:

Слайд 11.

Прочитать   на доске слова: объяснить их значение. Учащиеся приходят к выводу, что точное значение этих слов не знают  и предлагают  различные пути выхода из затруднения: найти слово в словаре или в учебнике.

Я сообщаю ученикам, что на уроке они узнают значение данных слов и предлагаю им поработать в группах.

Слайд 12.

Так как ребята уже неоднократно работали в группах, они сами назвали правила, которые надо соблюдать, чтобы работа была успешной. Выбирают организатора группы, которые   получают

Слайд 13 – словарик.

Маршрутные листы, необходимые материалы.  

Слайд 14.

Перед вами маршрутный  лист и карточка по теме  «Декабристы». Маршрутные листы и карточки по темам «Освобождение крестьян», «Технические новшества» аналогичные.

Слайд 15.

Группа,  которая работает по теме «Преобразования Александра 11» - получают дополнительный текст, так как в учебнике данного материала нет. А без информации о деятельности правителя страны того времени, стройной картины определенного исторического периода развития нашего государства, 19 век, не получится. Данная группа выполняет кластер.

Слайд 16. 

Группа «Петербург и Москва» получает маршрутный лист, иллюстрации и выполняет картинный план.

Слайд 17.

На этом этапе формируются  следующие УУД: Регулятивные: осуществлять анализ объектов; строить рассуждения, доказательства, создавать письменные высказывания; участвовать в  групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения в группе. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека и проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Каждая группа с помощью маршрутного листа, учебника и дополнительного материала заполняют рабочие листы, таким образом создавая  свою страницу истории России 19 века.  Я  организую  учебное сотрудничество, консультирую  учащихся  по работе с маршрутным листом.

Слайд 18, 19, 20.

Перед вами рабочие листы – страницы, результат групповой работы. Во время  представления  учащимися  результатов  групповой работы, ребята по цепочке пересказывают текст, объясняют значение слов, которые были представлены на этапе создания проблемной ситуации, делают вывод. Учащиеся класса слушают выступления и отвечают на вопросы учителя.

Слайд 21.

И в результате на доске появляются страницы истории 19 века.

Слайд 22.

На этапе закрепления  и повторения  изученного материала я  фронтально провела игру «До и после», а  1 человек индивидуально у доски работал по карточке «Восстановите последовательность событий»

Слайд 23.

Этап рефлексии заключается  в том, что учащиеся осознают  свою учебную деятельность, могут провести самооценку результата своей деятельности. Данный этап я  построила  по принципу незаконченного предложения.  

Слайд 24.

Предложила детям закончить   фразу «Теперь я знаю, что 19 век это…» Я считаю, что такой вид рефлексии дает возможность закрепить  УУдействие  - умение полно и точно  выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Слайд 25.

Домашнее задание.  Прочитать материал в учебнике  с122-126, ответить на вопросы.  Творческое: нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.

Слайд 26.

Таким образом, на уроке дети активно работали, принимали активное участие в обсуждении поставленных учебных задач. Каждый учащиеся принял участие в разных видах деятельности: пересказывал, строил рассуждения, доказательства, создавать письменные и устные высказывания, участвовал в  групповой работе. Цель – поставленная  на урок, сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в. достигнута. Задачи выполнены.

Спасибо за внимание!  Готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Меньшикова Татьяна В ладимировна Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7

Слайд 2

Тип урока : урок изучения нового материала Цель урока : - сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в. З адачи : -создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго, с техническими изобретениями того времени; -обеспечить в процессе урока усвоение и закрепления основных понятий «декабристы», «крепостное право», «крепостные крестьяне», «мануфактура», «манифест»; -развивать интерес к истории своего Отечества; -развивать память, внимание, логическое мышление, познавательный интерес.

Слайд 3

Структура урока: Организационный момент (1 мин) Актуализация знаний (5 мин) 3 . Постановка темы, цели урока (2мин) 4 . Изучение нового материала (23 мин) 5 . Закрепление изученного м атериала (5 мин) 6. Рефлексия (3 мин) 7. Информирование о домашнем задании (1 мин)

Слайд 4

Организационный момент Цель этапа: э моционально, психологически подготовить учащихся к усвоению материала Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа Деятельность учителя: 1 . Приветствует учеников 2. Проверяет готовность класса к уроку Деятельность учащихся: 1.Приветствуют учителя 2.Проверяют готовность к уроку Планируемые результаты: концентрация внимания учащихся

Слайд 5

2. Актуализация знаний Цель этапа: актуализация знаний; воспроизведение и повторение изученного материала Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа Деятельность учителя: Задаёт вопросы Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы Планируемые результаты: а ктуализация умений и навыков, необходимых для «открытия нового знания»

Слайд 6

3 . Постановка темы, цели урока Цель этапа: формировать навыки целеполагания Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа Деятельность учителя: 1.Проводит беседу 2.Задаёт вопросы Деятельность учащихся: 1.Отвечают на вопросы 2. Ф ормулируют цель, задачи урока. Планируемые результаты: постановка цели и задач урока

Слайд 7

4. Изучение нового материала Цель этапа: осуществлять анализ объектов; строить рассуждения, доказательства, создавать письменные высказывания; участвовать в групповой работе Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая Деятельность учителя: 1. Создаёт проблемную ситуацию 2. Организует работу в группах 3.Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Деятельность учащихся: 1. Предлагают пути выхода из затруднения 2. Р аботают в группах 3. П редставляют результат групповой работы, слушают выступления, отвечают на вопросы учителя Планируемые результаты: планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей, уметь представлять результаты групповой работы

Слайд 12

5.Закрепление изученного материала Цель этапа: осознать и закрепить основные события и понятия в истории России XIX века Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная работа Деятельность учителя: 1. Организует закрепление нового материала в форме игры и индивидуальной карточки Деятельность учащихся: 1.Выполняют задание 2. Анализируют и формулируют вывод Планируемые результаты: давать взаимоценку действиям, оценивать результат

Слайд 13

6. Рефлексия Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа Деятельность учителя: 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Деятельность учащихся: 1.Выполняют задание 2. Оценивают результат своей деятельности Планируемые результаты: оценивать свои достижения; положительное отношение к учению, наличие познавательного интереса

Слайд 14

XIX ВЕК Теперь я знаю, что 19 век это…

Слайд 15

Оборудование: -технические средства обучения: компьютер, проектор, экран -презентация -материал для работы в группах - А.А.Плешаков , Е. А. Крючкова «Окружающий мир»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2018 год Использованная литература: -Т. Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» - Москва «ВАКО» 2019 год; -Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1-4 классов.-Москва, 2019; -интернет- ресурсы

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4     УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...