Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Субтропическая зона"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рубакова Наталия Анатольевна

УМК "Школа России" 4 класс, автор учебника Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/rubakova-nataliya-anatolevna30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Субтропическая зона» УМК «Школа России»

Методическая информация

Тип урока

Получение новых знаний

Цели урока

- Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне;

- Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока

В ходе урока учащиеся должны узнать о природной зоне субтропиков, о растительном и животном мире, о роли человека в субтропической зоне.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Развитие речи, формирование словарного запаса учащихся, развитие навыков работы с картой, развитие внимания, мышления, памяти.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
(слайд 2)

Ход и содержание урока

II. Проверка знаний и умений.

Прощаться с пустыней не будем спешить-

О ней мы сейчас будем говорить. (слайд 3)

Игра «Узнай меня» (слайд 4)

III. Работа над новой темой.

Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.

Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?(с. 60 учебника)

Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.

Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.

Субтропики в нашей стране занимают очень небольшую площадь. Основные субтропические районы находятся на побережье Черного и Каспийского морей. (слайд 5)

Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля. (слайд 6)

Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.

. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения.

А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?

Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками.

Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.

III. Работа в группах.

(слайд 7). А сейчас в работу включаются:

  • Ботаники – отличительная особенность растений субтропиков.
  • Зоологи – обитатели суши, обитатели суши, добывающие пищу в море
  • Обитатели моря.
  • Экологи – Черноморское побережье – место отдыха человека, растения и животные, занесённые в Красную книгу.

(слайд 8) Подведём итоги.

IV Отчёты учащихся.

Отчёт ботаников (слайды 9-17)

Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан.

Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет.

Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

Очень много растений, привезенных из разных стран:  кипарисы, магнолии, пальмы.

На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи.

Отчёт зоологов (слайды 19-24)

Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше.

Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы.

Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.

Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка.

А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Электорнная ( презентация )

Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно.

Отчёт экологов (слайды24-28 )

Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений.

Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны?

Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина).

Проверка и оценивание ЗУНКов

V. Закрепление изученного материала.

Учитель. Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период. Как вы думаете, почему? (для отдыха и лечения) (слайд 29)

Где можно отдыхать и лечиться? (на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.)

А какие курортные города вы знаете? (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи) (слайды 30-33)

Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”? (Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)

Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период? (прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого)

Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России?

Учащиеся  высказывают свое мнение.

Учитель. Запишите 2–3 цепи питания.

Растения  цикады  богомол  птицы;

Водоросли  рыбы  чайки.

Учитель. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Ученики. Бережно относиться к природе, не бросать мусор на берегу, носить головной убор, купаться только со взрослыми.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.(слайд 34)

Вопросы к кроссворду:

1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи.

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей.

3. Род морского рака.

4. Морское млекопитающее отряда китов.

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки.

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки.

Учитель. Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков.

Рефлексия деятельности на уроке

VI. Итог урока. Выставление оценок.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

А.С. Пушкин  (слайд 35)

Рефлексия

Выберите предложения и продолжите их.

Домашнее задание

Р.т.с.37

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедийной презентации на уроке позволяет:

- существенно увеличить темп урока,

- разнообразить формы работы на уроке,  

- сделать урок наглядным, интересным, продуктивным,

- и как следствие, повысить интерес у учащихся к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Арктика. Ледяная зона.

Урок с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."

Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области.  Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...