Природа в опасности! Охрана природы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, А.А.Плешаков

Цель урока

познакомить учащихся с влиянием человека на природу

Задачи урока

  • познакомить учащихся с исчезнувшими видами животных;
  • уточнить представления учащихся о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;
  • уточнить формы и способы охраны природы.
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;

Формирование УУД:

Предметные

  • знать животных, которые занесены на чёрные страницы Красной Книги;
  • различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий

Метапредметные (понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

оценивать достижения на уроке;

рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;

извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, для решения учебной задачи

Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_v_opasnosti.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, А.А.Плешаков

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Природа в опасности!  Охрана природы

№7

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

познакомить учащихся с влиянием человека на природу

Задачи урока

  • познакомить учащихся с исчезнувшими видами животных;
  • уточнить представления учащихся о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;
  • уточнить формы и способы охраны природы.
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;

Формирование УУД:

Предметные

  • знать животных, которые занесены на чёрные страницы Красной Книги;
  • различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий

Метапредметные (понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

оценивать достижения на уроке;

рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;

извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, для решения учебной задачи

Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Садитесь. Приготовьтесь всё слышать, видеть и запоминать на уроке.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

2.Игра на внимание: «Живая - неживая»

Сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный ученик, а также, кто понял прошлую тему урока.

Я буду называть слова. Если это объект живой природы – хлопок в ладоши; если неживая природа – топнули один раз ногой. Понятны правила?

Снег, лось, туча, скала, змея, пальма, песок, нефть, ромашка, оса, облако, солнце, комар, микроб, мох, вода.

Какие вы внимательные, вас не запутаешь.

Развивают внимание и вспоминают материал прошлых уроков.

Да.

3.Самоопределение к деятельности.

(на доске: … в опасности)

Как вы думаете, какое слово спряталось?

Почему именно это слово?

Совершенно верно, в последнее время человек не думает о природе: мы загрязняем реки, леса, моря. Мало кто из нас задумывается какого от этого природе.

Слайд 1

Прочитаем тему урока и стихотворение к уроку.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Сопоставляют объекты, выдвигают гипотезы, учатся выражать свои мысли полно и четко.

Человечество, природа.

Потому что человек разрушает природу.

4.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Слайд 2

1. Что такое «окружающая среда»?

2. Что изучает наука экология?

3.Приведите примеры экологических

Связей:

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?

Вспоминают прошлую тему урока, проверка д/з.

Мир, который нас окружает.

Связи между живыми существами и окружающей их средой.

Чтобы быть в согласии с природой.

5.Изучение новой темы.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик  в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…(слайд 3).

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений.

Для этого появилась Красная книга в 1966 году. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению  редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют природу, не изменённую человеком.

В нашей стране около 155 заповедников.

Слушают учителя, узнают новый материал.

Физкультминутка

6.Беседа по новой теме.

Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ?

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. (Слайд 4) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2.(Слайд 5) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго  мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 6) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце,  душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 7) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. (Слайд 8) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 9) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 10) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 11) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 12) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Отвечают на вопросы.

Человек пытается сделать свою жизнь более комфортной.

Не ломать ветки, не пинать муравейники.

Сделать кормушки для птиц и т.д.

Вспоминают правила.

7.Первичное закрепление.

Тест «Природа в опасности!» (Слайды 13 – 23).

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

  1. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и  человека?

а) прозрачные;

б) бесцветные;

в) чистые.

  1. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

  1. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

  1. Что такое заповедники?

А)заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в)заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

Отвечают на вопросы теста, повторяют пройденный материал.

8.Итог урока

О чём вы узнали сегодня на уроке?

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину» (слайд 24).

Отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал.

О красной книге.

9. Рефлексия.

Сегодня мы неплохо потрудились. Какую оценку вы бы себе поставили?

Оценивание себя.

10.Д/з

Открываем дневники, записываем задание

С.29-34 чит.пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Природа в опасности. Охрана природы.урок по курсу Окружающий мир,3 класс по учебнику Плешакова А.А.

АннотацияПредставленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом « Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разр...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...