Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Корсунова Татьяна Анатольевна

Раб прогр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа51.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «27» августа 2020 г.

Председатель МС

__________/  Румянцева Т. В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28 августа 2020г.

«Утверждена»

Приказом от 28 августа 2020 г.

№ 205/01-04

Директор

_________/ Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по окружающему миру

для 3 А  класса

«Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2020 г.

Составитель:

Корсунова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2020 г.

Рабочая    программа по окружающему миру для 3 А класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования         (2009 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
  • Примерной программы начального общего образования: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Авторской программы: А.А. Плешакова. https://catalog.prosv.ru/attachment/4c719517-d697-11df-8c91-0019b9f502d2.pdf  (Окружающий мир.  1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России"– М.: Просвещение, 2017.)
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 3 класс. В 2-х ч М.: Просвещение, 2020

А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 3 класс.  В 2-х ч.– М.: Просвещение, 2020  

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 22. 11. 2019 г. №632

Данная программа составлена на 70 ч (2 ч в неделю).                                                                  

Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020 -2021 уч. год.

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                                        2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                                                                 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;                                                                                                                                                              4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                                                                     5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                                                                                7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                          8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                      9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                      10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;                                                                                                       14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

Обучающийся получит возможность научится:

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водоёмы, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


II.Содержание учебного предмета

Как устроен мир

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.                                                                                    Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.                    Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.                                                                                                                                       Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мерь по охране природы.                                                                                                      Экскурсия: Что нас окружает?     Проект: «Богатства, отданные людям»    

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов), Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы : знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.                                                           Практические работы:       знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XX! веке.

Практические работы:  рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.

Практические работы:  рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.

Практическая работа: рассматривание монет.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Формы контроля:

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, тестовые работы, а также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- участие в проектах;

-подведение итогов урока;

- самооценка событий;

-творческие задания, имеющие практическое применение;

-заучивание материала наизусть в классе;

-задания на самопроверку результата,

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-«оцени результат»;

-«Найди отличия», «Поиск лишнего»;

-составления схем-опор;

-работа с разными видами таблиц, картами;

-работа со словарями;

- составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа;

-«отгадай о ком говорим»;

-подготовь рассказ на тему…;

-«опиши устно…»;

-«объясни…»;

-«обоснуй…»;

С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.


III.Тематическое планирование

темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Проверочные работы

Практические работы

Экскурсии

Проекты

1.

Как устроен мир

7

1

1

1

2.

Эта удивительная природа

19

1

5

1

3.

Мы и наше здоровье

11

1

4

1

4.

Наша безопасность

8

1

1

1

1

5.

Чему учит экономика

13

1

3

6.

Путешествие по городам и странам

12

1+1(промежуточная аттестация)

1

Итого:

70

6

13

2

5

Экскурсии:

№ 1 Что нас окружает?

№ 2 Дорожные знаки в окрестностях школы.

Темы проектов.

  1. «Богатства, отданные людям».
  2. «Разнообразие природы родного края».
  3. «Школа кулинаров».
  4. «Кто нас защищает?»
  5. «Музей путешествий».


IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы (раздела)

Коли

чест

во часов

Дата

План

Факт

Раздел «КАК УСТРОЕН МИР.» 7 ч.

1

Природа. Значение природы для людей. Экскурсия.

1

01.09

2

Человек.

1

04.09

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

08.09

4

Общество.

1

11.09

5

Что такое экология.  

1

15.09

6

Природа в опасности. Охрана природы.

1

18.09

7

Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир. Проверочная работа.

1

22.09

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. 19 ч.

8

Тела, вещества, частицы.

1

25.09

9

Разнообразие веществ. Практическая работа.

1

29.09

10

Воздух и его охрана. Практическая работа.

1

02.10

11

Вода. Практическая работа.

1

06.10

12

Превращения и круговорот воды.

1

09.10

13

Берегите воду.

1

13.10

14

Что такое почва. Практическая работа.

1

16.10

15

Разнообразие растений. Растения нашего края.

1

20.10

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

23.10

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа.

1

27.10

18

Охрана растений.

1

30.10

19

Разнообразие животных.

1

10.11

20

Кто есть кто?

1

13.11

21

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

17.11

22

Размножение и развитие животных.

1

20.11

23

Охрана животных.

1

24.11

24

В царстве грибов.

1

27.11

25

Великий круговорот жизни.

1

01.12

26

Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа».

1

04.12

        МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. 11 ч.

27

Организм человека. Практическая работа.

1

08.12

28

Органы чувств.

1

11.12

29

Надежная защита организма. Практическая работа.

1

15.12

30

Опора тела и движение.

1

18.12

31

Наше питание. Практическая работа.

1

22.12

32

Проект «Школа кулинаров».

1

25.12

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа.

1

29.12

34

Умей предупреждать болезни.

1

12.01

35

Здоровый образ жизни.

1

15.01

36

Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье».

1

19.01

37

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

22.01

        НАША БЕЗОПАСНОСТЬ. 8 ч.

38

Огонь, вода и газ.

1

26.01

39

Чтобы путь был счастливым.

1

29.01

40

Дорожные знаки. Экскурсия.

1

02.02

41

Проект «Кто нас защищает».

1

05.02

42

Опасные места.

1

09.02

43

Природа и наша безопасность.

1

12.02

44

Экологическая безопасность. Практическая работа.

1

16.02

45

Проверочная работа по разделу «Наша безопасность».

1

19.02

ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. 13 ч.

46

Для чего нужна экономика.

1

26.02

47

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

02.03

48

Полезные ископаемые. Практическая работа.

1

05.03

49

Растениеводство. Практическая работа.

1

09.03

50

Животноводство.

1

12.03

51

Какая бывает промышленность.

1

16.03

52

Какая бывает промышленность.

1

19.03

53

Что такое деньги. Практическая работа.

1

30.03

54

Государственный бюджет.

1

02.04

55

Семейный бюджет.

1

06.04

56

Экономика и экология.

1

09.04

57

Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика».

1

13.04

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ. 12 ч.

58

Золотое кольцо России.

1

16.04

59

Золотое кольцо России.

1

20.04

60

Проект «Музей путешествий».

1

23.04

61

Наши ближайшие соседи.

1

27.04

62

На севере Европы.

1

30.04

63

Что такое Бенилюкс.

1

04.05

64

В центре Европы.

1

07.05

65

Промежуточная аттестация. Тестовая работа.

11.05

66

По Франции и Великобритании.

1

14.05

67

На юге Европы.

1

18.05

68

По знаменитым местам мира.

1

21.05

69

Проверочная работа по разделу: « Путешествие по городам и странам».

1

25.05

70

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...