Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ульнырова Ангелина Юрьевна

Вашему внимаению представлен конспект урока окружающего мира по теме "Воздух и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха. Опыт «Расширение воздуха». Источники загрязнения и способы охраны воздуха»

                                                                                       

Цель урока:

Содержательная: сформировать знания о том, что такое воздух, его составе и свойствах

Деятельностная: создать условия для развития практических умений и навыков: определять свойства воздуха

Задачи:

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте; способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

Предметные: закрепить знания о телах, веществах и частицах; изучить и закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха; узнать источники загрязнения воздуха и способы его охраны

Метапредметные:

        

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; развивать умение высказывать предположение о том, что такое воздух, его свойствах и составе; учить составлять план урока, прогнозировать свои действия.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста учебника, из диаграммы, картинки; учить представлять информацию в виде таблицы; делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Оборудование:

У учителя:  лист бумаги, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал

У учащихся: пенал, учебник, рабочая тетрадь

Образовательные ресурсы:

Этап

Методы, формы, приемы

Деятельность

Формы УУД

Планируемые результаты

Учителя

Учащихся

1. Орг. момент

Эмоциональное вхождение в урок

- Нам радостно,

Нам весело,

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьезней быть пора

- Начался урок, все проверьте свои рабочие места: у вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь и пенал. Кто готов к уроку – может сесть за свои места

- Добрый день, ребята!

Слушают учителя

Садятся за парты

Личностные: способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

Сформирована мотивация на урок

2. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка

- Ребята, к сожалению, я не помню, что вы проходили на прошлом уроке. Вы можете мне как-то помочь?

- У вас на столах лежат листочки по цифрой 1, на этих листочках вы уведите текст с пропущенными слова, его вам надо восстановить. Переверните карточку под цифрой 1

- Прочитайте сначала самостоятельно, а кто готов прочитать целиком , вставив пропущенные слова – поднимает руку и отвечает

- Пожалуйста, прочитай, что у тебя получилось, все остальные внимательно слушают и проверяют. Если у кого-то по-другому – поднимаем руку

- Поднимите руку у кого также

- Отлично, ребята, благодаря вам я вспомнила, что же вы изучали на прошлом занятии!

Тела бывают искусственные и естественные. Солнце, планеты, Луна – это небесные тела. Тела состоят из веществ. Различают твердые, жидкие и газообразные вещества. Вещества, а значит и тела состоят из частиц (КАРТОЧКА 1)

- Можем

Переворачивают карточку

Дети поднимают руку

Ребенок читает

Поднимают руки

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте;

Предметные: закрепить знания о телах, веществах и частицах;

        

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию;

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста

Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести монолог

Знания предыдущего занятия и знания, необходимые для изучения нового актуализированы

3. Постановка цели и темы урока

Загадка

- Ребята, узнали ли вы сейчас что-то новое?

- А для чего же мы сейчас выполнили это задание?

- Верно, сейчас мы просто повторили знания, а том, о чем сегодня пойдет речь на уроке вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно!

- Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С ним мы рядом каждый час,

Но не видим он для нас

- Ребята, что это такое интересное? Отвечаем по поднятой руке

- Так какова будет тема урока?

- Тема урока «Воздух», а как вы думаете, что мы должны узнать о воздухе? Какую цель мы себе поставим

- Отлично, а теперь переверните листочки, которые лежат у вас на парте по цифрой 2. Давайте ознакомимся с планом нашего урока. Есть желающие прочитать?

1. Что такое воздух?

2. Каков состав воздуха?

3. Какими свойствами обладает воздух?

4. Охрана воздуха (КАРТОЧКА 2)

- Вот так в виде вопросов построен план нашего урока, отвечая на эти вопросы мы достигнем цели нашего урока. Положите этот листочек на парту, он вам пригодится в течение урока

- Нет

- Чтобы повторить наши знания

- Воздух

- Тема урока «Воздух»

- Узнать, что такое воздух, какой состав воздуха и свойства воздуха

Ребенок читает план урока

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте;

        

Регулятивные: учить составлять план урока, прогнозировать свои действия.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста

Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Тема урока поставлена; поставлен план урока

4. Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

Прием «Реставратор»

Прием «Работа с иллюстрацией»

Практическая работа, опыт

- Перейдет к первому пункту плана. Ребята, кто-то может сказать, что такое воздух?

- Отлично, вы уже имеете представление о том, что такое воздух.

- Но есть определения, которое нам дают ученые. Его мы с вами сейчас и узнаем. Для этого вы будете работать в паре. Какие же правила работы в парах вы знаете?

- Верно, при работе в парах надо вести себя тихо, не мешать остальным ребятам и работать дружно с товарищем

- Ребята, сейчас те, кто сидит за первым вариантом взяли ручки, вы будете писать. Итак, когда я увижу, что все ребята, которые сидят за первым вариантом, взяли ручки, тогда мы начнем работу

- Отлично, теперь переверните ваш листочке на парте под номером 3 и составьте определение из слов. Работаем в парах, кто выполнит быстрее всех – поднимает руку.

Воздух – это смесь газов. (КАРТОЧКА 3)

- Закончили. Прочитайте, что у вас получилось

- У кого получилось также – поднимите руки

- Итак, у кого получилось верно, поставьте себе плюс на этом листочке. Молодцы!

- Какой пункт нашего плана мы выполнили?

- Что же мы должны узнать сейчас?

- Как мы уже сказали, воздух – это смесь газов. Как вы считаете, из каких же газов состоит воздух?

- Ребята, внимательно посмотрите на слайд и попробуйте составить небольшой рассказ, из каких газов состоит воздух? Есть желающие

- Отлично, кто согласен, что … верно составил рассказ, поднимите левую руку вверх

- Отлично. Это и правда верно. В составе воздуха больше сего азота и кислорода, меньше в нем углекислого газа. При дыхании все живые существа, в том числе и человек, поглащают кислород, а выдыхают углекислый газ.  Еще я хочу отметить, что воздух заполняет все свободное пространство: в нашем классе, на улице, у вас дома. Он везде, где мы можем дышать

 

- Итак, какой пункт плана мы выполнили?

- А теперь ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело

- Что мы будем делать дальше?

 

- Как вы думаете, какими свойствами обладает воздух?

- Вот сейчас мы с вами и проверим, какими свойствами обладает воздух. Сейчас мы с вами станем исследователями и будем исследовать воздух

- Для того чтобы это сделать, нам необходимо выполнить практическую работу.

- Как и у настоящих исследователей, у вас будет инструктаж, который подробно описан на листочке под номером 4. Он дан у вас также на пару.

- Переверните его. Есть желающие прочитать инструктаж

- Пожалуйста. Все остальные внимательно следят и слушают

1. Работу выполняем в парах:

  • Работаем дружно;
  • Работаем тихо;
  • Не мешаем работать остальным ребятам

2. Для работы понадобится рабочая тетрадь, лист бумаги, емкость с водой, колба, влажная тряпочка, горелка

3. В ходе работы мы будем выявлять такие свойства воздуха, как: прозрачность воздуха, цвет воздуха, его запах, что происходит с воздухом при нагревании, что происходит с воздухом при охлаждении

- Вот это вам с моей помощью, как настоящим исследователям предстоит выполнить

- Откройте ваши рабочие тетради на странице 27, посмотрите на номер 2. В этой табличке мы будем заполнять результаты наших опытов

Воздух прозрачен или непрозрачен?

Имеет ли воздух цвет?

Имеет ли воздух запах?

Что происходит с воздухом при нагревании?

Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Вы работаете в парах, но результаты своих исследований каждый записывает в своей рабочей тетраде

- Отлично, теперь как настоящие исследователи мы преступаем к нашему исследованию. Кто готов ощутить уже готов ощутить себя в роли настоящего исследователя, сядьте прямо, руки перед собой

- Все готовы! Тогда скорее начинаем

- Прозрачен воздух или нет? Ответьте на вопрос: видим ли мы предметы через воздух?

- Давайте в этом убедимся: я возьму листок бумаги и приложу его к своему лицу. Видите ли мы сейчас мое лицо?

- А когда я убрала листок?

- Так какой вывод мы можем сделать?

- Итак, напротив пункта номер 1 пишем одно слово «прозрачен»

- Имеет ли воздух цвет? Можем ли мы сейчас уже ответить на этот вопрос?

- Давайте проверим. Посмотрите на доску, какой цвет она имеет?

- Посмотрите на потолок. Какого он цвета?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Верно, если бы воздух имел цвет, мы бы с вами ничего через воздух не видели, но из-за того, что он прозрачен, я могу видеть вас, а вы меня.

- Во втором столбце в пункте 2 пишем «не имеет»

- 3 пункт. Имеет ли воздух запах. Давайте это выясним. Закройте глазки и представьте, что вы вошли в столовую. Чем там пахнет?

-А теперь представьте, что мама чистит вам апельсин. Чем теперь пахнет?

- А теперь представьте, что вы вошли в лес. Что вы почувствовали?

-  А теперь откройте ваши глазки. Что мы заметили?

- Так пахнут частицы этих веществ, поэтому мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух, как, например, в лесу, ничем пахнет

- Какой вывод мы можем сделать?

- Во 2 столбце в пункте 3 пишем «не имеет»

- ФА теперь давайте выясним, что происходит с воздухом при нагревании. Для этого я проведу опыт, а ваша задача внимательно смотреть и в конце постараться сделать вывод. Для этого опыта мне понадобится колба с трубкой. Я опущу трубку в воду, а колбу буду нагревать при помощи грелки. Что происходит?

- Как вы думаете, расширяется воздух или сжимается, если он выходит их трубки?

- Верно, при нагревании воздух расширяется. Теперь запишем этот результат в строку 4. Записываем

- И в 5 пункте нам надо узнать, что происходит с воздухом при охлаждении. Для этого я возьму ту же емкость с водой, но теперь колбу я буду охлаждать с помощью намоченной тряпочки. Что теперь происходит с водой?

- То есть что происходит с воздухом? Кто догадался?

- Правильно, при охлаждении воздух сжимается. Запишем это в 5 строке.

- Давайте подведем небольшой итог. Сделаем это вот в такой необычной форме. Как вы уже заметили, у вас есть карточка под номером 5. Переверните ее. Она вам дана на пару. Это задание выполняем в паре. В середине написано слово «Воздух», а от него отходят 3 стрелочки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Все верно. Эти стрелочки обозначают свойства воздуха. Мы укажем лишь ключевые свойства. Как вы думаете, какие?

- Заполните листочек в паре.

- Какие из вас хорошие и внимательные исследователи получились! Так держать!

- Теперь посмотрите на план нашего урока и скажите, какой пункт плана мы выполнили?

- Что же нам надо узнать еще?

- Для этого отложите пока ваши рабочие тетради на край парты. Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 48. Сейчас мы прочитаем информацию из учебника. Будем читать по одному предложению, начиная с первой парты. Начинаем

- Итак, ребята, мы прочитали текст. Но я хочу узнать, на сколько хорошо вы поняли его. Сейчас мы это проверим. Сделаем это очень просто: я читаю высказывания, если это соответствует содержанию текста, вы хлопаете, если же нет – топаете.

- Начинаем. Будьте внимательны. Воздух не должен быть чистым

- основные источники загрязнения воздуха – это фабрики, заводы и автомобили

- Человек ничего не делает для охраны чистоты воздуха

- Человек немало делает для охраны воздуха: на предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газы

- Какие вы внимательные. Не удалось мне вас провести!

- Все ли, исходя из нашего плана, мы выполнили?

- Мы и правда выполнили все пункты плана, но на том наша работа еще не закончена. Я подготовила для вас еще много интересного.

Предположения детей

- работаем дружно, не мешаем остальным ребятам, ведем себя тихо

Дети за первым вариантом берут ручки

- Воздух – это смесь газов

Поднимают руки

- Первый пункт плана

- Каков состав воздуха

Предположения детей

- Больше всего в составе воздуха азота. Много в нем и кислорода. В наименьшем количестве в воздухе содержится углекислый газ

- Второй: узнали состав воздуха

Выполняют физминутку

- Узнаем, какими свойствами обладает воздух

Предположения детей

Ребенок читает инструктаж

- Да, через воздух мы видим все

- Нет, не видим

- Видим

- Воздух прозрачен

- Если воздух прозрачен, то он не имеет цвета

- Зеленый

- Белого

- Воздух не имеет цвета

- Едой, булочками

- Апельсином

- Свежесть

- В разных местах пахнет по-разному

- Воздух не имеет запаха

- Вода не входит в трубку – ее не «пускает» воздух. Из трубки выходят пузырьки воздуха

- Расширяется

- Вода поднимается по трубке. Воздух уступает воде место.

- Воздух сжимается

- Эти стрелочки обозначают свойства

- Прозрачный, не имеет цвета, не имеет запаха

- Узнали свойства воздуха

- Источники загрязнения воздуха и его охрана

Дети читают статью

Дети топают

Дети хлопают

Дети топают

Дети хлопают

- Да, все

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте; способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

Предметные: изучить и закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха; узнать источники загрязнения воздуха и способы его охраны

        

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; развивать умение высказывать предположение о том, что такое воздух, его свойствах и составе; учить составлять план урока, прогнозировать свои действия.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста учебника, из диаграммы; учить представлять информацию в виде таблицы; делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Дети узнали, что такое воздух, его состав и свойства; прочитан и сделан вывод по материалам о загрязнении и охране воздуза

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

- Ребята, внимание на меня. Теперь уберите ваши учебники в открытом виде наверх вашей парты, откройте ваши рабочие тетради на странице 27. Кто открыл – сели прямо, руки перед собой. Ждем остальных. Отлично.

- Обратите внимание на задание под номером 1. Прочитайте задание

- Вам необходимо в строках написать, и каких газообразных веществ состоит воздух. Теперь все взяли синюю ручку. И выполняем это задание каждый в своей рабочей тетради, вы можете посмотреть на слайд и с его помощью выполнить задание

- Кто выполнил задание – сели прямо, ручки убрали в пенал. Остальным еще полминуты на завершение

- все еще раз поверили и убедились, что верно выполнили это задание. Посмотрите на странице 46 в учебнике все показано.

- Те, кто уверен, что они верно справились с этим заданием, убрали ручки в пенал, рабочую тетрадь закрыли и убрали на край парты. Готовимся слушать дальше

- Самостоятельно или с помощью учебника напиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте;

Предметные: изучить и закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха;

        

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; прогнозировать свои действия.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста учебника, из диаграммы; делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Теоретические знания детей применены на практике успешно

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Вопросительные слова

- Ребята, взгляните на слайд. Что вы там увидели?

- Как вы считаете, что же с ними можно сделать?

- С помощью этих вопросительных слов вам необходимо составить вопросы и по тому, что мы сейчас узнали, задать их кому-то из ваших одноклассников

- Тот, кому был задан вопрос, задает вопрос следующим

На слайде:

Что такое?

Из чего?

Какой?

Имеет ли?

Почему?

 

-

- Вопросительные слова

- Составить из них вопросы

Дети составляют и отвечают на вопросы

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте;

Предметные: закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха;         

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; развивать умение высказывать предположение о том, что такое воздух, его свойствах и составе; прогнозировать свои действия.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста учебника, учить делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Проведена самостоятельная работа по теме урока

7. Обобщение изученного и включение его в систему раннее усвоенных знаний.

Тест

- И еще одна небольшая работа, которая вас ждет – это тест. Каждый из вас получит листочек с заданием. Внимательно прочитайте, какие задания вам даны и какие есть варианты ответы. Будьте очень внимательны при выполнении этого задания.

- Возьмите ручку с вашего пенала. Я раздаю листочки. Кто получил задание может его выполнять. Каждый работает самостоятельно. Внимательно читайте задание, потому что кто не допустит ни одной ошибки за урок может получить отметку «5»

1. Выбери верный вариант ответа. Подчеркни его.

Воздух – это смесь газов.

А) да;

Б) нет

2. Выбери все верные варианты ответа. Подчеркни их.

В состав воздуха входят:

А) кислород;

Б) окружающие нас предметы;

В) азот;

Г) углекислый газ;

Д) различные запахи

3. Какими из перечисленных свойств обладает воздух. Подчерки нужные буквы.

А) воздух имеет цвет;

Б) воздух прозрачен;

В) воздух не имеет запаха;

Г) воздух не имеет

4. Выбери один верный вариант ответа. Подчеркни его.

Какого газа в воздухе содержится больше всего?

А) азот;

Б) кислород;

В) углекислый газ

5. Допиши предложение

Воздух должен быть _________________.

 

Дети выполняют тест

Личностные: способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

Предметные: закрепить понятие «воздух», закрепить знания о составе и свойствах воздуха; узнать источниках загрязнения воздуха и способах его охраны

        

Регулятивные: прогнозировать свои действия.

Познавательные: делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: учить оформлять свои мысли письменно

Материал урока обобщен

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Мультимедийная презентация (проверка по образцу)

- Ребята, теперь внимательно посмотрите на слайд, возьмите ручку и напротив каждого верного варианта ответа поставьте себе знак «+»

- Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки

- Молодцы. Это говорит о том, что вы хорошо усвоили тему урока

- Поднимите руки те, у кого 2-3 ошибки

- Это тоже очень хороший результат, но где-то вы были невнимательны, отвлекались. Значит надо быть более внимательными

- У кого больше 3 ошибок?

- Ребята, вам я советую еще раз прочитать информацию по тему урока на странице 46

Сверяют свою работу с образцом

Поднимают руки

Поднимают руки

Поднимают руки

Личностные: способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

Предметные: закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха; узнать источники загрязнения воздуха и способы его охраны

        

Регулятивные: прогнозировать свои действия.

Познавательные: делать выводы; анализировать.

Коммуникативные: учить оформлять свои мысли письменно диалог и монолог

Проведен контроль знаний детей по теме урока

9. Рефлексия. Итог урока

Прием «Пейзаж»

- Мы сегодня узнали много нового, успели выполнить большое количество заданий. А теперь давайте немного разгрузим наш мозг, посмотрим на эти иллюстрации, и скажите, на какую из этих картин больше похоже ваше настроение сейчас

- Поднимите руку те, у кого настроение такое же солнечное, яркое, жизнерадостное, такое же, как на первой картине

- А у кого оно хмурое, пасмурное, грустное

- Тем ребятам, у кого настроение солнечное, я желаю, чтобы оно таким и осталось до конца дня, а у кого оно грустно – ребята, не унывайте, выше нос и все всегда будет хорошо!

- Спасибо за урок, до скорой встречи

Дети поднимают руки

Поднимают руку

Личностные: способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира

        

Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; развивать умение высказывать предположения

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из картинки

Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе; учить оформлять свои мысли и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог

Проведена рефлексия урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"

Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды....

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....

Конспект урока окружающего мира " Свойства воды"

Данный урок исследовательского характера предназначен для 2-3 классов разных УМК. Обучающиеся смогут узнать о свойствах воды....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...