Земля -наш общий дом
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Бодрова Наталья Георгиевна

Воспитательное мероприятие на экологическую тему во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Земля- наш общий дом34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое воспитательное мероприятие на  экологическую тему

"Земля - наш общий дом" во 2  классе.

Подготовила и провела: учитель начальных классов Бодрова Н.Г.

Цель: вызвать стремление у обучающихся к посильной помощи природе и её охране.

Задачи:

  • ознакомление  обучающихся с последствиями воздействия человека на природу;
  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии  у обучающихся;
  • развитие индивидуальных способностей обучающихся;
  • воспитание бережного отношения к природе и внутренней позиции у обучающихся;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди;
  • усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру;
  • учиться охранять природные ресурсы;
  •  развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, уважаемые гости.

Добрый день, ребята.  Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок.

Начать мне хочется с загадки.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)      

Видео

Земля - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям...

   Над нами одна общая голубая крыша – небо.

  У нас под ногами один общий пол - земная поверхность.

  У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце.

  У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны...

Наша планета, как дом, в котором есть всё, что нам необходимо для жизни.

В каждом доме стараются заботиться о здоровье, вот и  наша планета заботится о нас.

Лес – это легкие нашей планеты. Он дает всему живому кислород, которым мы дышим. Чем больше леса на Земле, тем чище наш воздух и здоровее все люди и  животные.

 Ребята, а вы были в лесу? Хотите сегодня оказаться в нем снова?(ответы)

 Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

Встали. Приготовились…

В лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так.

Открой глаза и мы в лесу

Услышь, увидь его красу

(слайд со звуками леса)

Посмотрите ,какая красота вокруг. Как много растений и животных.

Давайте поиграем в игру «Назови одним словом».

Игра «Назови одним словом»

  1.  Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)  в РМ зафиксировано 73 вида, 35 редких
    2) Клубника, черника, костяника, земляника– это… (ягоды)
    3) Ель, сосна, берёза, дуб – это… (деревья)
    4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы) в  РМ  258 видов птиц, 70 редких
    5) Орешник, шиповник, малина, ежевика….(кустарник)
    6) Карась, щука, сом, плотва, лещ – это… (рыбы) около 40 видов

7)Бабочка, шмель, стрекоза, кузнечик-это…(насекомые) более 1000 видов

8) Мухомор, подберёзовик, груздь, опята- это….(грибы)  в РМ более 50 разновидностей

9)Уж, гадюка, медянка- это….(Змеи)   в РМ 3 вида змей. Есть и ядовитые. Поэтому если вы увидели змею, нужно отойти на безопасное расстояние.

На Земле за многие миллионы лет установилась тесная связь между живой и неживой природой. Всё в природе взаимосвязано, нет ничего лишнего.

- Как вы думаете,  что случится,  если эту связь нарушить? (ответы детей)

Однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило, нужны и строительные материалы.

– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. А вскоре  и леса то не осталось.

– Что вы видите в лесу? (пни, грязное озеро, нет растений, животных, везде мусор)

Почему в лесу никто не живет? (человек разрушил жизнь леса)

- Что же делать?  (спасать лес, остановить человека..)

- Правильно, но делать это надо грамотно. Прочитайте слово ЭКОЛОГИЯ

- Кто  слышал это слово?

- Ребята, что  оно обозначает?

Название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля.

Экология-наука, которая учит нас,  бережно относится к окружающему миру.

-Ребята, вы готовы помочь нашему лесу? (Да)

- Если вам будет трудно, я приду  вам на помощь.

-Что нам необходимо сделать в первую очередь?(убрать весь мусор). Люди –единственные жители земли которые оставляют после себя колоссальное количество  мусора.

Уборка мусора

 Очистить лес от мусора нам помогут  загадки. Послушайте их и догадайтесь,  о каком мусоре в них говорится. Если вы отгадаете, то сможете убрать этот мусор из леса.

  1. У вас очень много игрушек сделано из этого материала, бывает разных цветов, предметы,  изготовленные из него мало весят, а если его поджечь то появится много черного дыма, который плохо пахнет. (Пластмасса.)

За последние 30 лет производство пластика во всем мире увеличилось более чем на 70%. Пластиковые пакеты, бутылки и упаковка — основной объем производства пластика и пластиковых отходов. А разлогаютя они в природе  очень долго. Упаковочный пакет — более 20 лет, пластиковая посуда более 50 лет,

Пластиковая бутылка — 450 лет

  1. Ее изобрели китайцы ещё во 2 веке. У нас ее получают из древесины. Она легко горит. Ваши книги и тетради делают из этого материала.   (Бумага.)

Бумага составляет большую часть мусора. Сроки разложения бумажной посуды около 5 лет.

3.    Его делают из песка и кварца. Чаще всего оно прозрачное. Но может быть и цветное. Брошенное в лесу, может стать источником пожара. Если упадет - разобьётся. Без него нельзя сделать  окна.     (Стекло.)

Выброшенная стеклянная бутылка будет лежать в лесу более 1000 лет.  А осколки в яркий солнечный день могут спровоцировать пожар. Вспомните,  какие пожары были зафиксированы летом в лесах по всей России. Даже в Мордовии бушевал пожар, который не могли потушить больше месяца.

           

  4. Этот мусор не так распространен, потому что  при его сдачи можно получить деньги. Но всё же это  консервная банка и баночка из под пепси, поломанный  велосипед  и даже старый автомобиль.                (Металлолом.)

Если выбросить мусор из металла, то его разложение займет от 200 до 500 лет.

- Молодцы, ребята. Спасли лес от мусора!

Сейчас в России и в нашей Республике мусор начинают перерабатывать. Вы заметили на мусорных площадках контейнеры с жёлтыми крышками. Туда нужно выбрасывать пластик, бумагу, упаковку. Т.е всё что можно переработать и использовать повторно.

-Какое правило,  мы с вами создадим, чтобы оградить лес, нашу планету от мусора?

  • не бросать мусор на землю;
  • сортировать мусор, для дальнейшей переработки.

        У вас на столе карточка положите её на середину. Каждый  ряд выбирает и подчеркивает мусор для переработки.

1р-пластик

2р-стекло

3р- бумагу

Консервная банка, старый альбом для рисования, очистки картофеля, бутылка от шампуня, стеклянная бутылка, газета, баночка от пепси, пакет, гвозди, пластиковая бутылка,  разбитая кружка,  шелуха от семечек, осколок стекла, коробка от конфет

Давайте немного отдохнём в нашем чистом лесу (Физминутка)

Дети по лесу гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И нисколько не устали!

                                                           Воздух.

(Учитель показывает  завязанный пакет)

- Что у меня внутри пакета. (ответы)  Без него ни сможет жить ни одно живое существо на нашей планете.

Всё живое дышит воздухом. В больших городах воздух загрязнён от огромного количества фабрик, заводов, автомобилей. Откуда появляется кислород ?  В нашем  лесу   деревьев почти не осталось.

Как помочь лесу и нам? (посадить деревья)

Отгадайте загадки про деревья. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1.Это дерево – символ России(Берёза)

2. Он — могучий! Крона — в тучах. В кроне желуди видны. И не зря к нему приходят утром ранним кабаны.(Дуб)

3. Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это ... (КЛЁН).

4. На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ...(Сосна)

5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?(Осина)

6. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. 
(Рябина)

Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Чтобы сохранить наш лес, его надо беречь. Ребята, давайте составим правила охраны леса:

  • не ломать ветки деревьев;
  • не рубить деревья;
  • не разводить костер;
  • вовремя тушить пожары

Оказывается, есть ещё один способ сохранить лес. Хотите узнать его?

Это сбор макулатуры. В нашей школе каждый год проходит акция по сбору макулатуры и каждый из вас может принять в ней участие. Ведь собирая макулатуру,  вы не только избавляетесь от ненужного мусора, но и помогаете сберечь лес.

Обитатели  леса

- Ребята посмотрите внимательно и скажите, кого еще не хватает, чтоб картинка ожила? Правильно, конечно же, нам не хватает обитателей леса, это жучки, бабочки, птицы, звери.., которые приносят огромную пользу для леса. 

У вас есть желтая карточка. Соедините зверей с их детёнышами.

Многих из них убил человек, многие погибли от пожаров, от мусора, грязной воды.

Многие животные по вине человека исчезли с нашей планеты и больше мы их никогда не увидим . А есть животные, которых осталось очень мало.

Кто знает,  как называется книга, в которую занесены животные, которых очень мало осталось на Земле? (Красная книга ).

В нашей республике  есть своя Красная книга Республики Мордовия и в ней находятся животные, которых осталось очень мало  если их не охранять, то  они исчезнут навсегда. Поэтому люди создают заповедники, в которых охота на животных запрещена и в которых подкармливают животных.  А в нашей республике есть заповедники?

Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича —  расположенный в Темниковском  районе Республики Мордовия. Создали его в 1936г. А с декабря 2013 года Мордовский заповедник является туристическим оператором России и предлагает посетителям экскурсионные туры по специально оборудованным экологическим тропам.

На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб,   215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось и другие. А сейчас там появились и зубры.


Думаю, животные с удовольствием вернуться в свой лес, если в нем их будут охранять и помогать им.

- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Поиграем в игру топай, хлопай.                                                       

 Я буду вам зачитывать действия, которые человек может совершать в лесу, а вы если с не согласны с действием, то топаем, а если согласны – то хлопаем.

Игра «Если я приду в лесок». 
• Если я приду в лесок, то сорву букет цветов? (нет)
• Если съем я пирожок, то выброшу бумажку? (нет)
• Лишний хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если разведу костёр, то тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю, то убирать не буду? (нет)
• Если мусор соберу, то из леса унесу? (да)

•Если с другом мы пойдём, громко песенку споём(нет)

• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да

Птице-воздух, зверю лес и горы,  а человеку нужна родина и охранять природу-значит охранять родину. Наша Родина- Россия. И в  ваших руках сохранить её богатства и красоту.

В конце исполнение песни «Моя Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"

Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Земля наш общий дом (система Л. В. Занкова)

Повторение знаний о строение Земли, о литосфере, гидросфере, атмосфере, рельефе и ландшафте....

Земля наш общий дом

Внеклассное мероприятие посвящённое Дню Земли...

Земля - наш общий дом.

Презентация с анимацией позволяет показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, увидеть необычное и прекрасное в привычном. Кто живёт рядом с нами? Что растё...

Тест по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю".

Тест для 3 класса по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю". УМК "Начальная школа XXI века".  Можно использовать для повторения или для проверки знаний....