разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мурадинова Айнур Сейпулаевна

горные породы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_gornye_porody_i_mineraly.doc.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Нефтекумский муниципальный район Ставропольский край

Урок окружающего мира по теме:

«Горные породы и минералы»

4 класс

УМК «Школа 2100»

Учитель: Мурадинова Айнур Сейпулаевна

Цели:

1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования

2.Формировать  умение высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и  бережное отношение к полезным ископаемым.

Оборудование: учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»; проектор, экран,  презентация,  ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, таблица, лупа, стаканы, раздаточный материал (инструкции, материал из интернета, рисунки,),  клей, фломастеры.

Планируемый педагогический результат: 

Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

Умение работать с различными  источниками, выделять важную информацию.

Умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» -  таблицу.

Способ и формат оценивания результатов работы:

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий.

 - умение действовать согласно инструкции.

-оценивание взаимодействия учащихся при работе  в малой группе.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Творческие группы: 3 группы исследователей

Ход урока.

1.Организационный момент (психологический настрой).

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Учитель: Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что  этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. 

Ребята, давайте отгадаем загадку.

Ни начала, ни конца,

  Ни затылка, ни лица.

  Знают все, и млад и стар,

  Что она - большущий шар. (слайд 2)

-Назовите оболочки земли? (слайд 3)

- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?

- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. (слайд 4)

- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)

 -Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела).

- Из чего состоят тела?  ( Из веществ).

- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).

- Какими свойствами обладают твёрдые тела?  (Имеют постоянную форму и объём).

2.Проблемная ситуация. (слайд 5)

 Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок» по мотивам сказки Бажова.

Скажите  фрагмент  какой сказки вы смотрели?

Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня) (слайд 6)

 - У вас на столах коробочки, что в них? (слайд 7)

(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)

- Можно ли назвать их телами? (Да).

- Разделите их на группы.

- Сколько групп получилось? Какие группы?

(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент). (слайд 8)

- Как  назвали тела второй группы? (Искусственные).

- Как  назвали тела первой группы? (Природные).

-Почему?  (Это предметы, которые нас окружают)

- А как ещё их можно назвать?  (Горные породы).

-Но почему горными?  ( Находятся в горах)

-Они встречаются  только в горах?

- Определите тему  сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). (слайд 9)

 - Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Запишите тему урока в тетрадях.

Что бы вы хотели узнать о горных породах? Давайте составим план урока. (слайд 10)

( из чего они состоят и как их использует человек)

  3. Совместное открытие знаний.

С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век. Как древние люди использовали камни?  (Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники.  Их  использовали   для охоты и обработки добычи, защиты).(слайд 11)

- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?

( прочность)

-Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…

  - Значит, одно из главных свойств горных пород и  минералов - …(твёрдость)

- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую используют люди и сейчас.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей , у вас на столах горные породы, изучите их состав и свойства. Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами. При работе соблюдайте правила техники безопасности.

( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу)

 4. Практическая работа

 Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)

Группа 1 исследует  гранит

Группа 2 исследует  глину

Группа 3 исследует  известняк (слайд 13)

ФИЗМИНУТКА(слайд 12)

5. Отчёт каждой группы . (слайды 15-20)

   - А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? (чтобы применять их для своих нужд).

 - Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)

- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?

-Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, то им потребовался  бы длинный-предлинный поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.

Работа с учебником.

 - В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. Найдите ответ в учебнике, тема 21.

Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).

А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)

Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?

(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).

Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.

Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.

  Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.  

Вывод.

Ребята, давайте сделаем вывод, что вы узнали о горных породах и минералах?

(Исследовав  горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а  минералы однородные.

Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.

Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге).

Региональный компонент.

Просмотр ролика «Природа Северного Кавказа».

О чем был видеоролик? Почему именно Кавказские горы?

Доклад ученика о полезных ископаемых Северного Кавказа.

          А знаете ли вы?

Ребята, как называют людей, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых?

 У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники- растения.

Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов  -полевой хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото. Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые.

6. Рефлексия.

-  Что нового узнали на уроке?

 - Чем отличаются горные породы от минералов?

 - Какие свойства горных пород использует человек?

-  Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких нельзя?

( Нельзя  изготовить каменный цветок из осадочных  пород, так как  они рыхлые и  сыпучие. Цветок   будет  непрочным.)

– Удовлетворены ли вы своей работой? Оцените своих товарищей.
– Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была лучше?

7.Домашнее задание: 

-учебник  (тема 21) страница  92-97 ответьте на вопросы,

 -составьте кроссворд на тему « Минералы и горные породы»

Растите, дети,  большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы

живёте. И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем,

весёлым пением птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...