Открытый урок по окружающему миру"Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Галкина Лидия Владимировна

Герои мультфильма "Мойдодыр "восхваляют воду,произносят слова :"Вечная слава воде!" Где человек ее использует,какие природные явления связаны с водой?В каких трех состояниях она бывает? Нет более удивительного и загадочного вещества,чем вода.Наша лаборатория будет проводить опыты,определять свойства воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_om2_klass.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

 ОТКРЫТЫЙУРОК

  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Вода и её свойства»

2 класс

                    УМК: «ШКОЛА 21 ВЕКА»

                   (под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

         учителя начальных классов

                           МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»

                                Галкиной Лидии Владимировны                                                                                                                             :


                                                                                                                            17 апреля  2019 г.

Цель деятельности учителя

создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Метапредметные

Познавательные: развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формы и методы

- поисковый метод

- интерактивные упражнения

Технологии:

- Информационно-коммуникационные

- технология деятельностного подхода.

Образовательные ресурсы

http://LearningApps.org http://onlinemultfilmy.ru http://www.youtube.com

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Вода. Свойства воды.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

Ты проверь скорее ,дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке,

Книжка,ручка и тетрадка?

Проверили?Садитесь!

С усердием трудитесь!

Какой у нас урок? Что мы  делаем на уроках окружающего  мира?

…Узнаем новое,обыгрываем ситуации,работаем над проектамии,проводим исследования

Один из детских поэтов Константин Ибряев сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

- Чему будет посвящен наш урок?

(Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем

новые знания? (Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество

открытий.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний пробное учебное действие.

Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Организация просмотра видеофрагмента «Мойдодыр»http://onlinemultfilmy.ru/mojdodyr/

- Сейчас покажу вам фрагмент из мультфильма, после просмотра вы должны ответить:

Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран

  1. Почему герои мультфильма произносят такие слова: «Вечная слава воде!»

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А где человек использует воду?Готовит пищу?утоляет жажду,моется…

Какие природные явления связаны с водой(схема учебника,с 81):облака, дождь, иней, снег, ледоход, разлив реки ,роса, туман

  1. Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе

*В каких трёх состояниях бывает вода на земле?

*За какое состояние воды отвечал Мойдодыр?

*Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии.

*Какие осадки связаны с жидким состоянием воды?

*Как выглядит вода в твёрдом состоянии?

*Газообразное состояние воды – это что?

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. 
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?

Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

- А вам хотелось бы узнать что-то новое о

воде?

- Что бы вы хотели узнать?

- Для чего нам нужно это знать?

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания, только честно.

Прикрепите голубую чистую капельку воды если всё знаете, если не все –белую капельку воды.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свои

знания

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

- Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке.

Так что мы будем исследовать?

А как вы думаете, зачем нам это нужно?

- Чтобы начать исследование, необходимо

составить план исследования

- На какой вопрос должны ответить в

первую очередь?

1. Что такое вода?

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

- Итак, что такое вода? (жидкость).

- Как в любую научную лабораторию, к

нам на экспертизу отдают различные

вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?

– ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от

другого? С помощью чего?

- Эти особенности веществ называют

свойствами.

- Что будет предметом нашего

исследования?

- Какую цель поставим перед собой?

К концу исследования мы должны

узнать: «Является ли жидкость в

сосуде – водой?»

- Тогда какие задачи поставим перед собой?

– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем составляют план исследования воды

Ставят цели:

Узнать, что находится в сосуде

Определяют задачи:

Открыть новые знания.

V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Совместно с учителем составляют план действий

Итак, переходим к следующему пункту

плана – свойства воды.

- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист для записи наших исследований  Мы начинаем работу нашей лаборатории. Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Работать сообща.
  2. Уметь выслушать друг друга.
  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.
  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Каждый из вас будет в роли лаборанта,

эксперта, исследователя, а я в роли научного руководителя

. Определяем правила:

*Старший научный сотрудник проводит опыт

*Помощник читает задание

*Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство в нужную графу ставим+

Будем работать с лабораторным оборудованием . Необходимо соблюдать охрану труда.

-С осторожностью определять запах (на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя .(если жидкость бывает с резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

-Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

-Если случайно разбилось стекло, запрещается его брать руками

Свойства воды

Есть(да)

Нет

вкус

запах

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Опыт 1. Прозрачность.

Опыт 2. Цвет.

Опыт 3. Запах.

Опыт 4. Текучесть.

Опыт 5. Растворитель.

2. Демонстрационный опыт.

Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7. Фильтрование.

Три состояния воды:

Что умеет застывать,летать,бегать?(вода)

В этой загадке отражены три состояния воды.Давайте подумаем:какие?

-Когда вода станет летучей?(превращается в пар-газообразное)

-Когда бежит?(вода, ручей, река(жидкое)

Если застывает, во что превращается?(в лед)

Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила свое состояние?(чтобы вода нагревалась или замерзала, изменение температуры. )Этот процесс называется круговоротом воды в природе

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,
Пока,наконец,не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака , проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Вксной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки

Сценка «Как волк лишился хвоста»

О каких свойствах воды говорится в сказке? (3 состояния)

Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопрос

Дети работают в парах по пoиску нужной информации организует демонстрацию опытов, результаты фиксируют

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Динамическая пауза

Организует физкультминутку

.Очень всем нужна вода

Делай –раз, делай-два.

Звери у ручья напились

Вправо, влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши.

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

Физкультминутка (выполняют движения)

Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: - зафиксировать новое содержание урока;

Уточнить и расширить знания учащихся

Подведение результатов.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить?

А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости

со свойствами воды.

Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся?

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь, так как я научный руководитель нашей лаборатории. Я расскажу вам научные факты о воде.

– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

- Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Как много сока в плодах –арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок-вода с растворенными в ней различными веществами. В телах животных вода обычно составлет больше половины массы

- Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды

Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

– Как определить количества воды в организме человека вы у найдете материал, используя компьютер

Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько ее в твоем организме, для этого массу тела нужно разделить на 3,а полученное число умножить на 2.

Организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например ,человеку в сутки требуется более двух литров воды(часть он выпивает, а часть содержится в пище)

Для многих организмов вода-природный дом. Одни из них живут в соленой воде, а другие в пресной

2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела

Проверка

Тестирование(с.28 в Рабочей тетради) Взаимопроверка

в парах

Мы продолжаем разговор о воде.

У нас остался еще один пункт плана о

бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду?

-Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана?

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод:От загрязнения воды страдает всё живое. Воду надо беречь.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока

(капельки)

Если все получилось – на исследовательский

лист прикрепите голубую капельку

воды, если не все получалось –белую

капельку воды.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Подобрать пословицы, загадки о воде

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру "Вода и ее свойства"

урок по окружающему миру "Вода  и её свойства" 2 класс...

Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)

Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал....

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

Конспект урока по окружающему миру "Вода и её свойства" в 3 классе

Самоанализ урока          Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме. Считаю, что идеи урока доведены до ...

Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»

Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»...