Технологическая карта и презентация открытого урока на тему "Время. Московское время."
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Харькова Инна Геннадьевна

Тема урока

Московское время

Тип урока 

Урок открытия нового знания

Цель освоения учебного содержания

Создать условия для ознакомления учащихся с часовыми поясами России, историей часов на протяжении жизни человечества.

Задачи

Образовательные: познакомить с понятием «местное время», «Московское время», «часовой пояс», формировать представления обучающихся о часовых поясах

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету «окружающий мир», способствовать развитию памяти, расширения кругозора, мышления, сформировать умение решать практические задачи по определению местного времени на основе знания московского времени;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории возникновения часов, творческой активности на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskoe_vremya.docx38.44 КБ
Файл vremya.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель начальных классов

ФИО

Харькова Инна Геннадьевна

Год составления карты

2020

Предмет,УМК

Окружающий мир, УМК «Перспективная начальная школа»

Класс

4 Б

Тема урока

Московское время

Тип урока  

Урок открытия нового знания

Цель освоения учебного содержания

Создать условия для ознакомления учащихся с часовыми поясами России, историей часов на протяжении жизни человечества.

задачи

Образовательные: познакомить с понятием «местное время», «Московское время», «часовой пояс», формировать представления обучающихся о часовых поясах

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету «окружающий мир», способствовать развитию памяти, расширения кругозора, мышления, сформировать умение решать практические задачи по определению местного времени на основе знания московского времени;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории возникновения часов, творческой активности на уроке.

Технология построения урока  

Здоровье сберегающие технологии.  Групповые технологии.  ИКТ. Кейс-технологии.

Методы работы на уроке по источнику знаний

словесные

Беседа, работа с книгой

наглядные

Метод иллюстрации

Метод иллюстраций показ иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Основные понятия, термины

Часовой пояс, местное время, московское время

Результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

предметные результаты — обучающиеся смогут освоить новые понятия по  теме «Московское время», и применить их при решении практических задач

Регулятивные УУД:

- осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, различать способ и результат действия;

- осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном;

- корректировать действия по ходу его выполнения;

- осуществлять взаимоконтроль;

- принимать и сохранять учебную задачу; 

- осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

  • формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ;  
  • синтез.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:  

  • осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия; 
  • оформлять свои мысли в устной форме;

Организация пространства

Формы работ:

фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная

Ресурсы: текстовые документы( учебник, методические пособия (атлас, контурные карты));электронные ресурсы  (презентация, интерактивное задание);

Структура урока  ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный.  Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения)

Организовывает эмоциональный настрой учеников.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Мы не будем долго ждать

Предлагаю начинать

Проверяют свою готовность к уроку

Р: регулировать свою деятельность

2. Актуализация  индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Определение и сообщение темы урока

Организовывает деятельность по уточнению задачи, формулирование целей занятия

- Какую тему мы проходили с вами на прошлом уроке?

- Замечательно, в каком городе мы живём?

- Что вы знаете про наш город?

- родной край

- в городе Пенза

- Ответы детей

К: умение правильно выстраивать свою речь;

3. Выявления места и причины затруднения (определение границ знания и не знания)

Определение учебной проблемы; создание условий для формулирования обучающимися  цели деятельности (урока)  и постановки учебных задач

- Тема нашего сегодняшнего урока будет затрагивать не только наш город. Ой, ребята, уроки так быстро летят, я совсем забыла сколько сейчас времени?

- Вы совершенно правы! А у вас есть друзья с других городов? Если есть, то из каких они городов?

- А вы знаете, сколько у них сейчас времени?

- Хотели бы вы узнать про время больше, чтобы вы могли общаться с людьми из других стран и городов?

- Давайте сформулируем тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить? Замечательно. Но это только часть нашей темы. Какой город является столицей нашей страны? Вы правы. А время в Москве и время в Анадыре отличаются? Но чтобы это точно знать, мы должны знать время в Москве. Кто сформулирует тему урока? Вы совершенно правы, я предлагаю начинать нашу работу.

- Ответы детей

- есть, они из (называют города)

- нет, не знаем.

- ответы детей

- о времени

- Москва.

- да.

- Московское время.

К: умение правильно выстраивать свою речь;

4. Построения проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

Создание  проекта будущих учебных действий

- Что нам нужно сделать, чтобы узнать про время больше информации?

- Я с вами совершенно согласна. На доске появился план нашей деятельности. Предлагаю начинать.

- Узнать, чем измеряется время, почему время во всех городах разное, что такое часовые пояса и как правильно определять время.

Р – контролировать процесс деятельности

К – умение правильно выражать свои мысли

5. Реализация построенного проекта (планируемых действий). Открытие нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

- Чтобы наша работа была более продуктивной, я предлагаю вам поработать в группах. Чтобы найти ответы на все вопросы. На работу у вас есть несколько минут, читаем задания и вопросы внимательно. На это у вас есть несколько минут, свою готовность показываем поднятием рук.

- Я вижу все справились с работой, предлагаю проверять.

1. Что такое время?

2. Как измеряли время в древности?

С помощью чего сейчас измеряют время?

3. Что такое «местное время?»

4. Что такое «московское время?»

5. Что такое часовой пояс?

- Следующий вопрос вам на внимательность, я проверю, насколько вдумчиво вы читали текст. Ответ я принимаю только по поднятой руке. Работа это на скорость. Найдите в тексте и прочитайте вслух сколько часовых поясов на нашей планете?

- Открывают кейсы и выполняют задание.

это отрезок, промежуток в последовательности смене часов, дней и лет.

В древнем Египте это было разлитие реки Нил. Когда снова начинался этот процесс, было ясно, что прошел год и идёт новое исчисление. Римляне считали, что начало времени тогда, когда был создан их город, город Рим. Жители древнего Китая исчисляли время по времени восхождения на престол нового императора.

С помощью часов.

Время, определяемое для конкретного места на нашей планете.

Время часового пояса, в которой расположена столица Российской Федерации — город Москва.

часовой пояс – это условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15°.

- 24-часовых пояса.

Р - осмысляют учебный материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; умение работать в группах

К – умение правильно выражать свои мысли в устной речи

П – делать выводы на основе полученных знаний

6.Физминутка

Снятие  эмоционального  напряжения; повышение  умственной работоспособности обучающихся; активизация  внимания

- Мы с вами долго работали.

Нужно немного отдохнуть

Кто там ходит  влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно 
И твердит: «Тик-так, тик-так». (
Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (
Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (
Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. 
(Потянуться)

А теперь встали ровно, садится первый ряд, теперь третий, а затем второй.

- выполняют упражнение

Р – осуществляют пошаговый контроль своих действий, умеют оценивать правильность выполнения действий

7. Первичное закрепление знаний и умений  с проговариванием во внешней речи

первичная проверка понимания  изученного

- Обратите внимание на слайд. Что вы видите?

- Как вы думаете, сколько часовых поясов в нашей стране? Сколько между ними разница?

- В каком часовом поясе находится Москва? Посмотрим на карту и ответим на вопрос.

- Мы  с вами узнали, сколько часовых поясов в России, какая разница между ними. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и ответить на несколько вопросов. Готовность показываем поднятой рукой. На это у вас есть три минуты.

- Вижу вашу готовность, начнём проверять.

- Часовую карту.

- 11-часовых поясов.

- 1 час

- в третьем часовом поясе.

- выполняют задание, проверка по эталону на доске

Р – контролировать процесс деятельности; умение работать в парах;

К – умение правильно выражать свои мысли.

8.Самостоятельная  работа с самопроверкой  по эталону

обеспечение повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания  и  совершенствование способов действий на уровне применения в измененной ситуации

- На столах перед вами появились карточки. Работу выполняем самостоятельно. Прочитайте внимательно задание, что вам нужно выполнить. Для выполнения задания, используйте таблицу в учебнике на странице 127. На это у вас есть три минуты.

- выполняют задание, проверка по эталону

Р – контроль и осознание своей деятельности

9. Включение нового знания в систему изученных  знаний

Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных новых  ситуациях; проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

- Давайте вспомним, что означают словосочетания «местное время» и «московское время». Как вы думаете, зачем отсчёт ведётся от московского времени? Чтобы это узнать, прочитайте текст в учебнике на странице 127.

- Чтобы лучше закрепить тему, на доске появились несколько заданий. Я предлагаю вам их решить. Посмотрите внимательно на слайд. Здесь представлены часы, которые показывают время в Москве. Наша с вами задача решить, сколько будет времени в городах, если в Москве 12 часов дня.

- Следующее задание на сопоставление разницы во времени между нашей столицей и другими городами.

- Это задание очень интересное. Нам нужно вставить пропущенные слова. Опираясь на текст, в котором вы искали ответы в начале урока и на текст учебника заполните пропуски. На это задание вам даётся две минуты.

- Какой праздник к нам приближается? Сколько раз мы можем встретить Новый год в нашей стране? Расположите города,  в каком порядке они будут встречать Новый год. Чтобы выполнить это задание обратим наше внимание на карты, которые лежат у вас на столах

- Наш весь урок был посвящён часовым поясам и времени. Я предлагаю вам поработать с картой. (Раздаточный материал контурная карта). Ваша задача посмотреть внимательно на карту, затем на контурной карте отметьте часовые пояса России и их разницу с Москвой.

- чтобы никто не запутался

- фронтально выполняют задание на слайде.

- интерактивное задание выполняют, выходя к доске и соединяя правильные карточки.

- в индивидуальной форме выполняют задание, проверка по эталону на доске.

- Новый год

- 11 раз по количеству часовых поясов

- в индивидуальной форме выполняют задание,

Р – контроль и осознание своей деятельности

К – умение правильно формулировать свои мысли

П – умение работать с информацией и делать выводы

10.Подведение итогов, рефлексия        

Анализ  и  оценка  успешности  достижения  цели;  выявление  качества  и  уровня  овладения знаниями

- О чём мы сегодня говорили на сегодняшнем уроке?

- С помощью чего узнавали время в древности?

- С какими понятиями мы познакомились?

- Используя эти знания, сможете ли вы позвонить и написать людям из разных стран?

- Поднимите карточку в соответствии со своими знаниями: зелёная – все знаю, жёлтая – есть трудности, красная – ничего не знаю.

- о времени

- с помощью истории, рек

- местное время, часовой пояс, московское время

- да сможем.

Р – контроль и осознание своей деятельности

11. Домашнее задание

Домашнее задание звучит таким образом: страница n- в рабочей тетради и по желанию подготовить доклад о видах часов. На этом наш урок закончен, спасибо всем за работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Время. Московское время Учитель начальных классов МБОУ СОШ №66 г. Пензы Харькова Инна Геннадьевна

Слайд 2

План работы: Узнать, как измеряется время и с помощью чего; Почему время в городах разное; Что такое «часовой пояс».

Слайд 3

Что такое время? Время - это отрезок, промежуток в последовательности смене часов, дней и лет.

Слайд 4

Как определяли время в древности

Слайд 5

Таблица времени и городов Город Поправка по времени Москва 12:00 (МСК) Калининград 11:00 (МСК – 1 ч) Екатеринбург 14:00 (МСК + 2 ч) Магадан 19:00 (МСК + 7 ч) Омск 15:00 (МСК + 3 ч) Томск 15:00 (МСК + 3 ч) Красноярск 16:00 (МСК + 4 ч) Тюмень 14:00 (МСК + 2 ч)

Слайд 8

Проверим На сколько часовых поясов разделён весь земной шар? 2. В каком часовом поясе находится наш город? 3. В каком часовом поясе расположена Москва? 4. Какой город имеет со столицей разницу в 4 часа? 24 часовых пояса в 3 часовом поясе в 3 часовом поясе Красноярск

Слайд 9

Проверим Если в Москве 9 утра, сколько времени в Тюмени? 2. Какая разница между Калининградом и Москвой? 3. Сколько часовых поясов в России? 4. Если в Москве 12 часов дня, сколько часов в Магадане? 11 часов утра Разница 1 час 11 часовых поясов 19 часов

Слайд 10

Москва Калининград Екатеринбург Красноярск Томск

Слайд 11

Потерянное время Земная поверхность разделена на __________________________. В каждом из них поясное время одинаковое и отличается __________________________________________________. Вращается Земля с запада на восток. Поэтому в поясе, непосредственно прилегающем к данному поясу с востока, время суток будет ______________________ , а с запада - _______________________. Территория России разделена на часовые зоны. Граница часовых зон проходит по границам ___________________________________. 24 часовых пояса на 1 час от времени соседнего пояса на 1 час больше на 1 час меньше республик, краёв, областей

Слайд 12

1. Анадырь 2. Москва 3. Новосибирск 4. Екатеринбург 5. Калининград ОТВЕТ 13425

Слайд 13

Время. Московское время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...