Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России" ( УМК "Школа России"), 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Золотое кольцо России»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.
Планируемые результаты:
Предметные: знать какие города входят в Золотое кольцо России, уметь находить их на карте и приводить примеры достопримечательностей этих городов;
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры России.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник по окружающему миру А. А. Плешакова 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), презентация по уроку, ПК, проектор, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России" ( УМК "Школа России", 3 класс) | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14. 04. 2021 ФИО учителя: Казыева Оксана Анатольевна
Школа: МБОУ СОШ №12 ФИ студента: Чугаева Елена
Класс:3 ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна Кабинет: №3
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Золотое кольцо России»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.
Планируемые результаты:
Предметные: знать какие города входят в Золотое кольцо России, уметь находить их на карте и приводить примеры достопримечательностей этих городов;
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры России.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник по окружающему миру А. А. Плешакова 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), презентация по уроку, ПК, проектор, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- Метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1- 2 мин | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие. | Приветствуют учителя. | Самоопределение(Л). Смыслообразование(Л). Целеполагание(Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К). |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | -Давайте посмотрим на доску. (На доске прикреплена карта России) -Что это за карта? -А в каких городах России мы побывали в прошлом учебном году? -Чем вам запомнились эти города? -Хорошо, а теперь посмотрите на слайд. (2 слайд – карта Золотого кольца) -Что отмечено точками? -Как вы думаете почему выделены именно эти города? -Хорошо, я вас выслушала. Посмотрите внимательно как они расположены? Что они напоминают? | Смотрят на доску. -Карта России. -Москва, Санкт Петербург. Отвечают. Вспоминают. -Города. Отвечают. Предполагают. -Кольцо. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Выполнение пробного учебного действия(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения и позиции(К). Учет разных мнений(К). |
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | -Вы правы. (Слайд 3) И именно это расположение дало название туристическому маршруту. Как вы думаете, как он называется? -Почему же золотое кольцо? Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. -Знаете ли вы все города, которые входят в этот маршрут? -А знаете ли вы чем они славятся? -Давайте сформулируем тему нашего урока. -Давайте запишем тему нашего урока и число. -А теперь попробуйте самостоятельно записать поставить цели нашего урока и записать их в тетрадь. А потом вместе проверим. -Даю минутку. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Все большие молодцы! -На партах у вас лежат путеводители, которые вы по ходу нашего путешествия будете заполнять. (Распечатана карта с рабочей тетради стр. 53) | -Золотое кольцо. Предполагают. Отвечают -Тема нашего урока: Золотое кольцо России. Записывают тему и число (Узнать какие города входят в Золотое кольцо, познакомится с их достопримечательностями.) Знакомятся с путеводителем. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П). Подведение под понятие(П). Определение основной и второстепенной информации(П). Постановка и формулирование проблемы(П). Структурирование знаний(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К). Разрешение конфликтов(К). |
IV. Открытие нового знания | 10-15 мин | -Обычно туристический маршрут по Золотому кольцу начинается из этого города. (4 слайд–достопримечательности Москвы) -Что это за город? -Почему вы так решили? -Давайте вместе назовем все достопримечательности, изображенные на слайде. -А теперь откройте 86 стр. учебника. Что изображено? -Правильно. А что это за красные линии на ней? -Правильно. Давайте представим, что мы садимся в автобус и отправляемся дальше по кольцу. Какой следующий город нам предстоит посетить? -Да. Это первый город Золотого кольца. А давайте узнаем в честь кого был назван город. Найдите стр. 87 и прочитайте. -В честь кого? -Правильно. (5 слайд) -Посмотрите на слайд. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. -Посмотрите, как вы думаете кому, был поставлен этот памятник? - А теперь вернемся к карте стр. 86 -Какой следующий город Золотого кольца России мы посетим? - Этот город был основан тем же князем, которым была основана Москва. Как звали этого князя? - Правильно. (Слайд 6) -В этом городе сохранилось множество памятников архитектуры. (Слайд 7) Посмотрите на слайд. Это к примеру, Горицкий монастырь, а это Федоровский монастырь. -Итак наш туристический автобус движется дальше. Какой город будет следующим? Смотрим по карте на стр. 86. -Ростов один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — это Ростовский кремль. (Слайд 8) А еще Ростов знаменит ростовской финифтью. Финифть – это украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. - Продолжаем нашу экскурсию. Какой город следующий? -Хорошо, но иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Посмотрите внимательно на карту. На какой реке стоит этот город? (Слайд 9) Название произошло от слова «угол», потому что река в этом месте изгибается, течет «углом». (Слайд 10) -В Угличе много памятников старины. Некоторые из них изображены на стр. 89. Давайте их рассмотрим. -Хорошо. А теперь мы конечно вернемся на кольцо и направимся в самый крупный город Золотого кольца - Ярославль. -Найдите на странице 90, в честь кого был назван этот город? -Правильно, посмотрите на слайд. (Слайд 11) -В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову, который создал первый в России общедоступный театр. -А это, посмотрите, церковь Ильи Пророка. -В каком следующем городе мы остановимся? Ищем на карте стр.86. -Посмотрите, на стр. 91 изображен план центральной части города Костромы. -Что он напоминает? -Давайте, проверим наше предположения по тексту на стр.91. -Правильно, таким необычным образом улицы Костромы перестроили по приказу Екатерины Второй. А в части где улицы сходятся расположены старинные Торговые ряды. Посмотрите, как они выглядят на той же странице. -Многие, путешествуя по Золотому кольцу, посещают и город на Волге - Плес. Вернемся к карте. (Слайд 12) -Прочитайте на стр. 92, почему так назвали город? Плёс-это город художников. (Слайд 13) Их привлекает необыкновенная красота города и окрестностей. Особенно его любил Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, сейчас в городе открыт музей И.И. Левитана. -А теперь в какой город мы отправимся? Возвращаемся к карте учебника. -Правильно, в этом городе сохранились бывшие купеческие дома. С давних пор в городе работают текстильные фабрики. А в центре города находится площадь А.С. Пушкина. Она украшена фонтаном. Посмотрите, вот он на слайде. (Слайд 14) -Следующий пункт нашего маршрута будет город… -Правильно, давайте прочитаем на стр. 93, чем же он славится. -Как много всего. Давайте рассмотрим хотя бы Музей деревянного зодчества. (Слайд 15) - Ну, а теперь мы отправимся в последний город Золотого Кольца, и как он называется? Смотрим по карте. -Правильно! На 94 стр. прочитайте кто основал этот город? - В честь него и был назван город. Пройдя по улицам Владимира нам встретятся Золотые ворота. (Слайд 16) А вот посмотрите Успенский собор. А вот Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. (Слайд 17) | -Москва. Отвечают Перечисляют. -Карта Золотого кольца -Автомобильные дороги. -Сергиев Посад Читают -В честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. -Святому Сергию Радонежскому. -Переславль Залесский - Юрий Долгорукий Слушают. -Ростов -Ярославль - На Волге Называют то что изображено на картинках. - В честь Ярослава Мудрого -Кострома -Высказывают свое мнение. -В виде веера Читают с учебника ответ. -Иваново -Суздаль Читает один ученик. Смотрят на слайде картинки старинных построек. -Владимир -князь Владимир Мономах | Смыслообразование(Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П). Волевая саморегуляция(Р). Познавательная инициатива(Р). Выдвижение гипотез и их обоснование(П). Поиск необходимой информации(П). Использование знаково-символических средств(П). Установление причинно-следственных связей(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений(П). Доказательство(П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(Л). Осознание ответственности за общее дело(Л). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К). |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | Физкультминутка. -Итак, мы возвращаемся в Москву, на этом наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Какие города входят в него? - Чем они вам запомнились больше всего? | Перечисляют Рассказывают, вспоминают. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Осознанное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений, доказательств(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Достижение договоренностей и согласование общего решения(К). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | -Молодцы, а сейчас мы проведем небольшой тест по пройденному материалу. (Приложение 1) Учитель рассказывает правила выполнения теста. -А теперь обменяемся листочками с соседом, проверьте, выставите оценки. (Слайд 18 – эталон) | Выполняют тест. Проверяют, выставляют оценки. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Использованиезнаково– символических средств(П). Выполнение действий по алгоритму(П). Контроль(Р). Коррекция(Р). Оценка(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р). |
VII. Включение в систему знаний | 2-3 мин | -Мы с вами сегодня только познакомились с городами Золотого Кольца. А вы хотели бы узнать о каждом городе по больше? -Тогда я вам предлагаю, выбрать понравившийся город, и подготовить по нему сообщение на следующий урок. А чтобы вам было проще подготовиться. Я раздам вам план сообщения. (Приложение 2) | -Да Задают появившиеся вопросы по выполнению домашнего задания. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П). Установлениепричинно – следственных связей(П). Контроль, коррекция, оценка(Р). |
VIII. Рефлексия деятельности | 2-3 мин | -Ребята, вы сегодня узнали что-то новое для себя? -Что вас больше всего удивило? -Вам понравилось сегодняшнее путешествие? -Было ли что-то непонятно? | - Да Высказывают впечатления. | Рефлексия способов и условий действий(П). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П). Самооценка(Л). Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности(Л). Планирование учебного сотрудничества(К). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). |
Приложение 1
Тест: «Золотое кольцо России»
1. Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу.
а) Кострома, б) Владимир, в) Москва.
2. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».
а) Кострома, б) Углич, в) Ярославль.
3. В каком городе находится музей деревянного зодчества?
а) Суздаль, б) Кострома, в) Плёс.
4. Музей какого художника находится в городе Плёсе?
а) Верещагина, б) И. Репина, в) Левитана.
5. Кто основал город Ярославль?
а) Илья Пророк, б) Иван Калита, в) Ярослав Мудрый.
6. Как называются украшения, созданные в Ростове Великом?
а) чеканка, б) макраме, в) финифть.
7. По какой системе спланированы улицы в Костроме?
а) по квадратам, б) по кругу к центру, в) веером.
Приложение 2
План сообщения.
1. Название города;
2. Когда и кем основан (или в честь кого назван);
3. Герб, флаг (описание);
4. Интересный факт (расположение улиц и т.д.);
5. Достопримечательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока по окружающему миру " Золотое кольцо России" для 3 класса
Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия....
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" для 3 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные: знать города золотого...