Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России" ( УМК "Школа России"), 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

Тема: «Золотое кольцо России»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

 

Планируемые результаты:

Предметные: знать какие города входят в Золотое кольцо России, уметь находить их на карте и приводить примеры достопримечательностей этих городов;

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры России.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник по окружающему миру А. А. Плешакова 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), презентация по уроку, ПК, проектор, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14. 04. 2021                                                                                             ФИО учителя: Казыева Оксана Анатольевна

Школа: МБОУ СОШ №12                                                                                             ФИ студента: Чугаева Елена

Класс:3                                                                                                   ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна Кабинет: №3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Золотое кольцо России»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

Планируемые результаты:

Предметные: знать какие города входят в Золотое кольцо России, уметь находить их на карте и приводить примеры достопримечательностей этих городов;

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры России.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник по окружающему миру А. А. Плешакова 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), презентация по уроку, ПК, проектор, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1- 2 мин

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие.

Приветствуют учителя.

Самоопределение(Л). Смыслообразование(Л). Целеполагание(Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

-Давайте посмотрим на доску.

(На доске прикреплена карта России)

-Что это за карта?

-А в каких городах России мы побывали в прошлом учебном году?

-Чем вам запомнились эти города?

-Хорошо, а теперь посмотрите на слайд.

(2 слайд – карта Золотого кольца)

-Что отмечено точками?

-Как вы думаете почему выделены именно эти города?

-Хорошо, я вас выслушала. Посмотрите внимательно как они расположены? Что они напоминают?

Смотрят на доску.

-Карта России.

-Москва, Санкт Петербург.

Отвечают. Вспоминают.

-Города.

Отвечают.

Предполагают.

-Кольцо.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Выполнение пробного учебного действия(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения и позиции(К).

Учет разных мнений(К).

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Вы правы. (Слайд 3) И именно это расположение дало название туристическому маршруту. Как вы думаете, как он называется?

-Почему же золотое кольцо?

Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам.

-Знаете ли вы все города, которые входят в этот маршрут?

-А знаете ли вы чем они славятся?

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Давайте запишем тему нашего урока и число.

-А теперь попробуйте самостоятельно записать поставить цели нашего урока и записать их в тетрадь. А потом вместе проверим.

-Даю минутку.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Все большие молодцы!

-На партах у вас лежат путеводители, которые вы по ходу нашего путешествия будете заполнять. (Распечатана карта с рабочей тетради стр. 53)

-Золотое кольцо.

Предполагают.

Отвечают

-Тема нашего урока: Золотое кольцо России.

Записывают тему и число

(Узнать какие города входят в Золотое кольцо, познакомится с их достопримечательностями.)

Знакомятся с путеводителем.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П).

Подведение под понятие(П).

Определение основной и второстепенной информации(П). Постановка и формулирование проблемы(П). Структурирование знаний(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К). Разрешение конфликтов(К).

IV. Открытие нового знания

10-15 мин

-Обычно туристический маршрут по Золотому кольцу начинается из этого города. (4 слайд–достопримечательности Москвы)

-Что это за город?

-Почему вы так решили?

-Давайте вместе назовем все достопримечательности, изображенные на слайде.

-А теперь откройте 86 стр. учебника.

Что изображено?

-Правильно. А что это за красные линии на ней?

-Правильно. Давайте представим, что мы садимся в автобус и отправляемся дальше по кольцу. Какой следующий город нам предстоит посетить?

-Да.  Это первый город Золотого кольца.  А давайте узнаем в честь кого был назван город. Найдите стр. 87 и прочитайте.

-В честь кого?

-Правильно.  (5 слайд)

-Посмотрите на слайд. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

-Посмотрите, как вы думаете кому, был поставлен этот памятник?

- А теперь вернемся к карте стр. 86

-Какой следующий город Золотого кольца России мы посетим?

- Этот город был основан тем же князем, которым была основана Москва. Как звали этого князя?

- Правильно. (Слайд 6)

-В этом городе сохранилось множество памятников архитектуры. (Слайд 7) Посмотрите на слайд. Это к примеру, Горицкий монастырь, а это Федоровский монастырь.

-Итак наш туристический автобус движется дальше. Какой город будет следующим? Смотрим по карте на стр. 86.

 -Ростов один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — это Ростовский кремль. (Слайд 8) А еще Ростов знаменит ростовской финифтью. Финифть – это украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты.

- Продолжаем нашу экскурсию. Какой город следующий?

-Хорошо, но иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Посмотрите внимательно на карту. На какой реке стоит этот город? (Слайд 9)

Название произошло от слова «угол», потому что река в этом месте изгибается, течет «углом».

(Слайд 10)

-В Угличе много памятников старины. Некоторые из них изображены на стр. 89.  Давайте их рассмотрим.

-Хорошо. А теперь мы конечно вернемся на кольцо и направимся в самый крупный город Золотого кольца - Ярославль.

-Найдите на странице 90, в честь кого был назван этот город?

-Правильно, посмотрите на слайд. (Слайд 11)

-В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову, который создал первый в России общедоступный театр.

-А это, посмотрите, церковь Ильи Пророка.

-В каком следующем городе мы остановимся? Ищем на карте стр.86.

-Посмотрите, на стр. 91 изображен план центральной части города Костромы.

-Что он напоминает?

-Давайте, проверим наше предположения по тексту на стр.91.

-Правильно, таким необычным образом улицы Костромы перестроили по приказу Екатерины Второй. А в части где улицы сходятся расположены старинные Торговые ряды. Посмотрите, как они выглядят на той же странице.

-Многие, путешествуя по Золотому кольцу, посещают и город на Волге - Плес. Вернемся к карте. (Слайд 12)

-Прочитайте на стр. 92, почему так назвали город?

Плёс-это город художников. (Слайд 13) Их привлекает необыкновенная красота города и окрестностей.  Особенно его любил Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, сейчас в городе открыт музей И.И. Левитана.

-А теперь в какой город мы отправимся? Возвращаемся к карте учебника.

-Правильно, в этом городе сохранились бывшие купеческие дома. С давних пор в городе работают текстильные фабрики. А в центре города находится площадь А.С. Пушкина. Она украшена фонтаном. Посмотрите, вот он на слайде. (Слайд 14)

-Следующий пункт нашего маршрута будет город…

-Правильно, давайте прочитаем на стр. 93, чем же он славится.

-Как много всего. Давайте рассмотрим хотя бы Музей деревянного зодчества. (Слайд 15)

- Ну, а теперь мы отправимся в последний город Золотого Кольца, и как он называется? Смотрим по карте.

-Правильно! На 94 стр. прочитайте кто основал этот город?

- В честь него и был назван город. Пройдя по улицам Владимира нам встретятся Золотые ворота. (Слайд 16) А вот посмотрите Успенский собор. А вот Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. (Слайд 17)

-Москва.

Отвечают

Перечисляют.

-Карта Золотого кольца

-Автомобильные дороги.

-Сергиев Посад

Читают

-В честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.

-Святому Сергию Радонежскому.

-Переславль Залесский

- Юрий Долгорукий

Слушают.

-Ростов

-Ярославль

- На Волге

Называют то что изображено на картинках.

- В честь Ярослава Мудрого

-Кострома

-Высказывают свое мнение.

-В виде веера

Читают с учебника ответ.

-Иваново

-Суздаль

Читает один ученик.

Смотрят на слайде картинки старинных построек.

-Владимир

-князь Владимир Мономах

Смыслообразование(Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П). Волевая саморегуляция(Р). Познавательная инициатива(Р). Выдвижение гипотез и их обоснование(П). Поиск необходимой информации(П). Использование знаково-символических средств(П). Установление причинно-следственных связей(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений(П). Доказательство(П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(Л). Осознание ответственности за общее дело(Л). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Физкультминутка.

-Итак, мы возвращаемся в Москву, на этом наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Какие города входят в него?

- Чем они вам запомнились больше всего?

Перечисляют

Рассказывают, вспоминают.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Осознанное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений, доказательств(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Достижение договоренностей и согласование общего решения(К).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

-Молодцы, а сейчас мы проведем небольшой тест по пройденному материалу.

(Приложение 1)

Учитель рассказывает правила выполнения теста.

-А теперь обменяемся листочками с соседом, проверьте, выставите оценки. (Слайд 18 – эталон)

Выполняют тест.

Проверяют, выставляют оценки.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Использованиезнаково– символических средств(П). Выполнение действий по алгоритму(П). Контроль(Р). Коррекция(Р). Оценка(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р).

VII. Включение в систему знаний

 2-3 мин

-Мы с вами сегодня только познакомились с городами Золотого Кольца. А вы хотели бы узнать о каждом городе по больше?

-Тогда я вам предлагаю, выбрать понравившийся город, и подготовить по нему сообщение на следующий урок. А чтобы вам было проще подготовиться. Я раздам вам план сообщения.

(Приложение 2)

-Да

Задают появившиеся вопросы по выполнению домашнего задания.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П).

Установлениепричинно – следственных связей(П).

Контроль, коррекция, оценка(Р).

VIII. Рефлексия деятельности

2-3 мин

-Ребята, вы сегодня узнали что-то новое для себя?

-Что вас больше всего удивило?

-Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

-Было ли что-то непонятно?

- Да

Высказывают впечатления.

Рефлексия способов и условий действий(П). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П). Самооценка(Л).

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности(Л). Планирование учебного сотрудничества(К).

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л).

Приложение 1

Тест: «Золотое кольцо России»

1. Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу.

а) Кострома, б) Владимир, в) Москва.

2. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».

а) Кострома, б) Углич, в) Ярославль.

3. В каком городе находится музей деревянного зодчества?

а) Суздаль, б) Кострома, в) Плёс.

4. Музей какого художника находится в городе Плёсе?

     а) Верещагина, б) И. Репина, в) Левитана.

5. Кто основал город Ярославль?

а) Илья Пророк, б) Иван Калита, в) Ярослав Мудрый.

6. Как называются украшения, созданные в Ростове Великом?

а) чеканка, б) макраме, в) финифть.

7. По какой системе спланированы улицы в Костроме?

а) по квадратам, б) по кругу к центру, в) веером.

Приложение 2

План сообщения.

1. Название города;

2. Когда и кем основан (или в честь кого назван);

3. Герб, флаг (описание);

4. Интересный факт (расположение улиц и т.д.);

5. Достопримечательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по окружающему миру " Золотое кольцо России" для 3 класса

Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия....

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" для 3 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...