Технологическая карта урока по окружающему миру "Творческий союз" (УМК «Перспектива» 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование умения для овладения обучающимися знаниями о деятельности культуры края; формирование толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать представления о деятельности культуры края;
  2. Формировать знания о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, как создателях общего культурного наследия России.

Развивающие

  1. Развивать мышление при выполнении задания.
  2. Развивать внимание при чтении биографии автора.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческий союз106 КБ
Файл Творческий союз1.2 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 05.10.2021

Школа: №104

Класс: 4 м/х

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 211

Студент: Петрова Валерия

Группа:  41

Учитель: Балдина Надежда Александровна

Руководитель практики: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Творческий союз»

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о деятельности культуры края; формирование толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представления о деятельности культуры края;
  2. Формировать знания о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, как создателях общего культурного наследия России.

Развивающие:

  1. Развивать мышление при выполнении задания.
  2. Развивать внимание при чтении биографии автора.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование: окружающий мир 4 класс: учебник Плешаков А.А., УМК «Перспектива»,  рабочая тетрадь Плешаков А.А., УМК «Перспектива», учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

Приветствует обучающихся.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Ребята, послушайте притчу и скажите, в чем заключается мораль притчи?

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Объясняют мораль тритчи.

Р: личностное включение в учебную деятельность.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный

Проблемная ситуация.

Вспоминает раннее изученное.

- Подумайте и скажите, что помогает людям разных национальностей, разных традиций, разной религии жить в мире и дружбе?
-У каждого народа на нашей Земле свои обычаи, свой порядок, традиции. Это проявляется в культуре народа, его музыке, искусстве, в литературе.
-Для начала давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке и ответим на вопросы.

Посмотрите на слайд.

  1. Что является устойчивым признаком, отличающим один народ от другого?
  2. Почему народ особо почитает создателей алфавита для родного языка?

  1. Какое место занимает среди языков народов России русский язык?

-Послушайте:

Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.

-О ком мы сегодня с вами будем говорить?

-Правильно, а кто к ним относится?

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава.

-Какой вывод мы можем сделать, прослушав эти стихотворения?

-Подумайте, что связывает друг с другом все народы России.

-А как называется процесс сочинения стихов?

-Скажите, как будет называться творческая дружба для создания какого-то произведения?

Высказывают своё мнение.

-Родной язык

- Потому что каждый язык нуждается в сохранении письменности

-Важное место

Слушают.

-О талантливых творцах.

-Писатели, поэты, художники и т.д.

-Народы должны дружить.

Высказывают своё мнение.

-Творчество.

Высказывают своё мнение.

П: выделение информации, заданной аспектом, изменение аспекта рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнение и расширение знания.

К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов;

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод.

Беседа.

Формулируют тему, цель урока.

- Тогда подумайте и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Все ваши предложения верны, давайте посмотрим на экран.

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о творческом союзе народов России, познакомимся с творчеством разных деятелей культуры.

 - Отлично! Как вы думаете, какую цель поставим, чему мы научимся сегодня на уроке?

План:

  1. Выполним изученное
  2. Узнаем новое
  3. Сделаем выводы

Формулировка темы и цели урока.

-«Творческий союз»

-«Творческий союз»

-Узнать что такое творческий союз. Познакомиться с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работ

Слайд 6

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения, чтение по рядам

работа в группах, в парах.

Частично-поисковый метод

1.Организует паную работу.

2.Организует работу с учебником.

3.Организует групповую работу.

-На прошлом уроке вы говорили, что у каждой страны есть государственный язык, символик. В России государственным языком является русский и все народы России почитают и любят его. И именно поэтому многие произведения были переведены с национальных языков на русский.

-Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Об этом и говорили великие сыны и дочери России. Давайте вспомним наших великих писателей и поэтов.

-Чтобы принести пользу человечеству, нужно служить своей стране. Тех, кто делает это лучше других, называют великими людьми. Таким был Коста Хетагуров, выразивший в своих стихотворениях мечты и надежды Осетии.

-Давайте прочитаем стихотворение

«Не верь, что я забыл родные горы…»

Люблю я целый мир, бесспорно,

Люблю беспомощных обиженных сирот,

Но больше всех, люблю, чего скрывать позорно?

- Тебя, родной аул и бедный наш народ.»

Коста Леванович Хетагуров

Великий сын осетинского народа

Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи,  и декоративно – оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.

Организует работу с учебником в парах

-Для того, чтобы узнать о нем побольше, я предлагаю вам поработать с учебником в парах.

-Для всех на доске нить  вопросы, на которые вы ответите прочитав материал учебника на стр.44-45. Ваша задача очень внимательно прочитать текст и правильно ответить на вопросы.А остальные должны внимательно слушать и запоминать, так как позже я задам вам вопросы. На выполнение задание 5 минут.

  1. В каком созвездии находится звезда, названная в честь Константин Левановича Хетагурова?
  2. Какими языками владел Константин Леванович Хетагуров?
  3. В каких городах есть улицы, названные в честь Хетагурова?

 

-Теперь давайте познакомимся с ещё одним замечательным писателем – Юрием Сергеевичем Рытхэу.

-Мысль о братской дружбе народов советской страны проходит через всю книгу Ю. Рытхэу, в различных аспектах раскрывается во многих произведениях.

Чувство «семьи единой», взаимопонимания и взаимопомощи людей разных национальностей составляет одно из основных достоинств повестей и рассказов сборника «В тени айсберга».

Давайте прочитаем об авторе на стр. 46-47 в учебнике и ответим на вопросы.

1.Что обозначает имя Рытхеу в переводе чукотского?

2.Произведения каких авторов перевёл Рытхеу на чукотский язык?

Работа в группах.

- А теперь, ребята, давайте посмотрим, какие же книги нам оставили в наследие наши земляки?

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

- Я предлагаю вспомнить об этих авторах в группах.

- Для начала вспомним правила работы в группах.

У каждой группы будет на столе лежать информация об Уральском авторе и лист с пропусками, которые вы должны заполнить.

Разделимся на 6 групп (3 автора)

На выполнение задания — 5 минут.

Слушают информацию.

-Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой и др.

Читают.

Читают.

-В созвездии Дракона.

-Несколько кавказских языков, русский язык.

-В Санкт-Петербурге, Пятигорске,
Херсоне, Владикавказе.

Слушают учителя.

-«Неизвестный»

- А. С. Пушкина, рассказы Л. Н. Толстого и М. Горького.

Выполняют задание в группе.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывании

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 7,8,9,10,11

Динамическая пауза

1 мин

Предупреждение общего утомления и снижения работоспособности

Практический: физкультмитутка

-Давайте немного отдохнем, встаём.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Дети выполняют динамическую паузу.

Л: отдых, активизация деятельности на уроке.

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод: работа с заданием

Формулирует задание на закрепление.

 -Давайте откроем рабочие тетради на стр. 27, № 3 и выполним задание в парах. Обсуждаем в паре.

-Повторим правила работы в парах.

Проверим.

   

С волшебной горой сравнил Ю. С. Рытхеу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. Запиши свою мысль.

-У кого так же, ставим рядом с заданием «+».

Выполняют задание в парах.

-Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, потому что она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал русскую культуру с волшебной горой.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 12,13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод: работа в учебнике

Формулирует задание для закрепления знаний

-Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно по вариантам. Решим тест.

Требование к тесту:

1.Подпишите лист, в правом верхнем углу.

2.Внимательно прочитайте вопрос.

3. Запишите ответ (Например: 1-в)

1. Ю. С. Рытхеу создавал свои произведения на … языке.

   А) Русском

   Б) Украинском

   В) Чукотском

   Г) Английском

2.Как Ю. С. Рытхеу назвал русскую культуру?

   А) Знаменитая гора

   Б) Любопытная гора

   В) Волшебная гора

   Г) Фантастическая гора

3.Какой год был назван Годом Коста Хетагурова?

   А) 2003

   Б) 2010

   В) 2009

   Г) 2019

4.Какими языками владел Коста Хетагуров?

  А) Несколькими кавказскими, английский, русский

  Б) Несколькими кавказскими, французский, русский

  В) Несколькими украинскими, французский, русский

  Г) Африканский, русский, кавказский

5.Что обозначает имя Рытхеу в переводе чукотского?

  А) «Неизвестный»

  Б) «Выдающийся»

  В) «Умный»

  Г) «Известный»

-Проверим.

1) а, в

2) в

3) в

4) б

5) а

Нет ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

3 и больше ошибок - «2»

Какие трудности у вас возникли?

Выполняют задание.

Проверяют.

Оценивают.

Р: выполнение пробного учебного действия;

П: контроль и оценка

 

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: работа с задачей

Делает вывод.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю прочитать статью «Сделаем вывод» на стр. 47

-Как русский язык содействует взаимному обогащению культур народов России?

-Как русский язык способствует взаимоуважению народов?

Домашнее задание: в рабочей тетради на стр 27, № 1-2.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л: проявление активности в общей работы

Слайд 14

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: фронтальная беседа

Подводит итог урока.

- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

-Какая цель у нас была на уроке?

- Вы достигли поставленной цели?

- Ребята, у вас на парте лежит солнышко.

Оцените свою работу следующими знаками:
- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».
- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».
- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».
- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня.

- Спасибо вам за сегодняшний урок, можете быть свободны.

Подводят итог

-Познакомиться с писателями Константина Ловоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.

- Да.

Организуют самооценивание.

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий.

Слайд 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята! Урок окружающего мира .

Слайд 2

Притча «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Слайд 3

Повторение изученного Что является устойчивым признаком, отличающим один народ от другого? Почему народ особо почитает создателей алфавите для родного языка? Какое место занимает среди языков народов России русский язык?

Слайд 4

Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений.

Слайд 5

Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной. И Родина у всех одна. Привет тебе и слава, Непобедимая страна, Российская держава.

Слайд 6

Тема: Цель: «Творческий союз» Узнать что такое творческий союз. Познакомиться с деятелями культуры.

Слайд 7

План: 1. 2. 3. Повторим изученное; Узнаем новое; Сделаем вывод.

Слайд 8

Великие писатели и поэты: Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 9

Великие писатели и поэты: Русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности. Классик мировой литературы. По профессии врач. Антон Павлович Чехов

Слайд 10

Поэт - стихотворец, писатель, создающий произведения в стихах . Писатель - человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления.

Слайд 11

Коста Леванович Хетагуров «Не верь, что я забыл родные горы…» Люблю я целый мир, бесспорно, Люблю беспомощных обиженных сирот, Но больше всех, люблю, чего скрывать позорно? - Тебя, родной аул и бедный наш народ.»

Слайд 12

Коста Леванович Хетагуров Великий сын осетинского народа. Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи, и декоративно – оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа. Годы жизни: 15 октября 1859 г. – 1 апреля 1906 г.

Слайд 13

Работа в паре. Прочитать материал в учебнике на стр. 44-45. Ответить на вопросы: А) В каком созвездии находится звезда, названная в честь Константин Левановича Хетагурова? Б) Какими языками владел Константин Леванович Хетагуров? В) В каких городах есть улицы, названные в честь Хетагурова? Время: 5 минут

Слайд 14

Юрий Сергеевич Рытхеу Годы жизни: 8 марта 1930 г. – 14 мая 2008 г. Советский российский и чукотский писатель.

Слайд 15

Сборник повестей и рассказов « В тени айсберга»

Слайд 16

Прочитать материал в учебнике на стр. 46-47. Ответить на вопросы: А) Что обозначает имя Рытхеу в переводе чукотского? Б) Произведения каких авторов перевёл Рытхеу на чукотский язык?

Слайд 17

Работа в группе. Прочитать материал. Заполнить пропуски. Время: 5 минут

Слайд 18

Проверка Сергей Т имофеевич Аксаков 1 ) Сергей Тимофеевич родился в ……… году. 2) С самого детства очень любил читать книги, и уже в ….. лет пересказывал в лицах сказки «………………………» 3) Он часто занимается переводами классики с ………………. на ………….. язык. 1791 5 Тысяча и одна ночь французского русский

Слайд 19

Проверка Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1) Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в ……… году. 2) Начальное образование он получил ………., потом закончил Пермскую …………. семинарию. 3) Печататься начал Мамин-Сибиряк в возрасте …….. лет. Для детей и о детях было написано более ……. рассказов и сказок. 1852 дома духовную 23 130

Слайд 20

Проверка Павел Петрович Бажов 1) Родился 27 января ……. года около Екатеринбурга на Урале в семье ………………….. мастера, был ………………… ребёнком в семье. 2) Около …. лет редактировал местную газету, занимался …………………., писал …………….., рассказы, очерки, заметки в журналы. 3) Первый сказ «……………………….» появился в ………. г. 1879 15 журналистикой Дорогое местечко 1963 горнозаводского единственным фельетоны

Слайд 21

Работа в паре. Рабочая тетрадь на стр. 27, №3 (Обсуждение проводим в паре, ответ записываем самостоятельно) Время: 3 минуты

Слайд 22

Самостоятельная работа. Тест Требования: 1.Подпишите лист, в правом верхнем углу . 2. Подпишите вариант ( I- в; II- в) 3.Внимательно прочитайте вопрос. 4. Запишите ответ (Например: 1-в)

Слайд 23

Вопрос № 1 Вариант 1 . Где родился Константин Левонович Хетагуров? 1. Республика Северная Осетия; 2. Россия ; 3. Армения. Вариант 2. Где родился Юрий Сергеевич Рытхэу ? 1. В поселке Уэлен на Чукотке; 2. В Москве; 3. В Якутии.

Слайд 24

Вопрос № 2 Вариант 1 . Его именем названа звезда в далеком созвездии Дракона. К.Л. Хетагуров; Ю.С. Рытхэу . Вариант 2. Вставьте пропуск . _________________ - так называл Юрий Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ.

Слайд 25

Вопрос № 3 Вариант 1 . Вставьте пропуск . _________________ - так называл Юрий Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Вариант 2. На каких языках создавал свои произведения Ю.С. Рытхэу ? 1. Русский и французский; 2. Русский и чукотский; 3. Кавказский и русский.

Слайд 26

Вопрос № 4 Вариант 1 . Какой год был назван Годом Константина Хетагурова? 2003; 2009; 2019. Вариант 2. Что в переводе с чукотского означает имя Рытхэу ? 1. Независимый ; 2. Знаменитый ; 3. Неизвестный .

Слайд 27

Проверь! Вариант 1. 1 2 К. Л.Хетагуров 2 Вариант 2. 1 «Волшебная гора» 2 3 Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2»

Слайд 28

Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 26-27, №1-2.

Слайд 29

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.

Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...