Методическая разработка к уроку по окружающему миру для 1 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Нарышкина Алена Сергеевна

Урок по Окружающему миру для 1 класса. Тема: "Путешествие в мир микробов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку по Окружающему миру.

Тема урока: «Путешествие в мир микробов».

  1. Форма: беседа с элементами игры.
  2. Цель: познакомить детей с полезными и вредными бактериями.

Задачи:

Образовательные:

- рассказать о вреде и пользе бактерий

 - сформировать у детей элементарные представления  микробах и о мерах защиты от них

- закрепить знания детей о профилактике болезней

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к выполнению правил личной гигиены

- умение слушать учителя

Развивающие:

- развивать мышление

- память посредством беседы

-использовать игровые элементы на уроке.

       3. Используемые материалы: учебник Е.Голубева «Занимательное естествознание»,

http.//steshka.ru.mikroby-kartinki-dlya-detej

http.//festival.1september.ru/articles/531186/

       4. Методы: беседа, игра, рассказ, демонстрация иллюстраций.

       5. Оборудование: картинки с изображением микробов и бактерий (презентация), мультфильм «Уроки тетушки Совы. Микробы» (на 5 минут), карточки «что должен знать ребенок о микробах», кусочки хлеба, покрытые плесенью ( в закрытой прозрачной коробочке), пластилин.

      6. План подготовки:

Что подготовить

Кто делает

  1. Картинки с изображением микробов, карточки «что должен знать ребенок о микробах», картинка с микроскопом.
  2. Скачать мультфильм «Уроки тетушки Совы. Микробы».
  3. Хлеб с плесенью и свежий хлеб (в коробочках).
  4. Пластилин.

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

7. План проведения урока:

1) Оргмомент. 30 секунд

2)  Вступительная беседа. 3 минуты

3)Основная часть. 35 минут.

- Рассказ о микробах . 3 минуты

- Практическая работа . 5 минут.

- Игра. 3-5 минут.

- Массаж «Неболейка». 1 минута.

- Беседа. 30 секунд.

- Игра . 5 минут.

- Беседа. 7 минут.

- Мультфильм. 5  минут.

4) Подведение итогов. 1-2 минуты.

5) Организованное окончание. 30 секунд.

8.  Ход урока:

1) Знакомство:

-Здравствуйте, дети! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. То есть «здравия желаю!». Вот и я желаю вам здоровья. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир микробов.

2) Вступительная беседа:

- Мама часто говорит вам, что  руки после улицы надо мыть тщательно и с мылом, грязные игрушки совать в рот нельзя, а овощи и фрукты  непременно надо нужно мыть перед едой. И мама права. Знаете почему? Она боится , что вы заболеете, съев микроб или вирус.

-Отчего вы можете заболеть? Да от того, что повсюду живут микробы, которые вызывают различные болезни!

- Кто из вас знает, что такое микробы?  Или, кто такие микробы? (слушаю ответы  детей: маленькие, невидимые, вредные и даже опасные существа).

- Верно. Давайте попробуем изобразить их! Показали мне злых и опасных микробов.

- Всё! Вы ученики 1 класса и мы продолжаем знакомиться с микробами.

3)  Рассказ о микробах:

-Оказывается, микробы очень маленькие живые существа, меньше самых маленьких насекомых, даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора. Вот, например, капля воды, сколько на ней микробов! Но вы ничего не видите, только маленькую прозрачную каплю. Правильно, потому что микробы очень маленькие, меньше самой маленькой капельки, и их так просто не разглядеть.

-Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор. Кто знает, как он называется?

-Правильно! Для того, чтобы увидеть микробов, нам нужен специальный прибор – микроскоп, который увеличивает предметы в сотню раз! Посмотрите, ребята, на этот прибор (показываю картинки микроскопа или настоящий микроскоп). Если мы положим капельку на стекло микроскопа, то можно увидеть микробов, которые живут в капле воды. Капелька такая маленькая, зато сколько на ней микробов!

-Если вы нарисуете карандашом одну точку, то там поместится 250.000 бактерий! Это как население небольшого города! Бактерии находятся везде. Они есть в почве, в воде, в еде, в воздухе, в дожде… Они живут в животных и даже в нас!

-Давайте попробуем слепить микроб из пластилина. Он у нас будет как шарик.

4) Практическая работа:

Три ассистента (по одному на каждую колонку) раздают пластилин.

- Взяли в руки пластилин, оторвали небольшой кусочек, слепили вот такой шарик (показывает учитель) и показали, что получилось.

- Молодцы! Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. А через некоторое время микроб просто делится пополам.

- Разделите этот шарик на 2 части. Вот так (учитель показывает как). Сколько получилось микробов?

- Верно! Получились два новых микроорганизма,  две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли (учитель показывает).

- Правильно. Они теперь подпитались, стали совсем большие. Что теперь снова произойдет? (дети отвечают на вопрос учителя).

- Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало?  

- Четыре.

- И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий (учитель показывает).

- Что будет дальше? (ответы детей).

- Правильно, вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее ( учитель показывает заранее сделанную большую модель микробов из шариков пластилина).

- Отложили пластилин. Мои помощники соберут его. Слушайте дальше.

5) Продолжение рассказа о микробах:

- Как вы думаете, у микробов есть руки, ноги, нос, глаза, уши? (ответы детей).

- Молодцы! Правильно. У них нет ни рук, ни ног, не глаз, не ушей.  А так же нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки, и вот так они выглядят под микроскопом (учитель показывает картинки с микробами). Но они так же, как и мы едят, дышат, двигаются.

- Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается как пропеллер самолета и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам и человек сам переносит их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице  - микробы прилипли к пальчикам. Потом ребенок идет домой и немытыми руками начал кушать.  Микробы с пальцев прилипли к еде и попали в желудок.  Вот так микробы и перемещаются.

- А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного бака…. Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка?

Дети: микробы прилипли к шерсти собаки, ее морде, лапам. Ребенок погладил собаку, не вымыл руки, поел и микробы уже в желудке!

  1. Игра «Что должен знать ребенок о микробах».

- А теперь давайте поиграем! Я вас разделю на команды по4 человека, каждой команде даю одну карточку. Вы рассмотрите их, прочтете. Даю вам на это 30 секунд. Когда время закончится, вы должны будете назвать правила, которые у вас на карточке всему классу.

- Молодцы! Продолжаем дальше.

7)  Массаж «Неболейка».

С приходом осени, погода начинает  портиться, холодает и очень часто идут дожди, так что можно легко простудиться.  Большинство из нас болеют вирусными инфекциями, простудой и гриппом. Давайте выполним массаж «Неболейка» для профилактики простудных заболеваний.

            а) Чтобы горло не болело,

                 Мы погладим его смело

(поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху вниз).

             б) Чтоб не кашлять, не чихать

                  Надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

 в) Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны-вместе)

            г)  «Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело.

(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед ушками и за ними).

            д) Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна.

(потирают ладони).

  1. Беседа: Чтобы избежать простудных заболеваний в холодное время года, нужно вести

здоровый образ жизни. Витамины способствуют поддержанию здоровья человека. Витамины осенью особенно необходимы для нас. Они содержатся в еде. Очень много их в ягодах, овощах  и фруктах.

  1. Задание: Учитель должен заранее вырезать картинки с едой, богатой витаминами и с        

вредной едой. Вызвать несколько детей,   дать им картинки, их задача – если еда полезная, то положить их в вазочку, если вредная - в ведерко.

       10) Игра «Полезно - вредно».

Если полезно, дети хлопают в ладоши один раз, если вредно - два раза.

- Употреблять в пищу морковь, петрушку?  (полезно).

- Заниматься физкультурой?  (полезно).

- Перед употреблением не мыть овощи?  (вредно).

- Брать руки в рот? (вредно).

- Есть немытые овощи и фрукты? (вредно).

- Пить соки из свежих овощей и фруктов? (полезно).

- Употреблять в пищу незнакомые растения? (опасно).

- Есть не спеша, тщательно пережевывая пищу? (полезно).

- Отвлекаться во время еды, смотреть телевизор, разговаривать во время еды? (вредно).

       11)  Беседа:

- А вы знали, что есть и полезные микробы?! Например, с их помощью делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные и полезные продукты.

- А вот как вы думаете, что такое плесень на хлебе и сыре? Можно ли есть такие продукты, на которых образовалась плесень? (учитель слушает ответы детей).

Если вы заметили плесень на кусочке хлеба, сыра, значит на них поселилась плесень. Такие продукты есть нельзя!

Далее учитель показывает в баночках хороший хлеб и хлеб с плесенью.

-Мы не будем открывать эту баночку, чтобы плесень не распространилась по классу. Она может быть опасной для человека!  

Учитель спрашивает,  на каком куске хлеба побывали бактерии?

- Но мы знаем,  что есть и полезные бактерии. А значит, есть и полезная плесень. Некоторые сорта сыров делают с использованием специальной плесени. Это придает сыру определенный вкус и аромат. А еще из плесени делают лекарства.

       12)  Итог урока:

- Давайте обсудим, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Вы сегодня все были молодцы, поэтому я покажу вам мультфильм (показываю 5-и минутный  скачанный мультфильм про микробов).

- Наш урок подошел к концу.  Мне было приятно с вами поработать.  Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"

Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?

УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?...

Аннотация методической разработки к уроку по окружающему миру по теме: «Дикие и домашние животные»

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

Методическая разработка к уроку по окружающему миру для 2 класса УМК «Школа России» к теме "Про воду"

Цели урока: • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами; • познакомить со значением воды в жизни человека; • расширять знания o формах существования воды в природе...