Рабочая программа учебного курса "Мир природы и человека"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровьяПрограмма составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_3_klass_in.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:


Разделы программы

п/п

Наименование раздела рабочей программы

Стр.

Содержание рабочей программы

2

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4-8

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

9-14


Паспорт рабочей программы

Тип программы

АООП для обучающихся с ОВЗ интеллектуальные нарушения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» 3 класса

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., допущенная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория обучающихся

Обучающиеся 3 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ интеллектуальные нарушения

Нормативный срок освоения программы учебного курса

1 учебный год

Объём учебной нагрузки в неделю

2 академических часа в неделю и 0,5 часа в неделю для индивидуального обучения на дому (1 урок в неделю)

Объём учебной нагрузки в год

68 часов в год и 17 часов в год для индивидуального обучения на дому

Форма организации учебной деятельности

Классно-урочная/индивидуальное обучение на дому


Пояснительная записка

Рабочая программа по Мир природы и человека составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения.

Учебник, использующийся для обучения: Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.

Освоение учебного материала в 2018-2019 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной форме обучения и 0,5 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 17 часов в год для индивидуального обучения на дому.

Изучение Мир природы и человека в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
  • Формирование основы для изучения в дельнейшем, предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • Сформировать знания учащихся о природе своего края;
  • Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

        При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

Для учителя:

Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.

Для учащегося:

 Мир природы и человека 3 класс / Автор. – Матвеева Н.Б., Попова М.А. изд.,- М.: Просвещение, 2018,в 2-х частях, 143 стр.

Основное содержание курса Мир природы и человека

Сезонные изменения в неживой природе

  1. Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.
  2. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
  3. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
  4. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.
  5. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
  6. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Живая природа

  1. Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
  2. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
  3. Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
  4. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
  5. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
  6. Травы полезные и опасные.
  7. Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.
  8. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
  9. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.
  10. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
  11. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.
  12. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.
  13. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
  14. Температура тела человека. Градусник и его назначение.
  15. Профилактика простудных заболеваний.
  16. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
  17. Окружающая среда и здоровье человека.
  18. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Тематическое планирование курса Мир природы и человека

3 класса

№ п/п

Изучаемые разделы

Количество уроков

1

Сезонные изменения в природе

28/17

2

Живая природа

40/17

Итого

68/34

        

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса «Мир природы и человека» 3 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения Мир природы и человека в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
  • Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
  • Описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • Соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
  • Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
  • Определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
  • Определять направления ветра.
  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком;
  • Различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
  • Бережно относиться к природе и людям;
  • Соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
  • Соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
  • Соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Учебно-методические средства обучения

1. ФГОС начального общего образования

2. Примерная программа начального общего образования.

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф/

2. http://www.edu.ru/


Календарно – тематическое планирование по Мир природы и человека

 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

классно-урочная форма

№ Урока п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).

Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав. Растения осенью.

Признаки осени: наступление холодов, отлет птиц.

Животные осенью.

Занятия людей осенью.

Зима. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.

Растения зимой. Животные зимой.

Занятия людей зимой.

Весна. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход.

Признаки весны: первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

Растения весной. Животные весной.

Занятия людей весной.

Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

Растения летом. Животные летом.

Занятия людей летом.

Практическая работа по теме: «Сезонные изменения в природе».

Неживая природа.

Солнце в разные времена года.

Восход и закат солнца.

Календарь.

Воздух.

Значение воздуха.

Термометр.

Вода и ее свойства.

Ветер.

Направление ветра.

Практическая работа по теме «Неживая природа».

Живая природа.

Растения.

Цветы.

Растения сада.

Лес. Плоды и семена.

Грибы.

Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Домашние животные. Польза, приносимая людям.

Сравнение домашних и диких животных.

Охрана и забота домашних животных.

Необходимые условия для жизни животных вода, тепло, воздух, пища.

Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.

Птицы, снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.

Различия птиц.

 Польза птиц, приносимая людям.

Подкормка птиц зимой.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание.

Уход за домашними животными.

Уход за домашними животными.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Практическая работа по теме: «Живая природа».

Человек. Охрана здоровья.

Дыхание человека.

Профилактика простудных заболеваний.

Профилактика простудных заболеваний.

Кровь.

Пульс. Сердце.

Окружающая среда и здоровье человека.

Окружающая среда и здоровье человека.

Практическая работа по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Питание человека.

Обобщение по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Итоговый урок.


Календарно – тематическое планирование по Мир природы и человека

 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

ндивидуальное обучение на дому

№ Урокап/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Сезонные изменения в природе.

2

Времена года. Осень Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).

3

Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц Растения осенью.

4

Животные осенью. Занятия людей осенью.

5

Зима. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.

6

Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой.

7

Весна. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

8

Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной.

9

Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

10

Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом.

11

Практическая работа по теме: «Сезонные изменения в природе».

12

Неживая природа. Солнце в разные времена года.

13

Восход и закат солнца . Календарь.

14

Воздух. Значение воздуха . Термометр.

15

Вода и ее свойства.

16

Ветер. Направление ветра.

17

Практическая работа по теме: «Неживая природа».

18

Живая природа Растения Цветы.

19

Растения сада. Лес. Плоды и семена. Грибы.

20

Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

21

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

22

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

23

Сравнение домашних и диких животных Охрана и забота о домашних животных.

24

Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

25

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.

26

Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

27

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

28

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

29

Практическая работа по теме «Живая природа».

30

Человек. Охрана здоровья. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.

31

Кровь. Пульс. Сердце

32

Окружающая среда и здоровье человека.

33

Практическая работа по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

34

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочие программы учебных предметов (русского языка, чтения, речевой практики, математики, мира природы и человека, рисования, ручного труда) 3 В класса на 2021 – 2022 учебный год

      Данные рабочие программы разработаны для обучающихся 3 В класса ОКОУ «Курская школа» на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Рабочая программа по мир природы и человека 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования о...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...