Рабочая программа по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Мария Александровна Чушкина

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_i_cheloveka_2_8.1.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,

Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения

 «Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»

Принято профессиональным

объединением                

учителей  начальных классов

Протокол

№___ от «____» ________ 201__ г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /__________________

«____» ________ 201__ г

Утверждаю:

Директор школы ________Н.А. Костенкова

Приказ № ______ от ______  201__г

Рабочая программа по миру природы и человека

 2 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Мир природы и человека 1-4 классы. Рабочие программы.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

 VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2013

Составитель: учитель начальных классов Чушкина М.А.,

учитель первой квалификационной категории

с. Глушинка

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса мир природы и человека 3 класса составлена на основе следующих документов:

         1.ФГОС НОО;

        2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»;

        3.Учебный план Глушинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ

        4.Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

        5. Рабочая программа по миру природы и человека 1-4 классы  предметной линии учебников В. В. Воронковой «Мир природы и человека 1 класс»  (пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  М; Просвещение, 2013г, 4-е издание).

         Базисный учебный план на изучение мира природы и человека в 1 классе начальной школы отводит 2 часа в неделю, всего 66 уроков в год.

Обоснование выбора программы

Данная программа и УМК к ней полностью соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и требованиям освоения ООП НОО по миру природы и человеку в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Курс «Мир природы и человека» в специальной (коррекционной) школе  ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.                                                                                                                         

 Задачами курса "Мир природы и человека"для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:                        

  • формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
  • формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
  • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
  • формирование всех видов деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
  • воспитание экологической культуры;
  • становление нравственной ориентировки;
  • формирование самостоятельности;
  • воспитание положительных качеств.                                                                                                                         

     Форма организации образовательного процесса.                                                                                                                

            Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

  1. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  3. практический метод (упражнения, практическая работа);
  4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  5. индивидуальный;
  6. творческий метод;
  7. совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                
  8. рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
  9. соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  10. наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  11. обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Изменений в авторскую программу не внесено.

 Планируемые результаты обучения:        

Личностными результатами изучения являются:

  1. готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
  3. уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
  4. формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная).

Регулятивные  учебные  действия:

  1. организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
  2. уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
  3. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.

Познавательные  учебные  действия:

  1. узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
  2. относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
  3. называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
  4. знать основные правила личной гигиены;
  5. иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;
  6. владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
  7. адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.

Коммуникативные  учебные  действия:

  1. адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
  2. понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
  3. выполнять доступные природоохранительные действия;
  4. совершать  действия с помощью учителя  по соблюдению санитарно- гигиенических  норм в классе;
  5. проявлять интерес и  активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке;

Коррекционные:

  1. развивать речь, мышление, воображение обучающегося;
  2. учить выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  3. развивать фонетически правильную разговорную речь, расширять лексический запас, предупреждать нарушение письменной речи.                                                  

        Предметные результаты:

учащиеся   в  результате  изучения  курса  «Живой мир »

научится:

-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих

  • культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);

  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

  • -характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-объяснять отличия человека от животных; 

-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу;

-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

 -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;      -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни.

Основные направления коррекционной работы:

 развитие зрительного восприятия и узнавания;

 развитие пространственных представлений и ориентации;

 развитие основных мыслительных операций;

 развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

 коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

 обогащение словаря;

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы, темы курса

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

1.

Сезонные изменения в природе

14

2

Неживая природа

4

3.

Живая природа

16

Итого:

136

136

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека».

2 класс

Структура программы учебного предмета включает в себя следующие разделы:  «Сезонные изменения»,   «Неживая природа»,  «Живая природа», «Безопасное поведение» (отдельным разделом не выделяется, входит в состав определённых тем в основных разделах предмета).

Сезонные изменения в природе (14 ч).

Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Название времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток.

Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями в разное время года. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной перелётных птиц.

Труд людей в разное время года. Работа в саду, огороде.

Неживая природа (4 ч). 

Вода. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Формирование представлений о воде в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. Первичные представления о температуре (формирование понятия), о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Практические работы на определение свойств воды: прозрачности воды, отсутствия запаха, текучести. Проведение наблюдений за изменением состояния воды (вода, лёд, пар). Вода в виде различных атмосферных осадков.

Живая природа (16 ч).

Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.

Животные. Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек. Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Безопасное поведение.

Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). Безопасное поведение человека на воде. Правила поведения человека с дикими животными в зоопарке, в природе. Правила поведения человека при контакте с домашними животными. Правила поведения на зимних дорогах. Профилактика пищевых отравлений. Поведение человека во время грозы. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами, травм, несчастных случаев.

Словарь: сезонные изменения в природе, неживая природа, живая природа, долгота дня, смена времён года, сутки, части суток, похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, листопад, названия времён года и месяцев, деревья, кустарники, травы, линька, подшёрсток, спячка, практические работы, опыт, ёмкость, прозрачность, текучесть, жидкость, температура термометр, градусник, река, озеро, пруд, болото, дождь, снег, лёд, пар, бережное отношение к воде, корень, стебель, лист, цветок, традесканция,  кактус, фиалка, герань, рыхление, корнеплод, клубень, ботва, витамины, повадки, места обитания, лапы, когти, мех, породы кошек и собак, голова, жабры, плавники, туловище, хвост, икра, малёк, рыболовство, зимние забавы детей, закаливание, обтирание, водные процедуры, воздушные ванны, внутренние органы,  органы пищеварения (рот, пищевод, желудок, кишечник), аппетит, режим питания, ручьи, капель, гроза (гром, молния), ливень, весенний сев, рыхление земли, мать-и-мачеха, ландыш, черёмуха, сирень.

Учебно-методическое обеспечение:

-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Мир природы и человека" 2 класс .Москва, Просвещение 2017г.;

- предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;

 -муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

- карточки с заданием для индивидуальных работ;

- комплект заданий на развитие психических процессов;

- комплект "Загадки-отгадки"

Учащийся должн знать:

  • о мире живой и неживой природы;
  • о человеке, работе его органов чувств;
  • о погоде и ее явлениях;
  • о смене времен года;
  • знать правила гигиены.

Учащийся должн уметь:

  • называть признаки живой и неживой природы;
  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • знать правила гигиены;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений;
  • узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.

   Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных  картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек».

   Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы  и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»

   Модели и натуральный ряд: набор муляжей «Фрукты, грибы, овощи»; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.

   

   Количество часов по учебному плану 34 часа, 1 час в неделю. Планирование составлено на основе учебника Н.Б. Матвеевой «Мир природы и человека»  Учебник: Н.Б. Матвеева. «Живой мир»

 Учебно-методический комплект:

1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях  М.: Просвещение, 2017.

         

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Страница учебника

Виды контроля и

обратной связи

1 четверть

Сезонные изменения в природе. 5 ч.

1

Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время.

03.09

4-12

Экскурсия

2

Осень. В гостях у золотой осени. Экскурсия в природу. 

10.09

13-17

Устный опрос

3

Растения осенью.

17.09

18-19

Устный опрос

4

Животные осенью.

24.09

20-23

Индивидуальный опрос

5

Занятия людей осенью. Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни.

01.10

24-28

Индивидуальный опрос

Неживая природа. 4 ч.

6

Вода. Свойства воды.

08.10

60-62

Индивидуальный опрос

7

Вода горячая, холодная. Температура воды. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике).

15.10

63-64

Проверочная работа

8

Вода в природе и в виде атмосферных осадков. Безопасное поведение человека на воде.

22.10

65-68

Текущий

2 четверть

9

Значение воды для жизни растений, животных, человека.  

05.11

69-70

Индивидуальный опрос

Живая природа. Растения. 6ч.

10

Комнатные растения. Части растений.

12.11

5-11

Индивидуальный опрос

11

Жизнь растений.

19.11

12-14

Устный опрос

12

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые.

26.11

15-18

Устный опрос

13

Уход за комнатными растениями.

03.12

19-20

Текущий

14

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

10.12

21-26

Индивидуальный опрос

15

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.

17.12

27-31

Проверочная работа

Живая природа. Животные. 6ч.

16

Домашние и дикие животные. Правила поведения человека с дикими животными в зоопарке, в природе.

24.12

32-33

Индивидуальный опрос

3 четверть

17

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь.

34-37

Текущий

18

Разнообразие пород кошек. Забота и уход за животными.

38-39

Индивидуальный опрос

19

Сравнение домашних и диких животных. Собака – волк.

40-44

Текущий

20

Разнообразие пород собак. Забота и уход за животными. Правила поведения человека при контакте с домашними животными.

45-46

Проверочная работа

21

Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

47-51

Текущий

Сезонные изменения в природе. 3ч.

22

Зима. Основные признаки. В гостях у матушки-зимы. Экскурсия в природу.

29-31

Устный опрос

23

Растения и животные (звери, птицы, рыбы, насекомые) зимой.

32-34

Устный опрос

24

Занятия людей зимой. Правила поведения на зимних дорогах.

35-39

Индивидуальный опрос

Живая природа. Человек. 4ч.

25

Гигиена тела человека, закаливание. Практическая работа «Мытьё рук».

52-54

Проверочная работа

26

Органы пищеварения.

55-56

Текущий

27

Питание человека.

57-66

Индивидуальный опрос

28

Правила питания. Профилактика пищевых отравлений.

67-70

Индивидуальный опрос

Сезонные изменения в природе. 6ч.

29

Весна. Пробуждение природы. Экскурсия в природу.

40-43

Индивидуальный опрос

30

Растения и животные весной. Появление весной перелётных птиц.

44-47

Проверочная работа

31

Занятия людей весной.

48-50

Устный опрос

32

Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Поведение человека во время грозы.

51-53

Индивидуальный опрос

33

Растения и животные летом.

54-56

Устный опрос

34

Занятия людей летом. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами, травм, несчастных случаев.

57-59

Текущий

Итого: 34 часа

Лист корректировки рабочей программы по миру природы и человека 2 класс (Пр.1599 вариант1)

(2019-2020 учебный год)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту

Подпись зам по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)

Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...

Рабочая программа по мир природы и человека 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования о...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...