Рабочая программа по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Владимировна Сахарова

Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mpich.docx108.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол от 31 августа 2023 г.

 № 1

        УТВЕРЖДЕНА

        приказом от  31.08.2023 г.

        № 108

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛАРЬЯНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ,

РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

I вариант

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

1 дополнительный - 4 класс

п. Ларьян

2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительно - 1 классах рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), во 2-4 классах – 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю: 1 час из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений).

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека. Комплекты учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс. В 2 ч. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

− ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

− накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

− первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

− воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету

 «Мир природы и человека»

1 дополнительный класс

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Достаточный уровень:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, соблюдение правил безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи:

− ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;

− ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;

− ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

− понимание простейших взаимосвязей человека и природы;

Личностные результаты:

− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоцио-нально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

− проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

− иметь первоначальные представления об объектах изучения;

узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

− относить изученные объекты к определенным группам;

− прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

− приобщать к кормлению зимующих птиц;

− знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;

− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

− освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.

Достаточный уровень:

− иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

− называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

− знать основные правила гигиены органов чувств;

− иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи:

− расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и не-живой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;

− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

− формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств;

− формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

− расширение знаний обучающихся о природе своего края;

− формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.

Личностные результаты:

− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе.

        Предметные результаты:

Минимальный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

− знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения;

− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

− уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц.

Достаточный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

− давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;

− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

− знать правила гигиены частей тела;

− знать отличительные существенные признаки групп объектов;

− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;

− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися.

3 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:

− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;

− изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;

− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Личностные результаты:

− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;

− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

− знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;

− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

− ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;

− составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.

Достаточный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

− давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;

− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

− знать правила гигиены частей тела;

− знать отличительные существенные признаки групп объектов;

− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;

− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

− выполнять доступные природоохранительные действия;

− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

− использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи:

− углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах;

− расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;

− формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

− углубление знаний обучающихся о природе своего края;

− формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;

− формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы;

− формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

− закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека;

− раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека;

− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Личностные результаты:

− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;

− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;

− осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе;

− овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

 − иметь представления о назначении объектов изучения;

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

− относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);

− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

− иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

− знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

− ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;

− составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

− адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

− давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;

− знать правила гигиены тела;

− знать отличительные существенные признаки групп объектов;

− знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;

− соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

− выполнять доступные природоохранительные действия;

− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

− проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

− выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека»

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в 1 дополнительном, 1 классе и в первом полугодии 2 класса не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

− «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;

− «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;

− «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

Критерии оценки предметных результатов во 2- 4 классах

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Во 2-4 классах осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

− устный опрос;

− творческие и практические работы;

− самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

− «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

− «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

− «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:

− правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

− полнота ответа;

− умение практически применять свои знания;

− последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов:

2-3 класс

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - не ставится.

4 класс

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» - не ставится.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 дополнительный класс

1 дополнительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 дополнительном классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» в 1 дополнительном классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.

1 класс

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.

2 класс

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации.

3 класс

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.

Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

4 класс

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.

В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Безопасное поведение

1.1

Моя школа.

2

http://viki.rdf.ru/

http://www.nachalka.com/igrovaja

http://nachalka.edu.ru/

1.2

Дорога в школу.

1

1.3

Транспорт.

1

1.4

Мой класс.

1

1.5

Мои обязанности в классе.

1

1.6

Мое поведение в школе.

1

1.7

Учебные вещи.

1

1.8

Одежда и обувь.

2

1.9

Расписание уроков.

1

1.10

Мой режим дня.

1

1.11

Моя семья.

1

1.12

Мои обязанности в семье.

1

1.13

Мой город (поселок, село, деревня).

1

Итого по разделу

15

Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень

2.1

Погода

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html

2.2

Календарь погоды

1

2.3

Осенняя погода

1

2.4

Парк (лес, сквер) осенью.

1

2.5

Животные осенью.

1

2.6

Осенняя простуда (профилактика).

1

Итого по разделу

6

Раздел 3. Неживая природа

3.1

Мир природы. Земля.

1

https://multiurok.ru/

http://nsportal.ru

3.2

Солнце.

1

3.3

Луна.

1

3.4

День.

1

3.5

Ночь.

1

3.6

Утро.

1

3.7

Вечер.

1

3.8

Мой режим дня.

1

3.9

Утренняя зарядка.

1

1

Итого по разделу

9

Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима

4.1

Зимняя погода.

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html

4.2

Календарь погоды.

1

4.3

Зимние праздники.

1

4.4

Растения зимой.

1

4.5

Животные зимой.

1

4.6

Зимние забавы.

1

4.7

Осторожно, лед! (правила поведения на льду).

1

Итого по разделу

7

Раздел 5. Живая природа. Растения

5.1

Овощи.

1

http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

http://school-collection.edu.ru/

5.2

Фрукты.

1

5.3

Ягоды.

1

5.4

Цветы, травы.

1

5.5

Деревья.

1

5.6

Кустарники.

1

5.7

Квест – игра «Угадай растение».

1

1

Итого по разделу

7

Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна

6.1

Весенняя погода.

1

http://nsportal.ru

http://viki.rdf.ru/ 

6.2

Календарь.

1

6.3

Праздники. Мамин день.

1

6.4

Растения весной.

1

6.5

Животные весной.

1

Итого по разделу

5

Раздел 7. Живая природа. Животные.

7.1

Домашние животные.

1

https://multiurok.ru/

7.2

Дикие животные.

1

7.3

Птицы

1

7.4

Насекомые

1

Итого по разделу

4

Раздел 8. Живая природа. Человек.

8.1

Части тела человека.

1

https://multiurok.ru/

http://nachalka.edu.ru/

8.2

Расскажи про себя.

1

8.3

Как мы ходим.

1

8.4

Как мы видим.

1

8.5

Как мы слышим.

1

8.6

Как мы чувствуем.

1

8.7

Гигиена тела человека. Мытье рук.

1

1

Итого по разделу

7

Раздел 9. Сезонные изменения в природе. Лето

9.1

Летняя погода. Летний календарь.

1

http://nachalka.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/ 

9.2

Растения летом.

1

9.3

Животные летом

1

9.4

Летние забавы.

1

9.5

Осторожно, речка! (правила поведения на воде).

1

9.6

Повторение пройденного в 4 четверти и за год

1

Итого по разделу

6

ИТОГО ЗА ГОД

66

1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Неживая природа

1.1

Живая и неживая природа

2

http://school-collection.edu.ru/

http://viki.rdf.ru/ 

1.2

Земля и Солнце

1

1.3

Смена времен года

1

1.4

День и ночь

1

1.5

Небо днем и ночью

1

1.6

Сутки

1

1.7

Сутки. Занятие людей в течение суток

2

1.8

Значение Солнца в жизни человека

1

1.9

Солнце и жизнь растений

1

1.10

Времена года

1

Итого по разделу

12

Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень

2.1

Осень. Признаки осени

2

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

2.2

Осень. Признаки осени. Осенние месяцы

1

2.3

Занятия и одежда людей осенью

1

2.4

Осень. Урожай

1

2.5

Осень. Грибы

1

Итого по разделу

6

Раздел 3. Живая природа. Растения

3.1

Растения. Части растений

1

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

https://multiurok.ru/ 

http://school-collection.edu.ru/ 

3.2

Растения. Строение и сходство растений

1

3.3

Различия растений Разнообразие растений

1

3.4

Семена растений

1

1

3.5

Плоды. Овощи

1

3.6

Плоды. Фрукты

1

3.7

Плоды. Ягоды

1

3.8

Овощи, фрукты, ягоды

1

3.9

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

3.10

Приспособление растений к разным условиям жизни

1

3.11

Уход за растениями

1

3.12

Растения. Обобщающий урок

1

Итого по разделу

12

Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима

4.1

Зима. Признаки зимы

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

4.2

Признаки зимы. Зимние месяцы

1

4.3

Зимующие птицы

1

4.4

Животные зимой

1

4.5

Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой

2

Итого по разделу

6

Раздел 5. Живая природа. Животные

5.1

Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые

1

https://multiurok.ru/ 

http://viki.rdf.ru/ 

5.2

Сходство и различие животных

2

5.3

Детёныши животных

1

5.4

Домашние животные

1

5.5

Дикие животные

1

5.6

Приспособление животных к смене времён года

1

5.7

Животные. Обобщающий урок

1

Итого по разделу

8

Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна

6.1

Весна. Признаки весны

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

6.2

Признаки весны Весенние месяцы

1

6.3

Перелётные птицы

1

6.4

Животные весной

1

6.5

Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной

2

Итого по разделу

6

Раздел 7. Живая природа. Человек.

7.1

Человек. Отличия по полу и возрасту

1

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

http://nachalka.info/

7.2

Человек. Части тела

2

7.3

Гигиенические навыки

1

7.4

Лицо человека

1

7.5

Глаза. Охрана зрения

1

7.6

Уши. Орган слуха

1

7.7

Нос. Орган дыхания

1

7.8

Рот. Орган вкуса

1

7.9

Кожа. Орган осязания

1

7.10

Осанка. Скелет и мышцы человека

1

Итого по разделу

11

Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето

8.1

Лето. Признаки лета

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

8.2

Признаки лета Летние месяцы

1

8.3

Животные и растения летом

1

8.4

Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы

2

Итого по разделу

5

ИТОГО ЗА ГОД

66

2 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Неживая природа

1.1

Влияние солнца на смену времен года

1

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

1.2

Сутки

1

1.3

Долгота дня летом

1

1.4

Долгота дня зимой

1

Итого по разделу

4

Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень

2.1

Экскурсия: признаки осени 

1

http://www.eor-np.ru 

2.2

Осень. Признаки осени. Названия осенних месяцев

1

2.3

Практическая работа: сбор семян, листьев

1

1

2.4

Растения осенью

1

2.5

Животные осенью

1

2.6

Занятия людей осенью

1

2.7

Обобщающий урок

1

Итого по разделу

7

Раздел 3. Живая природа. Растения

3.1

Растения. Части растений

1

http://nachalka.info/

http://www.eor-np.ru   

http://viki.rdf.ru/ 

http://school-collection.edu.ru/

3.2

Лиственные и хвойные деревья

1

3.3

Цветы

1

3.4

Жизнь растений

1

3.5

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые

1

3.6

Растения светолюбивые и тенелюбивые

1

3.7

Комнатные растения

1

3.8

Практическая работа: уход за комнатными растениями

1

1

3.9

Овощи

1

3.10

Огород

1

3.11

Овощи в питании человека

1

3.12

Сад

1

3.13

Фрукты

1

3.14

Фрукты в питании человека

1

3.15

Уход за растениями сада и огорода

1

3.16

Обобщающий урок

1

Итого по разделу

16

Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима

4.1

Экскурсия: признаки зимы

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

4.2

Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы

1

4.3

Растения зимой

1

4.4

Животные зимой

1

4.5

Зимние забавы детей

1

4.6

Занятия людей зимой

1

4.7

Обобщающий урок

1

Итого по разделу

7

Раздел 5. Живая природа. Животные

5.1

Животные: домашние и дикие

1

https://geograf.info/neobyknovennie-ryby.html

https://geograf.info/neobyknovennie-ryby/ryby-sensacii.html

5.2

Кошка и рысь

1

5.3

Породы кошек

1

5.4

Собака и волк

1

5.5

Породы собак

1

5.6

Рыбы

1

5.7

Обобщающий урок

1

1

Итого по разделу

7

Раздел 6. Неживая природа

6.1

Вода. Свойства воды. Вода прозрачная и текучая

1

http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/73/a7/7e/0a/fc/86/ac/5d/32/fa/71/4c/fa/ae/32/cc/html/content/index.html 

6.2

Вода горячая и холодная

1

6.3

Практическая работаю Температура воды

1

1

6.4

Вода в природе

1

6.5

Значение воды

1

6.6

Обобщающий урок

1

1

Итого по разделу

6

Раздел 7. Сезонные изменения в природе. Весна

7.1

Экскурсия: признаки весны

1

http://nachalka.info/

http://www.eor-np.ru 

7.2

Весна. Признаки весны. Весенние месяцы

1

7.3

Растения весной

1

7.4

Животные весной

1

7.5

Занятия людей весной

1

7.6

Обобщающий урок

1

1

Итого по разделу

6

Раздел 8. Живая природа. Человек.

7.1

Гигиена тела человека

1

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

7.2

Органы пищеварения

1

7.3

Питание человека

1

7.4

Экскурсия в магазин «Продукты»

1

1

7.5

Правила питания

1

7.6

Профилактика отравлений

1

Итого по разделу

6

Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето

8.1

Лето. Признаки лета. Летние месяцы

1

http://school-collection.edu.ru

http://viki.rdf.ru/ 

8.2

Растения летом

1

8.3

Животные летом

1

8.4

Летние забавы детей

1

8.5

Занятия людей летом

1

8.6

Правила безопасного поведения

2

8.7

Обобщающий урок

1

1

8.8

Номера телефонов экстренных служб

1

Итого по разделу

8

ИТОГО ЗА ГОД

68

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Неживая природа

1.1

Солнце в разные времена года

1

http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/73/a7/7e/0a/fc/86/ac/5d/32/fa/71/4c/fa/ae/32/cc/html/content/index.html

1.2

Восход и закат солнца

1

1.3

Календарь

1

1.4

Воздух

1

1.5

Значение воздуха

1

1.6

Термометр

1

1

1.7

Ветер. Направление ветра

1

1

1.8

Повторение пройденного материала по разделу «Неживая природа» (тестирование)

1

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень

2.1

Экскурсия в природу. Осень

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

2.2

Осень. Осенние месяцы.

1

2.3

Растения осенью

1

2.4

Животные осенью

1

2.5

Занятия людей осенью

1

Итого по разделу

5

Раздел 3. Живая природа. Растения

3.1

Сравнение растений

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF

http://school-collection.edu.ru

3.2

Части растений: корень, стебель

1

3.3

Части растений: лист, цветок

1

3.4

Растения сада

1

3.5

Лес

1

3.6

Плоды и семена

1

3.7

Лесные ягоды

1

3.8

Грибы

1

3.9

Грибы: несъедобные и ядовитые

1

3.10

Травы

1

3.11

Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении

1

3.12

Повторение пройденного материала по разделу «Растения» (тестирование)

1

1

Итого по разделу

12

Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима

4.1

Экскурсия в природу. Зима

1

www.it-n.ru

4.2

Зима. Зимние месяцы

1

4.3

Растения зимой

1

4.4

Животные зимой

1

4.5

Занятия людей зимой

1

Итого по разделу

7

Раздел 5. Живая природа. Животные

5.1

Животные. Повторение пройденного материала во 2 классе

1

http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18

5.2

Дикие животные. Лось

1

5.3

Дикие животные. Кабан

1

5.4

Дикие животные. Заяц

1

5.5

Домашние животные. Корова

1

5.6

Домашние животные. Свинья

1

5.7

Домашние животные. Кролики

1

5.8

Сходства и различия: свинья, кабан

1

5.9

Сходства и различия: кролик, заяц

1

5.10

Птицы. Части тела

1

http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/6d/26/ab/15/e0/19/ee/d2/b0/fd/65/14/4f/28/77/03/html/content/index.html

5.11

Перелётные птицы

1

5.12

Зимующие птицы

1

5.13

Хищные птицы

1

5.14

Певчие птицы

1

5.15

Повторение пройденного материала по разделу «Животные» (тестирование)

1

1

Итого по разделу

15

Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна

6.1

Экскурсия в природу. Весна

1

https://multiurok.ru/ 

http://viki.rdf.ru/ 

6.2

Весна. Весенние месяцы

1

6.3

Растения весной

1

6.4

Животные весной

1

6.5

Занятия людей весной

1

Итого по разделу

5

Раздел 8. Живая природа. Человек. Безопасное поведение

7.1

Дыхание человека. Органы дыхания

1

http://school-collection.edu.ru

http://festival.1september.ru

https://multiurok.ru/

7.2

Профилактика заболеваний органов дыхания

1

7.3

Болезни органов дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях

1

7.4

Профилактика простудных заболеваний

1

7.5

Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах

1

7.6

Сердце. Значение сердца для человека

1

7.7

Пульс. Определение пульса

1

7.8

Окружающая среда и здоровье человека

1

7.9

Питание человека. Молочные продукты

1

7.10

Питание человека. Мясные продукты

1

7.11

Питание человека. Сухие продукты

1

7.12

Срок хранения продуктов. Профилактика отравления

1

7.13

Повторение пройденного материала по разделу «Человек. Безопасное поведение» (тест)

1

1

Итого по разделу

13

Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето

8.1

Лето. Летние месяцы

1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/1f/e6/38/6f/96/c9/12/d6/0f/57/d7/5e/10/59/05/e3/html/content/index.html 

8.2

Растения летом

1

8.3

Животные летом

1

8.4

Занятия людей летом

1

8.5

Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения»

1

1

Итого по разделу

5

ИТОГО ЗА ГОД

68

4 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Сезонные изменения в природе. Осень

1.1

Сезонные изменения в природе. Времена года: Осень.

1

https://multiurok.ru/

1.2

Растения осенью. Сбор урожая.

1

1

1.3

Дикие животные осенью

1

1.4

Домашние животные осенью

1

1.5

Занятия людей города и села осенью.

1

Итого по разделу

5

Раздел 2. Живая природа. Растения

2.1

Растения огорода

1

http://festival.1september.ru

2.2

Растения леса

1

2.3

Растения сада

1

2.4

Сходство и различие растений сада, огорода и леса

1

2.5

Уход за цветами в саду.

1

1

2.6

Растения культурные и дикорастущие.

1

2.7

Лекарственные растения: календула, зверобой

1

2.8

Редкие растения и исчезающие животные, и их охрана

1

2.9

Парк (сквер). Создание человеком парков.

1

http://eor-np.ru/

http://school-collection.edu.ru/

 

2.10

Растения поля.

1

2.11

Рожь, пшеница, овёс и др.

1

2.12

Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека

1

1

2.13

Строение полевых растений

1

2.14

Влияние сезонных изменений на полевые растения

1

2.15

Обобщение по т. «Растения» (Тест)

1

1

Итого по разделу

15

Раздел 3. Неживая природа

3.1

Почва. Состав почвы.

1

http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/63/ad/6d/65/3f/98/38/94/96/08/2b/da/cf/8c/8b/b3/html/content/index.html 

3.2

Простейшие свойства почвы, их значение для растений

1

1

3.3

Значение почвы для жизни животных

1

3.4

Способы обработки почвы. Инструменты

1

1

3.5

Состав почвы (песок, глина)

1

1

3.6

Состав почвы (камни)

1

1

3.7

Рельеф. Формы поверхности земли: холмы, горы

1

3.8

Формы поверхности земли: равнины и овраги

1

Итого по разделу

8

Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима

4.1

Времена года: Зима.

http://nachalka.info

4.2

Растения зимой.

4.3

Дикие и домашние животные зимой

4.4

Труд людей города и села зимой

Итого по разделу

7

Раздел 5. Живая природа. Животные

5.1

Домашние животные. Лошадь, овца, корова, свинья

1

http://viki.rdf.ru/ 

5.2

Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма.

1

5.3

Разнообразие пород домашних животных

1

5.4

Птицы. Разнообразие птиц.

1

http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/6d/26/ab/15/e0/19/ee/d2/b0/fd/65/14/4f/28/77/03/html/content/index.html 

5.5

Птицы-друзья сада; охрана птиц.

1

5.6

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

1

5.7

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

1

5.8

Сравнение диких птиц с домашними уткой и гусем.

1

5.9

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

1

http://nachalka.info

5.10

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

1

5.11

Насекомые вредители.

1

5.12

Тестовая работа по теме «Животные»

1

1

Итого по разделу

12

Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна

6.1

Времена года: весна

1

http://eor-np.ru/

6.2

Растения весной

1

6.3

Животные весной  

1

6.4

Труд людей города и села весной

1

Итого по разделу

4

Раздел 8. Живая природа. Человек. Безопасное поведение

7.1

Мозг человека. Профилактика травматизма мозга человека.

1

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html 

http://school-collection.edu.ru/

7.2

Режим дня

1

7.3

Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха

1

7.4

Охрана природы: состояние природы и её влияние на здоровье человека

1

7.5

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле

1

7.6

Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник.

1

7.7

Лесничество.

1

7.8

Зоопарк.

1

7.9

Безопасное поведение. Правила поведения дома

1

http://nachalka.info

7.10

Правила поведения в школе.  

1

7.11

Правила дорожного движения. Дорога.

1

7.12

Правила дорожного движения. Пешеходный переход.

1

1

7.13

Транспорт. Мы пассажиры.

1

1

7.14

Повторение по теме «Человек. Безопасное поведение»

1

7.15

Тестовая работа по теме «Человек. Безопасное поведение»

1

1

Итого по разделу

15

Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето

8.1

Время года: лето

1

http://eor-np.ru/

8.2

Растения летом.

1

8.3

Дикие и домашние животные летом

1

8.4

Труд людей города и села летом.

1

8.5

Обобщающий урок

1

Итого по разделу

5

ИТОГО ЗА ГОД

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)

Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...

Рабочая программа по мир природы и человека 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования о...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...