Рабочая программа по окружающему миру.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Михеенко Елена Валерьевна

Рабочая программа создана на основе авторской программы «Окружающий мир» УМК «Гармония» О. Т. Поглазова - Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_1.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА «ПОЗИТИВ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Начальная  школа

Окружающий мир

1 «Б» класс

Создана на основе авторской программы «Окружающий мир» УМК «Гармония» О. Т. Поглазова - Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.

Учебники: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир»» (в двух частях) 1 класс- Смоленск: «Ассоциация 21 век» М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019 г.

.

66 часов (2 часа в неделю)

 

 

Составитель:

 учитель начальных классов

Михеенко Елена Валерьевна

2021 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
  • бережное отношение к природе, культуре родного края.

Ученик получит возможность для формирования:

  • желания открывать новое знание, новые способы действия, готовности преодолевать учебные затруднения, умения сотрудничать;
  • стремления к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
  • эстетического восприятия природы и объектов культуры, желания участвовать в их сохранении;
  • о сознания важности сохранять своё здоровье.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
  • принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
  • действовать согласно плану, составленному учителем;
  • оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
  • попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения
  • и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
  • пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные

Ученик научится:

  • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые
  • растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
  • называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному
  • учителем, и на примере своей местности);
  • сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
  • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
  • называть части тела человека;
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
  • участвовать в природоохранной деятельности (всё – на примере своей местности);
  • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
  • интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
  • осознавать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
  • создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
  • понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.

2. Содержание учебного предмета

Содержание обучения

Кол-во часов

1

Твои первые уроки

14 ч

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник

информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых, уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).  

2

Окружающий мир, его изучение

8 ч

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

3

Разнообразие растений

15 ч

Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

4

Разнообразие грибов

3 ч

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

5

Разнообразие животных

18 ч

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона).

6

Творение людей вокруг тебя

8 ч

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культур.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Корректировка тем

1

День Знаний

1

2

Путешествие по школе

1

3

Школьные принадлежности

1

4

Правила поведения в школе

1

5

Условные знаки

1

6

Безопасный путь

1

7

Учимся быть примерными пешеходами

1

8

Экскурсия на пришкольный участок

1

9

Уроки общения

1

10

Классный коллектив

1

11

Уроки вежливости

1

12

Уроки здоровья. Здоровое питание.

1

13

Уроки здоровья. Как надо одеваться.

1

14

Режим дня школьника

1

15

Признаки предметов

1

16

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группу.

1

17

Органы чувств – верные помощники в познании мира

1

18

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты

1

19

Способы изучения окружающего мира

1

20

Живая и неживая природа. Свойства живых существ.

1

21

Обобщающий урок. Как изучают окружающий мир.

1

22

Экскурсия на пришкольный участок «Осенние изменения в природе»

1

23

Многообразие растений. Условия их жизни.

1

24

Строение растений

1

25

Какими бывают растения. Дерево и его строение

1

26

Кустарники и травы, их отличия от деревьев

1

27

Лиственные деревья, разнообразие их листьев.

1

28

Хвойные деревья, их разнообразие

1

29

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.

1

30

Обобщающий урок. Разнообразие растений.

1

31

Виртуальная экскурсия «Удивительные растения мира»

1

32

Контрольный урок «Что мы узнали об окружающем мире»

1

33

Культурные растения

1

34

Растения сада и огорода

1

35

Растения поля. Зерновые культуры

1

36

Декоративные растения. Комнатные растения

1

37

Обобщающий урок. Что мы узнали о растениях.

1

38

Грибы, их многообразие

1

39

Съедобные и ядовитые грибы

1

40

Удивительные грибы

1

41

Животные, их разнообразие

1

42

Млекопитающие, их многообразие

1

43

Птицы, их многообразие

1

44

Размножение птиц

1

45

Удивительные птицы

1

46

Насекомые, их многообразие

1

47

Общественные насекомые

1

48

Жуки

1

49

Бабочки

1

50

Рыбы, их многообразие

1

51

Аквариумные рыбы

1

52

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие

1

53

Древние пресмыкающиеся

1

54

Домашние животные, их значение в жизни человека

1

55

Домашние питомцы

1

56

Обобщающий урок. Что мы узнали о животных?

1

57

Экскурсия в зоопарк

1

58

Красная книга растений и животных

1

59

Дерево в жизни человека

1

60

Народное творчество. Экскурсия в музей прикладного искусства «Жостово»

1

61

Национальные традиции в изделиях разных народов. Виртуальная экскурсия

1

62

Мир увлечений людей. Коллекционирование

1

63

Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор.

1

64

Экскурсия «Наш поселок»

1

65

Памятники культуры. Бережное отношение к ним

1

66

Итоговый контрольный урок. Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе»

1

                                                                                                  Приложение

Материально-техническое оснащение

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- персональный(мобильный) компьютер с предустановленным программным обеспечением; - мультимедийный проектор;

- интерактивная доска SMART

- термометры для измерения температуры воздуха, воды, полный комплект (на каждого ученика класса)

- термометр медицинский (демонстрационный экземпляр)

- лупа, полный комплект (на каждого ученика класса)

- географические и исторические настенные карты, (демонстрационный экземпляр)

- компас, полный комплект (на каждого ученика класса)

- глобус

- живые объекты (комнатные растения) демонстрационные экземпляры

Литература:

Для учителя

Для учеников

1

Образовательные программы. Начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»: учебно-методическое

пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021

2

Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса (с примером рабочей программы). Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017 г

4

Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.

1

О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях, М: БИНОМ. Лаборатория знаний Смоленск: Ассоциация XXI век, 2021 г.

2

О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях, Смоленск: Ассоциация XXI век, М: БИНОМ. Лаборатория знаний 2021 г.

3

Плешаков А. А., Плешаков С. А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов, М: «Просвещение», 2018 г.

4

Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов, М: «Просвещение», 2017 г.

5

Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. М: «Просвещение», 2017 г.

6

Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. М: «Просвещение», 2017 г.

Интернет-ресурсы:

-   http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс.        
  - http://vschool.km.ru - виртуальная школа

- http://interneturok.ru/ru - видеоуроки по основным предметам школьной программы.

http://multiurok.ru/ -образовательная площадка Мульти урок

http://www.krugosvet.ru -Энциклопедия «Кругосвет»

- https://ptici.info – атлас птицы России

- https://www.zygotebody.com Онлайн сервис 3d анатомии человека

- http://iklarin.narod.ru Все о погоде в вопросах и ответах

- http://wwwcatalogmineralov.ru  Классификация почв России

- http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов

- http://www.terrus.ru Хроники катастроф 1997—2002 (Хронология природных и техногенных катастроф)

- http://www.meteoweb.ru- сайт о погоде

- http://zoo.rin.ru природа и животные

- http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/world.htm мир жуков

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол заседания методической кафедры   от

 «23» августа 2021 г. № 1

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«23» августа 2021 г.

педагогическим советом

 НОЧУ ОО «Школа «ПОЗИТИВ»

от «30» августа 2021 г. № 1

Руководитель кафедры

_____________Корыткина М. В.

                           Ф.И.О

_____________ Савченко С. В.

                            Ф.И.О            

Председатель педагогического совета, директор школы

______________Богданова Т. А.

                              Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...