Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Равновесие в природе"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

 Урок создан по мотивам мультипликационного фильма  «Как старик великое равновесие нарушил». 

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком (урок общеметодической направленности)

На данном уроке  учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы, а также научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Равновесие в природе»

Тема урока

   Равновесие  в природе

Урок создан по мотивам мультипликационного фильма  «Как старик великое равновесие нарушил»

Цель урока

 Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком (урок общеметодической направленности)

Планируемый результат

-  учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

-  научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Основные понятия

 Понятия:

 - цепь питания;

-  равновесие в природе

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме « Равновесие в природе». 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме « Равновесие в природе» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) ( регулятивные УУД).
  • формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
  • формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Межпредметные связи

 Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 - кейсы с заданиями;

- клей, маркеры;

- проектор

Организация пространства

Работа  в   группах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 Формируемые УУД по каждому этапу

I этап.  Организационный момент

 

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года,

Это все вокруг – природа!

 

II этап.

 Мотивирование к учебной деятельности

Цель – осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.  

Работа в малых группах

Предлагает детям мини-кейсы с заданиями. Организует работу в группах

Работа с мини-кейсами.

 Детям предлагается прочитать задания на первой стороне кейса. Необходимо  разгадать  загадки, найти отгадки на картинках  и, следуя инструкции, заполнить пустые клетки. Далее  указать на доске картинку соответствующую полученному ответу.

На доске выстраивается ряд картинок:   клевер, мышь, сова, корова, шмель

Задается вопрос:

-Как связаны между собой эти объекты  живой природы?  

Регулятивные УУД:

Умение работать  по инструкции

 Познавательные УУД:

Умение использовать ранее полученные знания

при отгадывании загадок.

 Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе

III этап.   Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

Цель – подготовка мышления учащихся   к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.  

  

Просмотр первого видеофрагмента

Организация просмотра фильма.

.

После просмотра фильма детям задаются вопросы:

 - Так есть ли связь между этими объектами природы?

- Этот мультфильм называется «Как старик  великое равновесие нарушил».

- Что такое равновесие? ( все в природе дополняет друг друга)

- Какова тема сегодняшнего урока? ( равновесие  в природе)

  - Взаимосвязь, которая существует между группами организмов называют цепью питания.

 

 

 IV этап.  

 Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель –  усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач  

  Работа над построением цепи питания

 

Просмотр и анализ второго видеофрагмента  из мультфильма

 Организует подводящий диалог для правильного построения цепи питания, контролирует фронтальную работу у доски.

Организует просмотр учащимися отрывка из мультфильма.  Подводит детей к теме и цели урока.

 

  - Давайте вернемся к заданию на доске. Попробуйте составить цепочку взаимосвязей из предложенных объектов природы, т.е. составим цепь питания.

 - Любая цепь питания начинается с растения и заканчивается хищником.

 

 Корова

Клевер – мышь- сова

Шмель

- Старик поссорился с совой. Как вы думаете, что произойдет, если эти  сова перестанет ловить мышей?

Учащимся предлагается просмотреть отрывок из мультфильма «Как старик великое равновесие нарушил».  

-Давайте проверим наши предположения и посмотрим продолжение мультфильма

 (просмотр  2 видеофрагмента)      

- Какой вывод можно сделать из просмотренного фрагмента? (нельзя нарушать взаимосвязи в природе)  

 Коммуникативные УУД:

 Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:

 Умение  анализировать и обобщать, делать выводы из предложенного материала. Умение строить план своих действий.

Познавательные УУД:

 Умение связывать объекты живой природы друг с другом.

 

 

   V этап.   Включение изученного в систему знаний
Цель -   повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 Работа в малых группах

 Представляют полученные результаты у доски.

 

 

 Предлагает детям мини-кейсы с заданиями. Организует работу в группах и у доски.  

 

  Учащиеся работают со второй стороной кейса. Учитель инструктирует детей по предложенным заданиям.

Задание кейса: Составьте и постройте цепи питания из предложенных объектов живой природы, одним из которых является ЛЯГУШКА (1 группа),  ЛИСА (2 группа), КАБАН (3 группа),  ЗАЯЦ (4группа), ВОЛК (5 группа) Представьте полученные результаты одноклассникам.

 1 группа: растения – кузнечик – лягушка (крокодил, белый медведь)

2 группа: растения – заяц – лиса (белый медведь, обезьяна)

3 группа: дуб – кабан – волк (крокодил, обезьяна)

4 группа: растения – заяц –волк (кит, обезьяна)

5 группа: растение – лось – волк (крокодил, кит)

(полученные работы вывешиваем на доске)

 Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе. Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

 Умение передавать информацию посредством жестов.

 Регулятивные УУД:

 Умение  анализировать и обобщать, делать выводы из предложенного материала.

 

 

 

VI этап.  Рефлексия.

Цель – осознание и самооценка результатов своей деятельности

Просмотр и анализ  третьей  части мультфильма

С помощью жестов отвечают на вопросы

Выбирают яблоко. Заполняют таблицы рефлексии.  Самостоятельно дописывают цепь питания.

Проводит игру «Верю-не верю»

Проводит инструктаж по работе с таблицами рефлексии.

 - Итак, ребята. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Как вы думаете, что сделал дед, чтобы исправить ситуацию?

- Давайте досмотрим мультфильм до конца, и проверим свои предположения.

  (просмотр 3 видео фрагмента)

- Как вы поняли последние слова деда? (Дружно не грузно – а врозь, хоть брось)

(вместе все можно сделать, решить тяжелую задачу, а врозь тяжело)

- Вы тоже работали сегодня вместе, дружно. Давайте посмотрим у какой команды это получилось лучше всех. (подсчитываем жетоны)

Правила игры «Верю-не верю»

Детям предлагается прослушать информацию о любопытных фактах из жизни животных. Учащиеся пытаются угадать, правда это или нет. Если они верят в то, что говорит учитель, то  они прыгают. Если нет- то  топают.

Инструктаж по работе с таблицами рефлексии.

 .-Перед вами лежат яблочки зеленые и красные. Если наш урок был вам интересен и полезен, возьмите красное яблоко, если вы скучали, возьмите зеленое. С обратной стороны яблочка отметьте галочкой те знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке и допишите предложенную цепь питания до конца. Яблочко положите в корзинку.

Я  умею составлять цепь питания

Я могу делать выводы

Я умею работать в группе

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать уровень усвоения знаний;
Умение оценить собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о неживой природе зимой;Формировать умение обобщать и система...

Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о неживой и живой природе и связи между ними....

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о признаках весны, установление причины наступления весенних изменений в неживой природе.Задачи урока:Дидактические:знать о весенних изменениях в неживой природе...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая и живая природа» (УМК: «Школа России», 2 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование знаний у обучающихся о природе в целом, о различиях живой и неживой природы.Планируемые результаты:Предметные: Различать понятия &l...