Конспект урока окружающего мира "Все профессии важны" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Марина Александровна Березовская

Урок разработан по программе УМК «Школа России» А.А. Плешакова, «Окружающий мир» 2 класс. Данный урок способствует формированию понятия профессия, знакомит  с особенностями разных профессий, с необходимыми и важными предметами труда.  В игровой форме дети постигают взаимосвязь разных видов профессий и ее значение для жизни людей. У учащихся воспитывается уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда и трудолюбие.Урок способствует расширению кругозора, мотивирует к поиску новой информации и формирует интерес ребенка к трудовой жизни его родителей. Разработка представляется актуальной, имеет практическую значимость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Все профессии важны

Класс

2

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель и задачи урока

Цель:Расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей

 Образовательные: дать представление о многообразии профессий.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных  и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Формировать УУД:

-Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;

-осуществлять синтез как составление целого и частей;

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков;

-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

- уметь соотносить профессии со сферами экономики.

-Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

-Коммуникативные УУД:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Планируемый результат

Предметные:Знать профессии, уметь

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:строить сообщения в устной форме ;проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 Осуществляемые действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

Здравствуйте!

 -Сегодня на уроке вы покажете чему научились и узнаете много нового. Я надеюсь, что мы интересно и с пользой поработаем на уроке

Приветствие учителя;

дают себе установку на хорошую работу на уроке.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

 

Создаёт проблемную ситуацию,

-Ребята, отгадайте, пожалуйста, кто так говорит?     «Кому добавки?»

«Какой зуб вас беспокоит?»

«Большое спасибо за покупку»

«Вам посылка, распишитесь»

«В мою сеть попало много рыбы»

«Здравствуйте, дети! Начинаем урок.»

«Присаживайтесь, как будем стричься?»

Слушают учителя; определяют проблему

в фронтальной работе пытаются дать ответ на проблемные вопросы

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Формулирование темы, цели и задачи урока. 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

Организует и направляет обсуждение. Помогает в формулировках.

-Что общего у слов, которые вы называли?

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

-Прочитайте название темы на доске и скажите, вы согласны с этим высказыванием?

-Итак, цели и задачи нашего урока:

• узнать, что такое профессия;

• расширить  знания о разнообразии профессий;

• иметь представление о роли людей различных профессий.

– Что же такое профессия? Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

-        Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться  надо всем.)

Формулируют  тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия;

-Они обозначают профессии людей.

 -О профессиях людей

Ответы детей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии.

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

Организует  деятельность по применению новых знаний

1.Просит назвать известные им профессии и профессии родителей

-Какие профессии у ваших родителей?

Обратите внимание на нашу выставку.

1a. -Какие профессии вы знаете? (слайд  )

2.Организует игру «Волшебный мешок», подходит к одному из детей и просит вытащить предмет из непрозрачного пакета

-Человеку какой профессии принадлежит предмет?

Раздать конверты.

-Ребята, откройте конверты. Расположите карточки сверху вниз по пунктам:

Кто?

Где работает?

Что делает?

Чем пользуется?

Ответы детей

Учащиеся выполняют задание, приводят примеры профессий.

1 ребенок – достает предмет, отвечает, человеку, какой профессии этот предмет принадлежит; остальные дети – наблюдают за правильностью ответов

Несколько детей рассказывают о своей профессии по готовой карточке

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков;

 Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

6. Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

4.Предлагает выбрать черты характера человека любой профессии.

-Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость.

 Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете,  должен обладать человек любой профессии.

 -Что вы не выбрали, почему?

Обратите внимание на выставку книг.

«Кем я стану, Кем быть. Когда я вырасту.

Учащиеся рассказывают о профессиях.

Дети дают ответы.

Ученики подчеркивают те качества характера, которыми должен обладать каждый человек.

Выбирают положительные качества человека.

Не выбрали слова

эгоизм, злость – они обозначают отрицательные качества человека

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассужденийРегулятивные:

планирование,

прогнозирование;

7. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

Рассказ «Кто сделал хлеб?

1.Предлагает детям в объединиться в группы для творческого задания, собрать пословицы из слов и объяснить ее смысл; проверяет правильность выполнения; задает вопросы

-А теперь творческое задание. Для этого предлагаю вам объединиться в группы.

-Ребята, вы знаете пословицы о труде? соберите пословицы.(работа у доски) Проверка на слайде

2. Предлагает поработать с информацией

-Послушайте внимательно текст А.Дитриха, Г Юрмина, Р.Кошурниковой «Кто сделал хлеб».

–Ответьте на мои вопросы:

1)Где происходил разговор?

2)О людях каких профессий вы прочитали?

3)Какое общее дело их связывало?

3. Предлагает установить взаимосвязь профессий.

- Фронтальный опрос Взаимосвязь профессий.

Предлагает пары профессий:

Водитель- повар

Швея-врач

Пограничник-пилот

Учащиеся ставят задачу и в группах собирают пословицы из слов, объясняют их значение

Дети в группах знакомятся с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся работают в группах, устанавливают взаимосвязь профессий, приводят примеры взаимосвязи других профессий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Подведение итогов занятия.

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

ДЗ

Предлагает ответить на вопрос, какая профессия самая важная.

-Ребята, а теперь дайте мне ответ. Какая профессия самая важная?

-Все профессии важны, все профессии нужны!

Подводит итог о выборе человеком любимой профессии.

- Очень важно, чтобы каждый выбрал дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, правильно выбрав профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам сделать правильный выбор в профессии.

- Люди загадывают  желание и верят в то, что оно исполнится, когда падает на небе звезда. Я приготовила для вас звездочки, чтобы вы на них написали свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем.  Напишите название этой профессии  на ваших звездочках и имя. Это ваша мечта. Сохраните звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.

-Что  вам нужно  делать  уже  сейчас, чтобы  ваши мечты  сбылись?

Почитайте книжки. Сделайте задание в рабочей тетради.

Дети дают ответ на вопрос учителя.

Делают вывод о том, что все профессии важны. Высказываются о выполненных задачах урока.

Учащиеся записывают на звездочках свои имена и профессию.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

9.Рефлексия

Организует рефлексию.

-Чем мы занимались на уроке?

Я  узнал…

-До свидания! Спасибо за урок!

 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс:_2_
Тема урока:«Все профессии важны»
Тип урока и его структура: изучение нового материала

Цели урока: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей; содействовать формированию и развитию учебно-информационных  и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Данный урок является шестым уроком в структуре уроков адаптации по курсу «Окружающий мир» для  2 класса. Урок тесно связан с предыдущими уроками данного раздела, где упоминаются профессии. Данный урок завершает блок тем, как результат – создание проекта. Работы детей выставлены, некоторые дети выступали по своим проектам.  Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, фронтальная, парная.  Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на  уроке я создала условия для обогащения их опыта жизни, словарного запаса.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока, умение осознанно и произвольно строить высказывания; уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с текстом, «с волшебным мешком» способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы и активность учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные задачи.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока, и в конце подвела итоги. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, использовала  разные виды деятельности. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды отдыха, дети имели возможность играть и выполнять ряд заданий, не сидя на месте. Урок целей достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Окружающий мир «Все профессии нужны, Все профессии важны» 2 класс учитель начальных классов Березовская Марина Александровна школа №60 гор. Улан-Удэ

Слайд 2

«Кому добавки?» «Какой зуб вас беспокоит?» «Большое спасибо за покупку» «Вам посылка, распишитесь» «В мою сеть попало много рыбы» «Здравствуйте, дети! Начинаем урок.» «Присаживайтесь, как будем стричься?»

Слайд 3

Все профессии нужны, Все профессии важны.

Слайд 4

План урока Что такое профессия? Разные профессии Все профессии важны

Слайд 5

Профессия «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность»

Слайд 6

Тёплые вещи быстро и тихо Шьёт для детишек мама-портниха. Доит коров, как всегда, спозаранку В чистом загоне мама-доярка. В детском саду очень много занятий. Мама там – няня и воспитатель. В школе не меньше занятий. Смотрите: Ставит оценки там мама-учитель. Плюшки и булочки скушать спешите! Их испекла для вас мама-кондитер. Из самолета прыгает с риском Смелая мама-парашютистка. Мамины профессии

Слайд 7

Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа-шофёр. По синему небу летит самолёт – Им управляет папа-пилот. Кто в многоборье у нас рекордсмен? Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!» Уголь рубить не устал в недрах гор Чёрный от сажи папа-шахтёр. Искры летят, из котла валит пар – То варит сталь наш отец-сталевар. Кто выступает на сцене на бис? Это наш папа – известный артист. Папины профессии

Слайд 8

Какие на свете профессии есть? Их много, их море, их просто не счесть: Моряк. водитель, космонавт. Пожарный, врач, учитель, Юрист, банкир и адвокат, И повар, и строитель. Их много, их море, их просто не счесть! Все важные в мире профессии есть!

Слайд 9

Учитель Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. На уроке и расскажет, И подскажет, и покажет, Чтобы понемногу дети Узнавали всё на свете.

Слайд 10

Белый халат, изучающий взгляд: — Жалобы есть? Подходите подряд! Кто у постели больного сидит И как лечиться ему говорит? Кто болен - он капли предложит принять. Тому, кто здоров, - разрешит погулять. Врач +

Слайд 11

Пожарный В огне и дыму Он идёт среди жара, Спасая людей И дома от пожара! Если вдруг беда случится, Где-то что-то загорится, Там пожарный нужен срочно. Он погасит, - это точно. Потушу пожар любой, Быстро справлюсь я с бедой. За опасный этот труд Нас пожарными зовут.

Слайд 12

Космонавт Нет профессии чудесней, для мальчишек интересней. Поднимаюсь в космос я, вижу, что Земля моя Не такая уж большая. И теперь я твёрдо знаю, Надо нам её хранить, понапрасну не губить!

Слайд 13

Водитель Ежедневно спозаранку В руки он берет баранку, Крутит, вертит так и сяк, Но не съест ее никак! За рулём сидит привычно И под гул мотора Напевает, как обычно, Песню про шофёра! Встаем мы рано, ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

Слайд 14

Моряк На мачте наш трехцветный флаг, На палубе стоит моряк. И знает, что моря и страны, Границы океанов И днем, и ночью быть должны Под бдительной охраной! Плывёт моряк на корабле Он не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной Ведь море - дом его родной.

Слайд 15

Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда Ждёт вас вкусная еда. Жарит, парит и печёт — Вот пирог, вот каша… И за то ему почёт, Благодарность наша! Повар Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные. Пахучие котлеты. Салаты, винегреты. Все завтраки, обеды?

Слайд 16

Строитель Строю дом и детский сад И больницу строить рад, И у цирка я не зритель. Так как я его строитель.

Слайд 17

"БЮРО НАХОДОК"

Слайд 18

Черты характера Внимательность Честность Смелость Доброта Трудолюбие Ответственность Уверенность Настойчивость Лень Злость Равнодушие Эгоизм

Слайд 19

Без труда не вынешь у того она и спорится. и рыбку из пруда. Кто работы не боится, Терпенье и труд все перетрут. научи другого. Научился сам – СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Слайд 20

Куй железо, пока горячо. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 3. Не игла шьет, а руки. 4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. 5. Корова черна, да молоко у нее бело. 6. Лес рубят - щепки летят. 7. Цыплят по осени считают. 8. На охоту ехать - собак кормить. 9. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

Слайд 21

«Кто сделал хлеб?» Вы каждый день едите хлеб!

Слайд 22

Люди каких профессий связаны в выпечке и продаже хлеба? «Кто сделал хлеб?»

Слайд 23

Все профессии нужны! Все профессии важны! Прекрасных профессий на свете не счесть И каждой профессии - слава и честь!

Слайд 24

Показали мы вам, ребята, кем вы станете когда-то, Но и это не предел, на Земле так много дел! Надо лучше всем учиться, в жизни всё вам пригодится. Все работы хороши, лишь работай от души!

Слайд 25

Самые смелые профессии

Слайд 26

Почитай книжки о профессии, о которой ты мечтаешь. Узнай о новейших профессиях в мире (выполни задание в рабочей тетради ч 1, с81, №2,3) ТВОЁ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Профессии 2 класс

Окружающий мирПрограмма "Школа России"Тема урока: "Профессии" 2 класс...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Презентация и конспект урока окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"

Данный материал содержит конспект к уроку, технологическую карту, самоанализ к уроку и презентацию. Урок был представлен на конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". Данный урок относится к ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».

Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...