Рабочая программа по окружающему миру 1-2 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (Школа 21 век) для педагогов НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_xxi_vek_1-2_klass.docx | 58.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
города Курчатова Курской области
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов __________/Анпилогова О.А./ протокол от 31.08. 2021 № 1
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для начального общего образования
Срок освоения программы 4 года (с 1 по 4 класс)
Составитель (и): Анпилогова О.А, Малашенко М.Н..
учитель начальных классов
2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(«Начальная школа XXI века»)
(1-2 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-2 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Минобрнауки России, приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее ФГОС НОО)
- Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области (протокол №5 от 12.01.2021 Приказ 93-од от 22.10.2021).
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области на 2019-2023 уч.г. (Протокол педагогического совета №7 от 07.06.2019 , Приказ 221-од от 07.06.2019)
- Учебный план МБОУ Гимназия №1» г. Курчатова на 2021/2022 учебный год (протокол № 1 от 24.08.2021 г., приказ 434 - об от 25.08.2021 г.)
- Федеральный перечень учебников с изменениями, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (ПРИКАЗ от 23 декабря 2020 г. N 766)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г., № 28. Об утверждении Сан ПиН 2.4 3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по окружающему миру Виноградовой Н.Ф., М: «Вентана-Граф», 2011 г. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Настоящая программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2021.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2021.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия № 1» г. Курчатова на предмет «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю при 33 учебных неделях – 66 часов. Во 2 классе отводится 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях - 70 часов.
Итого 136 часов.
Цели и задачи
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач:
- экологического образования и воспитания;
- формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма;
- обеспечение успешной адаптации к школе;
- формирование знаний об объектах окружающего мира;
- развитие интереса к окружающему миру;
- социализация ребенка 6-8 лет;
- интеллектуальное развитие детей;
- развитие кругозора и общей культуры.
I. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ученик научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Ученик получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ученик научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
II. Содержание учебного предмета
1 класс
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (10 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
Родная природа (26 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные.
Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
2 класс
Введение. Что окружает человека.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
· Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
· Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой.
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
· Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина.
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
· Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли.
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
· Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества.
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
· Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
· Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ), географическими картами.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). По выбору учителя.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п | Название раздела/кол-во часов | Темы раздела | Кол - во часов | Формы контроля | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Введение. Что такое окружающий мир (1) | Нас окружает удивительный мир. | 1 | Стартовая диагностика | Воспитание нравственных и гражданских качеств. |
2 | Знакомимся друг с другом и со школой (3) | Давайте познакомимся. Урок-игра. | 1 | Формирование чувства гордости и любви к Родине, развитие активного интереса к её прошлому и настоящему. | |
Мы – школьники. | 1 | ||||
Правила поведения в школе. Урок-беседа. | 1 | ||||
3 | Родная природа (3) | Времена года. Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | Воспитание интереса к учению, процессу познания. | |
Что нам осень подарила. | 1 | ||||
Грибная пора. | 1 | ||||
4 | Семья (2) | Семья. Урок-игра. | 1 | Формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье | |
О маме. | 1 | ||||
5 | Труд людей (2) | Как из зерна получилась булка. Мультимедиа-урок. | 1 | Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. | |
Человек и домашние животные. | 1 | ||||
6 | Середина осени (2) | Времена года. Октябрь уж наступил. | 1 | Приведение доказательств о необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. | |
Явления природы | 1 | ||||
7 | Наша Родина. Родной край (2) | Где ты живёшь? Урок-беседа. | 1 | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | |
Правила дорожного движения. Урок - путешествие. | 1 | ||||
8 | Труд людей (2) | Ты и вещи. Урок-беседа. | 1 | Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать. | |
Кто работает ночью | 1 | ||||
9 | Что такое здоровье (4) | Твои помощники – органы чувств. | 1 | Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. | |
Правила гигиены. Урок-игра. | 1 | ||||
О режиме дня . Урок-смотр знаний. | 1 | ||||
Урок в спортивном зале | 1 | ||||
10 | Родная природа. Ноябрь. (3) | Ноябрь – зиме родной брат | 1 | Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. | |
Звери – это млекопитающие | 1 | ||||
Что мы знаем о птицах? Урок-игра. | 1 | ||||
11 | Родной край (3) | Родной край – частица Родины | 1 | ||
Дом, в котором ты живёшь | 1 | ||||
Зачем люди трудятся. Урок-диспут. | 1 | ||||
12 | Родная природа. Декабрь. (3) | В декабре, в декабре, все деревья в серебре | 1 | Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. | |
Экскурсия в зимний лес (парк). | 1 | ||||
Какая бывает вода? Урок-диспут. | 1 | ||||
13 | Мы и другие люди (2) | О дружбе | 1 | Воспитание ответственного поведения. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего место в нём. | |
Идём в гости. С Новым годом! | 1 | ||||
14 | Родная природа. Январь. (3) | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | Промежуточ ная диагностика | |
Хвойные деревья | 1 | ||||
Жизнь птиц зимой. | 1 | ||||
15 | Родная страна (3) | Наша страна – Россия. Урок - путешествие. | 1 | Воспитание краеведческой культуры через знакомство с достопримечательностями | |
Богата природа России. Мультимедиа-урок | 1 | ||||
Мы – россияне. Урок-смотр знаний. | 1 | ||||
16 | Родная природа. Февраль. (4) | Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать. | |
Звери – млекопитающие | 1 | ||||
Наш уголок природы. | 1 | ||||
Наш уголок природы. Урок-смотр знаний. | 1 | ||||
17 | Родная страна (3) | Мы – граждане России.Урок - путешествие. | 1 | ||
О правилах поведения. Урок-беседа. | 1 | ||||
23 февраля – День защитника Отечества. Урок-викторина. | 1 | ||||
18 | Родная природа. Март. (2) | 8 Марта – праздник всех женщин. Урок-КВН. | 1 | Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. | |
Март – капельник | 1 | ||||
19 | Твоё здоровьё (3) | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. | |
Здоровая пища. Мультимедиа-урок. | 1 | ||||
Какое бывает настроение. Урок-игра. | 1 | ||||
20 | Родная природа. Апрель (2) | Апрель – водолей | 1 | Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы. | |
Жизнь насекомых весной | 1 | ||||
21 | Труд людей (3) | Весенние работы | 1 | Итоговая диагностика | Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек. |
Кто работает на транспорте. Урок-игра. | 1 | ||||
День космонавтики. Урок-путешествие. | 1 | ||||
22 | Родная природа. Май. (5) | Май весну завершает –лето начинает. | 1 | Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков цветковых растений | |
Жизнь земноводных весной | 1 | ||||
Животное – живое существо | 1 | ||||
Природе нужны все! Урок-конференция. | 2 | ||||
23 | Скоро лето (3) | Скоро лето! Ты – пешеход! Урок - путешествие. | 1 | ||
Повторение и обобщение знаний по окружающему миру за 1 класс. Урок-КВН | 2 | ||||
Резерв (3) | |||||
Итого (66) | 66 |
2 класс
№ п/п | Название раздела /кол-во часов | Темы раздела | Кол - во часов | Формы контроля | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Что нас окружает?(2) | Что тебя окружает. | 2 | Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты. | |
2 | Кто ты такой? (14) | Я, ты, он, она… Все мы люди… | 1 | Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. | |
Наши помощники – органы чувств | 2 | ||||
Что такое здоровье? | 1 | ||||
Режим дня. | 2 | ||||
Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных» | |||||
Физическая культура | 1 | ||||
Почему нужно правильно питаться | 1 | ||||
Здоровье и питание. | 1 | ||||
Умеешь ли ты есть? | 1 | ||||
Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы). | 1 | ||||
Здоровье и осторожность. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах» | 2 | ||||
Можно ли изменить себя | 1 | ||||
3 | Кто живет рядом с тобой. (6) | Что такое семья? | 1 | Формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. | |
Практическая работа «составление семейного «древа»» | 1 | ||||
Труд в семье. Как семья отдыхает? | 1 | ||||
Твои друзья – взрослые и дети. | 1 | ||||
Твои друзья – взрослые и дети. | 1 | ||||
О правилах поведения. | 1 | ||||
4 | Россия - твоя Родина. (13) | О дружбе. Настроение. | 1 | Формирование основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей. Рассмотрение биологических процессов в развитии и приведение примеров приспособления организмов к среде обитания и объяснение их значений. Выявление эстетических достоинств представителей растительного и животного мира и наиболее, опасных растения для человека. | |
Родина – что это значит? | 1 | ||||
Родной край – частица родины | 1 | ||||
Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в исторический музей. | 1 | ||||
Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | 1 | ||||
Зачем человек трудится? | 1 | ||||
Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. | 1 | ||||
Как работают в пекарне (на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие. | 1 | ||||
Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждения быта. | 1 | ||||
О труде фермера и экономиста, программиста. | 1 | ||||
Проверочная работа за полугодие. | 1 | Проверочная работа за полугодие. | |||
Города России. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||||
Древние города России. | 1 | ||||
5 | Мы жители Земли (31) | Мы – граждане России. Народов России. Виртуальная экскурсия в музей народов России. | 1 | Воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности. Воспитание культуры общения на уроке. Формирование учителем умений слушать, слышать, высказывать и аргументировать своё мнение. Приведение доказательств о необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Объяснение мира с точки зрения биологии: Объяснение мира с точки зрения предмета: – объяснение строения и жизнедеятельности растений, животного и природного сообщества России и Курского края. -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). | |
Солнечная система. |
| ||||
Земля – планета Солнечной системы. | 1 | ||||
Глобус – модель земли | 1 | ||||
Царства живой природы. Бактерии. | 1 | ||||
Грибы. | 1 | ||||
Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | 1 | ||||
Как животные воспринимают мир. | 1 | ||||
Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | 1 | ||||
Как животные воспитывают потомства. | 1 | ||||
Жизнь растений. Какие бывают растения. | 2 | ||||
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности). | |||||
Органы растений и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений). | 1 | ||||
Что такое лес? | 1 | ||||
Экскурсия. | |||||
Как развиваются растения. | 1 | ||||
Деревья леса | 1 | ||||
Кустарники леса. | 1 | ||||
Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса) | 1 | ||||
Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса) | 1 | ||||
Звери леса. | 1 | ||||
Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | 1 | ||||
Насекомые леса. | 1 | ||||
Мы пришли в лес. | 1 | ||||
Экскурсия. | |||||
Путешествие капельки. | 1 | ||||
Свойства воды. | 1 | ||||
Рыбы – обитатели водоемов. | 1 | ||||
Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов. Виртуальная экскурсия на водоем. | 1 | ||||
Болото – естественный водоем. Практическая работа с гербариями, муляжами. | 1 | ||||
Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). | 1 | ||||
Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | 1 | ||||
Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада). | 1 | ||||
Итоговая проверочная работа | 1 | Итоговая проверочная работа | |||
6 | Природа и человек (4) | Будем беречь природу | 1 | Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Работа с Красной книгой России. | |
Будем беречь нашу Землю. | 1 | ||||
Обобщение по разделу. | 1 | ||||
Резервные часы. | 1 | ||||
Итого (70) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...