Проект урока окружающего мира в инклюзивном классе
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Грищенко Наталья Леонидовна

Предмет: окружающий мир. Урок открытия нового. Кактегория ребенка с ОВЗ: адаптированная программа 5.1(ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО: 

Место работы:

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1. категория ребенка с ОВЗ: адаптированная программа 5.1(ТНР)

Учебник: Окружающий мир, под редакцией Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, Москва: Издательство «Астрель», 2012 г.

Тема урока: «Как ты воспринимаешь мир».

Тип урока: урок «открытия нового»

Цель урока: Создать условия для формирования представлений об органах чувств и значении их в жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать органы чувств и их значение в жизни человека.

Личностные:

-уметь выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, проявлять

уважительное отношение к своим товарищам и учителю;

-уметь находить информацию в справочной литературе.

Метапредметные:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

(Регулятивные УУД).

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить

аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. (Познавательные УУД).

-использовать в общении правила вежливости. (Коммуникативные УУД).

Методы обучения: системно-деятельностный метод, технология проблемно-диалогического обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): модель урока, учебники, компьютер, проектор.


Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, посмотрите на доску. Проанализируйте материал и модель урока. Ответьте на вопросы.

- К какому уроку мы подготовились? Как определили?

- Проверьте своё рабочее место.

- Какую большую тему мы изучаем?

- Определите по модели урока, узнаем ли мы сегодня что-то новое в этой теме?

Работает вместе с обучающимся с ОВЗ.

Дети анализируют материал на доске и модель урока.

- Окружающий мир.

- «Человек».

Ответы детей.

- Сегодня узнаем ещё что-то новое в изучаемой теме.

Ребенок с ОВЗ (5.1) работает вместе с учителем.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу; адекватно оценивать свои достижения)

Познавательные (использовать знаково-символические средства, модели)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

 Сегодня мы с вами проведем необычный урок: мы будем исследователями, а наш класс превратиться в научно-исследовательскую лабораторию.

– А вы знаете, кто такие исследователи?   (Люди, которые что-то изучают.)

– Что значит исследовать?  

- Посмотрите вокруг, что вы видите? А что за окном? Как можно назвать все, что нас окружает?

 - А с помощью чего мы воспринимаем все, что находится вокруг нас?

Консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Направляет учащегося с ОВЗ, предлагает необходимую информацию, координирует.

Ответы детей.

 (Люди, которые что-то изучают.)

(Изучать какую-нибудь проблему.)

(Окружающий мир)

Познавательные (умение извлекать информацию из задания, осуществлять анализ, синтез, сравнение)

Предметные (устанавливать закономерности , выполнять арифметические действия)

Постановка учебной задачи.

 Выбор темы, постановка цели исследовательской работы.

В этом нам предстоит сегодня разобраться. Давайте прочитаем вместе главный вопрос нашего исследования:

Как мы воспринимаем мир?

Помогает соединить собранный материал в систему.

– На какой вопрос нам надо ответить в ходе урока?

- А нужны ли нам знания в жизни?

– Сформулируйте тему нашего урока.

Приступим к исследованию.

Работает вместе с обучающимся с ОВЗ.

 Читают вопрос с доски

Как мы воспринимаем мир?

С помощью чего мы воспринимаем мир.

Как мы воспринимаем мир

Учащийся с ОВЗ 5.1 – работа совместно с учителем.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, ставить перед собой цели, планировать деятельность)  

Личностные

(осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Отгадайте загадку:     На ночь два оконца -
                                     Сами закрываются,
                                     А с восходом солнца -
                                     Сами открываются.    

                                      – Что это?  

–  Для чего нам нужны глаза?

– Что вы видите на доске?

– Назовите их. Сколько их?

– Какого они цвета?

– Чем ещё различаются данные фигуры?

-- Что помогает нам рассмотреть фигуры?

– Для чего же нам нужны глаза?

– Итак, с помощью чего мы воспринимаем мир?

– Давайте посмотрим в учебник. Что же он нам рассказывает о глазах. с.34

– Посмотрите на рисунок.

– Назовите, что обозначено на рисунке знаком “?”.

– Как вы считаете, для чего же нашим глазкам нужны брови, ресницы и веки?

– Проведём гимнастику для глаз.

– Ребята, вспомните, какую задачу мы перед собой ставили?

Зачем нам нужны глаза?

Продолжаем наши исследования.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

– Что это? СЛАЙД

–Как догадались?

Проведем эксперимент (завязываем 1 ученику глаза). Задание угадать предмет по запаху (мандарин, лук)

– Для чего человеку нужен нос?

– С помощью чего мы воспринимаем окружающий мир?

– А теперь давайте выясним, какой вывод предлагает нам учебник.

– Рассмотрите рисунки.

– Запахи каких предметов вам приятны? А каких неприятны?

ОВЗ 5.1 – под руководством учителя с использованием опорных карточек и рабочей тетради

Дети участвуют в диалоге.

(Глаза.)  

(Чтобы видеть все, что нас окружает)

(Геометрические фигуры.)  3

(Формой, цветом.)

(С помощью глаз мы различаем цвета, количество предметов, форму предмета.)

(С помощью глаз.)

(Бровь, веко, ресницы.)

(Они защищают наши глаза от пыли, капелек пота.)

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Ответы детей.

(Загадку читает хорошо читающий ученик.)

(Нос.)

Участвуют в обсуждении

проблемных вопросов,

формулируют собственное мнение

и аргументируют его.

(Чтобы ощущать разные запахи.)

(С помощью носа.)

(Приятные запахи – торт,цветы,сыр;

неприятные запахи – чеснок, дым, выхлопные газы автомобиля.)

Обучающийся с ОВЗ осуществляет самопроверку под руководством учителя, пошагово сравнивая с эталоном.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Коммуникативные (умение работать в группе, выражать в речи свои мысли и действия)

Личностные

(самостоятельно организовывать свою деятельность)

Открываем дверь в следующую лабораторию.

3.  Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. – Что это?

– Как догадались? Поиграем. Я показываю предмет, а вы говорите, какой он на вкус (конфета, лимон, лук)

– Съешьте конфету. Понравилось?

– Что вы ощутили?

– Съешьте кусочек лимона.

– Что в этом случае вы ощутили?

– Для чего же нам нужен язык?

– Рассмотрите рисунки учебника с.35

– Какие продукты имеют сладкий вкус?

– А какие солёный, горький и кислый?

– Итак, с помощью чего мы воспринимаем мир?  

Физминутка «Ветер дует нам в лицо».  ( составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ)

А кто из вас слышал шум ветра, шорох листвы?

4. Послушайте следующую загадку и подумайте, о чём идёт речь.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле ...(ушки)

– Что это? СЛАЙД

– Как догадались? Какие слова помогли вам отгадать загадку?

– Как вы считаете, для чего нам нужны уши? с.36

– Рассмотрите рисунки. Они помогут ответить на мой вопрос.

– С помощью чего мы воспринимаем мир?

5. Следующая загадка (кожа)

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже ночью снять не можем,

Потому, что это …(кожа)

(Я предлагаю детям подержать в руках мягкую игрушку.)

– Что вы ощущаете?

Затем я предлагаю подержать в руках машинку.

– Что вы ощущаете?

– Что же вам помогло понять, что игрушка мягкая, а машинка твердая?

– А как вы думаете, что ещё мы можем ощутить с помощью кожи?

– С помощью чего мы воспринимаем окружающий мир?

Ответы детей.

Отгадывают загадку, обосновывают свой выбор.

Формулируют собственное мнение

и аргументируют его.

(Язык.)

(Она сладкая.)

(Кислый.)

(Язык помогает нам ощутить вкус пищи.)

(варенье.)

(Солёный – соль; горький – лук; кислый – лимон.)

(С помощью языка.)

Участвуют в решении проблемного

вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Отличают известную информацию от неизвестной.

Отгадывают загадку, обосновывают свой выбор.

(Уши.)

(Чтобы слышать, что говорит товарищ, слушать учителя, музыку.)

(С помощью ушей.)

Высказывают свое предположение.

Учатся учитывать разные мнения.

(Игрушка мягкая)

(Твердая)

(Кожа.)

(Гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий, холодный или горячий.)

(С помощью кожи.)

Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя по результату, вносит необходимые коррективы в действие.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Познавательные

(создавать и преобразовывать модели и схемы, строить рассуждения, обобщать)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Включение в систему знаний и повторение.

– Давайте обратимся к учебнику.

Найдите в учебнике строчки и прочитайте, как кожа помогает нам ощущать окружающий мир.

Организация игры по уточнению и конкретизации первичных знаний

– А теперь поиграем.

Вы будете доставать из мешка предметы и определять на ощупь, что это.

 - Вот и заканчивается наше исследование, подходит к концу урок.

 Давайте вернёмся в начало урока. Какой вопрос был задан?

 Как ты воспринимаешь мир?

 – Можете вы теперь ответить на поставленный вопрос?

 Глаза, уши, нос, язык, кожа – органы чувств.

С помощью чего вы воспринимаете мир?

Предлагает выполнить иллюстрации по теме урока.

Ответы детей.

- Дети не доставая предметы из мешочка определяют их название на ощупь.

 

(Мы воспринимаем мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи.)

Обучающийся с ОВЗ выполняет   иллюстрации в тетради.

Коммуникативные (выражать в речи свои мысли и действия, умение слушать, объяснять свою точку зрения)

Регулятивные

(Планировать свои действия в соответствии с условием игры)

Личностные

(целенаправленно использовать полученные знания в практической ситуации)

Рефлексия деятельности.

– Что было интересным и необычным на уроке?

– Пригодятся ли полученные знания в жизни?  (Да.)

– Если урок был для вас интересным, поднимите вверх зеленый смайлик, если не  интересным, то поднимите красный смайлик.

– Мне очень понравилось проводить исследование с вами, мы хорошие   исследователи, благодарю вас за урок!

Предлагает заполнить лист самооценки.

Учитель помогает ребенку с ОВЗ убрать рабочее место.

Отвечают на вопросы учителя.

(Да.)

Анализируют и осмысливают,

проговаривают и фиксируют свои

достижения.

Заполняет лист самооценки. Отвечает на вопросы. Оценивает работу с использованием стикеров.

Убирает свое рабочее место.

Личностные

(осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью)

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию)

Список используемых материалов.

  1. Окружающий мир, под редакцией Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова Москва: Издательство «Астрель», 2009 г
  2. Сборник загадок для детей, под редакцией А.П. Серовой Москва «Детская литература». 1974г.
  3. http://babyzzz.ru/3-6/care3/935.html  
  4.  http://basik.ru/words/pictures/