Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Королева Ирина Циньевна

Календарно-тематическое планирование по мир природы и человеку 1-2 классы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_i_cheloveka.doc939 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно-тематическое планирование.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  9. Приложения к программе.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа создана для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.

Цели и задачи учебного предмета

Цель: формирование у умственно отсталых учащихся младших классов комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребёнка понимание явлений окружающего мир; накопление опыта безопасного взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.

Задачи:

  • сформировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам;
  • расширить и обогатить представления о непосредственно окружающем мире;
  • получить некоторые представления о мире, который находится вне поля чувствительного опыта;
  • способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления через обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности,
  • способствовать развитию устной речи через обогащение и активизацию словаря, ответы на вопросы, описания предметов и явлений, собственных действий и впечатлений,
  • воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней;
  • воспитание любви к Родине через знакомство первоклассников с ближайшим его окружением (класс, школа, улица, на которой находится школа).

Настоящая программа составлена на 66 часов в первом классе и на 68 часов в следующих классах в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения и является программой базового уровня обучения.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  Школьники разделены на группы обученности на основе дифференциации В.В. Воронковой. Дифференцированная работа спланирована по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. В связи с фрагментарностью усвоения материала, темы спланированы так, что изучению нового материала предшествует повторение. После каждой темы идёт обобщение знаний.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по учебному предмету имеют своей целью направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» относится к образовательной области «Естествознание» и рассчитан на четыре года изучения в начальной школе.

Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

1 класс – 2 часа в неделю – 33 учебных недели – всего   66 часов;

2 класс – 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов;

3 класс – 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов;

4 класс – 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.  

 Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

  1. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
  • иметь представления о назначении объектов изучения;
  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
  • знать основные правила личной гигиены;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
  • знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
  • владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
  • владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
  • ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар ле-са);
  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;
  • знать правила гигиены органов чувств;
  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
  • применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач
  • развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
  • отвечать и задавать вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
  • совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
  • выполнять доступные природоохранительные действия;
  • быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

1 класс

  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  • участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные   вопросы, используя слова данного вопроса, составлять простые нераспространённые предложения;
  • распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомы
  • названия изучаемых предметов, части предметов.

2 класс

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
  • названия и свойства изученных предметов и их частей;
  • обобщающие названия изученных групп предметов.

3 класс

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.
  • названия и свойства изученных предметов;
  • выученные правила дорожного движения.

4 класс

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.
  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

  1. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  1. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  1. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  1. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  1. включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  1. организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  1. инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  1. Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Кол-во часов

Содержание тем учебного предмета

Модуль «Школьный урок»

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

1 класс

Неживая природа.

   

8 часов

 Земля и солнце, день и ночь, сутки, занятия людей в течение суток, значение солнца, солнце и жизнь растений.

п. 4.1.1, 4.1.2

Красота родной природы.

Времена года.

16 часов

Осень, признаки осени, занятия и одежда детей осенью. Зима, признаки зимы, одежда и занятия детей зимой. Весна, признаки весны, одежда и занятия детей весной. Лето, признаки лета, одежда и занятия детей летом.

п. 4.1.1 – 4.1.7

Растения.

12 часов

Строение и сходство растений, разнообразие цветов (ромашка, василёк, роза, астра), семена, плоды растений, овощи и фрукты, приспособление растений к сезонным изменениям природы, приспособление растений к разным условиям жизни.

п. 4.1.1 – 4.1.7

Животные.

11 часов

Части тела животных: голова, туловище, ноги, хвост. Различия животных: размером, формой тела, окраской, привычками, местом обитания. Детёныши животных: корова – телёнок, медведица – медвежата, кошка – котята. Домашние животные: польза, уход. Дикие животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года (заяц, воробей).

п. 4.1.1 – 4.1.7

Фрукты в садах города.

Человек.

19 часов

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Части лица: глаза, уши, нос, рот. Глаза (брови, веки, ресницы). Уши. Правила ухода. Нос. Рот. Кожа. Гигиенические навыки. Осанка. Скелет и мышцы человека.

п. 4.1.1 – 4.1.7

2 класс

Сезонные изменения в природе

9 часов

Погода. Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Экскурсия – 4

Проверочная работа

Искитим - мой край родной.

Ледовые городки.

Школа, пришкольный участок

2 часа

Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

п. 4.1.5

Экскурсия

Дорога в школу и домой

1 час

Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

4.1.6

Семья

3 час

Дом, квартира, домашний адрес. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Работа родителей.

Одежда

 1 час

Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

п. 4.1.5

Практическая работа

Овощи. Фрукты

4 час

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Практическая работа

Растения

4 час

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Практическая работа

Леса НСО.

Дикие и домашние животные

3 часа

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Домашние и дикие животные. Сравнение.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Дикие животные.

Птицы. Насекомые

4 часа

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Зимующие птицы.

Охрана здоровья

3 часа

Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Практическая работа

3 класс

Сезонные изменения в природе

8 часов

Погода. Признаки времен года. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

п. 4.1.1 – 4.1.3

Экскурсия – 4

Практическая работа

Транспорт

2 часа

Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

п. 4.1.4

Городской транспорт Новосибирска.

Посуда

1 час

Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

п. 4.1.4

Практическая работа

Мебель

1 час

Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

п. 4.1.4

Практическая работа

Одежда.  Обувь

2 час

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

п. 4.1.4

Практическая работа -2

Обувная фабрика.

Овощи. Ягоды. Бахчевые культуры

3 часа

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

п. 4.1.4

Практическая работа

Растения.

6 часов

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Экскурсия

Практическая работа

Труд озеленителей города.

Цветущие кустарники НСО.

Дикие и домашние животные.

2 часа

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы.

5 часов

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

п. 4.1.4 – 4.1.7

Птицы наши друзья.

Насекомые.

1 час

Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

п. 4.1.4

Климат НСО.

Охрана здоровья.

3 часа

Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами

п. 4.1.4 – 4.1.7

Практическая работа.

4 класс

Сезонные изменения в природе.

11 часов

Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки времен года Летние работы в деревне. Названия месяцев. Осенние работы в поле. Труд людей.

Экскурсии – 4

Практическая работа.

Проверочная работа

Природа НСО зимой.

В Искитим  пришла весна.

 Город, село, деревня.

2 часа

Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

Экскурсия

Мой Искитим.

Растения.

4 часа

 Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян.

Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Практическая работа - 2.

Практическая работа

Растения наших садов.

Грибы края.

Полевые культуры НСО.

Хвойные растения НСО.

Квартира. Комната

3 часа

Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Практическая работа.

Одежда. Обувь.

2 часа

Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Практическая работа- 2

Обувная фабрика.

Домашние и дикие животные.

5 часов

Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.·  

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Птицы.

3 часа

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

Время отлета и прилета разных птиц.

Развитие птицеводства в НСО.

Насекомые. Рыбы.

2 часа

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Рыбы реки Бердь.

Охрана здоровья и безопасное поведение

2 часа

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Охрана здоровья детей в НСО.

  1. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится со 2 класса с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
  • Оценивание в первом классе проводится только словесно с учетом наличия динамики в развитии. Заполняется карта предметных достижений обучающегося.

Устный ответ обучавшихся во 2 – 4 классах оценивается следующим образом:

Оценка «5»

  1. Обнаруживает понимание материала;
  2. Самостоятельно формулирует ответы;
  3. Умеет привести примеры;

Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Оценка «4»

  1. Обнаруживает понимание материала;
  2. Самостоятельно формулирует ответы;
  3. Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1 -2 ошибки);

Допускает ошибки в речи (1 – 2 ошибки).

Оценка «3»

Обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

Излагает материал недостаточно полно и последовательно;

Допускает ряд ошибок в речи;

Затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

Нуждается в постоянной помощи учителя.

  1. Календарно-тематическое планирование

1 класс (2 часа в неделю, 66 часов в год)

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

I четверть – 18 часов

1. Неживая природа – 8 часов

1.

Введение. Неживая природа.

1

Живая, неживая природа.

Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

2.

Земля и солнце.

1

Земля, солнце.

Солнце весной и осенью. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки»

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение.

3.

День и ночь.

1

День, ночь, солнце, луна.

Знакомство с временами года и их названиями. Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

4.

Сутки.

1

Сутки - утро, день, вечер, ночь.

Знакомство с понятием, рассматривание схемы, рассказы по рисункам «В чём ошибся художник», слушание стихотворения.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

5.

Занятия людей в течение суток.

1

утро

день

вечер

ночь

Рассматривание схемы, рассказы «Чем занимаются дети утром, днём, вечером, ночью, работа с рисунками (называние уроков, которые были сегодня, составление расписания), рисование рисунка.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

6-7.

Значение солнца.

2

Солнце, планета Земля.

Знакомство с темой, выполнение задания на формирование жизненных компетенций, размышления детей, работа с картинками, отгадывание загадок, знакомство с правилами игры «Горелки» и игра в неё.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение.

8.

Солнце и жизнь растений.

1

Работа с рисунками.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

2. Времена года – 16 часов

9.

Времена года. Вводный урок.

1

Времена года –осень, зима, весна, лето.

Работа с рисунками, нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений.

Расширение круга общих представлений

  1. 11.

Осень.

1

Листопад.

Работа с рисунками (различия), знакомство с признаками осени, работа со схемами, работа с рисунком (выбор предметов), слушание стихотворения.

Расширение кругозора.

Признаки осени.

1

Ясно, облачно, пасмурно.

Знакомство с признаками осени, работа с рисунком (нахождение признаков осени), размышления детей, рассказы детей по схеме, работа с рисунками листьев, рисование листьев.

Коррекция связной речи.

12.

Занятия и одежда осенью. Уборка листвы на школьном участке.

1

Одежда,

инвентарь

букет

Составление рассказа с опорой на рисунок, игра «Какую одежду надеть Ире», выбор инструмента по рисунку, выход на школьный участок, уборка листвы.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

13.

Грибы.

1

Грибы (мухомор, подберёзовик), съедобные, несъедобные, урожай.

Работа с рисунком, знакомство с грибами, слушание стихотворения, раскрашивание грибов.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

14.

Зима.

1

Зима,

снегопад.

Работа с рисунками (различия), знакомство с признаками зимы, работа по схемам, знакомство с опытом, вырезание из бумаги снежинки, придумывание своего узора.

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

15.

Признаки зимы.

1

Снег, снежинки, воробей, ворона.

Знакомство с признаками зимы, работа с рисунком, знакомство с зимующими птицами (ворона, воробей), составление рассказов о кормушках, работа с картинкой (ответы на вопросы).

Коррекция связной речи, мышления.

16.

Признаки зимы.

1

Заяц, медведь.

Составление рассказа по опорным знакам, работа с рисунками (сравнение, размышления), игра «Что перепутал художник?», раскрашивание рисунков зайца, медведя.

Коррекция эмоциональной сферы через воспитание любви к природе.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

17.

Одежда и занятия детей зимой.

1

Одежда,

Игра.

Работа с рисунками, игра «Что пригодится детям зимой?», знакомство с правилами игры «Мороз Красный Нос» и игра в неё.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

18.

Весна.

1

Весна, ручьи,

почки, сосульки.

Работа с рисунками (различия), знакомство с признаками весны, работа по схемам, прослушивание стихотворения А.Ерошина, знакомство с правилами безопасности (сосульки).

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

II четверть-14 часов

19.

Признаки весны.

1

Сосульки, жук, бабочка, грач, скворец, подснежник.

Знакомство с признаками весны, работа с рисунком (найди и назови), знакомство с перелётными птицами (грач, скворец), работа с рисунками (назови, подумай), рисование подснежника по образцу, разучивание стихотворения «Мамин день».

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

20.

Признаки весны.

1

Заяц, медведь, ёж, мать-и-мачеха, одуванчик, берёза, клён, гнездо, листья.

Повторение, знакомство с признаками весны, работа с рисунками, знакомство с заданием.

Расширение кругозора учащихся.

21.

Одежда и занятия детей весной.

1

Одежда.

Игра «Назови нужные вещи», слушание стихотворения Н. Платонова и работа по его содержанию, работа с рисунками.

Выявить степень сформированности навыка

22.

Лето.

1

Лето, цветы.

Работа с рисунками (различия), знакомство с признаками лета, работа по схемам, работа с рисунками (ответы на вопросы), слушание стихотворения З. Письмана, рассказы детей, рисование лета.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

23.

Признаки лета. Ягоды.

1

Ягоды: земляника, черника, малина, волчье лыко; ядовитые.

Знакомство с признаками лета, рассказы по рисунку о лете, работа с рисунками (подумай, ответь), правила безопасности.

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

24.

Признаки лета. Животные.

1

Лиса, жук, бабочка, пчела, муха.

Работа с рисунками, ответы на вопросы, слушание стихотворения Ю. Энтина «Врач по имени Пчела», продолжение знакомства с признаками лета, работа с рисунком (составление рассказа), игра «Помоги детям».

Коррекция связной речи.

III. Растения – 12 часов

25.

Одежда и занятия детей летом.

1

Водоём,

Рыбалка.

Работа с рисунками, рассказы детей, знакомство с телефоном помощи, работа с рисунками.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

26.

Вводный. Растения.

1

Растения, лес, дерево, трава.

Знакомство с лесом и растениями, беседа, рассказы «Какую пользу приносит лес. Чем он опасен?», знакомство с правилами безопасности в лесу, работа по картинкам.

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

27.

Строение и сходство растений.

1

Цветок, стебель, лист, корень.

Знакомство с частями растений, работа с картинками (показ частей растения), раскрашивание растений.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки. Расширение словаря учащихся

28.

Различия растений.

1

Клевер, ромашка, мать-и-мачеха

Работа с рисунками (найди, подумай), ответы на вопросы, сравнение стебля и ствола, работа с рисунками (найди, рассмотри, подумай), беседа о листьях, работа с рисунками (ответь, сравни), рисование листьев.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки. Расширение словаря учащихся

29.

Разнообразие цветов.

1

Ромашка, василёк

Беседа о растениях, рассматривание рисунков (найди, вспомни), сравнение ромашки и василька, знакомство с садовыми растениями и нахождение их на рисунках, сравнение розы и астры, слушание стихотворения Н. Нищева, составление рассказов «Как Катя ухаживала за цветами» по картинке, ответы на вопросы.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения называть предметы по указанным признакам.

30.

Семена.

1

Семена, свет, тепло,

вода.

Знакомство с понятием «семена», работа с рисунками, ответы на вопросы, знакомство с условиями появления растений, работа с рисунком (расскажи), ответы на вопросы.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения называть предметы по указанным признакам.

31.

Плоды растений.

1

Плоды, овощи,

фрукты.

Знакомство с понятием «плоды», работа с рисунками (нахождение знакомых плодов), знакомство с понятием «овощи», рассматривание рисунков и знакомство с понятием «фрукты», игра «Отгадай».

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

32.

Овощи и фрукты.

1

Овощи, фрукты, витамины.

Работа с рисунками (показ и описание), ответы на вопросы, знакомство с витаминами, слушание стихотворения Л. Зильберга, ответы на вопросы по содержанию стихотворения, работа со схемами.

Коррекция внимания.

III четверть – 18 часов

33.

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

1

растения

Работа с рисунками

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

34.

Уход за растениями.

1

растения

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

35.

Приспособление растений к условиям жизни.

1

растения

знакомство с текстом, беседа по рисункам.

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

36.

Растения (обобщающий урок).

1

Калина, сирень, смородина, крыжовник.

Ответы на вопросы, работа с рисунками, знакомство с кустарниками.

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

IV. Животные – 11 часов

37.

Животные.

1

насекомые

животные

Работа с рисунками (рассматривание, называние животных), рисование по трафаретам.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять характерные признаки изучаемого объекта.

38.

Строение и сходство животных.

1

голова

туловище

ноги

хвост

 Знакомство с частями тела животных, работа с рисунками (рассматривание, показ, называние), отгадывание загадок, рисование по трафаретам.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять характерные признаки изучаемого объекта.

39-40.

Различия животных.

2

Звери, рыбы, насекомые, шерсть,

 перья, чешуя.

Беседа о различиях, работа с рисунками (нахождение, показ, сравнение), рассказы о животных, игра «Кто как ходит», вырезание животных.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств: ответственности по отношению к домашним животным

41.

Детёныши животных.

1

Детеныши.

Прослушивание текста, рассматривание рисунков, называние детёнышей, рассказывание на тему «Как животные заботятся о своих детёнышах», игра «Один – много».

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

42-43.

Домашние животные.

2

Домашние животные, приручили.

Прослушивание текста «Домашние животные», словарная работа, называние животных по рисункам, составление рассказов по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти), составление рассказов о домашних животных, рисование животных.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

44.

Дикие животные.

1

Дикие животные, нора, дупло.

Слушание текста, работа с рисунками (называние животных, нахождение домиков, объяснение выбора), рассказывание о сказочных героях, сочинение сказки по рисунку.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств: ответственности по отношению к диким животным

45.

Приспособление животных к различным условиям обитания.

1

Олень, тюлень, песец сова, медведь, слон, лев, верблюд, жираф, носорог, попугай, зоопарк.

Слушание текста, рассматривание рисунков окраски животного на рисунках, составление рассказов по вопросам «Зоопарк».

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять характерные признаки изучаемого объекта.

46.

Приспособление животных к временам года.

1

Заяц, воробей.

Слушание рассказов, беседа по вопросам, составление рассказов по схеме.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять характерные признаки изучаемого объекта.

47.

Животные (обобщающий урок).

1

зоопарк

Беседа по вопросам, работа по картинкам (показ и называние животных), игра «Помоги животным», раскрашивание рисунков.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять характерные признаки изучаемого. объекта.

V. Человек -19 часов

48.

Человек.

1

Люди, возраст, пол.

Слушание рассказа, работа с рисунками (показ и называние людей), рассказы о себе по плану, слушание стихотворения И. Гуриной.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств: ответственности по отношению к животным

49-50.

Части тела человека.

2

Голова, шея, туловище, руки, ноги.

Слушание текста; показ частей тела на рисунке, на себе; игра с зеркалом «Слушай, выполняй»; изображение животных; слушание стихотворения О. Дриз; ответы на вопросы по содержанию; работа с рисунками; раскрашивание людей.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств: ответственности по отношению к животным

IV четверть – 16 часов

51-52

Гигиенические навыки.

2

Гигиена.

Слушание текста, знакомство с правилом гигиены, работа с рисунками, составление рассказов о правилах ухода за телом по картинкам; игр: «Назови», «Подумай и скажи»; заучивание стихотворения Л. Корчагина «Умылся».

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

53.

Лицо человека.

1

Глаза, нос, рот, брови, уши.

Слушание текста, рассматривание частей лица и определение настроения, работа с зеркалом, рассказы  о настроении, сравнение лиц мальчика и девочки, игра «Помоги художнику» (дорисовывание лиц), рисование своего портрета.

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

54-55.

Глаза.

2

Глаза – орган зрения.

Прослушивание текста, работа с рисунками, называние предметов и определение их формы, называние частей глаза, слушание стихотворения о витаминах и его заучивание, знакомство с правилами безопасности, слушание стихотворения А. Боске, сравнение глаз одноклассников, знакомство с глазами животных, слушание стихотворения С. Мининой «Тренировка», знакомство и выполнение гимнастики для глаз.

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

56-57.

Уши.

2

Уши – орган слуха.

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке».

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств, любви к природе.

58-59.

Нос.

2

Нос – орган обоняния и дыхания.

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя, предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки).

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств, любви к природе.

60-61.

Рот.

2

Рот, язык, сладкий, кислый, горький, солёный.

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения  «держать язык за зубами»

Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопросы, используя слова вопроса и картинку.

62-63.

Кожа.

2

Кожа, горячий, тёплый, холодный, твёрдый, мягкий.

Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («Волшебный мешочек»). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам

Воспитание нравственных чувств.

64-65.

Осанка человека. Скелет и мышцы человека.

2

осанка

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

66.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Человек».

1

скелет

мышцы

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами. Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц

Коррекция эмоциональной сферы через воспитание любви к природе. Формирование умения наблюдать за конкретными предметами.

2 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть – 18 часов

1.

 Сезонные изменения в природе. Времена года.

1

лето, осень. зима, весна

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.

Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

2.

Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года.

1

долгота дня, смена времён года

 Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Рассказы о влиянии солнца на смену времён года. Работа с календарём.

Коррекция пространственного восприятия через подбор картинок.

3.

Сутки.

1

утро, день, вечер, ночь, сутки

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Работа с текстом.

Коррекция пространственного восприятия через подбор картинок

4.

Долгота дня летом.

1

лето, солнце, долгота дня

Рассматривание рисунков. Работа с деформированным текстом. Ответы на вопросы. Работа с пословицей.

Коррекция мышления через анализ, сравнение.

5.

Долгота дня зимой.

1

солнце, снег, долгота дня

Рассматривание рисунков. Работа с деформированным текстом. Ответы на вопросы.

Коррекция внимания через чтение в парах.

6.

Времена года. Осень. Экскурсия «Золотая осень».

1

осень, листопад, пасмурно

 Рассматривание рисунков. Сравнение схем. Ответы на вопросы. Экскурсия. Работа со стихотворением М. Лесовая «Золотой дождь».

Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.

7.

Сезонные изменения в природе. Увядание трав, цветов, появление семян.

1

похолодание, заморозки, пасмурно, листопад

Беседа о признаках осени. Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Коррекция представлений об окружающем мире.

8.

Осенние месяца.

1

сентябрь, октябрь, ноябрь

Рассматривание нарисованных листьев и схем. Знакомство с месяцами осени.

Коррекция знаний осенних месяцев

9.

Растения осенью.

1

сентябрь, октябрь, ноябрь, шиповник

Работа с текстом. Ответы на вопросы по его содержанию. Работа с картинками. Знакомство с шиповником.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

10.

Животные осенью.

1

линька

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Работа с картинками.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании

11.

Птицы осенью.

1

перелётные, ласточка, скворец, синица, сорока

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Отгадывание загадки. Ответы на вопросы.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании

12.

Занятия людей осенью.

1

осенняя одежда, гербарий

Работа с текстом. Рассматривание рисунков и ответы на вопросы. Работа над стихотворением «Гербарий».

Коррекция знаний осенней одежды

13.

Осень-пора собирать урожай.

1

урожай

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Работа над стихотворением Ю. Тувима «Овощи».

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании

14.

Времена года. Зима. Зимние месяцы.

1

зима, снег, снегопад, мороз

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Работа со схемами. Работа с деформированным текстом. Работа с пословицей.

Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.

15.

Зима. Декабрь.

1

декабрь, студень

Работа над стихотворением С. Маршака «Декабрь», рисование ёлки.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

16.

Растения зимой.

1

подмерзшая трава

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Рассматривание рисунка. Отгадывание загадки рисование отгадки.

Коррекция знаний изменений в природе

17.

Животные зимой.

1

животные, сорока, дятел, лиса, мыши, белочка, ёжик, зайчик

Чтение рассказа «Зима в лесу». Беседа по содержанию рассказа. Работа с картинкой. Описание животных по плану. Ответы на вопросы.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

18.

Птицы зимой.

1

птицы, сорока, дятел

Работа с картинками. Отгадывание загадок. Рисование отгадок.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

II четверть – 14 часов

19.

Занятия людей зимой.

1

мороз, зимняя одежда, снегопад

Работа с текстом. Рассматривание рисунков.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений по запоминанию.

20.

Зимние забавы.

1

зимняя игра

Беседа о зимних играх. Знакомство с правилами игры «Два Мороза». Выбор водящих и игра детей.

Коррекция речи ч/з формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам.

21.

Забота людей о животных зимой.

1

животные

птицы

Беседа о животных. Рассматривание рисунков. Рассказы детей на тему «Как люди заботятся о животных». Работа с рисунками. Отгадывание загадок. Работа с календарём.

Коррекция проявлений к окружающему нас миру

22.

Времена года. Весна.

1

сосульки, оттепель, ручьи, капель

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Рассматривание схем. Знакомство с правилами поведения на льду.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнения в воспроизведении.

23.

Весна. Весенние месяца.

1

март

апрель

 май

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Работа со схемой. Рассказы по рисункам. Беседа по вопросам.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе

и синтезе.

24.

Растения весной.

1

мать-и-мачеха, ландыши, тополь, берёза, дуб, черёмуха, сирень

Работа с текстами. Беседа по их содержанию. Рассматривание рисунков. Знакомство с закличкой и её заучивание наизусть.

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

25.

Животные весной.

1

Работа с текстом. Беседа по его содержанию. Работа с рисунком. Составление рассказов о животных.

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

26.

Занятия людей весной.

1

одежда

Работа с текстами. Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.

Коррекция мышления черех анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

27.

Весна и детвора.

1

Работа над стихотворением Т. Петухова «Весна и детвора».

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

28.

Времена года. Лето.

1

грозы

ливни

Работа с текстами. Рассматривание рисунков. Рассматривание схем.

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

29.

Растения летом.

1

июнь

июль

август

Рассматривание рисунков. Работа с текстами. Знакомство с правилами поведения в лесу. Составление рассказа о летнем лесе.

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

30.

Животные летом.

1

детёныши, бельчата, лисята, ежата

Работа с текстом. Беседа по его содержанию. Работа с рисунками, предложениями.

Коррекция мышления ч/з анализ, сравнение происходящих изменений в природе.

31.

Занятия людей летом.

1

кепка, панама

Работа с текстом, беседа по вопросам. Рассматривание рисунка, беседа по его содержанию. Знакомство с правилами поведения на водоёме.

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

32.

Занятия людей летом.

1

огород, сорняки, лук, смородина, редис, груша

Работа с текстом. Беседа по содержанию. Рассматривание рисунков. Работа с календарём. Беседа по вопросам.

Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

III четверть – 20 часов

33.

Неживая природа. Вода.

1

прозрачная, жидкая, текучая, вытекает, просачивается, не имеет запаха

Работа с текстами. Рассматривание рисунков. Проведение опыта. Зарисовка опыта в тетради.

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

34.

Вода горячая и холодная. 

1

вода холодная

вода горячая

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Беседа по вопросам. Знакомство с правилом заваривания чая.

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

35.

Температура воды.

1

температура, холодный, тёплый, горячий, термометр (градусник)

Знакомство с термометром, измерение температуры тела. Беседа по вопросам.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.

36.

Вода в природе.

1

реки, озеро,

болото. пруд

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Работа с рисунками. Чтение стихотворения Е. Груданова «Речка» и работа над его содержанием. Знакомство с понятиями: дождь, снежинки, лёд. Выполнение заданий на сообразительность. Проведение опыта.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

37.

Значение воды.

1

вода

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

38-39.

Живая природа. Растения.

2

корень, лист, стебель, цветок

Знакомство с частями растений. Работа с текстами, рисунками. Беседа по вопросам. Чтение стихотворения Е. Серова «Маленький доктор» и заучивание его наизусть.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

40.

Жизнь растений.

1

растения

Работа с текстом, рисунками. Беседа по вопросам.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

41.

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

влагоустойчивые

Знакомство с условиями жизни растений на Земле. Работа с рисунками. Беседа по вопросам.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

42.

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

1

светолюбивые

тенелюбивые

Знакомство со светолюбивыми и тенелюбивыми растениями. Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.

Коррекция на примерах растений

43.

Комнатные растения.

1

комнатные растения, традесканция, кактус

фиалка

алоэ

Знакомство с понятием комнатные растения. Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Раскрашивание рисунков.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

44.

Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

1

рыхлить, поливать

Знакомство с правилами ухода за растениями. Рассматривание рисунков. Рассказывание по рисункам, как надо правильно ухаживать за комнатными растениями. Практическая работа.

Коррекция на примерах растений

45.

Овощи.

1

корнеплод, клубень

Работа с текстами, рисунками. Беседа по вопросам.  

Коррекция на примерах овощей

46.

Огород.

1

огород, грядки

Знакомство с понятием огород. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения И. Ревю «Работа в огороде». Беседа на тему «Огород» по вопросам.

Коррекция на примерах овощей

47.

Овощи в питании человека.

1

виды овощей

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Рассказы об овощах.

Коррекция на примерах овощей

48.

Сад.

1

фруктовый сад

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Рисование рисунков.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

49.

Фрукты.

1

фрукты, груша, чёрная смородина, красная смородина

Работа с текстом. Рассматривание рисунков. Беседа по вопросам. Рассказы по рисункам на тему «Как дети собирают плоды, ягоды».

Коррекция на примерах о фруктах

50.

Фрукты в питании человека.

1

витамины

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Беседа о варенье и фруктах по вопросам. Рисование фруктов.

Коррекция знаний о применении фруктов в жизни человека

51.

Уход за растениями сада и огорода.

1

сад

огород

Повторение правил ухода за комнатными растениями. Знакомство с правилами работы в саду и огороде. Рассматривание картинок. Беседа о правилах работы в саду.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

52.

Животные

1

домашние и

дикие животные

Знакомство с понятиями дикие и домашние животные. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

IV четверть – 16 часов

53-54

Кошка и рысь.

2

рысь

Знакомство с кошкой и рысью. Беседа по вопросам. рассматривание рисунков. Отгадывание  загадки. Составление рассказа по плану.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, установлении причинно-следственных связей.

55.

Породы кошек.

1

породы, персидские, сиамские кошки

Работа с текстом, ответы на вопросы. Рассказы о кошке по вопросам. Знакомство с правилами ухода за кошками.

 Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

56-57

Собака и волк.

2

части тела

Работа с текстами. .Беседа по вопросам. Рассматривание рисунков. составление рассказа по плану.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

58.

Породы собак.

1

породы, сторожевые, охотничьи, комнатные

Знакомство с породами собак. Рассматривание рисунков. ответы на вопросы. Рассказы о собаках по вопросам.

Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении

59-60

Рыбы.

2

голова

жабры

плавник

туловище

хвост, карась

Работа с текстами. Ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения рыбы. Рассматривание изображения карася. Рисование его в тетради.

Сравнение окуня и щуки. Рассматривание схемы размножения рыбы.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

61-62

Человек. Гигиена тела человека

2

физкультура

закаливание

Работа с текстами. Рассматривание рисунков. рассказы детей. Знакомство с правилами здорового человека. Знакомство и разучивание комплекса упражнений для утренней гимнастики.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

63.

Органы пищеварения.

1

рот пищевод желудок кишечник

Работа с текстами. Беседа по вопросам. Рассматривание рисунков. рассказы детей на тему «Что происходит с пищей во рту».

Знакомство с правилами чистки зубов.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

64-65

Питание человека.

1

молочные продукты

рыбные продукты мясные продукты

Работа с текстами. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы.  

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

66.

Питание человека. Завтрак, обед, полдник, ужин.

1

аппетит

Работа с текстами. Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Знакомство с понятием аппетит.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

67.

Правила питания.

1

питание

Работа с текстом. Знакомство с главными правилами питания. Рассматривание рисунков.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

68.

Профилактика отравлений.

1

отравление

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Знакомство с правилами профилактики. Повторение правил здорового человека.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва, «Просвещение», 2013 год.  

  1. Учебники:

Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г

Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. – М., «Владос», 2013 г

Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2014 г

Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса. – М., «Владос», 2013 г

  1. Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     1 класс. - М.: «Просвещение», 2012 г.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     2 класс. - М.: «Просвещение», 2012 г.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     3 класс. - М.: «Просвещение», 2013 г.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     4 класс. - М.: «Просвещение», 2013 г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- мультимедиапроектор; экран,

- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);

- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. цифровые образовательные ресурсы:
  2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;

- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

- конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

- натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

  1. учебно-практическое оборудование:

- игровой материал для сюжетных дидактических игр;

- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочие программы учебных предметов (русского языка, чтения, речевой практики, математики, мира природы и человека, рисования, ручного труда) 3 В класса на 2021 – 2022 учебный год

      Данные рабочие программы разработаны для обучающихся 3 В класса ОКОУ «Курская школа» на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Рабочая программа по мир природы и человека 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования о...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...