Постановка учебной и практической задачи на уроке окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Топкова Наталья Сергеевна

В разработке приведён пример постановки учебной и практической задачи на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Ориентирование на местности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выберите один урок из учебного плана. Сформулируйте к этому уроку одно учебное задание, учебную задачу и практическую задачу.

Урок окружающего мира. 2 класс

Тема: Ориентирование на местности.

Личностные результаты: готовность к саморазвитию, учебно-познавательный интерес к экологической культуре.

Метапредметные результаты

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя текст, умение ориентироваться в своей системе знаний: сопоставлять свой жизненный опыт с информацией в тексте, осуществлять анализ объектов с целью выделения необходимых  признаков в соответствии с выбранным основанием, критически относиться к отбору информации.

Коммуникативные: высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста, слушать и понимать речь других, дополнять высказывания.

Предметные результаты: знать и применять различные приёмы ориентирования по местным природным признакам.

Учебное задание. Прочитайте внимательно текст.

I. Виды ориентирования

Ориентирование по растениям и животным.

         Пользоваться приемами ориентирования по растениям и животным можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду, когда не видно ни Солнца, ни звезд.

         Многие приемы ориентирования получили широкую известность, хотя в их основу положены ошибочные представления. Например, часто приходится слышать и читать, что у деревьев с южной стороны кроны более пышные, чем с северной, и это может служить указанием сторон горизонта. На самом деле ветки деревьев в лесу развиваются в сторону свободного пространства, а вовсе не к югу. Правда, бывают случаи, когда указанный выше признак оправдывается. В некоторых районах Южного Урала приходилось наблюдать березы, кроны которых были особенно пышными именно с южной стороны. Но, разумеется, делать из подобных наблюдений обобщающие выводы не следует.

Другое распространенное заблуждение связано с мнимой возможностью ориентирования по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. Этим признаком пользоваться нельзя, так как образование годичных колец целиком зависит от особенностей роста растений. Полагают, что эти кольца шире с юга, чем с севера, но на самом деле многочисленные наблюдения указанной закономерности не обнаруживают..

Теперь обратимся к более надежным способам ориентирования по растениям. Мхи и лишайники на коре деревьев сосредоточены преимущественно на северной стороне. Сравнивая несколько деревьев, можно по этому признаку довольно точно определить линию север - юг. Стремление мхов и лишайников развиваться в тени позволяет использовать для ориентировки не только деревья, но и старые деревянные строения, большие камни, скалы и т. п.

Другим неплохим ориентиром может служить кора деревьев, которая обычно с северной стороны бывает грубее и темнее, чем с южной. Особенно это хорошо заметно на березе. Но этим признаком можно пользоваться, наблюдая окраску коры не одного дерева, а нескольких. После дождя стволы сосен обычно чернеют с севера. Это вызвано тем, что на коре сосны развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит по ней выше, чем по южной. Корка во время дождя набухает и темнеет. Если нет дождя, а стоит жаркая погода, то сосны и ели и в этом случае могут служить ориентиром. Надо только внимательно присмотреться, с какой стороны ствола выделяется больше смолы. Эта сторона всегда будет южной. В горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны. Цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север. Около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко. Следует обращать внимание и на траву, которая весной на северных окраинах полян более густая, чем на южных. Если взять отдельно стоящие пни, деревья, большие камни, то здесь, наоборот, трава растет гуще с юга от них, а с севера дольше сохраняется свежей в жаркое время года.

Вот некоторые сведения об особенностях поведения животных. Муравьи устраивают свои жилища почти всегда к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, а северная крутая. 

Практическая задача.

Перечислите приёмы ориентирования, в основу которых положены ошибочные представления.

Ответ: с южной стороны кроны деревьев более пышные, чем с северной; годичные кольца прироста древесины шире с южной стороны.

Учебная задача.

Вариант 1

Подумай, какими из перечисленных приёмов ориентирования можно пользоваться в Ленинградской области. Запиши.

Ответ: 1) мхи и лишайники расположены на северной стороне деревьев,

2) кора деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны,

3) после дождя кора сосен чернеет с северной стороны,

4) смола у деревьев выделяется с южной стороны;

5) муравейники расположены к югу от ближайших деревьев.

Учебная задача.

Вариант 2

Подумай, какими из перечисленных приёмов ориентирования можно пользоваться только в весенне-летний период.

Ответ:

  1. ягоды и фрукты приобретают окраску зрелости быстрее с южной стороны,
  2. цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север,
  3. трава весной на северных окраинах полян более густая, чем на южных,
  4.  у отдельно стоящих пней, деревьев, больших камней трава растет гуще с юга от них, а с севера дольше сохраняется свежей в жаркое время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на уроках окружающего мира

Метапредметные задачи...

Практические работы на уроках окружающего мира

содержание, методика проведения практических работ на уроках окружающего мира...

Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....

Проектная задача на уроке окружающего мира в 3 классе по теме " Природное сообщество - лес".

Проектная деятельность на уроке окружающего мира. Третьеклассники решают  проектную задачу по теме " Природное сообщество - лес"...

«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»

Выступление на  семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...

Проектная задача на уроках окружающего мира

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 1 урока в III четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира темы «В гости к весне»....

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ...