Зима в неживой природе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шептура Ольга Николаевна

Конспект урока "Зима в неживой природе" Окружающий мир 2 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока33.88 КБ
Файл Рабочий лист учащегося30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

2  класс.

Тема: Зима в неживой природе.
Цель: 
дать понятие о зимних природных  явлениях в неживой природе, опираясь на жизненный опыт обучающихся.  

Задачи:

- научиться находить основные зимние явления в неживой природе;

- провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;

- определять даты зимнего солнцестояния и зимнего солнцеворота;

- формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.

-  развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Планируемые результаты

 Предметные умения

  • систематизировать, закрепить и получить новые знания о зимнем времени года;
  • устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе
  • научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
  • привлечь внимание к форме снежинок

Личностные УУД:

- формировать целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

- формировать познавательные мотивы учебной деятельности;
- формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

Регулятивные УУД:

- понимать и сохранять учебную задачу урока, сформулированную совместно с учителем;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания

Познавательные УУД:

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

 - высказывать мотивированное суждение по теме урока

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1мин)

Проверьте готовность своего рабочего места.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний. (1 мин)

3. Мотивация(2 мин)

4. Постановка темы и задач. (1 мин)

Слайд 1. На доске: «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать» Как вы понимаете это высказывание?

 

Давайте вспомним, что такое погода? А всегда ли показатели погоды одинаковы?

С чем связаны их изменения?

Расшифруйте анаграмму, запишите полученные слова, найдите лишнее слово, работа в парах.

Слайд 2.  генс дёл вагью зомор дохол араж

Давайте проверим...

Слайд 3 Снег, лёд, вьюга, холод, жара

У кого получилось так же поставьте себе в квадратик 1 балл

Какое лишнее слово?

Почему?

С этим временем года и связана тема нашего урока.

 Составьте предложение из слов и сформулируйте и запишите тему урока.

Слайд 4.В, природе, зима, неживой

Слайд 5. Зима в неживой природе.

Кто правильно сформулировал тему урока - поставьте себе в квадратике 1 балл

Какие задачи поставим сегодня?

- Закрепить полученные знания о зиме и узнать что-то новое.

- Узнать какие изменения в природе происходят зимой.

Высказывание детей.

Погода состоит из осадков, ветра, облачности и температуры.

Со сменой времен года

Снег, лёд, вьюга, холод, жара

Жара

Объяснения детей

Зима в неживой природе.

3. Работа по теме урока, пары сменного состава  (15 мин)

5. Продолжение работы по теме урока (5мин)

6.Работа в группе (10 мин)

7.Рефлексия (3 мин)

8. Самооценка (1 мин)

9. Домашнее задание (2 мин)

Давайте вспомним зимние месяцы, назовите их по порядку

Декабрь называли студень, потому что в этом месяце начинаются морозы.

Январь – сечень, рассекает(делит) зиму пополам

Февраль – снежень. Как выдумаете почему его так назвали?

Но не только морозы бывают в декабре.

Послушайте четверостишие и подумайте о каком зимнем явлении идет речь

Слайд 6

Ночь сегодня долго длится,
Сладкий сон пускай приснится,
Хоть коротким будет день,
Но трудиться нам не лень!

Слайд 7: 22 декабря- день, когда солнце стоит особенно низко, это самый короткий день в год, называется днем зимнего солнцестояния.

Солнцестоя́ние  — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в полдень находится на  минимальной высоте. В ходе зимнего солнцестояния Солнце достигает максимального склонения к северу относительно экватора Земли. Непосредственно происхождение термина «солнцестояние» связано с тем, что во время этого явления высота полуденного Солнца над горизонтом несколько дней почти не изменяется — Солнце словно «стоит на месте».

25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Солнцеворотом этот день называется потому, что после него полуденная высота Солнца начинает изменяться в противоположную сторону (росла — начинает убывать, уменьшалась — начинает расти).

Давайте теперь узнаем какие же явления в неживой природе происходят зимой. Предлагаю поработать в парах сменного состава. Вам нужно будет внимательно слушать задание и заполнять кластер-кроссворд.

Меняется 2 вариант.

Слайд 8.

  1. Послушайте текст-описание.

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Водоемы скованы льдом. Замерзла почва.

Из-за чего все это происходит?

Как называется явление природы, связанное с понижением температуры?

Слайд 9.

  1. А теперь представьте, что температура повысилась, снег становится влажным и легко лепится, кое-где могут появиться лужи... Как назвать такое явление

Слайд 10.

3.Следующее явление возникает когда, температура резко опускается, все вокруг замерзает

Что на улице не так,

      Не пойму пока никак.

      Шагу ни могу ступить,

      Чтоб чуть-чуть не поскользить.

       Объяснил потом народ:

        Это просто…

Слайд 11.

4.  Послушайте стихотворение А.Барто

Лежали тихие снега.

Вдруг как пошла

Крутить пурга!

Все замело,

Заволокло,

Исчез мой дом,

Мое село…

И только снег передо мной

Встает расплывчатой стеной.

О каком зимнем явлении это стихотворение?
Какие синонимы к слову метель можно еще подобрать?

Слайд 12

5. С.Есенин «БЕРЕЗА» 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. 

Деревья покрыты инеем, а зимнее явление называется ....

Слайд 13

6. И.Суриков

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело

Вернитесь на свои места, проверим, что у вас получилось

Слайд 14

У кого получилось поставьте в квадратик 1 балл

Ребята! Давайте вспомним из чего состоит снег? 

Слайд 15

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю. И среди них нет двух одинаковых.

Как же они образуются?

При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

Снежинки бывают разной формы, некоторые из них мы сейчас рассмотрим

Слайды 16, 17, 18, 19.

Давайте обобщим знания, полученные на уроке в виде синквейна.

Объединитесь в группы и составьте синквейн. (7 мин)

Давайте проверим.

Если у вас получилось - поставьте себе 1 балл.

Ну, а теперь давайте проверим, что вы запомнили на уроке, ответьте на вопросы теста, поставьте буквы каждого ответа по порядку. Какое слово у вас получилось?

Слайд 20

У кого так - поставьте 1балл.

Теперь посчитайте количество полученных баллов, это и есть ваша отметка за работу на уроке. Поставьте ее в графу.

Дома я предлагаю вам еще раз закрепить свои знания, прочитав учебник  стр.12-15, выполните задания в рабочей тетради на стр 8-9

Спасибо за прекрасную работу, урок закончен.

(Хором: декабрь, январь, февраль)

Потому что много снега.

День становится короче

Доклад ученика

я

Из-за понижения температуры

Заморозки

Оттепель

Гололёд

Метель

Вьюга, пурга, буран

Изморозь

Снегопад.

Снежинки

Работа в группе. Один учащийся из группы читает получившийся синквейн



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

ФИ______________________________________________________________________

  1. Расшифруй слова :генс дёл вагью зомор дохол араж

__________________________________________________________________

Напиши лишнее слово___________________

  1. Составь предложение из слов, сформулируй тему урока: В, природе, зима, неживой

Тема урока _______________________________________________________________

Слова для выбора:оттепель, гололёд, метель, изморозь, снегопад

  1. Составь синквейн.

1слово Кто? Что?          ___________________________

2 слова Какой? Какая?  ___________________________

3 слова Что делает?       ___________________________

1 предложение              ____________________________________________

1 синоним к 1 слову      ____________________________

Слова для выбора: морозная, холодная, ветреная, влажная, снежная, красивая. Стелется, кружится, несется, завывает, морозит, сковывает, тает, скользит.        

5. Тест. Выбери правильный ответ на вопрос, обведи нужную букву

1) Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится это:

Е) Гололедица

Ж) Снегопад

З) Оттепель

2) В каком ряду зимние месяцы расположены по порядку?

И) Декабрь, январь, февраль

К) Январь, декабрь, февраль

Л) Декабрь, февраль, январь

3) День зимнего солнцестояния:

М) 22 декабря

Н) 22 сентября

О) 23 октября

4)Отгадай загадку.

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние…

А) Метели

Б) Капели

В) Тефтели


Расположи буквы ответов по порядку. Что получилось?____________________

Твоя отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зима в неживой природе"

Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"...

Зима в неживой природе, 2 класс

На уроке дети нетолько знакомятся сзимними  явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....

Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")

Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...

Конспект урока "Зима в неживой природе"

Конспект урока окружающего мира для 1 класса...

Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"

Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...