Конспект урока "Зима в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Луговцова Эльмира Ильдаровна

Конспект урока окружающего мира для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_nezhivoy_prirode.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Зима в неживой природе.

        Цели: 1. Обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в неживой природе                  зимой.

2. Развивать память, внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, эрудицию.

                     3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ноутбук, презентация, интерактивная доска, задания и бланки для теста, дидактические раздаточные материалы, сувениры-снежинки, учебник «Окр.мир» УМК «Перспектива».

Ход урока

  1. Орг.момент (слайд 1)

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

- Добрый день, ребята! Сегодня у вас урок окр.мира проведу у вас я. Меня зовут – Эльмира Ильдаровна. Пусть сегодняшний день будет действительно добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

- Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Пусть прекрасное настроение не покидает вас!

  1. АОЗ

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем об окружающем нас мире. И выполним задание – тестирование. Ребята, я  буду читать вопросы, а вы должны выбрать правильные ответы и записать буквы.

(раздаю листочки ученикам и они выполняют задание) (слайд 2)

      1. Что относится к неживой природе?

А.   солнце

Б.    птицы;

В.   деревья;

Г.   звери.

      2. Отметь явление в живой природе.         (слайд 3)

Д.   восход солнца

        З.   отлет перелетных птиц

        Е.   снегопад.

        Ж.  радуга

      3. Какое время года описано в стихотворении? (слайд 4)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной   ( И. Бунин)

        И.  зима

         К.  весна

        Л.  лето

        Н. осень

     4.  Сколько месяцев в году? (слайд 5)

П.    15

Р.    6

М.  12

        С.   10

- А сейчас поменяйтесь листочками, возьмите красный карандаш. Проверим задание.

 (слайд 6)

- Посмотрите, какие вы обвели буквы в правильных ответах. Составьте из них слово? Какое слово получилось?  (ЗИМА).    (слайд 7)

  1. Постановка учебной задачи

1) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”. (видео)

- Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.

Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.

2) Беседа по просмотренному отрывку.

- Как называется сказка? (12 месяцев)

- Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)

- А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)

- На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)

- Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)

- А какая была показана природа живая или неживая? (Неживая)

- Значит, мы работаем по теме “Зима в неживой природе”.

- Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)

- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)

 Тема: “Зима в неживой природе”.      (слайд 8)

- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, познакомиться с явлениями природы. А изучать все эти признаки и явления мы будем в роли метеорологов.

-Кто такие метеорологи?

  1. Открытие новых знаний

1.Беседа  о признаках зимы. (слайд 9)

- На прошлых уроках вы уже начали говорить о зиме.

Поэтому, я хочу, чтобы вы рассказали по своим наблюдениям, что изменилось в природе с наступлением зимы. (ответы детей)

- Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Водоемы скованы льдом. Замерзла почва.

- Из-за чего все это происходит? ( из-за понижения температуры)

Физминутка

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.

(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

(Потягивание рук в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

2. Работа по учебнику.(стр.12-13)

- Вспомните, в роли кого мы сегодня выступаем? (метеоролога). Вот первое задание для вас. По строчкам стихотворений и иллюстрациям слайдов  вы должны будете узнать, о каком зимнем явлении идёт речь. Затем вам нужно будет найти это явление в учебнике и прочитать вслух, что оно обозначает.( параграф учебника «Неживая природа зимой.» ) (слайд 10)

И.Суриков

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело. (Снегопад.)

Зачитывают тезисы из параграфа о снегопаде.

- Ребята! Давайте вспомним из чего состоит снег?  (Слайд 11)

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю. И среди них нет двух одинаковых.

При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно.  При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками  в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой».  Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

- Посмотрите, какие красивые снежиночки я вам сейчас покажу. И все они разные, но они не настоящие – на них написаны  загадки.  Давайте отгадаем их. (слайд 12)

1) Бело покрывало

    На земле лежало,

    Лето пришло

    Оно все ушло. (снег)

2) На всех садится,

    Никого не боится. (снежинка)

(Слайд 13)

3) В огне не горит,

    В воде не тонет. (лед)  

4) Запорошило дорожки,

    Разукрасила дорожки.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (зима)

   Отрывок из стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает..»   (слайд 14)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.  (метель)

Дети зачитывают строчки из учебника о метели.

- А вы знаете, что у слова «метель» есть синонимы. В народе иногда метель называют вьюгой, если прислушаться к метели, то можно услышать: звук «вьююююуу». Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: где буран, где пурга. Страшно в такую погоду! Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое помутнение воздуха от снежинок называют снежной мглой.

- Итак, какие синонимы к слову метель вы запомнили? ( вьюга, пурга, буран)

- Слушаем следующее стих-е:

С.Есенин «БЕРЕЗА»   (слайд 15)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.   (изморозь)

Дети узнают явление, зачитывают нужный отрывок из параграфа учебника.

- Ребята, а еще есть одно явление, которое называется оттепелью.   (слайд 16) Это когда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.

- Слушаем след-е стих-е: (слайд 17)

 Что на улице не так,

 Не пойму пока никак.

 Шагу ни могу ступить,

 Чтоб чуть-чуть не поскользить.

 Объяснил потом народ:

 Это просто гололёд.

 

- Зачитывают тезисы о гололедице.

- Молодцы, ребята!

- Давайте теперь делаем вывод, перечислим хором зимние явления, с которыми только что познакомились  (снегопад, изморозь, метель, гололедица, оттепель).   (слайд 18)

  1. Закрепление

а) работа в группах

– Закрываем учебник и заполняем карточки. Проверим, какие явления неживой природы вы запомнили.

  1. Снег падает на землю спокойно, медленно, покрывает её ровным слоем. Это явление называется ________________________.

  1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. На дорогах образуется ________________________.

  1. На деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это_________________.

  1. После морозной погоды снег подтаивает, становится влажным, легко лепится. Это явление называется _________________________.

  1. Снегопад при сильном ветре называется _______________________.

Общее задание: Закончите высказывания:

Зимой дни короткие, а ночи…(длинные).

Летом дни жаркие, а зимой…(холодные).

Весной лёд на реке тонкий, а зимой…(толстый).

Осенью идёт дождь, а зимой…(снег).

- Давайте теперь проверим. Читаете только первое задание. А второе проверим вместе.  (слайд 19)

     б) фронт.работа

- Я буду называть явления природы, если зимние явления, вы хлопаете в ладоши три раза, если нет, топаете ногами.

листопад

гроза

снегопад

Зимой бывает

метель

изморозь

прилёт перелётных птиц

дождь

гололёд

оттепель

  1. Итог (рефлексия)    (слайд 20)

- Что нового узнали?

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?

- Домашнее задание.  А на больших снежиночках у вас написано домашнее задание, вы должны нарисовать на ней рисунок “ Зимние забавы”.

  • А гостям я хочу подарить  красивые снежиночки и календарики на 2012 год на память о сегодняшнем уроке. Пусть наступивший новый год принесет вам много счастья, удачи и здоровья.

- А сейчас в завершении нашего урока, давайте отправимся в зимнюю сказку.  (Видеоролик «Зимняя сказка»)

- На этой прекрасной, расслабляющей  ноте наш урок подошел к концу. До свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

конспекты ознакомления с неживой природой

"Сравнение свойств песка, глины и камня"...