Урок по финансовой грамотности в начальной школе в соавторстве с Шаймардановой З.С.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Данный урок формирует представления учащихся о причинах возникновения денег; подводит к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_finansovaya_gramotnost.docx156.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

по финансовой грамотности для учащихся начальной школы

«Деньги, их функции»

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:        Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран, на то, что у меня в руках и ответьте на следующие вопросы.                                                                Слайд 2

Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ (Посмотри-Подумай-Задайся вопросом). Мыслительный прием, в котором ученики отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. Время 30 секунд.

Что вы видите?
Что вы думаете об этом?
О чем это заставляет вас задуматься?

Кто хочет поделиться своим мнением?

Вы правы, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

2. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Прочитайте материал: «Что было деньгами». (группы читают на листочках).

Текст: «Что было деньгами».                                                Слайд 3

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот».

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.                Слайд 4

- Прочитали? Возьмите листочки и составьте кластер. Образцы составления кластера на экране. (Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними)

- Какая группа готова поделиться своей работой? (группа высказывает свое мнение)

2. Учитель: – Сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.                                                                Слайд 5

В игре участвуют 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

3. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».        Слайд 6        

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Слово на экране.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

4. Учитель:

Так что же означает термин «деньги»? (варианты ответов).

- А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?

5. Учитель:                                                                                 Слайд 7

- Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета

- Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем

11. Практическая работа в парах

А) Работа с наличными деньгами.

Учитель:

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.                                Слайд 8

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты.

– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. (рисунок монеты). Проверьте по Эталону

                                                                                Слайд 9

12. Решим задачи: 

Учитель: - Ответьте мне, кто из вас любит считать деньги? Давайте их посчитаем.

Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

- Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Прислушайтесь, как кричат зазывалы:

«Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осётр? (ответы детей – 35 копеек).

III. Закрепление изученного на уроке:

Составление синквейна.                                                         Слайд 10

Учитель:

- Вы знакомы с тем, как составляется синквейн? Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. Подсказка на экране.

(Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или

его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих

действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем

говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих

чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть

это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.)

Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические

Обменивают, покупают, торгуют

Всеобщий эквивалент обмена

Обмен

Деньги

Металлические, древние

Накапливают, платят, стоят

Средство товарного обмена

Торговля

- Молодцы!

IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.                                                                Слайд 11

Учитель: - Я предлагаю вам опять вернуться в прошлое, на ярмарку. Ответьте на вопросы:

– Больше всего мне понравилось…

– Я бы купил еще этого…

– Больше всего я купил…

– Самая ценная вещь на ярмарке…

– Хотелось бы еще заглянуть в ряды…

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. (Вручение Памятки)

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.                                        Слайд 12

- На этом наш урок закончен. Вы - молодцы! Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Финансовая грамотность в начальной школе"

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках  комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей началь...

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Основы финансовой грамотности в начальной школе

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"

Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"...

Мастер-класс по финансовой грамотности в начальной школе

Данный мастер-класс содержит набор заданий по финансовой грамотности для учащихся 4 классов. Задания можно выполнять с учащимися на внеурочной деятельности, а можно интегрировать в другие предметы( ма...

Урок по финансовой грамотности в начальной школе в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.

Данный урок формирует представления учащихся о причинах возникновения денег; подводит к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег...

Методические материалы для проведения урока по финансовой грамотности в начальной школе.

Материалы в виде презентации, конспекта урока пригодятся учителю начальных классов для проведения урока математики и ОФГ....