Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока + презентация + раздаточный материал к уроку окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: окружающий мир 

Дата поведения урока: 16.12.2019

Класс: 3 Д

Учитель: Соловьёва Алена Дмитриевна

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков

Тема урока: Органы чувств.

Тип урока: урок решения учебной задачи

Цель урока:

Создать условия для осознания учащимися роли органов чувств человека в познании окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные УУД 

  • Знакомятся с понятием «органы чувств».
  • Узнают, сколько органов чувств у человека
  • Составляют плакат о роли и специфике органов чувств.

Метапредметные УУД

  • Определяют и формулируют тему и цель урока при помощи учителя
  • Совместно договариваются о правилах поведения общения в группе при изготовлении плаката «Органы чувств»

Личностные УУД:

  • Выполняют самооценку по тесту «Органы чувств»
  • Узнают о правилах охраны органов чувств

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

I этап

Целеполагание

  1. Орг. момент

1.Эмоциональный настрой

Правила работы в группах.


 

2.Актуализация знаний

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».  А другой предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».

Поэтому здоровье надо беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать свой организма, как он устроен и уметь его беречь.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Какие системы органов человека мы знаем?

-Перечислите органы нервной системы.

-об организме человека

-Пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная.

-Головной мозг, спинной мозг, нервы.

Самооценка на основе сличения ответов одноклассников

3. Мотивация к деятельности, определение темы урока

-А сейчас я загадаю загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса 
Помогают нам... (глаза)

Запах хлеба, запах меда, 
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)

Первым пробовать привык

Угощенья все…(язык)

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…(кожа)

КОЖ

-что общего у этих слов?

-Все это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь, шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик- запах различать,

Руки- чтоб держать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

Всё ощущать ты сможешь, они всегда тебе помогут.

-О чем говорится в этом стихотворении?

-Назовите одним словосочетанием.

Тема нашего урока.

Какие цели поставим на уроке?

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Показ данного этапа урока на презентации.

Дети называют их и картинки появляются на слайде

(язык, ухо, глаз, нос, кожа).

язык, ухо, глаз, нос, рука

Тема: Наши помощники - органы чувств

Цель: определение роли органов чувств в жизни человека

Задачи

  1. Узнать кто выполняет роль органов чувств
  2. Узнать сколько органов чувств у человека
  3. Определить особенности каждого органа чувств
  4. Понять нужно ли беречь органы чувств человека

Наблюдение

Самооценка на основе сличения с образцом

Сравнение с формулировкой учебных задач, данных на доске, и их корректировка

II этап

Учебно-познавательная деятельность

-Сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группах

Ваша задача передать важную информацию об одном из органов чувств. А затем выйти и рассказать классу.

Информация должна быть важной, интересной и краткой. А сейчас составим план подачи информации.

Составление на доске алгоритма.

- Что в первую очередь надо зафиксировать?

-Что должно идти дальше?

-Чем закончим?

- На партах у вас лежит ватман, дополнительная информация об этом органе чувств, учебник. Всем этим вы можете пользоваться.

-Можете приступать к выполнению задания.

-Если будут вопросы, можете поднять руку и я помогу.

Учитель контролирует выполнение данного задания в группах.

Выступление представителей от групп.

Сопровождение выступления показом презентации.

1.Каждый имеет право высказаться.

2.Говори по теме, кратко и понятно.

3.Главное-результат работы в группе.

Алгоритм.

  1. Название чувств.
  2. Название органа.
  3. Роль и значение органа.
  1. Советы доктора Айболита.

У каждой группы на столе представлен комплект материала для работы.

Дети читают тексты самостоятельно. Выбирают важную информацию и размещают на ватмане-плакате.

Представление результатов работы.

Дети представляют и рассказывают об одном органе.

- Остальные дети внимательно слушают выступление своих одноклассников

Самооценка работы группы

Самооценка на основе сличения с образцом на доске

Оценка работы групп

Самооценка

Взаимопроверка

III этап

Первичное закрепление нового материала

А теперь я вам предлагаю ответить на некоторые вопросы:

-Сколько органов чувств у человека мы сегодня рассмотрели?

-Какие органы за них отвечают?

-Что мы знаем об органах чувств?

 -Какие органы помогают нам  в данных ситуациях? Слайд

   

- А как вы думаете, а какая система помогает работе органов чувств?

-Нервная система постоянно получает сигналы от внешнего мира.

-Куда поступают сигналы?

-Органы чувств.

5

Уши, глаза, нос, язык, кожа.

Нервная

В головной мозг

Устный опрос

lV этап Рефлексия. 

V этап

Домашнее задание

   

 - А сейчас мы проведем небольшой тест. Вы получили карточки с заданиями. Внимательно читаем задание и выполняем.

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха                      

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.______________

- Вот и закончилось наше исследование.

-Достигли ли мы поставленной цели?

- Что нового узнали об органах чувств?

 -Домашняя работа –стр.126-129, рабочая тетрадь стр.60-61.

Самопроверка по эталону.

Самооценка (1 балл за правильный ответ)

Оценивание своей работы.

Тест

Самопроверка по образцу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хорошего настроения!

Слайд 2

Начинаем урок! Проверь, дружок, Ты готовь начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Слайд 3

Организм человека Пищеварительная система Нервная система Кровеносная система Дыхательная система Головной мозг Спинной мозг Нервы

Слайд 5

Наши помощники – органы чувств Тема урока:

Слайд 6

Цель: Определение роли органов чувств в жизни человека

Слайд 7

Задачи: Узнать кто выполняет роль органов чувств Узнать сколько органов чувств у человека Определить особенности каждого органа чувств Понять нужно ли беречь органы чувств человека

Слайд 8

Правила работы в группе Каждый имеет право высказаться. Говори по теме, кратко и понятно. Главное – результат работы в группе.

Слайд 9

План работы в группе Изображение органа Название органа Название чувства ( из учебника стр.126-129 ) Роль и значение органа Советы доктора Айболита

Слайд 10

Органы чувств

Слайд 11

О каких органах чувств можно рассказать по этим рисункам?

Слайд 12

1.Соедини линиями: Глаза орган осязания Уши орган вкуса Нос орган зрения Кожа орган обоняния язык орган слуха 2.Работой всех органов чувств управляет Головной мозг 3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение. Повар, парфюмер, пилот, швея, музыкант

Слайд 13

Было интересно … Я понял, что … Мне захотелось … Урок дал мне для жизни … Трудно было … Я научился … Я смог… Закончите фразу:

Слайд 14

Молодцы! Домашнее задание: Учебник стр. 126-129 читать, Р.т. стр. 60-61 №1, 2, 3



Предварительный просмотр:

Нос

Уши

Язык

Кожа

Глаза

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг.

Наш глаз устроен примерно, как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. 

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается мозг. И тогда эти волны воспринимаются в виде предметов. Тогда человек видит его цвет, размер.

Советы доктора Айболита

1.Читай, пиши только при хорошем освещении.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.


Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.

Внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого мы понимаем.

Советы доктора Айболита

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.


Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.


Советы доктора Айболита

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не лазать в нос посторонними предметами.

3. Содержать нос в чистоте, пользуясь личным носовым платком.


Язык помогает различать вкус еды.

Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус.

Возьми щепотку сахара или крупинку соли попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко или солёно.

А вот капелька клюквенного сока, покажется тебе кислой только тогда, когда попадет на боковые стороны языка.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажет правду самая задняя часть языка.

Советы доктора Айболита

1. После приёма пищи прополощи рот.

2. Не бери в рот острые предметы, чтобы не поранить язык.

3. Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить поверхность языка.

4. Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.


Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать поверхность предмета, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой.

Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает, но и защищает.

Для этого кожа, сочетает в себе такие качества, как прочность и растяжимость.

Благодаря этим свойствам кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Советы доктора Айболита

1. Кожу надо содержать в чистоте

Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой

2.Носить чистое бельё

3.Содержать в чистоте и подстригать ногти

4. Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха  

                   

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение._______________________________

______________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________

1.Соедини линиями:

Глаза                                      орган осязания

Уши                                        орган вкуса

Нос                                          орган зрения

Кожа                                        орган обоняния

язык                                         орган слуха    

                 

2.Работой всех органов чувств управляет

_________________________.

3.Перечислить профессии, для которых органы чувств имеют значение.__________________________________

_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.

Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...