Технологическая карта урока "Лес и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру

Юрьева Майя Николаевна

УМК: «Начальная школа XXI века», окружающий мир: 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Окружающий мир», 2 класс

учителя ОГБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель» Юрьевой Майи Николаевны

Тема урока: «Лес и его обитатели»

УМК: «Начальная школа XXI века», окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2./ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Технологическая карта урока

Тема урока 

«Лес и его обитатели»

Тип урока 

Открытие новых знаний

Цель урока

Создание условий для овладения теоретическими  знаниями, расширения представлений учащихся о лесе и его обитателях

Основные термины и понятия

Лес (смешанный, лиственный, хвойный), обитатели леса

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Информационный материал (УМК, дополнительная литература)

  • Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2./ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.

Демонстрационный материал 

  • Наглядные пособия,  репродукции картин, рисунки для создания картины и др.
  • Презентация PowerPoint.
  • Карточки с надписями зверей, птиц, насекомых.
  • Таблицы для проведения игры «Знатоки».

Диагностический материал 

  • Карточки с заданиями для групповой работы.
  • Рабочие блокноты.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ):

Бережно относится к растительному и животному миру; использовать личный опыт и знания своих сверстников; работать с информацией

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

Представлять информацию, работать с информацией, проводить исследование

Регулятивные УУД:

Ставить учебные задачи; определять последовательность действий в соответствии с поставленными задачами; проверять выполненную работу; корректировать план и способы действий; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать уровень усвоения

Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; работать с несколькими источниками информации; осмысленно читать, определять основную и второстепенную информацию; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить предположения; доказывать свою точку зрения; обобщать полученные знания; осуществлять познавательный интерес к обучению

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество в определении задач и способов взаимодействия; совместно осуществлять поиск информации, работать в паре и группе, слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимопроверку выполненной работы; приходить к общему мнению; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь учитывать мнения одноклассников

Будут созданы условия для формирования у ученика:

устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию изучаемого раздела

Этапы урока

Формируемые УУД,

компоненты ФГ

1. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности.

Организационный момент.

  • Проверка подготовленности учащихся к уроку
  • Эмоциональный настрой на урок

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Значит, урок пройдет интересно и увлекательно, и мы вместе поднимемся на ступеньку выше в познании окружающего мира.

  • Повторение правил посадки

- Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.

Компоненты ФГ:

осознание необходимости в расширении своего информационного поля.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности

1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность

  • Актуализация знаний

Игра «Что лишнее»

(На репродукциях картин знаменитых художников под номерами  изображены  поля, а на  одной лес).

- Посмотрите внимательно. Как вы считаете, под каким номером репродукция картины лишняя? -  Объясните почему.

(Картины с изображением полей убираются. Учитель называет художника, название картины, замысел.)

Компоненты ФГ:

ИФГ: способность извлекать необходимую информацию

СФГ: умение быть дисциплинированным

Регулятивные УУД:

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД)

  • Постановка учебной задачи

- Глядя на оставшуюся картину, как вы считаете, о чем мы будем разговаривать с вами сегодня на уроке? (о лесе) (сопровождение презентацией)

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса…

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий…

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку – сказку в сердце леса…

                                Галина Г. «Сказка леса»

- Тема нашего урока «Лес и его обитатели».

Компоненты ФГ:

КФГ: владение речевой деятельностью, владение приемами продуктивного слушания

ЕНФГ: овладение методами познания, умение воспроизводить информацию, полученную ранее, умение объяснять

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; формулирование познавательной цели; анализ, синтез, сравнение; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при получении новой информации о значении слова

Регулятивные УУД:

определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при изучении темы

Коммуникативные УУД:

умение формулировать собственное мнение; умение приходить к общему мнению; умение аргументировать, убеждать и уступать при формулировании цели и задач учебной деятельности

1.4. Учебная задача (УЗ)

  • Введение в тему урока

- Эту замечательную картину нарисовал художник  Иван Иванович Шишкин. Таким он увидел лес.

- А мы сегодня на уроке попробуем нарисовать свою картину леса.

- Сформулируем задачи. Помогут слова подсказки.

- Сегодня на уроке мы:

- узнаем;

- выясним;

- повторим;

- закрепим.

2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт учащихся, нацеленная на понимание  учащимися  предстоящей деятельности

- Давайте представим, что наш класс превратился в творческую мастерскую, а мы из обыкновенных учеников в художников. Итак, начинаем рисовать на холсте картину «Лес и его обитатели».

- Что в первую очередь изобразим на нашей картине? (деревья)

- А вот какие, вы скажите, отгадав загадки.

 Крепок, строен и силён,
 Ведь владыка леса он.
 Он для нас живой свидетель
 В лету канувших столетий.
 Из него добротен сруб.

                 Угадали? Это …

дуб

(На холст прикрепляется картинка дуба)

- Следующая загадка

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

 Берёза

(На холст прикрепляется картинка березы)

- Итак, следующая загадка

Никто её не пугает,
А она вся дрожит.

Осина

(На холст прикрепляется картинка осины)

Компоненты ФГ:

ИФГ: способность извлекать информацию для ее преобразования, готовность к использованию языковых средств  для создания высказываний.

ЯФГ: соблюдение норм современного русского языка, стремление повышать уровень языковой культуры.

ЕНФГ: использование знаний о природе, умение объяснять, осознание ценности знаний, проявление интереса.

КФГ: умение анализировать, взаимодействовать

СФГ: ответственность за свою деятельность и поведение, дисциплинированность

ЛФГ: готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста, осознанное построение речевого высказывания, составления текста

Познавательные УУД:

Умение осуществлять логические действия, умение самостоятельно находить ответы на вопросы,

формирование умения извлекать информацию из текста, обобщать и классифицировать

Регулятивные УУД:

Планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные УУД:

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  формирование умения слушать и понимать других, умения работать в группе; формирование умения предлагать помощь и сотрудничество

2.2. Работа в группах

- Поработаем по группам для того, чтобы узнать информацию об этих деревьях.

- Вспомним основные правила работы  в группах (результат работы зависит от результата работы и ответственности каждого из ее участников и т.д.).

Задание для 1 группы: подготовить небольшое сообщение об этом удивительном богатырском дереве – дубе.

Задание для 2 группы: подготовить сообщение о березе

Задание для 3 группы: подготовить сообщение об осине.

- Ребята, а где мы можем узнать необходимую для нас информацию: в книгах, в справочниках, в энциклопедиях, в учебнике. Сегодня я предлагаю вам собрать информацию в ходе выполнения задания, которое заключается в том, чтобы составить сообщение из предложений, которые необходимо собрать в определенной последовательности, чтобы получился связанный текст.

Задание для 1 группы.

Информация о дубе (перед детьми на полосках бумаги записаны предложения, необходимо их наклеить на лист в определенном порядке, чтобы получился текст).

Слайд 1.        Дуб – могучее дерево.

Слайд 2.        Он является олицетворением богатырской силы.

Слайд 3.         

Слайд 4.        Толстый ствол свидетельствует о долголетии и могуществе.

Слайд 5.        Известно несколько дубов, которым более тысячи лет. Сколько же  видели они на своем веку! Со многими из них связаны известные исторические события и легенды.  

Слайд 6.        Корона - кудрявая,

Сучья - корявые,

А плод - полированный,

Как из меди кованный.

Задание для 2 группы

Информация о березе (необходимо из предложенных предложений, выбрать только те, в которых говориться о березе. Добавить в текс предложения, например о зайце).

Белая береза – одно из самых красивых деревьев России. Для многих она стала символом прекрасной русской природы. Сколько замечательных стихов посвятили поэты этому дереву, сколько песен сложил народ.

- Почему осина  дрожит, расскажет 3 группа.  Для этого из предложенных легенд надо выбрать подходящую (предложить несколько легенд, чтобы учащиеся могли подумать и выбрать).

        У разных народов во все времена бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев, приходить в движение от малейшего дуновения ветра. Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку.

- Кто будет представлять ответ из 1 группы …

- Ребята, получился ли у ребят связный текст?

- 2 группа, кто будет отвечать.

- Смогли ли ребята 2 группы правильно выбрать предложения с описанием березы?

- 3 группа кто из вас познакомит с легендой, связанной с осиной.

- Смогли ли ребята сделать правильный выбор?

- Так почему же осина дрожит?

2.3. Беседа с учащимися

- На нашей картине мы нарисовали красивые деревья. А как их можно назвать одним словом? (лиственные)

- А как называется лес, в котором растут только лиственные деревья? (лиственный)

-Сейчас я предлагаю на ощупь вам определить веточки в мешке с лиственных деревьев или нет.

(Учитель предлагает по очереди опустить руку в мешочек с ветками сосны и ели)

- Как вы считаете? Кто смог определить, с каких именно они деревьев.

- Как одним словом назвать эти деревья? (хвойные)

- Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

- А как называют леса, в которых растут только хвойные деревья? (хвойные)

(На холст прикрепляются картинки ели и сосны)

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

У красавицы иголки

И длинны, и очень колки,

Дух смолистый всем полезен,

Прогоняет он болезни.

Высока, крепка, стройна

Корабельная… (сосна)

- Ребята, как вы думаете, как будет называться лес, изображенный на нашей картине? (смешанный). Как вы считаете, почему он так называется?

- Красивая получилась картина. Но можно ли ее назвать лесом? Какие растения надо дорисовать? (кустарники, грибы, ягоды, цветы).

- Конечно без цветов, без трав, без кустарников, без грибов и ягод – это не лес.

(На холст прикрепляются картинки кустарников, цветов, ягод, грибов, мхов, трав и т.д.)

ЯФГ: соблюдение норм современного русского языка, стремление повышать уровень языковой культуры.

ЕНФГ: осознание ценности знаний о природе, формирование желания самостоятельно приобретать знания

СФГ: умение общаться

ЧФГ: работа с информацией (анализ и сравнение)

3. Практический этап

3.1. Беседа, решение проблемной ситуации

- Ребята, а кого еще не хватает на нашей картине.

- Конечно, в лесу кроме растений встречаются еще звери, птицы, насекомые.

  • Игра «Знатоки»

- У вас на парте лежат карточки. Подумайте и по моей команде распределитесь по группам, выбрав нужное вам слово.

(Ребята расходятся по группам, те, у кого написаны названия зверей, идут к вывеске «ЗВЕРИ», те, у кого написаны названия птиц, идут к вывеске «ПТИЦЫ», те, у кого написаны названия насекомых, идут к вывеске «НАСЕКОМЫЕ»)

- Мы с вами разбились по подгруппам.

3.2. Работа по подгруппам, исследование

- А теперь начнем наше исследование. Обсудите в группе и придите к единому мнению.  Кто не может жить в нашем лесу, и объясните почему.

Звери: лиса, волк, кабан, заяц,  верблюд, слон, тюлень, белка.

Птицы: дятел, соловей, сова,  снегирь, страус, колибри, павлин, синица.

Насекомые: божья коровка, комар, муравьи, бабочка, майский жук, тля, гусеницы, термиты, скорпионы, вши.

- Давайте дорисуем выбранных насекомых, птиц, животных на нашей картине.

(На холст прикрепляются картинки с изображением птиц, насекомых, зверей).

- Картина «Лес и его обитатели готова». Остается наполнить ее лесными звуками

3.3. Слушание звуков леса

(Фонограмма «Звуки леса»)

3.4. Работа в парах

- Подведем итог нашего занятия. Что же такое лес? ______________ найдет определение в толковом словаре. А вы поработаете в парах с рабочими блокнотами. Из предложенных вариантов ответов выберите только правильные.

  • Лес – наука, изучающая жизнь животных и птиц.
  • Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших  глаз.
  • Лес – это пространство с равнинной поверхностью и полным отсутствием растительности.
  • Лес – участок земли, покрытый травянистой растительностью.
  • Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других
  • Лес – место с застоявшейся водой.
  • Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры.
  • Лес – топкое место со стоячей водой.
  • Лес – равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью является полное отсутствие деревьев.

- Скажите, что же такое лес?

  • Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших  глаз.
  • Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других
  • Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры.

- А что нам скажет ____________, какое определение нашел он.

 «Что такое лес?».

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

- Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

Компоненты ФГ:

ЧФГ: готовность к смысловому восприятию текстов, анализу, способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к использованию языковых средств для создания высказываний

КФГ: стремление к совершенствованию своей коммуникативной деятельности; участие в учебном диалоге, потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию

ЯФГ: осуществление поиска информации (в том числе в справочной литературе),

СФГ: учет позиции партнеров в группе, в паре, умение с помощью языковых средств решать конфликты; готовность успешно социализироваться в обществе, приспосабливаться к различным ситуациям

ИФГ: совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор и применение информации в соответствии  учебной задачей

ЧФГ: способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей, уметь ориентироваться с помощью различной текстовой информации

Познавательные УУД:

смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации;  умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений; умение проводить классификацию изучаемых объектов по нескольким признакам, умение проводить сравнение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; расширять свои представления об изучаемых объектах.

Регулятивные УУД:

осуществление контроля и коррекции плана и способов действий; оценивание успешности решения учебной задачи; осуществление планирования своей деятельности на основе заданных целей.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать собственные действия и действия партнёра, приходить к общему мнению в парной и групповой работе; владение монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь допускать существование различных точек зрения; эмоционально позитивно относится  к процессу сотрудничества в пае, в группе,  подгруппе.

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Подведение итога

- Подведем итог нашего урока

- Сегодня на уроке мы (помогают слова подсказки):

- узнали;

- познакомились;

- повторили

4.2. Самооценка

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Поднимите руки те, кто работал в полную силу, кто работал хорошо, но мог бы работать лучше.

- Кому мы можем поставить оценку «5» за работу на уроке, объясните почему.

4.3.  Рефлексия

- У меня есть корзина с шишками. Подумайте, если вы все узнали о лесе и его обитателях, то пусть ваша шишка останется лежать в корзине. Если вам хочется узнать больше, и вы считаете, что еще мало знаете, то возьмите шишку из корзины в руки. Кстати, о шишках.

Наша кожа просто усыпана всевозможными рецепторами, и массаж биологических точек на руках может существенно помочь нашему организму: повысить иммунитет, улучшить кровообращение, оказать антистрессовое воздействие. Шишка, вполне сгодится на роль абсолютно экологического массажера для рук. Обыкновенная шишка может успокоить человека, если ее просто покатать между ладонями. Авторы статей называют её отличным антидепрессантом. Шишки-массажеры это здорово! Не надо никаких затрат.

4.4.  Итог урока

- Наш урок подошел к концу. И мне хочется закончить его стихотворением.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с вами
Навеки родная земля.
На ней мы с вами родились.
Живем мы с вами на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

4.5.  Домашнее задание

Подготовить сообщение о лесном обитателе (животном или растении по выбору).

Компоненты ФГ:

СФГ: осознание необходимости в расширении своего информационного поля, готовность к смысловому чтению, готовность к использованию языковых средств для создания высказываний.

ЯФГ: умение пользоваться фактами языка для реализации целей общения, соблюдение норм современного русского языка, этикетных норм правил речевого поведения.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей; рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение определять степень успешности своей работы, работы других; умение работать по плану, по инструкции; осуществлять рефлексию

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Лес и его обитатели»

Технологическая карта урока«Лес и его обитатели»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Лес и его обитатели»Цели урока: повторить материал о растениях и животных леса;  расширить знан...

Технологическая карта к уроку окружающего мира " Луг и его обитатели" (3 класс, ПНШ)

Конспект урока по окружающему миру. Разработан в соответствии с  учебной программой....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Обитатели пресных вод. Рыбы»

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Обитатели пресных вод. Рыбы» (УМК "Начальная школа 21 века)...

Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "ПНШ", 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о природном сообществе - лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.Задачи урокаДидактические:изучить л...

Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирования знаний о лесе, как природном сообществе, его обитатели и ярусыЗадачи урокаДидактические:Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;Обобщить и систематизировать зн...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирования знаний о лесе, как природном сообществе, его обитатели и ярусы.Задачи урокаДидактические:1) Учить искать и выделять необходимую информацию в т...