Рабочая программа учебного предмета для 1 класса «Окружающий природный мир»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Энгельман Ирина Федоровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1_klass.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 КОУ «Излучинская школа-интернат» (протокол ПС № 1 от 27.08.2020 г)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

            Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

•  контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Перечень и название тем предмета

количество часов

1

Золотая осень

9

2

Природа осенью

11

3

Зимушка-зима

16

4

Природа и человек

11

5

Весна, пришла!

14

6

Повторение

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Золотая осень (9ч)

1

03.09.

Человек и природа.

1

2

06.09.

«Осень, в гости просим!».

1

3

10.09.

Одежда и обувь человека осенью.

1

4

13.09.

«Что нам осень принесла?»  Овощи.

1

5

17.09.

«Что нам осень принесла?»  Овощи.

1

6

20.09.

«Что нам осень принесла?»  Фрукты.

1

7

24.09.

«Что нам осень принесла?»  Фрукты.

1

8

27.09

«Что нам осень принесла?»  Ягоды.

1

9

01.10.

«Что нам осень принесла?» Грибы.

1

Природа осенью (11ч)

10

04.10.

Какие бывают растения?   Части дерева (лист). Рисование.

1

11

08.10.

Какие бывают растения?   Части дерева (лист). Аппликация.

1

12

11.10.

Явления природы: дождь.

1

13

15.10.

Явления природы: листопад.

1

14

18.10.

А кто такие птички? Домашние и дикие.

1

15

22.10.

А кто такие птички? Перелетные и неперелетные птицы.

1

16

25.10.

Занятия и труд людей осенью.

1

17

29.10.

Лес. Правила поведения в лесу.

1

2 четверть

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

18

08.11.

Лес. Правила поведения в лесу.

1

19

12.11.

В мире  животных.

1

20

15.11.

Сравнение зверей и птиц.

1

Зимушка-зима (16ч)

21

19.11.

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

22

22.11.

Одежда человека зимой.

1

23

26.11.

Одежда человека зимой.

1

24

29.11.

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

25

03.12.

Зимние забавы.

1

26

06.12.

Зимние забавы.

1

27

10.12.

Что делают растения зимой? Елка.

1

28

13.12.

Дикие животные зимой.

1

29

17.12.

Дикие животные. Заяц.

1

30

20.12.

Дикие животные. Волк.

1

31

24.12.

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

32

27.12.

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

3 четверть

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

33

10.01.

Домашние животные. Кошка. Уход.

1

34

14.01.

Домашние животные. Собака. Уход.

1

35

17.01.

Обобщающий урок "Зима". Что бывает зимой?

1

36

21.01.

Обобщающий урок "Зима"  Что бывает зимой?

1

Природа и человек (11ч)

37

24.01.

Природа и рукотворный мир

1

38

28.01.

Природа и рукотворный мир

1

39

31.01.

Из чего что сделано? Дерево

1

40

04.02.

Из чего что сделано? Ткань

1

41

07.02.

Из чего что сделано? Резина

1

42

11.02.

Воздух. Значение для человека и животных.

1

43

14.02.

Вода. Значение для человека и животных.

1

44

18.02.

Явления природы: солнце.

1

45

28.02.

Явления природы: ветер.

1

46

04.03.

Комнатные растения. Уход.

1

47

07.03.

Комнатные растения. Уход.

1

Весна, пришла! (14ч)

48

11.03.

Оживает все кругом! (весна)

1

49

14.03.

Растения весной. Части растений (лист).

1

50

18.03.

Одежда и обувь весной

1

51

21.03.

Одежда и обувь весной

1

52

25.03.

Растения весной. Части растений (ветки).

1

4 четверть

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

План

факт

53

04.04.

Жизнь птиц весной

1

54

08.04.

Жизнь птиц весной

1

55

11.04.

Животные весной

1

56

15.04.

Животные весной

1

57

18.04.

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).

1

58

22.04.

Труд людей весной.

1

59

25.04.

В саду и в огороде.

1

60

29.04.

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

61

02.05.

Изменения в природе весной

1

Повторение (5ч)

62

06.05.

Части суток. День-ночь

1

63

13.05.

Закрепление по теме "Животные"

1

64

16.05.

Закрепление по теме "Птицы"

1

65

20.05.

Закрепление по теме "Растения"

1

66

23.05.

Закрепление по теме «Части суток»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)

Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения  с  тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...