конспект урока "Отмена крепостного права"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Степанова Анна Юрьевна

Материал будет полезен учителям, работающим в 4 классе. С помощью данной разработки педагог сможет в доступной и интересной форме объяснить четвероклассникам тему "Отмена крепостного права "  ( окружающий мир ) В приложениях вы найдёте все необходимые материалы для урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №70»

Конспект

урока  по окружающему миру

на тему « Отмена крепостного права»

                                            Автор:

Степанова Анна Юрьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

                                                                               категории

                                                                                     Ярославль

2018 г.

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

Учебный предмет окружающий мир

Тема урока: «Отмена крепостного права»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоев населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего страны, оценить вклад  Александра II  в реформирование жизни общества.

Ход урока

Этап

Учитель

Учащиеся

Постановка проблемы

Проблемный вопрос №1

Побуждающий диалог

Осознание затруднения

Постановка проблемы

Формулирование цели урока

(Работа с раздаточным материалом и составление кластера)

Ребята, мы продолжаем изучать историю нашего государства в период 19 века.  

С марта 1856 г на престол вступает сын Николая I Александр II

- послушайте некоторые факты из биографии императора.

-В России  Александра II назвали «царем-освободителем».

 -Какой вопрос возникает?

(вопрос фиксируется на доске)

-Какие у вас будут мнения?

Вопрос был один, а ответов –несколько.

Давайте разбираться. В ходе урока мы ответим на наш вопрос однозначно.

В исторических источниках не упоминается о том, что на территории Российского государства во время правления Александра II посягали иноземные захватчики. Значит, первая гипотеза опровергнута.

Давайте вспомним, какая ситуация была в стране в то время? У вас на столе есть карточки, внимательно прочитайте информацию на них.

Обьявление:

 «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части. № 28 продается мальчик 10-ти лет »

Сто с лишним лет назад такое объявление никого не удивляло. Тогда в России существовало крепостное право.

- Что помещик мог себе позволить по отношению к крепостному?

- Как вы думаете, крестьяне могли мириться с таким положением?

«Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

 - Что значит «День убить»? О чем свидетельствует этот факт?

Правильно. Кроме того, они зачастую устраивали поджоги и травлю сельскохозяйственных угодий помещиков.

 -К чему может привести такая ситуация?

«Во дворе у помещика насчитывалось до 200-300 крепостных. Сколько бы ни было гостей, за обедом непременно стояло по лакею за каждым стулом»

- о чем говорит этот факт?

Как вы думаете, что необходимо было сделать, чтобы не допустить дальнейшей разрухи в государстве?

Какова тема урока?

Можем мы теперь ответить на вопрос: «Почему Александра ׀׀называли Царем-освободителем»?

Когда произошло это событие? Найдите информацию в учебнике.

Определение слова МАНИФЕСТ

-Вот как выглядит этот документ

(выступление ученицы)

Слайд№1, №2

-Почему Александра II называли «Царем-освободителем»???

-  Александр II освобождал земли (народ )от иноземных захватчиков

- Он освободил крестьян от зависимости.

упадок  

сельского хозяйства

                                           крестьянские                            

                 бунты

 Крепостное право

промышленность

 не развивалась

- крепостных могли продать, обменять или подарить, женщин и детей помещик мог даже проиграть в карты. Относились к ним не по-человечески.

- нет, крепостные устраивали бунт

- крепостные часто не были заинтересованы в результате своего труда.

- к упадку сельского

хозяйства

- в России не было свободных рабочих рук, некому было работать на фабриках и заводах в городе.  Это тормозило развитие промышленности.

-отменить крепостное право.

«Отмена крепостного права в России»

-Александр׀׀   освободил крестьян от крепостной зависимости.

19 февраля 1961 г

Дети находят определение в словаре учебника

Слайд №3

Практическая часть

Работа по учебнику: Что повлекло за собой отмена крепосного права в России?

Определение слов КАПИТАЛИСТ  МЕЦЕНАТ

Дети находят ответ на вопрос из материала в учебнике.

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

С какими  новыми понятиями вы познакомились?

Домашнее задание

Работа по таблице: сделать сравнительный анализ «Жизнь в России до и после отмены крепостного права»


                                                                                         

Приложение 1 (домашнее задание)

 ФИ ______________________________________

Домашнее задание: заполните таблицу и подготовьте рассказ по ней.

«Жизнь в России до и после отмены крепостного права»

До отмены крепостного права

После отмены крепостного права

          Армия

       Крестьяне

     Дворяне (помещики)

 

                     Купцы

                                                                                      Приложение 2 (раздаточный материал)

        

Исторический факт №1

Обьявление:

 «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части. № 28 продается мальчик 10-ти лет »

Исторический факт №2

Из статьи помещика Кошелёва В.А.

«Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

 

  Исторический факт №3

«Во дворе у помещика насчитывалось до 200-300 крепостных. Сколько бы ни было гостей, за обедом непременно стояло по лакею за каждым стулом»

 

Исторический факт №1

Обьявление:

 «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части. № 28 продается мальчик 10-ти лет »

Исторический факт №2

Из статьи помещика Кошелёва В.А.

«Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

 

 Исторический факт №3

«Во дворе у помещика насчитывалось до 200-300 крепостных. Сколько бы ни было гостей, за обедом непременно стояло по лакею за каждым стулом»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Император Александр ӀӀ

Слайд 2

«Владычествуй не силой, а порядком. Истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа .» В.А.Жуковский Благоденствие- благополучие, процветание, счастливая жизнь

Слайд 3

Манифест об отмене крепостного права



Предварительный просмотр:

Александр II про крепостное право в России:

…..Лучше отменить его «сверху», чем ждать, когда оно само будет отменено «снизу»!

Почему в России Александра II называли «Царём-освободителем»?

Тема урока:

Отмена крепостного права в России

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

крестьянские бунты

упадок сельского хозяйства

промышленность страны не развивалась

МАНИФЕСТ

КАПИТАЛИСТ

МЕЦЕНАТ

19 февраля 1861г



Предварительный просмотр:

Исторический факт №1

Обьявление:

 «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части. № 28 продается мальчик 10-ти лет »

Исторический факт №2

Из статьи помещика Кошелёва В.А.

«Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

 

  Исторический факт №3

«Во дворе у помещика насчитывалось до 200-300 крепостных. Сколько бы ни было гостей, за обедом непременно стояло по лакею за каждым стулом»

 

Исторический факт №1

Обьявление:

 «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части. № 28 продается мальчик 10-ти лет »

Исторический факт №2

Из статьи помещика Кошелёва В.А.

«Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

 

 Исторический факт №3

«Во дворе у помещика насчитывалось до 200-300 крепостных. Сколько бы ни было гостей, за обедом непременно стояло по лакею за каждым стулом»

 



Предварительный просмотр:

                                                                 ФИ ______________________________________

Домашнее задание: заполните таблицу и подготовьте рассказ по ней.

«Жизнь в России до и после отмены крепостного права»

До отмены крепостного права

После отмены крепостного права

          Армия

       Крестьяне

     Дворяне (помещики)

 

                     Купцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками"

Для учителей работающих по УМК "Начальная школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой" конспект урока математики по теме "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками" с применением...

Конспект внеклассного занятия "Правила дорожного движения"

Конспекты внеклассных мероприятий"Правила дорожного движения"3-4 и 1-2 классы...

Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"

Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"...

Конспект урока ОБЖ "Правила дорожного движения" в 3 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 видаУрок по ОБЖ в 3 классеПравила дорожного движенияУчитель-Толстова Наиля ТагировнаЦели: 1. Уточнить и расширить представления детей о правилах...

презентация к уроку Окружающий мир по теме " Крепостное право"

Данная презентация является иллюстрируюющимся рассказом учителя по новой теме урока....

Конспект классного часа «Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»

«Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»...