Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе на тему: «Растения весной»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в  3 классе школа VII вида на тему: «Растения весной» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в  3 классе

на тему: «Растения весной»

   Подготовила Минкина Мария Юрьевна

учитель

2022 г. 

 Аннотация.

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» предназначен для обучающихся в 3 классе учеников надомного обучения с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3).

Тема «Растения весной» входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Эту тему  изучают в III триместре. Данная тема способствует формированию представлений о весенних первоцветах, описывает изменения происходящие в жизни растений весной. Данный материал способствует развитию познавательной активности у учеников, пробуждает интерес к предмету, формирует умение наблюдать за природой и природными явлениями, развивает способность анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, учит делать выводы, воспитывает желание охранять и беречь родную природу.

Тема урока: «Растения весной»

Цель: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в живой природе с приходом весны.

Задачи:

Образовательная:

  • развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать;
  • познакомить учащихся с жизнью растений весной, показать значение растений в жизни животных и человека.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении внешних особенностей деревьев;
  • совершенствовать устную речь, путем ответа на вопросы учителя и составления предложений по предложенным словам.
  • Совершенствовать логическое мышление с помощью упражнений в отгадывании загадок, установлении последовательности событий, сортировки предметов по общему признаку и выделении лишнего.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность и интерес к окружающему нас миру;
  • формировать эстетические представления у детей;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе, желание её беречь и охранять.

Оборудование: Учебник «Мир природы и человека», письмо от старика лесовика, иллюстративный материал: карточки «Времена года», карточки с датами, наглядный материал «Признаки весны», карточки с изображением деревьев и кустарников, карточки для рефлексии.

Ход урока.

I Орг. момент.

- Здравствуй Миша.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

-Улыбнись мне! Улыбнёмся  друг другу!  Вот с таким хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

-Сегодня утром мне  пришла срочная телеграмма.  

Прошу Вашей помощи! У меня пропала внучка.  Первого марта она ушла из дома в гости к своим братцам – 12  месяцам.  Больше я её не видел.

Старик-Лесовик.

Миша, поможем Лесовику отыскать его внучку?  (Да!)

- А чтобы  узнать,  как её зовут, мы должны  отгадать загадку:

Шагает красавица,

Дыханием земли касается,

Придёт и на поле, и на речку,

Оденет в платьице цветочек.

(Весна)
(Внучку старика – годовика зовут Весна).

- Прежде, чем отправимся на поиски весны,   мы должны вспомнить, какую тему  изучали на прошлом уроке? (На прошлом  уроке мы изучали тему: Время  года - весна. Название весенних месяцев. Признаки  весны.)

II Актуализация знаний.

1.      Работа с сюжетными картинками «Времена года».

-Миша, а что такое весна?  (Весна - это  время года);

- А какая  она – мы с тобой узнаем,  если  выполним  задание «Времена года»

- Рассмотри иллюстрации,  к  каждому времени года,  подбери  его название.

(Работа с картинками «Времена года»)

Расставить времена года по порядку их следования. 

- Что сейчас делали? (Соотносили  иллюстрации с названиями времен года, расставляли  времена года по порядку их следования).

2.      Работа с карточками «Названия месяцев»

-Миша, Старик – лесовик написал нам, что Весна отправилась в гости к своим братцам - месяцам. 

- А сколько месяцев в году? ( 12 месяцев)

- А сейчас  давай прочитаем  даты (карточки с датами):

             1 апреля, 22марта, 16 мая.   

- Давай с тобой подумайте, что было сначала, что потом и разложим  даты в правильной    последовательности.

- Прочитай, что получилось.  (22 марта, 1 апреля, 16 мая)      

- Март, апрель, май – что это? (Это весенние месяцы)

- Что сейчас делали? (Выбирали названия весенних месяцев и расставляли их по порядку их следования).

3.      Работа с иллюстрациями  «Признаки весны»

Весенние братцы - месяцы  помогут нам отыскать весну, если мы  правильно подберём к каждому месяцу его признаки.

Март -  (солнце светит ярче,  появляются проталины, бегут ручьи, с крыш свисают  сосульки, звенит капель).

Апрель – (солнце греет теплее, начинается ледоход, распускаются  почки,   

 первая  травка).

 Май – (деревья покрываются листьями, появляются насекомые, возвращаются  перелётные птицы, растут травы)

- Что мы сейчас делали? (Подбирали к каждому месяцу его признаки.)

III. Введение в тему.

А  вот и весна!       

Она приглашает нас в  волшебный мир живой природы и  предлагает нам,  отгадать загадку.

- Дышит, растёт, а ходить не может. Что это?  ( Это растение) 

- Какую  тему будем изучать сегодня на  уроке,  мы узнаем, если  выполним  задание.

- Давай прочитаем слова, дополним предложение обобщающим словом и прочитаем, что у нас с тобой получилось.

(дерево, цветок, трава) 

IV. Сообщение темы урока, цели и задач.

Тема  нашего урока «Растения весной».  

Сегодня на уроке мы  познакомимся с изменениями в  жизни  растений с приходом весны, будем  упражняться в узнавании и назывании растений.

V. Изучение нового материала. Беседа по теме «Растения весной».

- Где растут  растения? (Растения  растут везде:  в лесу,  парке, саду, поле,  возле домов, дорог и т. д.)

- Какие растения растут  в лесу? (В лесу растут: деревья, кустарники, цветы, травы). Весна приглашает нас прогуляться по лесу.

1. Цветение цветов.

Весной   на  солнечных  лужайках  появляется первая зелёная травка, и первые весенние цветы.  

- А какие цветы расцветают весной, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

 (Подснежник)     

-А почему его так назвали? (Он растет под снегом)        
     Подснежник.   Удивительный цветок растет и развивается зимой, под снегом, а в начале весны появляется из-под снега его стебелек с бутонами.

Подснежники очень любят яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях ещё нет листьев, затеняющих лес.

- Какого цвета цветы у подснежника?

- На что они похожи?

По форме цветок напоминает колокольчик. У него тонкий невысокий стебелёк и длинные узенькие зеленые листочки. Он имеет нежный запах.

В ненастные пасмурные дни цветы подснежников плотно закрываются, а головки их наклоняются вниз. Берегут подснежники сладкую медовую капельку, спрятанную в глубине цветка для шмелей.

Золотым лучом согрет
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет.

(Мать-и-мачеха)  

Мать – и – мачеха  появляется, как только растает снег, в апреле. Она похожа на одуванчик, но мать-и-мачеха меньше и всегда растёт кучками.

- Какого цвета цветы у мать – и – мачехи?                       

Цветок мать-и-мачехи желтый и пушистый. После окончания цветения появляются зеленые листья в форме сердечек. Листья мать-и-мачехи с верхней стороны гладкие и прохладные, а с нижней – покрыты белым пушком, тёплые. Именно эта особенность дала цветку название. Тёплая сторона, покрытая пушком,  сравнивается с мамой, а холодная с мачехой. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти чудесные цветки раскрытыми, в пасмурную погоду цветки закрываются.

Весной, когда цветов еще немного, нектаром мать-и-мачехи любят лакомиться пчелы.

Мать-и-мачеха – лекарственное растение.  Листья мать-и-мачехи помогают от кашля и при  лечении больного горла.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

(Ландыши)          
- Когда цветёт ландыш? (Весной)

- Какого цвета цветы ландыша? (Белые)    

 - На что они похожи? (На колокольчик)

Ландыш - первый майский цветок, радующий нас после долгой зимы. На его стебельке появляется большое количество маленьких цветочков, которые похожи на колокольчики белого цвета.

Листья у ландыша продолговатые, напоминающие заячьи уши.

Ландыш – ядовитое растение. Он опасен для людей.  Но в мае растением питаются олени и лоси.  Ягодами осенью питаются бурундуки и птицы. Опасен яд, находящийся   в ландыше, для домашних кошек.

Ландыш – лекарственное растение. Из него делают лекарства для сердца и успокоительные лекарства.

Ландыш как ценное лекарственное растение находится под охраной государства, он занесён в Красную книгу

Шмель цветку очень рад,

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

Розовые, синие.

(Медуница.)           
        Медуница – это цветок – светофор, цветок – букетик. Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдёт немного времени, и они станут  малиновыми, а затем  фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет.  Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Ещё медуницу так называют, потому что в её цветках много сладкого сока - нектара.   

Медуница - это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.

- Какое растение «лишнее»? Почему?                     

Все эти цветы называют первоцветы. Почему?   

 Первоцветы – это низкорослые травянистые растения,  которые растут рано весной.

Их ещё называют раннецветущие растения.

2. Физкультминутка  «Весна пришла»

Весна, весна! Пришла весна!         (Хлопки в ладоши).

Тепло на крыльях принесла           (Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой           (Ходьба. Приподнять повыше подбородок).

Расцвел подснежник голубой.       (Руки в стороны).

Он весь пушистый, серебристый  (Приседания).

На солнце маленький стоит.          (Прыжки).

Посланец он весны надежный,      (Наклоны туловища).

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,         (Повороты влево-вправо).

Он первенец среди цветов.

3. Охрана раннецветущих растений.

-Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов.

-Миша, как считаете, хорошо это?

Послушайте    стихотворение и подумайте над таким вопросом:

- Что произойдёт, если мы будем рвать цветы?

                                       Если я сорву цветок,

                                       Если ты сорвёшь цветок,

                                       Если все: и я, и ты,

                                       Если мы сорвём цветы –

                                       Опустеют все поляны

                                       И не будет красоты.

- Где дольше будут цвести цветы, в вазе или в природе?

 Многие из первоцветов  занесены в  Красную книгу.   

- Почему книгу назвали именно красной?

Красный цвет – сигнал опасности, предупреждения. Он как красный цвет светофора предупреждает «Осторожно!». Давайте беречь красоту этих прекрасных цветов, которая радует нас каждую весну. Эти цветы нельзя рвать.                    

 4. Цветение деревьев и кустарников.

С наступлением весны просыпаются деревья и кустарники. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. На разных деревьях эти изменения происходят по –  разному. Весной многие деревья и кустарники цветут, хотя листья ещё не успели распуститься, даже снег ещё не полностью растаял.

- Давай рассмотрим теперь деревья и кустарники.   (Картинки деревьев и кустарников)          

Верба — это дерево, которое может вырасти до 30 метров высотой, но когда оно молодое, имеет форму кустарника.  У него тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. Верба цветёт раньше всех растений. Цветение вербы – верный признак прихода весны.

Это растение быстро реагирует на первые теплые солнечные деньки. Его веточки начинают оживать, на них открываются пушистые почки - маленькие меховые шарики. Затем они желтеют. Зацвела верба – значит, скоро весна, природа оживает. 

 Берёза.  С первыми лучами весеннего солнца, когда земля только начинает прогреваться от зимнего холода, просыпается берёза ото сна. Весной на берёзе первыми появляются серёжки, а потом уже распускаются листья. Серёжки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае берёза зеленеет. А осенью на берёзе появляются новые серёжки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Упадет семечко на землю, из него вырастет новая берёзка.

По стволу к веточкам бежит берёзовый сок – прозрачный, сладковатый напиток. С удовольствием пьют сок не только люди, но птицы, и звери. Отдавая сок, берёза теряет питательные вещества и воду, а это может привести к гибели дерева. Собирать сок надо очень аккуратно, стараясь не повредить дерево и никогда не надо брать больше сока, чем требуется.  После надрез на стволе нужно замазать землёй или глиной, чтобы сок не стекал на землю.

 

Тополь. Цветёт тополь рано весной, еще до распускания или одновременно с распусканием листьев. Мелкие цветочки собраны в соцветия–серёжки красного цвета. Плоды тополя – маленькие коробочки, в которых находятся семена. Каждая семечка имеет пучок волосков, именно они помогают перемещаться на большие расстояния. Это явление получило название «тополиный пух».
         
Акация. Оно растёт под нашими окнами круглый год, в конце весны начинает цвести. Цветы бывают жёлтого и белого цвета. Они собраны небольшой кучкой в гроздья. Листья имеют форму яйца. На месте отцветшего цветка появляются плоды -стручки. Стручки  акации обычно зелёного или бурого цвета, в них находится шесть-семь штук плодов.
VI. Закрепление.

1. Работа по учебнику (с.38)

- Какие цветы у сирени? Давай найдем их на рисунках.

Цветки ароматные, фиолетовые или белые, собранные в густые метёлки. Цветёт в мае — июне. 

Давай сравним цветы мать – и – мачехи и одуванчика.

- Чем они похожи?(жёлтым цветом)

- Какие отличия у этих цветов?

Корзинка одуванчика более пушистая, потому что цветочки расположены в несколько рядов, тогда как цветки мать-и-мачехи однорядные.
         Стебли этих растений абсолютно разные: у одуванчика гладкие, в виде «сочной» трубочки (при срывании выделяется белое «молочко»), а у мать-и-мачехи покрытые чешуей (буроватыми листочками), и никакого сока они не выделяют.

Листья одуванчика узкие, гладкие, с острыми резными краями, появляются до цветения.  Мать-и-мачеха цветет до появления листьев.   Когда отцветет, у неё появляются широкие округлые листья.

2.Ответы на вопросы.

1. Первоцветы расцветают…

            1. поздно весной

            2. рано весной

            3. поздней осенью

2. Какой первоцвет расцветает первым?

            1. ландыш

            2. медуница

            3. подснежник

3. Про какое растение говорят «цветок – светофор» или «цветок – букетик»?

            1. мать – и – мачеха

            2. медуница

            3. ландыш

4. Какое дерево цветёт первым?

            1. верба

            2. тополь

            3. берёза

5. У какого дерева люди весной собирают сок?

            1. у тополя

            2. у берёзы

            3. у вербы

6. У какого дерева цветочки собраны в серёжки красного цвета?

            1. у берёзы

            2. у вербы

            3. у тополя

VII. Домашнее задание.

            с.---, прочитать, ответить на вопросы.

VIII. Итог урока.

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

- Что происходит с растениями весной?

- Почему нельзя рвать первоцветы?

IX. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мы с тобой много сделали. Миша, ты большой молодец!

У нас на доске деревце. Давай его оживим!

Цветочки– всё понял(а), урок очень понравился.

Зелёные листочки – урок понравился, были трудности.

Почки – ничего не понял.

- Красивое дерево получилось!

 

 Заключение

 

На данном уроке обучающийся познакомились с раннецветущими растениями, c цветением деревьев и кустарников весной, с изменениями в жизни растений весной, с их значением в жизни людей, научились различать первоцветы, поняли, что надо охранять и беречь родную природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.      Мир природы и человека . 3 класс.  Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные программы. В 2 ч. / Н.Б.Матвеева,        И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова – М.: Просвещение,  2018.                                                                         

2.      https://yandex.ru/search/?text=загадка+про+растение&lr=20523&clid=2486826&win=479

3.      https://yandex.ru/images/search?p=1&source=wiz&text=%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8+%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B8%D1%85+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85&pos=54&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F10%2F997371%2Fslide_12.jpg&lr=41

4.      https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/pro-cvety/pro-podsnejnik

5.      https://infourok.ru/

6.      Интернет - ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету окружающий мир для обучающихся 2 класса по теме "Растения России"

Урок составлен по программе  «Окружающий мир» авторов Е.Г.Андреевской, О.Н. Монтезеридля для обучающихся 2 классаЦель: познакомить с особенностями и многообразием растений России.Задачи:Образоват...

Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные".

Конспект урока по предмету:  "Мир природы и человека"  1 класс "Домашние животные"....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 3 класса школы 8 вида по теме "Март - первый весенний месяц".

Урок проводится в 3 классе коррекционной школы 8 вида.Цель урока:выявление признаков начала весны.Задачи:уточнить представления учащихся о характерных изменениях в природе в марте, познакомить с основ...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Животные зимой».

Тема. Животные зимой.Цель Систематизирование  знаний детей о жизни диких животных зимой.Задачи:                            ...

Конспект урока по предмету Мир природы и человека. 4 класс (АООП УО) по теме "Птицы"

Конспект урока по предмету Мир природы и человека. 4 класс (АООП УО)...