Урок по окружающему миру на тему:: «Пустыни» (4класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федяева Любовь Михайловна
  • Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, географическим положением её растительным и животным миром, деятельностью людей.
  • Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
  • Расширить кругозор уч-ся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_pustyni_4klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4классе

Тема: «Пустыни»

Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, географическим положением её растительным и животным миром, деятельностью людей.
  • Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
  • Расширить кругозор уч-ся
  • развивать способность к критическому мышлению;
  • способствовать развитию смысловой памяти;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать интерес к истории;

Задачи:

  • отрабатывать навыки осознанного чтения;
  • работать с географической картой
  • отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста;
  • отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
  • выделить главную мысль текста;
  • озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
  • формулировать выводы на основе прочитанного;
  • воспитывать любовь к природе;

Задачи по  формированию ОУК:

  • взаимодействовать в паре (выслушивать друг друга; вникать в услышанного;    понимать, в чем мнения совпадают, а в чем нет; корректно поправлять, дополнять друг друга, договариваться до общего).
  • формировать умение слушать:
  • концентрировать внимание при слушании;
  • развивать умение читать с пониманием:
  • читать осознанно;
  • извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде;
  • формулировать выводы на основе прочитанного;
  • Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки;
  • развивать умения  оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
  • при изложении мысли придерживаться определённого алгоритма;
  • формулировать выводы на основе наблюдений над языковым материалом;
  • воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу при работе в паре;

Тип урока: изучение нового материала

Уметь

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно;
  • рассуждать о прочитанном;
  • свободно делиться своими мыслями;
  • уметь пользоваться полученными знаниями для удовлетворения познавательных интересов поиска дополнительной информации о природной зоне России-пустыня;

Оборудование: карта природных зон, алгоритмы для работы в парах (карточки №1,№2,№3,№4) с заданиями, слайды презентации, видеофиль «Пустныня» учебник по окружающему миру 4 класс часть 1 составители :А.А.Плешаков, Москва «Просвещение»

Ход урока

І. Организационный момент

Повернулись в паре друг другу улыбнулись и настроились на урок.(ф)

 ІІ. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение пройденного)

 Проверка усвоения предыдущих тем. (ф)

- Назовите природные зоны России с которыми мы познакомились?

Ребята, давайте покажем их на географической карте (к доске выходит ученик и показывает на интерактивной доске природные зоны).

- О какой природной зоне мы говорили на предыдущем уроке? (зона степи).

Работа в парах

На столах лежат подготовленные карточка №1 с заданием

Учитель организует работу в парах

Карточка №1

  Задание: 1. Прочитайте текст. 2.Исправьте географические ошибки в тексте, опираясь на свои знания.

     Зона степей расположена севернее  зоны лесов. Она тянется вдоль северо-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику.  По площади  это большая зона, она больше зоны тундры. Характерным признаком зоны степей – это отсутствие сплошного растительного покрова. Основным занятием населения является рыболовство

Рефлексия. Проверка

Переверните карточку и на обратной стороне прочитайте следующее задание.

Карточка №2

  Задание: совместно с напарником выберите  животных и растений степи, покажите  стрелкой.

Степи

Тюльпаны                       Растения                            Животные              

Липа

Голубика                                        

Ковыль

Лиственница

Типчак

Ирисы

Летяга

Серая куропатка

Суслики

Бурундук

Дрофа

Журавль-красавка

Хомяк

Соболь

Пустельга

Верблюд

Рефлексия. Проверка

- Ваша пара, назовите растения степи?

- Ваша пара назовите животных степи?

- Поднимите руки, кто выполнил задание правильно. Кто ошибся?

Назовите животное не относящееся ни к одной из изученных природных зон?

ІІІ. Введение в тему урока

Где может проживать верблюд? (в пустыне)

- Мы покинули бескрайние степные просторы и оказались на самом юге России точнее на юго-западе страны. Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.

- Какую природную зону мы будем изучать на уроке? А что именно изучать?

Изучая каждую природную зону мы составляли план. Давайте составим план.

1.Климатические условия.

2.Растительность.

 3.Животный мир.

4.Занятия населения

Давайте обратимся к нашей карте. Мы покинули  бескрайние степные просторы и оказались на самом юге России точнее на юго-западе страны. Каким цветом выделена природная зона (оранжевым цветом). Зона пустыни. Географическое положение зоны пустыни относительно других природных зон и сторон горизонта-небольшая территория на юго –  западе страны. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ближе к Северному тропику, поэтому там всегда жарко.

4. Изучение нового материала

Работа в тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 36 и закрасьте карандашом территорию пустыни, подпишите.

(учитель , пока ребята работают закрывает карту и готовит доску для просмотра фильма)

Просмотр фильма «Пустыня»

Ребята сейчас мы посмотрим небольшой  фрагмент о пустыне. Просматривая, обратите внимание на поверхность пустыни, растительный мир.

Выскажите свои впечатления об увиденном ? Что можно сказать о поверхности пустыни?

Сообщение дополнительной информации.

Поверхность пустыни ровная с валами из песка. Это песчаные валы-барханы. Зима по сравнению с летом суровая. Температура опускается до-12.   Зима длится 2-3 месяца.

Что означает слово пустыня?

Пустыня –это песок, много песка, и голубое небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара.

Работа по учебнику

Откройте учебник  на стр.123 найдите текст   «В пустыне вовсе не скучно». Читать текст будете в паре до растений, и выполнять задание,  как сказано в карточке №3.

-Прочитайте задание.

Карточка№3

Задание: 1. Прочитайте текст. 2.Ответьте на вопросы, обсудите свои вопросы в парах.

1.Какие бывают пустыни?

2.Какова особенность лета в пустыне?

3.Какое количество осадков выпадает за лето?

4.Почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду?

Рефлексия. Проверка.

Какие слова в тексте непонятны?

Ваша пара, какие бывают пустыни? Отвечает одна пара.

Ваша пара, какова особенность лета в пустыне?

Ваша пара, какое количество осадков выпадает за лето?

Ваша пара, почему человек побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду?

Давайте рассмотрим, какова особенность растений пустыни?

Прочитаем текст на стр.123.найдите абзац текста о растениях.

 (Текст читает учащийся.)

 -Что характерно для всех растений пустыни?

 По росту (невысокие),

 Листья (с узкими тонкими листьями)

Корни (с длинными корнями). А почему такая корневая система?

-Растения должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большей глубине или иметь свой запас воды. В пустыне встречаются и деревья. Например: саксаул. Это низкие деревья, не больше 4-5 метров и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.(показ фрагмента) А вот так выглядит пустыня весной.

В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью. Их называют оазисами. Наверное, зной и жара утомили вас. Давайте отдохнём немного.

Физминутка

А мы продолжаем знакомиться с животным миром пустыни.

Работа по учебнику

Откройте учебник н а странице 126-127  рассмотрите и познакомьтесь с животным миром пустыни. Подумайте, чем питается каждое из них?

(рассматривают иллюстрацию)

-Можно ли по внешнему виду изображённых животных догадаться, в какой природной зоне они обитают?

(Их окраска под цвет песка-это их маскировка. Большинство животных некрупные, поэтому им негде спрятаться от хищников.)

-Какие животные самые крупные в пустыне? (сайгаки  и верблюды)

Отгадайте загадку.

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-м  (верблюд)

 - Верблюд  называют караваном пустыни.

О верблюде рассказывают  сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существуют два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров и могут нести 500кг.груза. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жёсткие колючки без всякого вреда для себя. Его нёбо язык и губы покрыты толстой кожей. В горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без еды и питья 3-4 дня, а когда доберётся до водопоя выпивает до 8 вёдер воды.

Работа с текстом. Стр.123

   Карточка№4-алгоритм

    1.Прочитайте в парах 1 абзац

    2.О чём говорится в этом отрывке?

    3.Озаглавьте его.

    4.Проработайте так каждый абзац.

    5.Полученный план запишите на карточках.

Рефлексия. Проверка

Ваша пара, прочитайте свой план к тексу?

(спрашиваю 3 пары).

Кто затруднялся? В чём испытывали затруднение в составлении плана или вопросов?

Работа в тетради стр.58

Узнай животных пустыни по фрагментам. Подпиши названия животных. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

-Проверка.

13.Рефлексия

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оцените работу своей пары.  

- В чем испытывали затруднение?

- Что особенно понравилось ?    

В конце учебника у вас лежат наши карточки .

Итог урока

Ребята, что нового узнали на уроке, а что повторили?

Какие трудности испытывали?

Возьмите карточку  и отметьте умения  + и -, или +-

У –находить природную зону пустыни

У- определять растения пустыни;

У- различать животных, населяющих пустыни;

У- составлять цепи питания, характерные для зоны пустыни

У- сравнивать зону пустыни с другими природными зонами;

У-представлять себе пустыню;

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Пустыни"

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Пустыни", 4 класс, УМК "Школа России"  с УУД....

Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс

Тема урока: Пустыни России.  Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Пустыня"

В презентации собран материал оо особенностях пустыни....

Тест к уроку окружающего мира по теме "Пустыни", 4 класс

Тест предназначен для УМК "Школа России" к учебнику для 4 класса А.А. Плешакова по теме "Зона пустынь"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс -  Заповедник «Черные Земли»...

Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)

Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деяте...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс

Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД...