Урок по окружающему миру на тему:: «Пустыни» (4класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, географическим положением её растительным и животным миром, деятельностью людей.
- Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
- Расширить кругозор уч-ся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_pustyni_4klass.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4классе
Тема: «Пустыни»
Цели урока:
- Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, географическим положением её растительным и животным миром, деятельностью людей.
- Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне
- Расширить кругозор уч-ся
- развивать способность к критическому мышлению;
- способствовать развитию смысловой памяти;
- развивать устную речь;
- воспитывать интерес к истории;
Задачи:
- отрабатывать навыки осознанного чтения;
- работать с географической картой
- отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста;
- отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
- выделить главную мысль текста;
- озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
- формулировать выводы на основе прочитанного;
- воспитывать любовь к природе;
Задачи по формированию ОУК:
- взаимодействовать в паре (выслушивать друг друга; вникать в услышанного; понимать, в чем мнения совпадают, а в чем нет; корректно поправлять, дополнять друг друга, договариваться до общего).
- формировать умение слушать:
- концентрировать внимание при слушании;
- развивать умение читать с пониманием:
- читать осознанно;
- извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде;
- формулировать выводы на основе прочитанного;
- Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки;
- развивать умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
- при изложении мысли придерживаться определённого алгоритма;
- формулировать выводы на основе наблюдений над языковым материалом;
- воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу при работе в паре;
Тип урока: изучение нового материала
Уметь
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно;
- рассуждать о прочитанном;
- свободно делиться своими мыслями;
- уметь пользоваться полученными знаниями для удовлетворения познавательных интересов поиска дополнительной информации о природной зоне России-пустыня;
Оборудование: карта природных зон, алгоритмы для работы в парах (карточки №1,№2,№3,№4) с заданиями, слайды презентации, видеофиль «Пустныня» учебник по окружающему миру 4 класс часть 1 составители :А.А.Плешаков, Москва «Просвещение»
Ход урока
І. Организационный момент
Повернулись в паре друг другу улыбнулись и настроились на урок.(ф)
ІІ. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение пройденного)
Проверка усвоения предыдущих тем. (ф)
- Назовите природные зоны России с которыми мы познакомились?
Ребята, давайте покажем их на географической карте (к доске выходит ученик и показывает на интерактивной доске природные зоны).
- О какой природной зоне мы говорили на предыдущем уроке? (зона степи).
Работа в парах
На столах лежат подготовленные карточка №1 с заданием
Учитель организует работу в парах
Карточка №1
Задание: 1. Прочитайте текст. 2.Исправьте географические ошибки в тексте, опираясь на свои знания.
Зона степей расположена севернее зоны лесов. Она тянется вдоль северо-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. По площади это большая зона, она больше зоны тундры. Характерным признаком зоны степей – это отсутствие сплошного растительного покрова. Основным занятием населения является рыболовство
Рефлексия. Проверка
Переверните карточку и на обратной стороне прочитайте следующее задание.
Карточка №2
Задание: совместно с напарником выберите животных и растений степи, покажите стрелкой.
Степи
Тюльпаны Растения Животные
Липа
Голубика
Ковыль
Лиственница
Типчак
Ирисы
Летяга
Серая куропатка
Суслики
Бурундук
Дрофа
Журавль-красавка
Хомяк
Соболь
Пустельга
Верблюд
Рефлексия. Проверка
- Ваша пара, назовите растения степи?
- Ваша пара назовите животных степи?
- Поднимите руки, кто выполнил задание правильно. Кто ошибся?
Назовите животное не относящееся ни к одной из изученных природных зон?
ІІІ. Введение в тему урока
Где может проживать верблюд? (в пустыне)
- Мы покинули бескрайние степные просторы и оказались на самом юге России точнее на юго-западе страны. Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.
- Какую природную зону мы будем изучать на уроке? А что именно изучать?
Изучая каждую природную зону мы составляли план. Давайте составим план.
1.Климатические условия.
2.Растительность.
3.Животный мир.
4.Занятия населения
Давайте обратимся к нашей карте. Мы покинули бескрайние степные просторы и оказались на самом юге России точнее на юго-западе страны. Каким цветом выделена природная зона (оранжевым цветом). Зона пустыни. Географическое положение зоны пустыни относительно других природных зон и сторон горизонта-небольшая территория на юго – западе страны. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ближе к Северному тропику, поэтому там всегда жарко.
4. Изучение нового материала
Работа в тетради.
Откройте рабочую тетрадь на странице 36 и закрасьте карандашом территорию пустыни, подпишите.
(учитель , пока ребята работают закрывает карту и готовит доску для просмотра фильма)
Просмотр фильма «Пустыня»
Ребята сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент о пустыне. Просматривая, обратите внимание на поверхность пустыни, растительный мир.
Выскажите свои впечатления об увиденном ? Что можно сказать о поверхности пустыни?
Сообщение дополнительной информации.
Поверхность пустыни ровная с валами из песка. Это песчаные валы-барханы. Зима по сравнению с летом суровая. Температура опускается до-12. Зима длится 2-3 месяца.
Что означает слово пустыня?
Пустыня –это песок, много песка, и голубое небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара.
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.123 найдите текст «В пустыне вовсе не скучно». Читать текст будете в паре до растений, и выполнять задание, как сказано в карточке №3.
-Прочитайте задание.
Карточка№3
Задание: 1. Прочитайте текст. 2.Ответьте на вопросы, обсудите свои вопросы в парах.
1.Какие бывают пустыни?
2.Какова особенность лета в пустыне?
3.Какое количество осадков выпадает за лето?
4.Почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду?
Рефлексия. Проверка.
Какие слова в тексте непонятны?
Ваша пара, какие бывают пустыни? Отвечает одна пара.
Ваша пара, какова особенность лета в пустыне?
Ваша пара, какое количество осадков выпадает за лето?
Ваша пара, почему человек побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду?
Давайте рассмотрим, какова особенность растений пустыни?
Прочитаем текст на стр.123.найдите абзац текста о растениях.
(Текст читает учащийся.)
-Что характерно для всех растений пустыни?
По росту (невысокие),
Листья (с узкими тонкими листьями)
Корни (с длинными корнями). А почему такая корневая система?
-Растения должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большей глубине или иметь свой запас воды. В пустыне встречаются и деревья. Например: саксаул. Это низкие деревья, не больше 4-5 метров и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.(показ фрагмента) А вот так выглядит пустыня весной.
В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью. Их называют оазисами. Наверное, зной и жара утомили вас. Давайте отдохнём немного.
Физминутка
А мы продолжаем знакомиться с животным миром пустыни.
Работа по учебнику
Откройте учебник н а странице 126-127 рассмотрите и познакомьтесь с животным миром пустыни. Подумайте, чем питается каждое из них?
(рассматривают иллюстрацию)
-Можно ли по внешнему виду изображённых животных догадаться, в какой природной зоне они обитают?
(Их окраска под цвет песка-это их маскировка. Большинство животных некрупные, поэтому им негде спрятаться от хищников.)
-Какие животные самые крупные в пустыне? (сайгаки и верблюды)
Отгадайте загадку.
Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-м (верблюд)
- Верблюд называют караваном пустыни.
О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существуют два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров и могут нести 500кг.груза. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жёсткие колючки без всякого вреда для себя. Его нёбо язык и губы покрыты толстой кожей. В горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без еды и питья 3-4 дня, а когда доберётся до водопоя выпивает до 8 вёдер воды.
Работа с текстом. Стр.123
Карточка№4-алгоритм
1.Прочитайте в парах 1 абзац
2.О чём говорится в этом отрывке?
3.Озаглавьте его.
4.Проработайте так каждый абзац.
5.Полученный план запишите на карточках.
Рефлексия. Проверка
Ваша пара, прочитайте свой план к тексу?
(спрашиваю 3 пары).
Кто затруднялся? В чём испытывали затруднение в составлении плана или вопросов?
Работа в тетради стр.58
Узнай животных пустыни по фрагментам. Подпиши названия животных. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
-Проверка.
13.Рефлексия
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Оцените работу своей пары.
- В чем испытывали затруднение?
- Что особенно понравилось ?
В конце учебника у вас лежат наши карточки .
Итог урока
Ребята, что нового узнали на уроке, а что повторили?
Какие трудности испытывали?
Возьмите карточку и отметьте умения + и -, или +-
У –находить природную зону пустыни
У- определять растения пустыни;
У- различать животных, населяющих пустыни;
У- составлять цепи питания, характерные для зоны пустыни
У- сравнивать зону пустыни с другими природными зонами;
У-представлять себе пустыню;
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Пустыни"
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Пустыни", 4 класс, УМК "Школа России" с УУД....
Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс
Тема урока: Пустыни России. Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Пустыня"
В презентации собран материал оо особенностях пустыни....
Тест к уроку окружающего мира по теме "Пустыни", 4 класс
Тест предназначен для УМК "Школа России" к учебнику для 4 класса А.А. Плешакова по теме "Зона пустынь"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс - Заповедник «Черные Земли»...
Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деяте...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс
Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД...