Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Панова Елена Анатольевна

Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_4_klass_pustyni.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект  урока по окружающему миру  по теме " Пустыни"

Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс. М. Просвещение 2014г

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Тема: «Пустыни.»

Цель:  сформировать представление об особенностях  природной зоны пустыни.

Задачи урока направлены  на достижение планируемых результатов-

Метапредметные результаты:

Осваиваемые УУД. Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложенного материала, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания

Предметные результаты:

Научатсяопределять географическое положение пустыни, анализировать предложенный материал, выявлять особенности растений в пустыне, выявлять признаки приспособления животных к жизни в пустыне

Личностные результаты:

Проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, стремление к познанию нового

Содержание учебного материала.

Учебный материал отображает урочную деятельность

Этапы урока с подробным описанием вида деятельности.

Содержа-ние урока

Цели

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы работы

Формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Проверка готовности обучаю-щихся, их настроя на работу

1 мин

- Снова пришел долгожданный миг –

  Нам пора в дорогу.

   Он зовет нас, в загадочный мир,

  Таинственный мир природы.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной зоной расположенной на территории нашей страны, но сначала проверим д/з

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Проверка домашнего задания

Проверка знаний

5 мин

-Откроите проверочные тетради и выполните тест  на стр.34-36

Выполняют тест

Индиви-дуальная работа

Коммуникативные:

-умение с точностью выражать свои мысли в письменной форме

Личностные:

Умение организовать  самостоятельную работу

3.Актуали-зация знаний постановка проблемного вопроса.

Выход на тему урока Подведе-ние детей к формули-рованию темы и постановке задач урока.

8 мин

- Вот мы и в пустыне.  Откройте учебник на стр.118 Рассмотрите фотографии. Вот так выглядит пустыня. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

- Как вы думаете, от какого слова произошло слова " пустыня" 

-Верно, вот как трактуется слово пустыня в словаре Ожегова : Пустыня - большое , незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью 

-Наша задача на сегодняшнем уроке попробовать разобраться - действительно ли в пустыне пусто?

-Но сначала давайте определим географическое положение зоны пустынь.

- На фотографиях мы увидели, что пустыни бывают глинистые и каменистые. Песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям.  Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Глинистый участок называется такыр.

-Какой вывод из моего рассказа можем сделать о почвах пустыни.

- Давайте просмотрим видеофрагмент о пустыне и , опираясь на знания о географическом положений пустыни и просмотренный сюжет, выясним климат какой же климат в пустыне.

Пустыня отличается от степи:

-вместо почвы песок или растрескавшаяся глина;

- растений очень мало, почти нет совсем

- от слова " пусто"

Работа с картой и рабочей тетрадью с.   (выделяют границы пустыни и закрашивают соответствующим цветом)

Вывод о почвах

-Почвы отсутствуют , их заменяют песок, глина

Вывод о климате:

- Лето жаркое Днём очень жарко , ночью прохладно. Зима холодная. Летом осадков почти не бывает. Зимой выпадает снег, но высота снежного покрова 5- 8 см

Наблюдение репродуктивный

Регулятивные:

- умение анализировать  информацию.

Познавательные:

- умение обработать  полученную информацию Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные:

-развитие познавательных интересов

3.Физкультминутка

Отдых, снятие напряже-ния и усталости

1 мин

Выполняют движения

Личностные:

- положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

4. Работа в группах. Исследова-тельская деятель-ность

Проверка понимания способа действия.
 

18 мин

Вы будете работать в трёх группах. В первую группу вошли ботаники, во второй объединились зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную  исследовательскую работу. А результаты оформить в исследовательские дневники

- задание для 1 группы - выясните какие растения произрастают в пустыне, какие общие особенности и индивидуальные приспособления они имеют

-задание для 2 группы-какие животные обитают в пустыне, какие приспособленность животные имеют для жизни в пустыне: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются

-задание для 3 группы:  какую хозяйственную деятельность ведут люди, живущие в пустыне, какие экологические проблемы там есть и как они решаются 

Отчет каждой группы по проделанной работе

Работа с учебником,

гербарием, рисунками с изображением растений.

Работа в группе

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

- поиск и выделение необходимой информации.

-- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5.Закрепле-ние

Отработка и совершенствование учебных действий

7мин

С. 58, № 4 (тетрадь)

-   Прочитайте.

-   Узнайте животных по их фрагментам. Запишите названия животных.

Проверка.

-   Каких животных вы узнали?

- Я  буду читать утверждения , если вы  со мной согласны поднимите зеленую карточку(+) , если нет- красную(-)

 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.(+)

2.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.(-)

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.(-)

5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу.(+)

6 У растений ствол длиннее корня.(-)

7.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)

8.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)

9.Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

10В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)    

- Ящерица-круглоголовка,  верблюд, ушастый ёж, тушканчик, священный скарабей, сайгак.

Самостоя-тельная работа с последую-щей провер-кой

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. 

Личностные:

Умение организовать  самостоятельную работу

7.Подведе-ние итогов

Соотнесе-ние поставлен-ных задач с достигну-тым результа-том.

2 мин

-В начале урока мы спросили себя - действительно ли в пустыне пусто?

- Как вы сейчас ответите на этот вопрос?

Учитель благодарит детей за работу на уроке, выставляет отметки

Индивидуальные ответы учащихся

Контроль и оценка.

Личностные:

- умение выделить главное

Коммуникативные:

-проявлять активность в деятельности.

9.Рефлек-сия

Обеспече-ние позитивно-го настроя на получение знаний

2 мин

 – Что нового вы узнали?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности природной зоны пустыни;

- я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого;

Индивидуальная самооценка

Рефлексия

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

9.Домаш-нее задание

1 мин

-стр.118-124

-р.т стр. 57 №2,3

-стр. 125 в .1 (по желанию) р. т. стр. 59 №7

Записывают Д/з в дневник

 

 Используемые образовательные технологии.

1. Информационные технологии. На уроке для ознакомления с климатом пустынь используется видеосюжет, а также различные справочные материалы.

2. Здоровьесберегающие технологии. В процесс урока включена физ. минутка, положительный эмоциональный фон урока, смена видов деятельности

3. Технология проблемного обучения. В процессе урока учащиеся ищут ответ на вопрос, возникший в начале урока: " А пусто ли в            пустыне?"

4. Исследовательская работа. Учащиеся , работая в группах и изучая справочные материалы, самостоятельно отвечают на вопросы поставленные перед ними учителем. Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, что делает руководство со стороны учителя косвенным.

5.  Обучение в сотрудничестве (групповая работа) Учащиеся предлагают свои варианты ответов на поставленные вопросы, дети вместе обсуждают и приходят к единому мнению

 Методы и приемы организации урока, их место в занятии.

  1. Фронтальный метод- на этапе закрепления материала учащиеся работают с сигнальными карточками.
  2. Групповой метод- поиск необходимой информации  группой учащихся.
  3.  Метод объяснения - учитель рассказывает какие виды пустынь встречаются на территории нашей страны.
  4. В заключительной части урока при подведении итогов применяется метод поощрения.

 Дидактические материалы и средства обучения.

  1. От простого к сложному. (Опираясь на имеющиеся знания о степях, учащиеся выдвигают гипотезы по новому материалу)
  2. Принцип учета индивидуальных особенностей осуществляется в возможности выбора Д/з
  3. Принцип доступности и посильности т.к. задания адаптированы на данную возрастную группу,
  4. Принцип самостоятельности. Работа с тестом в начале урока, выполнение заданий в рабочей тетради
  5. Принцип активности. Учащиеся  могут проявить себя работая в группе.
  6. Использование технических средств таких как: компьютер, проектор.

         Рекомендации по подготовке урока.

Для оптимизации работы в группах необходимо продумать расстановку парт и посадку учащихся. До урока необходимо  подготовить видеоролик. Заранее следует подготовить и сигнальные карточки для каждого учащегося, листы исследователя, энциклопедии, картинки  с видами хозяйственной деятельности в пустыне. Проследить за тем, чтобы у каждого ученика был учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал

Итоги урока.

 Анализ результативности.

На мой взгляд урок результативен, так как дети смогли назвать типичных представителей животного и растительного мира пустынь, указать на их особенности приспособления в данных условиях. Дети на протяжении всего урока проявляли активность и интерес

 Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.

Учащиеся оценили себя с помощью вопросов учителя ,что помогло выяснить уровень полученных знаний

Список используемой литературы:

          1. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4  класс. Москва. Просвещение 2014 г.

         3 . Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д Окружающий мир: Тесты 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

          4. Электронное приложение к учебнику

          5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

          6. В.В. Петров "Растительный мир нашей Родины" М. Просвещение 1991 г.

          7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 4 класс. К УМК А.А. Плешакова ("Школа России"). М.

          " Вако" 2014 г.

          8. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Атлас - определитель " От земли  до неба" Москва. Просвещение 2014 г.

          9. http://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...