Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_4_klass_pustyni.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру по теме " Пустыни"
Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс. М. Просвещение 2014г
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Тема: «Пустыни.»
Цель: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Задачи урока направлены на достижение планируемых результатов-
Метапредметные результаты:
Осваиваемые УУД. Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложенного материала, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания
Предметные результаты:
Научатся: определять географическое положение пустыни, анализировать предложенный материал, выявлять особенности растений в пустыне, выявлять признаки приспособления животных к жизни в пустыне
Личностные результаты:
Проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Участие в совместной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, стремление к познанию нового
Содержание учебного материала.
Учебный материал отображает урочную деятельность
Этапы урока с подробным описанием вида деятельности.
Содержа-ние урока | Цели | Вре-мя | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы работы | Формируемые УУД |
1. Организа-ционный момент | Проверка готовности обучаю-щихся, их настроя на работу | 1 мин | - Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня мы познакомимся ещё с одной зоной расположенной на территории нашей страны, но сначала проверим д/з | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
2. Проверка домашнего задания | Проверка знаний | 5 мин | -Откроите проверочные тетради и выполните тест на стр.34-36 | Выполняют тест | Индиви-дуальная работа | Коммуникативные: -умение с точностью выражать свои мысли в письменной форме Личностные: Умение организовать самостоятельную работу |
3.Актуали-зация знаний постановка проблемного вопроса. | Выход на тему урока Подведе-ние детей к формули-рованию темы и постановке задач урока. | 8 мин | - Вот мы и в пустыне. Откройте учебник на стр.118 Рассмотрите фотографии. Вот так выглядит пустыня. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям. - Как вы думаете, от какого слова произошло слова " пустыня" -Верно, вот как трактуется слово пустыня в словаре Ожегова : Пустыня - большое , незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью -Наша задача на сегодняшнем уроке попробовать разобраться - действительно ли в пустыне пусто? -Но сначала давайте определим географическое положение зоны пустынь. - На фотографиях мы увидели, что пустыни бывают глинистые и каменистые. Песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Глинистый участок называется такыр. -Какой вывод из моего рассказа можем сделать о почвах пустыни. - Давайте просмотрим видеофрагмент о пустыне и , опираясь на знания о географическом положений пустыни и просмотренный сюжет, выясним климат какой же климат в пустыне. | Пустыня отличается от степи: -вместо почвы песок или растрескавшаяся глина; - растений очень мало, почти нет совсем - от слова " пусто" Работа с картой и рабочей тетрадью с. (выделяют границы пустыни и закрашивают соответствующим цветом) Вывод о почвах -Почвы отсутствуют , их заменяют песок, глина Вывод о климате: - Лето жаркое Днём очень жарко , ночью прохладно. Зима холодная. Летом осадков почти не бывает. Зимой выпадает снег, но высота снежного покрова 5- 8 см | Наблюдение репродуктивный | Регулятивные: - умение анализировать информацию. Познавательные: - умение обработать полученную информацию Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: -развитие познавательных интересов |
3.Физкультминутка | Отдых, снятие напряже-ния и усталости | 1 мин | Выполняют движения | Личностные: - положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | ||
4. Работа в группах. Исследова-тельская деятель-ность | Проверка понимания способа действия. | 18 мин | Вы будете работать в трёх группах. В первую группу вошли ботаники, во второй объединились зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу. А результаты оформить в исследовательские дневники - задание для 1 группы - выясните какие растения произрастают в пустыне, какие общие особенности и индивидуальные приспособления они имеют -задание для 2 группы-какие животные обитают в пустыне, какие приспособленность животные имеют для жизни в пустыне: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются -задание для 3 группы: какую хозяйственную деятельность ведут люди, живущие в пустыне, какие экологические проблемы там есть и как они решаются | Отчет каждой группы по проделанной работе | Работа с учебником, гербарием, рисунками с изображением растений. Работа в группе | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; - поиск и выделение необходимой информации. -- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
5.Закрепле-ние | Отработка и совершенствование учебных действий | 7мин | С. 58, № 4 (тетрадь) - Прочитайте. - Узнайте животных по их фрагментам. Запишите названия животных. Проверка. - Каких животных вы узнали? - Я буду читать утверждения , если вы со мной согласны поднимите зеленую карточку(+) , если нет- красную(-) 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.(+) 2.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.(-) 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.(-) 5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу.(+) 6 У растений ствол длиннее корня.(-) 7.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) 8.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) 9.Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) 10В зоне пустынь выращивают хлопок. (+) | - Ящерица-круглоголовка, верблюд, ушастый ёж, тушканчик, священный скарабей, сайгак. | Самостоя-тельная работа с последую-щей провер-кой | Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Личностные: Умение организовать самостоятельную работу |
7.Подведе-ние итогов | Соотнесе-ние поставлен-ных задач с достигну-тым результа-том. | 2 мин | -В начале урока мы спросили себя - действительно ли в пустыне пусто? - Как вы сейчас ответите на этот вопрос? Учитель благодарит детей за работу на уроке, выставляет отметки | Индивидуальные ответы учащихся | Контроль и оценка. | Личностные: - умение выделить главное Коммуникативные: -проявлять активность в деятельности. |
9.Рефлек-сия | Обеспече-ние позитивно-го настроя на получение знаний | 2 мин | – Что нового вы узнали? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? Оцените себя по критериям: -я знаю особенности природной зоны пустыни; - я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины; -я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого; | Индивидуальная самооценка | Рефлексия | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
9.Домаш-нее задание | 1 мин | -стр.118-124 -р.т стр. 57 №2,3 -стр. 125 в .1 (по желанию) р. т. стр. 59 №7 | Записывают Д/з в дневник |
Используемые образовательные технологии.
1. Информационные технологии. На уроке для ознакомления с климатом пустынь используется видеосюжет, а также различные справочные материалы.
2. Здоровьесберегающие технологии. В процесс урока включена физ. минутка, положительный эмоциональный фон урока, смена видов деятельности
3. Технология проблемного обучения. В процессе урока учащиеся ищут ответ на вопрос, возникший в начале урока: " А пусто ли в пустыне?"
4. Исследовательская работа. Учащиеся , работая в группах и изучая справочные материалы, самостоятельно отвечают на вопросы поставленные перед ними учителем. Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, что делает руководство со стороны учителя косвенным.
5. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) Учащиеся предлагают свои варианты ответов на поставленные вопросы, дети вместе обсуждают и приходят к единому мнению
Методы и приемы организации урока, их место в занятии.
- Фронтальный метод- на этапе закрепления материала учащиеся работают с сигнальными карточками.
- Групповой метод- поиск необходимой информации группой учащихся.
- Метод объяснения - учитель рассказывает какие виды пустынь встречаются на территории нашей страны.
- В заключительной части урока при подведении итогов применяется метод поощрения.
Дидактические материалы и средства обучения.
- От простого к сложному. (Опираясь на имеющиеся знания о степях, учащиеся выдвигают гипотезы по новому материалу)
- Принцип учета индивидуальных особенностей осуществляется в возможности выбора Д/з
- Принцип доступности и посильности т.к. задания адаптированы на данную возрастную группу,
- Принцип самостоятельности. Работа с тестом в начале урока, выполнение заданий в рабочей тетради
- Принцип активности. Учащиеся могут проявить себя работая в группе.
- Использование технических средств таких как: компьютер, проектор.
Рекомендации по подготовке урока.
Для оптимизации работы в группах необходимо продумать расстановку парт и посадку учащихся. До урока необходимо подготовить видеоролик. Заранее следует подготовить и сигнальные карточки для каждого учащегося, листы исследователя, энциклопедии, картинки с видами хозяйственной деятельности в пустыне. Проследить за тем, чтобы у каждого ученика был учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал
Итоги урока.
Анализ результативности.
На мой взгляд урок результативен, так как дети смогли назвать типичных представителей животного и растительного мира пустынь, указать на их особенности приспособления в данных условиях. Дети на протяжении всего урока проявляли активность и интерес
Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.
Учащиеся оценили себя с помощью вопросов учителя ,что помогло выяснить уровень полученных знаний
Список используемой литературы:
1. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс. Москва. Просвещение 2014 г.
3 . Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д Окружающий мир: Тесты 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4. Электронное приложение к учебнику
5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
6. В.В. Петров "Растительный мир нашей Родины" М. Просвещение 1991 г.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 4 класс. К УМК А.А. Плешакова ("Школа России"). М.
" Вако" 2014 г.
8. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Атлас - определитель " От земли до неба" Москва. Просвещение 2014 г.
9. http://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...