Урок окружающего мира в 3 классе. Охрана животных.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Череп Римма Николаевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Охрана животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Учитель – Череп Римма Николаевна.

Тема: Охрана животных.

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Задачи:

Образовательные: 

  • формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных,
  • познакомить с редкими животными, занесенными в Красную книгу России, Крыма.

Развивающие: 

  • развивать чувство ответственности за жизнь на планете; 
  • повторить правила поведения в природе.

Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные:

  • объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных;
  • оценивать поступки людей по отношению к природе;
  • называть животных, занесённых в Красную книгу,
  • формулировать правила друзей природы,
  • анализировать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем материалах;
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • решать рабочие задачи с использованием ИКТ, ЭОР;
  • структурировать знания, т. е. осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
  • ставить учебные задачи на основе изученного ранее материала;
  • прогнозировать результаты.

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
  • совершенствовать навык общения: сотрудничать с одноклассниками, слушать их мнение, работать в парах;
  • оценивать свою работу на уроке и одноклассников;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Личностные: 

  • проявлять  ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги  для сохранения редких и исчезающих видов животных.
  • развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звонок прозвенел и напомнил опять,
Что время нельзя нам напрасно терять.
Кто временем нашим привык дорожить,
Тому будет легче победу добыть.

  1. Целеполагание.
  • Сегодня на уроке у каждого будет своя победа!
  • Чтобы её одержать, нужно выполнить ряд заданий и набрать определённое количество баллов.
  • У вас на столах лежит «Лист самооценки». Посмотрите внимательно и скажите, какие задания нам предстоит выполнить. (Проверка домашнего задания, самостоятельная работа с учебником – «Дополни предложения», работа в паре в тетради с дополнительным материалом – «Запиши по группам»).
  • За эти задания нужно набрать баллы и в конце урока оценить свою работу на уроке.

  1. Актуализация знаний.
  • Для начала, давайте вспомним, что мы изучаем на уроках окружающего мира? (природу)
  • Что такое природа? (всё что нас окружает, кроме того, что сделано руками человека)
  • Какая бывает природа? (живая и неживая)
  • Чем объекты живой природы отличаются от неживой природы? (они дышат, растут, развиваются, размножаются и умирают)
  • На какие царства делятся объекты живой природы? (царства: растения, животные, грибы, бактерии)
  • С каким царством работаем мы уже несколько последних уроков? (царство животных)

  1. Проверка домашнего задания.
  • На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Размножение и развитие животных». Дома вы изучили статьи учебника, поработали в тетрадях и желающие выполнили задание от учителя на «Учи.ру». Вот сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы поняли прошлую тему.
  • Выполним первое задание – «Проверка домашнего задания. Тест». Я зачитаю 6 вопросов, ответом на каждый будет 1 слово! Ответ записываем в «Лист самооценки»

«Проверка домашнего задания. Тест».

  1. Какая группа животных развивается так: икринка – головастик – взрослая особь? (млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, земноводные).
  2. Какие животные рождают детёнышей? (рыбы, звери, земноводные, птицы).
  3. Детёныши каких животных развиваются из икры? (пресмыкающиеся, млекопитающие, рыбы, птицы).
  4. Какие животные откладывают яйца и насиживают их? (птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые).
  5. Какие животные почти всегда заботятся о своём потомстве? (млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые).
  6. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - муха? (икринка, малёк, головастик, куколка).

Взаимопроверка. (учитель еще раз проговаривает каждый вопрос с ответом).

Взаимооценивание:

3 балла – без ошибок;

2 балла – 1 – 2 ошибки;

1 балл – более 2 ошибок.

  1. Постановка темы и задач урока.
  • Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных. Давайте подумаем, а нужны ли животные, может можно было бы прожить и без них?
  • Для этого посмотрим на экран.

Работа с презентацией.

Картинки:

Яблоко, груша – пчела, оса – Какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения)

Сова – мышь – зерно

Божья коровка – тля – Какую пользу приносят хищники? (поедают растительноядных вредителей)

Молоко – яйца – мясо – мёд

Шуба – Какую пользу дают человеку? (продукты питания, одежда)

  • Можно прожить без животных? (нет)
  • Но с каждым годом некоторых животных становится всё меньше и меньше.
  • Как вы думаете, почему? (люди их уничтожают для своих целей)

Работа с презентацией.

Картинки:

Охота (ценный мех, пища), вырубка леса, загрязнение водоёмов (уничтожение домов животных)

  • Как вы думаете, как мы должны относиться к животным? (бережно)
  • Что мы должны делать с животными? (охранять)
  • Кто может сформулировать тему урока? (Охрана животных)
  • Запишите тему в «Лист самооценки». (учитель записывает тему на доске)
  • Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке? (Как охранять животных? Как люди охраняют животных?)
  • Для многих животных домом является лес, значит нам нужно вспомнить … (правила поведения в лесу)
  • Составить «Правила друзей природы».

  1. Изучение нового материала.
  1. Красная книга России.
  • С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить специальную книгу … (Красную книгу)
  • А как вы думаете, почему  книгу назвали именно Красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения!)
  • Красная книга – это сигнал опасности. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеются списки исчезнувших, редких, исчезающих животных.
  • У нас в учебнике приведены примеры некоторых животных, занесённых в красную книгу России.
  • Сейчас вам нужно самостоятельно поработать с учебником на стр. 106 – 107 и выполнить следующее задание «Дополни предложения».

Самостоятельная работа с учебником, с. 106 – 107

«Дополни предложения». Животные Красной книги России.

Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около 3 сантиметров. Он поедает опасных для леса гусениц. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым опереньем живут у воды. Что это за птица? Фламинго. Орёл-беркут – большая величественная птица с размахом крыльев до 2 метров. Близкий родственник нашей домашней кошки, длина тела которого более 3 метров. Кто это? Тигр. Морж – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, масса примерно полторы тонны. Длина клыков моржей до 80 сантиметров.

Взаимопроверка (дети по очереди зачитывают правильные ответы).

Взаимооценивание:

3 балла – без ошибок;

2 балла – 1 – 2 ошибки;

1 балл – более 2 ошибок.                                ФИЗМИНУТКА

  1. Красная Книга Крыма.
  • В каждом регионе России есть своя Красная книга и в Крыму тоже. С животными и растениями Красной книги Крыма мы с вами знакомились и в прошлом году и на занятиях по «Крымоведению». В прошлом году вы писали даже проекты на эту тему.
  • Может кто-то назовёт хотя бы одно животное Красной книги Крыма?
  • Сейчас вам нужно выполнить следующее задание в тетради на стр. 45 «Запиши по группам» - работа в паре с дополнительным материалом – записать животных Красной книги Крыма по группам в тетрадь с карточки.
  • Для этого давайте ещё раз вспомним, какие группы животных мы изучили (птицы, млекопитающие, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, моллюски, иглокожие, земноводные)

Птицы: дрофа, белоголовый сип, чёрный гриф.

Насекомые: крымская жужулица, махаон.

Пресмыкающиеся: желтопузик обыкновенный, ящерица горнокрымская.

Звери: крымский благородный олень, барсук, хорь степной.

Рыбы: бычок головач.

Самопроверка (дети по очереди зачитывают правильные ответы).

Самоооценивание:

3 балла – без ошибок;

2 балла – 1 – 2 ошибки;  

1 балл – более 2 ошибок.

  1. «Правила друзей природы».

Фронтальная работа с учебником – выборочное чтение.

  • Многие животные живут в лесу. Лес – это их дом. И когда мы приходим в лес, мы приходим в гости. В гостях нужно соблюдать правила поведения.
  • А какие правила нужно соблюдать нам в лесу, чтобы не навредить животным?
  • Ответить на этот вопрос нам поможет учебник – стр. 109.
  • Я буду показывать экологический знак, а вам нужно найти и зачитать правило, которое соответствует ему.

http://900igr.net/up/datai/93402/0013-008-.png

  1. Итог урока.
  • О ком говорили на уроке? (о животных)
  • Как нужно относиться к животным? (бережно, нужно их охранять)
  • Где можно найти названия редких и исчезающих животных? (Красная книга)
  • Приведите пример животных, занесённых в Красную книгу России, Крыма.

Синквейн 

Животные

Красивые, необходимые

Охранять, беречь, заботиться

Животные играют огромную роль в природе!

Друзья

  1. Домашнее задание.

Учебник стр. 106 – 111. Задание для желающих – стр. 106 № 3.

  1. Оценивание.

Самоооценивание:

9 – 7 баллов – «5»

6 – 5 баллов – «4»

Менее 5 баллов – сегодня что-то не получилось, но обязательно получится в следующий раз.

  1. Рефлексия.
  • Понравился ли вам урок?
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Какое задание показалось самым сложным?
  • Всё ли у вас получилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение животных в природе

Слайд 2

Значение животных в природе

Слайд 3

Значение животных в природе

Слайд 4

Значение животных в жизни человека

Слайд 5

Значение животных в жизни человека

Слайд 6

Значение животных в жизни человека

Слайд 7

Причины исчезновения животных



Предварительный просмотр:

Ф. И. _________________________ Тема: Охрана животных. 3 класс. «Школа России»

Самостоятельная работа с учебником, с. 106 – 107

«Дополни предложения». Животные Красной книги России.

Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около ________. Он поедает опасных для леса гусениц. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым опереньем живут у воды. Что это за птица? ________________________________. Орёл-беркут – большая величественная птица с размахом крыльев до __________. Близкий родственник нашей домашней кошки, длина тела которого более 3 метров. Кто это? _______________. Морж – могучий морской зверь. Его длина более _____________, масса примерно ____________

________________. Длина клыков моржей до _____________.

Ф. И. _________________________ Тема: Охрана животных. 3 класс. «Школа России»

Самостоятельная работа с учебником, с. 106 – 107

«Дополни предложения». Животные Красной книги России.

Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около ________. Он поедает опасных для леса гусениц. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым опереньем живут у воды. Что это за птица? ________________________________. Орёл-беркут – большая величественная птица с размахом крыльев до __________. Близкий родственник нашей домашней кошки, длина тела которого более 3 метров. Кто это? _______________. Морж – могучий морской зверь. Его длина более _____________, масса примерно ____________

________________. Длина клыков моржей до _____________.

Ф. И. _________________________ Тема: Охрана животных. 3 класс. «Школа России»

Самостоятельная работа с учебником, с. 106 – 107

«Дополни предложения». Животные Красной книги России.

Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около ________. Он поедает опасных для леса гусениц. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым опереньем живут у воды. Что это за птица? ________________________________. Орёл-беркут – большая величественная птица с размахом крыльев до __________. Близкий родственник нашей домашней кошки, длина тела которого более 3 метров. Кто это? _______________. Морж – могучий морской зверь. Его длина более _____________, масса примерно ____________

________________. Длина клыков моржей до _____________.



Предварительный просмотр:

http://900igr.net/up/datai/93402/0013-008-.png

http://900igr.net/up/datai/93402/0013-008-.png

http://900igr.net/up/datai/93402/0013-008-.png

http://900igr.net/up/datai/93402/0013-008-.png



Предварительный просмотр:

Лист самооценки. Ф. И. _______________________________

Дата ________________________________________________

Тема урока. __________________________________________

Задание № 1. «Проверка домашнего задания. Тест».

  1. _______________________________________________
  2. _______________________________________________
  3. _______________________________________________
  4. ______________________________________________
  5. _______________________________________________
  6. _______________________________________________

                                                                    Баллы ________

Задание № 2. Самостоятельная работа с учебником.

«Дополни предложения».                        Баллы ________

Задание № 3.

Работа в паре с дополнительным материалом.

«Запиши по группам».                            Баллы ________

Общее количество баллов ________    Оценка ________

Лист самооценки. Ф. И. _______________________________

Дата ________________________________________________

Тема урока. __________________________________________

Задание № 1. «Проверка домашнего задания. Тест».

  1. _______________________________________________
  2. _______________________________________________
  3. _______________________________________________
  4. ______________________________________________
  5. _______________________________________________
  6. _______________________________________________

                                                                Баллы ________

Задание № 2. Самостоятельная работа с учебником.

«Дополни предложения».                     Баллы ________

Задание № 3.

Работа в паре с дополнительным материалом.

«Запиши по группам».                           Баллы ________

Общее количество баллов ________    Оценка ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Охрана животных"

Задачи:дать информацию о редких и исчезнувших животных на планете;подчеркнуть необходимость охраны всей природы,как единственное и важное условие для сохранности всего живого на Земле;подвести у...

Урок окружающего мира по теме: Охрана животных

УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)...

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"...

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира. 3 класс. Охрана животных.

Конспект урока с презентацией окружающего мира в 3 классе УМК "Школа России", учебник А. А. Плешакова. Тема урока "Охрана животных". Цель урока: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые...

Урок окружающего мира по теме "Охрана животных" в 3 классе

технологическая карта урока "Охрана животных"...