внеурочная деятельность
классный час по окружающему миру (1 класс)

Понятие исследовательский проект Что такое исследовательский проект? Исследовательский проект - деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский проект обучающихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Обучающейся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Исследовательский проект не должен быть реферативной работой! Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Этапы исследования: - постановка проблемы изучение теории, посвященной данной проблематике; - подбор методик исследования сбор собственного материала его анализ и обобщение научный комментарий собственные выводы. 2. Классификация проектов Проекты классифицируются: По доминирующей деятельности. По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. По предметно-содержательной области. Монопроекты. По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.). По количеству участников можно выделить проекты: - личностные - парные - групповые По продолжительности проекты могут быть: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6). Средней продолжительности (один-два месяца). Долгосрочными (до года). По характеру контактов. Внутритехникумовские или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной учебной организации, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между учебными заведениями, группами внутри региона, одной страны. Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. 3. Виды ученических проектов: Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: - исследовательское; - инженерное; - прикладное; - бизнес-проектирование; - информационное; - социальное; - игровое; - творческое. 1) Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой̆, исследовательской̆ проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Результатами таких исследований могут быть: - конкретный̆ продукт (новая деталь, новый̆ прибор и пр.) - концепция продукта (если для создания продукта требуется производство, но в условиях написания проекта невозможно); - продукт научного труда (бизнес-план, схема информационного взаимодействия в организациях, стратегия развития страны, региона, области, города, школы и др.) Типы учебных исследовательских работ Информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких научных, научно-популярных источников с целью наиболее полного освещения какой̆-либо проблемы. Проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких научных, научно-популярных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной̆ проблемы. Исследовательская творческая работа, выполненная при помощи корректной̆ с научной̆ точки зрения методики, имеющая собственный̆ экспериментальный̆ материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления. 2) Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой̆ информацией̆, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой̆ аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный̆ справочник, web-сайт, информационный̆ бюллетень и т.п. 3) Творческие проекты (литературные вечера, спектакли, экскурсии). Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной̆ структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой̆ логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной̆ газете, сочинении, видеофильме, спортивной̆ игре, экспедиции, пр.) 4) Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный̆ с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на позитивные изменения в социуме, причем размер группы бенефициантов такого проекта значения не имеет. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: - социальное; - бизнес-проектирование; - исследовательское; - инженерное; - информационное. 4. Этапы проектной деятельности. Проектная/исследовательская работа включает в себя все этапы познавательной деятельности, выполненные полностью самостоятельно или при частичной поддержке преподавателя. Основные этапы проектной / исследовательской деятельности: - формулировка проблемы, постановка цели, определение задач; - сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой̆ проблеме; - анализ ресурсов, выработка путей̆ решения задач; - составление плана работы. - технологическое следование составленному плану работы; - презентация полученного результата. Полный цикл проектной деятельности включает две, четко различимые фазы. Стадии 1-4 – подготовительные - завершаются разработкой проекта в узком смысле этого слова. Эта фаза наиболее трудна для обучающихся и требует существенной поддержки со стороны преподавателя. Эта фаза также и наиболее важна, так как именно она определяет успех дальнейшей̆ деятельности и качество произведенного продукта. Поэтому имеет смысл по завершении этой фазы длительных проектов проводить процедуру представления проекта, которое оценивается педагогом/супервайзером. Основной задачей этого оценивания является поддержка студента и внесение, при необходимости, изменений в программу и план действий, обеспечивающих успешность реализации проекта. Вторая фаза – непосредственная реализация проекта, завершающаяся созданием конечного продукта, его презентацией и оформлением отчета. Публичная презентация произведенного продукта очень важна, так как актуализирует коммуникативные навыки учащегося. Таким образом, по завершении проекта учащийся представляет: - проект (продукт первой фазы); - конечный продукт (если это возможно в рамках написания проекта); - публичная презентация работы. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должны быть представлены два элемента проектной работы: - защита темы проекта (проектной идеи); - защита реализованного проекта. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; – ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; – риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 5. Общие критерии оценивания учебных проектов Оценивание отражает все основные стадии проектной деятельности и осуществляется с использованием следующих критериев: А) ясность цели и ожидаемых результатов деятельности (оценивается по отчету); Б) адекватность средств достижения цели (оценивается по конечному продукту и по отчету); В) процесс, навыки самоорганизации (оценивается по отчету); Г) качество произведенного продукта (оценивается по продукту или по его описанию в отчете); Д) презентация (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности); Е) оценка (социальное и прикладное значение полученных результатов); Ж) владение рефлексией̆; З) дополнительные специфические критерии, в зависимости от типа проекта, например, качество анализа информации для исследовательских проектов, оригинальность - для художественных). В каждом конкретном случае набор критериев может варьировать в соответствии с конкретными учебными целями проекта и определяется педагогом, инициировавшим учебный проект 6. Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе. Одним из этапов проведения любого исследования является - этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования; Информацию разделяют на: - обзорную (вторичную) обзор научных материалов; - реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач; - реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах; - сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения; - справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний. Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы. Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка). Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это: - информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры); - справочная литература (энциклопедии, словари); - каталоги и картотеки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneur_zanyatia.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна и сегодня занятие проведу у вас я. Сядьте ровно, примите правильное положение настоящего ученика, сидящего за партой.

К нам на урок пришли гости, зовут их Маша и Петя. У них возник спор, который они не смогут разрешить без нашей помощи. Поднимите руку, кто готов помочь Маше и Пете?

Петя утверждает, что бережное отношение к водным ресурсам — это их экономия.

Маша утверждает, что бережное отношение к водным ресурсам состоит в отсутствии их загрязнения.

Какая проблема возникла между Петей и Машей? Из-за чего они поспорили?

Проблема исследования: выяснить, что составляет бережное отношение к воде.

Какова же будет тема нашего исследования, какие богатства мы будем изучать? Верно, тема исследования: «Водные богатства».

Ребята, а как вы думаете актуален ли в реальности спор Маши и Пети? Почему?

Актуальность: без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть такое богатство, без которого обойтись вообще невозможно не только каждый день, но и несколько раз в день. Это вода! Вода – источник жизни. Она необходима человеку для нормального функционирования организма, для соблюдения гигиены и поддержания санитарного жилища. Утро – умываемся водой, кушаем пищу, приготовленную на воде, купаемся в воде, стираем водой, моем полы. Тепло в дом приходит с горячей водой. Человек пьет воду – охлаждается (с потом). Кровь человека – на 98% вода. Мышцы человека – на 70% вода. А значит мы должны оберегать то, что дает нам жизнь.

Кто же из ребят прав, как вы думаете? Это и есть гипотеза нашего исследования.

Гипотеза: бережное отношение к водным богатствам — это их экономия и сохранение чистоты воды.

Сформулируйте цели с помощью слов-помощников (выходите к доске аккуратно, смотрите под ноги, с доской работайте только сухими руками):

  1. Выяснить влияние человека на загрязнение водных богатств Земли.
  2. Научиться экономно и бережно относиться к водным богатствам Земли.

Прежде, чем мы начнем наше исследование, нам необходимо определить этапы нашего проекта, восстановите правильную последовательность (разд. материал):

  1. Проанализировать литературу для выяснения, что такое вода.
  2. Провести наблюдения, сравнения, направленные на выяснение возможности сохранения уровня воды в водоемах и ее чистоты.
  3. Обобщить собранную информацию и на этой основе составить памятку «Бережное отношение к воде».

Проверим с помощью документ-камеры.

  1. Итак, первое, что мы должны сделать-выяснить, что такое вода. Для этого возьмите планшеты, в них откройте толковый словарь Ожегова и найдите значение слова «вода». Пользуясь интернетом, помните правила: фильтруйте информацию, не заходите на незнакомые для Вас сайты.

Вода — Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.

Вода — Напиток (для утоления жажды или лечебный).

Вода — Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории.

Вода — Минеральные источники, курорт с такими источниками.

Вода — Потоки, струи, волны, водная масса.

Обратите внимание на третье определение. Как в целом мы можем назвать моря, реки, озера и т.д.? Верно, водоемы! Исходя из всех определений, сделайте вывод, важна ли вода для жизни человека?

Отметьте у себя на карточках выполнение первого этапа исследования.

  1. Мы попали в город, в котором каждый человек бережно относится к воде. Во втором городе, в котором каждый человек набережно относится к воде.

Перейдите по q-коду и выполните задание в leningapps. Распределите картинки с действиями людьми на две группы. Первая группа-первый город, вторая-второй город.

Как люди экономят воду? (закрывают кран, когда чистят зубы, когда моют посуду, когда ходят в душ)

Промышленные предприятия не сбрасывают отходы в реки, озера, моря и океаны. А что может сделать конкретный человек, чтобы не загрязнять воду? (Не мусорить на берегах рек).

Что делают люди? (не закрывают краны и т.д.)

Промышленные предприятия сбрасывают отходы в реки, озера, моря и океаны. Что делают люди? (сбрасывают мусор в реки, моют в них грязную обувь, посуду)

Сравните воды в двух городах. Где она чище? Где уровень воды в водоемах выше? Сделайте вывод.

Вывод: человек влияет на сохранение водных богатств.

Почему же важно экономить воду?

Проведем эксперимент. Петя, чистив зубы, закрыл кран. Маша, наоборот. Сравним, сколько пресной воды потратил Петя, а сколько Маша.

Вывод: экономить воду не менее важно, чем сохранение ее чистоты.

Определим изменяется ли уровень воды и загрязняется ли вода в реке Дон за последние годы.

Сравните уровень воды в реке Дон за этот год и 2010. Выясним, насколько она загрязнилась, взяв показатели из справочника в Интернете.

Максимальный уровень воды: 112 см, был в 2010 г.

Сегодня максимальный уровень воды: 110 см.

Сделайте вывод. Вывод: уровень воды в реке Дон уменьшается.

По словам замначальника ростовского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татьяны Спиваковой, предельно допустимые концентрации азота и аммиака в реке Дон в 2010 году в районе устья реки Темерник превышены в 1,6 раза.

Местами содержание нефтепродуктов превышено в восемь раз, меди — в 11, железа — в 7,5, фосфатов — в четыре, нитритного азота — в пять раз»,— отмечает издание АиФ-Ростов (11 декабря 2021 год).

Сделайте вывод. Вывод: Показатели загрязнения реки Дон ухудшаются.

  1. Итак, чтобы помочь сберечь реку родного края, помочь разрешить спор Маши и Пети, составим памятку ««Бережное отношение к воде».

С помощью слов-помощников дополните памятку.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них грязную посуду, обувь.

Поменяйтесь с соседом по парте и проверьте его. Прочитайте памятку.

Итак, мы разрешили спор Маши и Пети? Кто же прав?

Какую гипотезу мы выдвинули вначале занятия? Подтвердили ее? Докажите.

Чем может помочь наша памятка?

Занятие окончено, до свидания!

Памятка «Бережное отношение к воде»

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое,______________.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет______.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого_________________________, пока чистишь зубы и полощешь рот.
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Поставь лимонад_______________.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же _______________ взрослым.
  6. __________________ на берегах рек, не мыть в них грязную посуду, обувь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....