конспект почему солнце светит днем , а звезды ночью окр мир
план-конспект урока по окружающему миру

....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:1

Тема: «Почему Солнце светит днем, а звёзды- ночью?»

Цель: ознакомление учащихся с Солнцем, звездами, созвездиями.

Задачи:

Образовательные: освоить знания о Солнце,звездах,созвездиях.

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать монологическую речь; 

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе;

Планируемые результаты: 

Предметные: научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба,  выдвигать предположения и доказывать их;

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. 

Метапредметные: 

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, ориентироваться в учебнике рабочей тетради.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников. 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. 

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс; презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал,листы самооценки, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир»

 

 

Ход урока:

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-ориентировочный

1.Приветствие

-Добрый день!

2.Эмоциональный настрой

-Ребята,обратите внимание на слайд. Прочитайте высказывание.

-Кто со всеми у того и стрелы, а у одиночки и лук пропадает.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Значит как мы должны работать на уроке?

3.Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним, над каким разделом в учебнике мы работали на прошлых уроках?

-Что вам больше всего запомнилось из него?

-Что объединяло все эти темы?

 

 

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

-Мы должны работать вместе

-Сообща и дружно

 

 

- «Где и когда?

-Тема про одежду

- Они отвечают на одинаковый вопрос

II.Поисковый

1.Определение темы урока. Постановка учебных задач

-Ну а сегодня мы с вами отправимся в путешествие по новому разделу.

-Чтобы узнать как он называется, откройте учебник на странице 31.

-Как же называется новый раздел?

-Как вы думаете с чем мы будем знакомиться?

-Давайте прочитаем. Что на ваш взгляд самое интересное?

-Ну а чтобы определить тему нашего урока,вам необходимо отгадать ребусы

 

 

 

 

 

 

-Какие слова получились?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

-А когда светит солнце? А когда звезды?

- Кто-то знает,почему так, а не наоборот?

-Вы правильно догадались, тема нашего урока

«Почему Солнце светит днем, а звезды-ночью?»

Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.

- На чём мы отправимся в путешествие?

- Но этого не достаточно,,мы что-то с вами забыли.

-Необходимо составить план нашего путешествие, а именно задачи на урок.

-Посмотрите на слайд. Случилась беда, слова в предложениях перепутались. Чтобы начать путешествие, давайте все вернем на свои места.

-Узнать, такое, Солнце, и, звезды,что

-Установить, Солнце, почему, днем, светит, ночью, а звезды.

-Теперь все на своих местах,молодцы!

- Итак, приготовились к путешествию.

Садимся по удобнее -

Пристегнули ремни -

Приготовились - 

5, 4, 3, 2, 1 Поехали!

2.Беседа по теме урока

Мы пролетаем над нашей планетой. 

- На какой планете мы с вами живём?

- Как называется страна, в которой мы живём? 

Молодцы! Вы хорошо это знаете. 

- Что это светиться вдали?

А можем мы подлететь к нему поближе?

- Что вы знаете про Солнце?

3.Рассказ о Солнце

-Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет. 

На поверхности Солнца температура 6000ºC тепла, а внутри 15 млн.ºC

Солнце в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина 

 

- Что будет, если погаснет Солнце? 

- Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. 

Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- Как вы думаете, в какое время суток солнышко светит и нам улыбается? А какое заставляет его грустить?

- Знаете ли вы, почему наступает день?

 

4.Сценка.

- Объяснение демонстрирую на нас. Один Солнце, другой планета Земля. Земля вращается. На груди изображающего Землю надпись ДЕНЬ, на спине – НОЧЬ. Ребёнок вращается, изображая вращение Земли вокруг своей оси. Так называемое «Солнце» держит фонарик и освещает «Землю».

- Почему же наступает день и ночь? 

 

На стороне, освещенной Солнцем – день, а на стороне, которая в тени – ночь. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа (сутки).

Вывод: Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день.

5.Физкультминутка

-Ребята, вы устали, поэтому давайте выполним физкультминутку.

-Внимательно смотрим видеоролик и повторяем вместе с героями все движения

6.Работа с учебником

Муравьишка спрашивает, на какой же вопрос мы сейчас ответили?

- Что мы можем увидеть на небе ночью?

- Хотели бы вы полететь к звёздам?

- Черепаха предлагает продолжить путь.

-  И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд. 

Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. 

- Вы знаете, что такое звезды?

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 32

- Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. 

Звёзды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды. 

- Какого они цвета?

- Прочитайте, как они называются.

Давайте вместе прочитаем.

- Есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. 

Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. 

- Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название.

Читаем хором. 

- Какую звезду мы ещё не назвали?

- Когда мы можем любоваться звёздами?

 

 

 

 

Открывают учебник

 

- «Почему и зачем?»

- Мы будем чему-то учиться

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Солнце, звезды

-О Солнце   и звездах

-Солнце светит днем, а звезды ночью

-Нет

 

 

 

 

 

 

 

-На ракете

 

 

 

 

 

 

 

-Узнать,что такое Солнце и  звезды

- Установить почему Солнце светит днем, а звезды ночью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На Земле

-Россия

 

-Солнце

-Нет

-Оно желтое и теплое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы замерзнем

 

 

 

 

 

 

 

 

-Днем

- Ночь заставляет его грустить

-Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

-Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

-Почему Солнце светит днём?

-Звезды

-Да

 

 

 

-Нет

 

 

 

 

 

 

-Белые и голубые

-Регул, Сириус

 

 

 

 

-Альдебаран

 

-Солнце

-Ночью

III.Практический

1.Опыт «Дневные звезды»

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.

-Но для начала, давайте вспомним правила работы в парах

1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров светим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.

- Вы видите отверстия?

- А что скажите теперь?
2.Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.
3.Вывод

- Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

- На какой вопрос мы сейчас ответили?

4.Беседа о созвездиях

- Кто изображён на картинке?

- Кто такой звездочёт?

Было принято считать, что они носили звёздный колпак и плащ. 

 - А что это за прибор у звездочёта?

- Для чего он служит? 

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды?

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

- Звёзд на небе очень много. Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. 

- Какие созвездия знаете вы?

- С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года. Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь? 

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

- А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

- Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. 

- Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.

Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”

- Мы уже познакомились с этой звездой?

- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили?

Эта звезда находиться в созвездии Телец

5. Игра «Раскрась звёздочку» 

-Давайте проверим, как вы усвоили тему. В каждой звездочке ответ на вопрос. Каждый ответ нужно закрасить определенным цветом.

Как называется звезда, которую можно увидеть днем?

Закрасьте жёлтым карандашом.

Какой прибор используют для изучения звезд?

Закрасьте зелёным карандашом.

Как называется группа звезд?

Закрасьте красным карандашом.

Как называют ученых, которые изучают космические тела?

Закрасьте синим карандашом.

Что больше планета Земля или Солнце?

Закрасьте жёлтым карандашом.

Как раньше называли ученых-астрономов?

Закрасьте розовым карандашом.

- Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие.

Придумайте ему название?

-Расскажите о своем созвездии

-Молодцы ребята, наше путешествие подходит к концу. Какую задачу мы сейчас решили?

 

 

-Не правда

-Нужно работать дружно, сообща, помогать товарищу

Выполняют работу, следуя инструкции учителя

 

 

 

-Нет

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему звёзды видны ночью?

 

-Звездочёт

-Человек, который наблюдает за звёздами.

-Телескоп

-

-Для изучения звёзд и других небесных тел

-– Астрономы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают  на вопрос

 

-Созвездие Большой Медведицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Альдебаран

 

 

 

 

 

Дети цветными карандашами раскрашивают звёздочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске и рассказывают о своем созвездии

 

-Установили почему Солнце светит днем, а звезды ночью

 

IV.Рефлексивно-оценочный

1.Подведение итогов

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Все ли задачи мы решили?

-Что нам в этом помогло?

-Давайте его вспомним еще раз

2.Рефлексия

-А теперь предлагаю оценить вам свою работу на уроке

-Перед вами звездное небо.Если вы усвоили материал и все было легко,то прикрепите к нему голубую звезду;Если вам было трудно, то прикрепите красную звезду

3.Домашнее задание

-А теперь запишите домашнее задание, вы можете выбрать то, что вам больше нравится

-О каждом созвездии существует миф. Попробуйте вместе с родителями найти миф о каком-либо созвездии.

2. Вечером выйди на улицу вместе с родителями 
и рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Большой Медведицы.

-Урок окончен! До новых встреч!

 

 

-О Солнце и звездах

 

-Да

-Девиз

-Кто со всеми, у того и стрелы, а у одиночки и лук пропадает

 

 

 

Проводят самооценку работы на уроке

 

 

 

 

 

Записы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему солнце светит днем, а звезды ночью

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" представленный на конкурс "Учитель года 2012"....

Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?

Презентация+конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?"...

Конспект урока Почему солнце светит днем , а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий ,обогощение словаря2. развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....