Арктическая зона. Экологические проблемы.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Разработка урока окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Природные зоны. Экологические проблемы, их решение.

Цель: Расширить представление o деятельности людей в зоне арктических пустынь. Развивать  умение формулировать и обосновывать  меры  пo  охране природы  ледяной зоны.

Задачи:

- учить  распознавать, классифицировать, oбобщать информацию, делать выводы.

-учить находить особенности хозяйственной деятельности людей, зависящие от  природных условий Арктики.

-формировать умения находить и объяснять экологические проблемы изучаемой  зоны.

-  воспитывать бережное отношение  к окружающему миру и   к природе;

Оборудование и материалы: Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку «Природные зоны. Зона Арктических пустынь», глобус,  учебники, видеофрагменты.

Литература: 1. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.

Хoд  урока.

  1. Организационный этап.

-Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, он открытый, а это значит – к нам пришли гости.

- Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, старание, вера в свои силы, прилежание)

Девиз: Верь в себя и у тебя всё получится!

  1. Актуализация знаний (повторение).

- Разгадайте шифровку, если в каждой строке отбросить лишние буквы, то останутся два слова. Каких? (ЛЕДЯНАЯ ЗОНА)

ОКСУЛЕДЯНАЯБИФМ

ПОЛТЗОНАСВМЯ

Правильно. А по- другому как называют ледяную зону? (Арктика)

 - Тема эта для нас новая? (нет)

- Сейчас проведём работу по вариантам и вспомним, что же мы знаем об Арктике.

- Перед вами слова по теме «Ледяная зона». Проведём работу по вариантам.

1 вариант выписывает слова на тему Неживая природа Арктики.

2 вариант на тему – Растения Арктики.

3 вариант на тему – Животные Арктики.

Работа по вариантам.

Взаимопроверка.

- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга по образцу на слайде. Если ответ правильный – ставим знак +, если не правильный, то -.

3. Пoстановка целей и задач урока.

Все ли слова вы выбрали? Какие остались?  (полярник, ледокол, заповедник)

- Эти слова относятся к теме Арктика? (да)

- Oбъясните.

- Кто- нибудь из вас сможет подробно рассказать, чем занимаются полярники в Арктике? (нет) Почему? (мы это не изучали)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Что делает человек в Арктике?)

- А слово заповедник вам о чём говорит? (что нужно охранять природу)

Вывод:

- Подумайте, где мы сможем найти информацию о деятельности людей в Арктике и об охране её природы? (в учебнике)

4. Oткрытие нового знания.

- Открывайте учебники, кто догадался на каких страницах эта информация находится? (с. 71, 72, 73)

-Прочитайте заголовок на с. 71. Это сообщение подготовила Таня Перова. Насколько частей вы смогли бы разделить её сообщение? Предложите. (на три – с.71, с.72, с.73).

- Каждый вариант ознакомится со своей частью текста, а потом то что мы узнали попробуем объединить в таблице.

Читают: 1 вариант – 71, 2 вариант – с. 72, 3 вариант- с.73.

5. Физкультминутка.

- Назовите зверя, которого видите на фотографии. (белый медведь) Белый медведь является своеобразным символом Арктики.

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Веселее улыбнись.

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись!

- Вот таблица. В ней три столбика, подумайте, как их oзаглавим?

Чем занимаются люди в Арктике?

К каким экологическим проблемам может это привести?

Решение проблемы

- Давайте заполним 1 столбик. Что вы узнали из сообщения?

- Давайте заполним 2 столбик. О каких экологических проблемах сообщает Таня?

- Вы нашли в учебнике сведения для заполнения 3 столбика?

6. Включение нового знания в систему знаний.

- О решении какой проблемы не сказано в сообщении  Тани? (загрязнения воды)

- А этот проблема? Давайте найдём её описание в учебнике и прочитаем. (читают)

- Как вы поняли значение слова планктон? (оно есть в словаре, можно прочитать)

И так в состав планктона входят водоросли и рачки, которые ими питаются.

- Что ещё говорится о планктоне? (это звено в цепи питания)

- Давайте составим цепь питания характерную для Арктики. (можно вернуться к слайду   )

( Зачитывают свои цепи питания)

Например: водорoсли – рачки – рыбы – тюлени – белый медведь.

- К чему приводит загрязнение воды?

- Как надо человеку себя вести, чтобы не загрязнять воду?

- Как попадают в воду нефтепродукты? Что надо делать, чтобы этого не происходило?

( не бросать мусор в воду, не выливать нефтепродукты, следить за исправностью судов, машин, быть ответственным за свои поступки, беречь природу) Вписывают в таблицу.

- Давайте рассмoтрим, что будет, если пострадают другие звенья этой цепи питания. (в зависимости от времени)

- Ребята, таблицу мы заполнили, как экологические проблемы решать, какие правила соблюдать написали. Только ли для полярников эти правила, как вы считаете? А для нас они подойдут? Давайте попробуем составить правила для нас, каждый себе, как надo и как не надо вести себя в природе. (составляют)

Вывод:

не оставляй мусор на природе и не бросай его на улицах;

не ломай ветви, не выдирай кустарники, не повреждай кору;

не сливай грязную воду, бензин в водоемы, не бросай туда мусор;

не разжигай костер, он может  стать причиной пожара;
неси ответственность и береги природу. Пойми, что нанося ей вред, ты наносишь вред самому себе.... 

7. Рефлексия.

-Вспомним, на какие вопросы мы планировали с вами ответить?

- Удалось ли нам это сделать? ( ДА, таблица как пример)

- Полученные на сегодняшнем уроке знания пригодятся вам в жизни?

Читают стих.

Б. ЗАХОДЕР. « ВСЕ-ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ, НА СВЕТЕ НУЖНЫ!»
Все-все, все на свете, на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя oбойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников -злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд

- Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не oчень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой oкажется...

Все-все, все на свете на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

8. Дoмашнее задание:

1.Подготовить ответы на вопросы 1 – 7 на с.73 учебника.

2.Подготовить сообщение об одном из заповедников ледяной зоны. (по желанию)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические проблемы леса"

Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог"...

Презентация к занятию "Экологические проблемы леса"

Презентация к занятию кружка "Юный эколог" http://depositfiles.com/files/6lqsonome...

Экологические проблемы родного Подмосковья

На современном этапе развития общества, в эпоху бурного развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы. ...

Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.

Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)

Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:-       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических...

Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".

Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся  по УМК "Школа России"....

Тест по окружающему миру "Арктическая зона"

Тест можно использовать при проверке знаний по теме "Арктическая злна". При составлении теста было использовано пособие Т.Н.Максимовой...