Конспекты уроков по окружающему миру, 1 класс, ШКОЛА РОССИИ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бальчугова Татьяна Леонидовна

Конспекты уроков по окружающему миру, 1 класс, ШКОЛА РОССИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx118.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дата. 19.09.2022

Тема: Что мы знаем о народах России?

 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с народами, живущими в России, поймут, чем они различаются и что связывает их друг с другом.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (изображения флагов и гербов разных стран, представителей разных народов, населяющих Россию, национальных праздников), ножницы, клей.

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется? Как называется её столица? Среди изображенных на экране флагов найдите флаг России. Покажите герб нашей страны.

 2. Мотивация учебной деятельности

  • Прошлый урок мы закончили стихотворением Владимира Степанова о Родине.
  • Сегодня мы продолжим путешествие по стране вместе с этим поэтом, узнаем, какие народы живут в России, ближе познакомимся с ними.

 3. Работа по теме урока

Учитель читает отрывок из стихотворения.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (В. Степанов)

  • Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
  • Рассмотрите рисунок на стр. 12. Перед вами представители только нескольких народов России. Всего на территории России проживает более 180 народов. Русские составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
  • Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
  • Масленица — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины. В народе каждый день Масленицы имеет своё название: встреча, заигрыш, лакомки, разгуляй, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, проводы. Каждый день соблюдался определённый ритуал. Так, например, в среду зятья приходили к тёще на блины, а в пятницу с ответным визитом к зятьям приходили тёщи. В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы.

Масленица, масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!(В. Степанов)

  • Прочитайте название под второй картинкой.
  • Татары — вторая по численности народность на территории России. Более половины населения республики Татарстан (учитель показывает на карте), конечно, татары. Национальная одежда татар состояла из шаровар (широких в бедрах, часто со сборками на талии и сужающихся книзу штанов) и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны, более тёплую одежду по сезону. На голову мужчины надевали тюбетейку, сверху — шапку на меху, а женщины — вышитую бархатную шапочку и платок. Традиционной обувью являлись сапоги-ичиги с мягкой подошвой.
  • Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
  • Праздник Сабантуй имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
  • Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами.

— В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.

     Сегодня буряты проживают преимущественно в Республике Бурятии (учитель показывает на карте). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название   бурятского   праздника   на   стр. 13.

  • Сурхарбан — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
  • На Кавказе есть Республика Северная Осетия (учитель показывает на карте). Основное население республики — осетины. Найдите их изображение в учебнике. Рассмотрите мужской и женский костюмы.
  • На территории Республики Башкортостан (учитель показывает на карте) проживают башкиры. По численности они занимают четвёртое место в России.
  • Рассмотрите национальный костюм чукчей. Как вы думаете: в южной или северной части нашей страны живут чукчи? Этот немногочисленный народ живёт на Крайнем Севере (учитель показывает на карте).
  • Там всегда очень холодно, поэтому одежда шьётся из меха.
  • Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Прочитайте   текст   на   стр. 13.
  • Какие религии распространены на территории нашей страны? Ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим. Любой россиянин имеет право выбрать для себя одну из них или не выбирать никакой.

Практическая работа

— А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.

Дома вы можете нарисовать национальный костюм одного из народов нашего края на странице 6 тетради.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами говорили о народах России.

  • Что вы запомнили?
  • С какими национальными праздниками познакомились?
  • В какое время года они проводятся?
  • С чем связаны? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.

— Прочитайте вывод на стр. 13.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.  (В. Степанов)

Дата: 19.09.2022

Тема. Что мы знаем о Москве?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с некоторыми достопримечательностями Москвы, с жизнью маленьких москвичей.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (слайды с фотографиями достопримечательностей Москвы, картинами А.М. Васнецова), видеоаппаратура, фильмы «Третьяковская галерея», «Страницы истории», магнитофон, запись боя Курантов.

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— О каких народах России мы говорили на прошлом уроке? С какими праздниками познакомились? Какие религии распространены на территории нашей страны?

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте тему урока. Что мы должны сегодня узнать?

Сегодня мы продолжаем путешествие и отправляемся в столицу России. Вспомните, как называется главный город страны? Мы отправляемся в Москву.

 3. Работа по теме урока

Учитель читает стихи Фёдора Глинки.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах...

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

— Всегда ли город выглядел так, как его описал поэт? Нет. Давайте отправимся на Боровицкий холм, когда там ещё не было такого большого города.

По ходу рассказа учителя на экране появляются кадры

с картинами А. М. Васнецова.

— Более восьми веков назад, в 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость. Этот год стали считать годом основания Москвы. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества. В XIV веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. Но в те времена часто случались пожары, в огне которых горели города и села. Эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами. В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня. Конечно, краснокирпичный Кремль со временем обновлялся и реставрировался, но сильно его облик не менялся.

  •  На рисунке в учебнике (с. 14) вы видите Спасскую башню Кремля. Это самая известная башня. Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни.
  •  Когда все мы ждём боя Курантов? (На Новый год.)
  •  В эту минуту вся страна с замиранием следит за стрелками этих часов. Послушаем бой Курантов.

Учитель включает запись.

— А теперь посмотрим кадры из фильмов и совершим заочную прогулку по Москве.

Учитель демонстрирует фрагменты из серии

фильмов «Страницы истории», на которых показаны достопримечательности города.

— Какие из изображенных в учебнике строений мы видели в фильме? Как они называются?

  • У стен Кремля расположилась Красная (то есть красивая) площадь. На ней стоит самый необычный храм Москвы — Покровский собор, за которым в дальнейшем закрепилось название — собор Василия Блаженного. Василий был московским юродивым, странным человеком, предсказывавшим будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.
  • Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейших музеев Москвы — Государственной Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем подарил эту коллекцию вместе с домом городу. Поэтому музей носит его имя.
  • Но москвичи и гости столицы могут любоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным. Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в зоопарк.
  • Московский зоопарк — это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Это одно из любимых мест московских ребятишек. Сначала в зоопарке было немного обитателей, всего несколько десятков. Сегодня их гораздо больше, территория зоопарка увеличилась. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение. Если у вас появится возможность, обязательно посетите этот звериный городок.
  • В нижней части рисунка изображен Московский университет. Он был основан в середине XVIII века по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.
  • Между Спасской башней и храмом Василия Блаженного возвышается серебристый шпиль. Кто из вас знает, что это такое?
  • Это Останкинская телевизионная башня. Возникла она совсем недавно, её возводили с 1960 по 1967 год. Её высота 533 метра. Рядом с башней располагаются здания, в которых работают основные теле- и радиоканалы страны.

Практическая работа

— Откройте рабочие тетради на стр. 7. Рассмотрите рисунки. Узнаете ли вы изображённые здесь достопримечательности? Соедините их изображения с названиями.

  • Рассмотрите рисунок первоклассника. Как вы думаете, какое место Москвы на нём изображено? Какой день изобразил ребёнок? Придумайте рассказ по рисунку.

Заслушиваются 2-3 рассказа.

— Мы с вами познакомились с некоторыми памятниками Москвы. Когда в столицу приезжают гости, то они с удовольствием посещают исторические места, музеи и выставки. Для московских школьников организовывают специальные экскурсии, чтобы ребята могли узнать историю своего города. А как ещё проводят свободное от учёбы время москвичи?

Рассмотрите фотографии на стр. 15. Что вы можете сказать о досуге детей?

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами закончили путешествие по Москве. Какие достопримечательности столицы вы можете назвать? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— Прочитайте слова Мудрой Черепахи. Что ещё вы узнали о Москве? Как называют главу нашего государства? (Президент.)

  • Какие государственные органы управления работают в столице? (Правительство, Государственная Дума.)
  • Когда вы станете старше, вы будете подробно знакомиться с работой этих органов.

Учитель нацеливает первоклассников на

проектную работу «Моя малая родина».

Дата: 23.09.2022

Тема. Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой?

         ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте кроссворд, посвящённый теме прошлого урока.

 

image23

 

По горизонтали:

2. Учебное заведение, носящее имя М. В. Ломоносова. (Университет.)

5. Собор, второе имя которого храм Василия Блаженного. (Покровский)

6. Кремлёвская башня с часами. (Спасская)

9. Главные часы страны. (Куранты.)

По вертикали:

1. Художественная галерея Москвы. (Третьяковская.)

3. Звериный город. (Зоопарк.)

4. Телевизионная башня. (Останкинская)

7. Глава нашего государства. (Президент)

8. Главный город страны. (Столица.)

 2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

 Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

 В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце)

 Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)

 Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, месяц, звёзды)

 За домом у дорожки

Висит пол-лепёшки. (Месяц)

 

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.  (Луна, месяц)

— Вы всё правильно отгадали. А теперь скажите — где можно увидеть все предметы, о которых были загадки? (На небе.)

  • Правильно. Откройте учебник на стр. 18 и прочитайте тему нашего урока. (Что у нас над головой?)
  • Муравей Вопросик, как всегда, рассказывает вам, чему вы будете учиться на уроке и что нового узнаете. (Узнаем, что можно увидеть на небе днём и ночью. Научимся изготавливать модель Солнца и созвездий. Будем учиться находить на небе Большую Медведицу.)

 3. Работа по теме урока

— Какие из названных предметов можно увидеть над головой днём? (Небо, солнце, облака, тучи.)

  • А какие — ночью? (Небо, звёзды, луну, месяц.)
  • Поговорим сначала о том, что можно увидеть днём. Первое, о чём надо говорить — это Солнце. Солнце — самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле была бы невозможна.
  • Какую форму имеет Солнце? Автор учебника для сравнения по форме предлагает вам несколько предметов. Назовите их.
  • Я принесла эти предметы на урок. Посмотрите на них и выберите тот, который ближе всех по форме подходит Солнцу.

Дети обсуждают.

 

Моделирование

— Когда мы смотрим на небо, то видим Солнце как перевёрнутую тарелку

                                       (учитель ставит тарелку на ребро).

  • На самом деле Солнце имеет шарообразную форму, больше всего оно похоже на мячик.
  • Попробуем вылепить модель Солнца из пластилина. Брусочек какого цвета вы возьмёте? (Жёлтого.)
  • Правильно. Приступайте к работе.

Дети самостоятельно лепят модель Солнца.

Учитель оказывает необходимую помощь.

— Солнышки у вас получились маленькие и яркие. На самом деле Солнце огромного размера, во много раз больше Земли.

  • А сейчас я хочу показать фрагмент из одного хорошо знакомого вам мультфильма.

Учитель включает видеозапись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню». (Фрагмент песни со словами «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу».)

— Узнали героев и мультфильм? Все мы любим тёплую и солнечную погоду. И так же, как Черепаха, часто лежим и смотрим на Солнце. А хорошо ли это для нашего здоровья?

  • К сожалению, не очень хорошо. Долго находиться на открытом месте без головного убора вредно. Обратили ли вы внимание на то, что Черепаха из мультфильма была в очках? Как вы думаете — почему?
  • Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На Солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки.
  • Что ещё можно видеть днём в небе? (Облака.)
  • Облако — это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок. Пронизанные солнечными лучами, они кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Облако может показаться и совсем чёрным от пыли и копоти, что часто случается над промышленными районами.
  • Откройте рабочие тетради на странице 10. Рассмотрите рисунок, на котором изображены разные облака. А теперь посмотрите в окно. Какие облака сегодня видны на небе? Закрасьте кружок около облака, похожего на то, которые вы увидели.
  • Некоторые облака похожи на клочки ваты — это кучевые облака. Другие расположены слоями — это слоистые облака. Третьи напоминают перья — это перистые облака.

Учитель показывает все виды облаков на рисунке.

— Если по небу растянуто рваное покрывало слоисто-кучевых облаков, то погода остается хорошей, ясной. Низкие слоистые облака часто указывают на приближение дождя или снега.

 

Опыты

— А сейчас мы с вами попробуем создать облако прямо в классе.

Учитель наполняет пластиковую бутылку горячей (но не кипящей)

водой и через несколько минут выливает две трети воды обратно.

На горлышко бутылки кладётся кубик льда.

Подготовительную часть опыта учитель делает заранее.

Ученики наблюдают, как пары воды, наполняя бутылку, поднимаются вверх вместе с нагретым воздухом, где их охлаждает лёд. В бутылке появляется туман.

— Облако вы можете создать сами. Для этого налейте в ванну горячей воды. Над ней образуются облака пара.

  • Но всё это можно увидеть на небе днём. А что мы увидим в небе, если поднимем голову ночью? (Звёзды, Луну.)
  • С древних времён люди наблюдали за звёздами на небе и заметили, что в их расположении есть определённый порядок, сохраняющийся постоянно. Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия — участки звёздного неба, где звёзды объединены в разнообразные фигуры. Созвездиям давали названия мифических героев (Персей, Геркулес, Андромеда), животных (Лев, Кит, Жираф), предметов (Весы, Лира, Телескоп). Созвездия позволяют лучше ориентироваться на ночном небе во время наблюдения за звёздами. Всего на небе 88 созвездий.
  • Так древние наблюдатели увидели в группе звёзд фигуру медведицы. И на картах звёздного неба появилось созвездие Большой Медведицы. Это название сохранилось до наших дней.
  • На стр. 19 вашего учебника вы видите старинную карту звёздного неба, на которой показано созвездие Большой Медведицы. В нём много звёзд. Из них получается фигура медведицы. Если вы рассмотрите её внимательно, то заметите, что хвост у медведицы длинный, такого у настоящих медведей не бывает. Эта медведица волшебная. Её тянули за хвост на небо, чтобы спасти. Послушайте древнегреческую легенду о созвездии.

Учитель зачитывает фрагмент из атласа-определителя со стр.209.

— Запомнить все звёзды этого созвездия сложно, но самые яркие хорошо видны. Художник на рисунке соединил их линиями. Что напоминает вам образовавшаяся фигура?

Если дети затрудняются ответить,

учитель показывает им кухонный ковшик.

— Сосчитайте, сколько звёзд образуют ковшик с ручкой. Четыре из них образуют сам ковш, а три — ручку. Эти семь звёзд очень помогают при ориентировании на местности ночью.

Моделирование

— Выполните задание 2 в рабочей тетради. Соедините линиями точки на рисунке, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

  • Такую модель вы можете сделать вместе с другом или соседом по парте, а можете попросить помощи у родителей. На следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.
  • Подробно на одном уроке мы не можем поговорить обо всех созвездиях. Но можем посмотреть, как схематично они будут выглядеть на ночном небе. Для этого   откроем  наш    атлас-определитель   «От Земли до неба»  и   пролистаем   стр. 210-218.

Дети рассматривают созвездия, читают их названия.

Если позволяет время, учитель может прочитать о каком-либо созвездии.

— Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звёздами, так и называли — звездочёты. Позднее появилось второе имя — астрономы (астр — звёзда).

Сначала небо рассматривали в подзорную трубу, затем — в телескоп. Но даже самые современные аппараты, сосчитав звёзды, выдали сообщение — «звёзд на небе двести миллионов, примерно».

  • Звёзды бывают жёлтого, голубого, белого, оранжевого и красного цветов.
  • Невозможно представить ночное небо без Луны. С Земли она кажется маленькой. Так ли это? Если нарисовать Землю величиной с арбуз, то Луна должна быть размером с яблоко. Луна в б раз меньше Земли, но она всё равно огромная.
  • Высоко в небе плывёт Луна, светлая, красивая, с тёмными пятнами на блестящем диске. В полнолуние она напоминает чьё-то круглое, добродушное лицо. Мы всегда видим её такой. И до нас много веков подряд люди видели ту же Луну, наблюдали за её изменениями — от тоненького серпа новорождённого месяца до полного сияния диска.
  • А между тем Луна — такой же шар, как и другие планеты, в том числе и наша Земля, на которой мы с вами живём.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Что можно увидеть над головой днём? ночью?

  • Какие созвездия вы можете назвать?
  • Какого цвета могут быть звезды?
  • Как называют людей, наблюдающих за звёздами?
  • Сколько звёзд в созвездии Большой Медведицы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
  • Какой вывод мы можем сделать вместе с Мудрой Черепахой?

Дети читают вывод на стр. 19.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Дата. 26.09.2022

Тема: Что у нас под ногами?

 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с тем, какими бывают камни; научатся сортировать их по форме, размеру, цвету; познакомятся с некоторыми свойствами гранита, кремня, известняка.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, схемы созвездий, модели Солнца; лупы, камешки, коллекции «Гранит» и «Известняк», репродукция «Москва белокаменная».

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мудрая Черепаха принесла нам на урок несколько разных моделей. Найдите среди них модель Солнца.

Дети выбирают шарик жёлтого цвета.

— Объясните, почему именно эту модель вы выбрали. Заслушиваются ответы детей.

— Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица.)

— Что вы запомнили об этом созвездии?

Учитель прикрепляет на доску схемы созвездий.

— Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Какие модели этого созвездия вы сделали?

Дети рассматривают модели.

— Что ещё можно увидеть над головой?

 2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке вместе с Муравьём и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на стр. 20 учебника. (Что у нас под ногами?)

  • На этот вопрос мы сегодня будем отвечать. Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем на уроке. (Узнаем, какие бывают камни. Научимся сортировать камешки по форме, размеру, цвету.)

 3. Работа по теме урока

— Во время прогулки мы с вами собрали много всяких камешков. Разложите их на партах, рассмотрите внимательно. Одинаковые у вас камешки или они чем-то отличаются друг от друга?

  • Автор учебника предлагает разложить камешки группами, разделив их по форме, размеру и цвету. Посмотрите на первую группу нарисованных камней. Какой они формы? (Круглые, прямоугольные, четырёхугольные.)
  • Выберите из ваших камешков образцы, похожие по форме и положите их сверху на рисунки учебника. На какие размеры разделены камни? (Маленькие, средние, большие.)
  • Распределите ваши камешки на группы в соответствии с их размерами.
  • Какого цвета собранные вами камни? Если у вас есть камешки таких цветов, какие изображены в учебнике, положите их сверху рисунков в третьей полоске.

Выполнение всех действий учащихся учитель контролирует,

проходя по рядам.

— Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

  • Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.
  • С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.
  • Рассмотрите рисунок 1 на стр. 21. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?
  • В руках у мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. На стр. 20 даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь?
  • Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём в атласе-определителе.

Дети открывают атласы на стр. 8-9,

рассматривают иллюстрации. Учитель читает текст о кремне.

 

Практическая работа

— Чтобы познакомиться со следующими горными породами, вам надо разделиться на группы.

Дети рассаживаются. Учитель в это время раздаёт

лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».

— Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого, серого, жёлтого.)

  • Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.
  • С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».

— Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

  • В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими «родственниками». Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия. (Мел, мрамор.)
  • Мел — это разновидность известняка. Мрамор — видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.
  • Мы с вами познакомились с разновидностями известняка. Какой камень у нас остался?
  • Положите перед собой коробки с надписью «Гранит».
  • Гранит известен людям очень давно — это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.
  • «Гранит» — название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?
  • В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные — это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета — кварц; розовая или серая часть — полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат — составные части гранита.

Дети рассматривают образцы этих минералов.

— Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.

По ходу работы первоклассники выполняют задания

 1-2 в рабочей тетради на странице 10-11. Творческое задание 3 предлагается для выполнения дома с родителями.

— Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них гранит? Если есть, то положите их на иллюстрацию гранита в учебнике.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Как мы можем ответить на вопрос Муравья о том, что у нас под ногами? С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили? Какие цели мы ставили вначале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— Рассмотрите рисунки и фотографии на стр. 21. Что изображено с их помощью?

Дети могут проверить себя на стр. 88.

Дети читают вывод на стр. 21.

Дата: 26.09.2022

Тема: Что общего у разных растений?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с тем, из каких частей состоит растение; научатся их находить, показывать и называть эти части.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: коллекции «Гранит», «Известняк»; интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями различных растений); шишки сосны; перфокарты «Части растений», таблица «Части растений», иллюстрация с изображением дерева, плоды (яблоки, горох, мак, арбуз), блюдца, нож; листы из гербария или живые сорные растения.

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— Вспомните, что мы с вами можем увидеть под ногами? О каких горных породах мы говорили на прошлом уроке? Чем они различаются?

Среди предложенных вам камней найдите гранит и известняк. Назовите «родственников» известняка. Где используют гранит?

 2. Мотивация учебной деятельности

— Посмотрите на изображенные предметы.

Учитель показывает презентацию.

— Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы увидели? (Растения.)

  • Они все такие разные! А есть ли у растений что-то общее? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитайте тему сегодняшнего урока на стр. 22 учебника. (Что общего у разных растений?)
  • Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, из каких частей состоит растение. Научимся находить, показывать и называть эти части.)

 3. Работа по теме урока

— Рассмотрите изображение кабачка в учебнике и мака на таблице. Найдите на них листья и покажите.

Дети работают по учебникам, один ребёнок — у доски.

— Какие части растений вы знаете? Познакомимся с ними подробнее. К чему прикрепляются листья у кабачка и мака? Прочитайте название.

  • Какого цвета стебель? Сравните стебли мака и кабачка. У мака стебель прямой, он растёт вверх. У кабачка стебель вьющийся, он может лежать на земле или подниматься вверх, цепляясь за что-нибудь.
  • Что ещё, кроме листьев, есть на стебле? Сколько цветков на стебле у мака? А сколько на стебле у кабачка? Количество цветков может быть разным, но они есть.
  • Спускаемся по стеблю вниз. Зелёная часть растения заканчивается. Какого цвета следующая часть растения? Прочитайте её название.
  • Корень — подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножается.
  • Мы с вами назвали корень, стебель, лист и цветок. Что ещё есть у растений?
  • Сравните плоды с семенами у мака и кабачка. Они разные. Но оба они появились на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. С помощью семян растения размножаются. Плоды могут быть крупные или мелкие, сочные или твёрдые.
  • На многих растениях, например на дубе, вырастают твёрдые плоды. Каждый плод имеет прочную оболочку — скорлупу, которая защищает находящийся внутри орех. Эти орехи и есть семена дуба. Семена мака созревают внутри прочной коробочки.

— Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки или коробочки. Количество семян в них может быть от одного до нескольких тысяч. Например, у кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А у орхидеи образуется несколько тысяч крошечных, лёгких семечек.

Плодовые деревья такие, как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную, словно каменную, скорлупу. А арбузы и бананы содержат в мякоти своих плодов множество семян.

 4. Практическая работа

Учитель ставит на стол корзину с плодами.

— Что у меня в корзине? Как это всё назвать одним словом? Что внутри у этих плодов? Давайте посмотрим.

Учитель разрезает яблоки, дети самостоятельно

раскрывают стручки гороха и коробочки мака.

— Разложите семена на стр. 13 рабочей тетради рядом с изображениями плодов. Сравните их по форме, величине, цвету.

  • А теперь — сюрприз!

Учитель достаёт арбуз, предварительно разрезанный на дольки.

— Мы с вами знаем, что арбуз — это тоже плод. А внутри у него — семена.

Дети кладут семечку арбуза в квадратик. Дольку арбуза на блюдце отодвигают и оставляют до конца урока.

— У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. А есть ли все это у деревьев?

Учитель прикрепляет на доску плакат с изображением дерева.

— Рассмотрите изображения деревьев на плакате и в учебнике. Найдите у них все названные нами части. Стебель у дерева — это его ствол с ветвями. Они толстые и твёрдые. Остальные части у лиственного дерева такие же, как у других растений. Обратите внимание на то, что я сказала «у лиственных деревьев». Что это значит?

  • Это значит, что у хвойных деревьев что-то не так. Что? У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества жёстких чешуек. Шишка растёт долго — два года. Вначале она зелёная, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой. Чешуйки раскрываются, и семена выпадают.
  • Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. А Мудрая Черепаха знает об этом ещё больше. Прочитайте, что она говорит.
  • Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко.
  • Посмотрите на цветы, которые держит Мудрая Черепаха. Чем они различаются? (У тюльпана — один цветок, а у клевера — соцветие.)

 Практическая работа

— Повторите ещё раз названия всех частей растений. Найдите их на рисунках яблони и крыжовника в учебнике.

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с изображением какого-либо растения.

— Вы получили перфокарты. В прорезанные окошки вам надо вставить полоски с названиями частей растений.

Дети выполняют задание.

— А теперь рассмотрите растения, которые я принесла на урок.

Учитель раздаёт листы гербария или живые растения.

— В рабочей тетради зарисуйте эти растения так, чтобы были видны все изученные части растения. Обсудите в группе, правильно ли вы всё нарисовали.

Задания 2 и 3 выполняются на уроке, если остаётся время.

Если нет, то дети должны выполнить их дома с помощью родителей.

 5. Рефлексия учебной деятельности

— Что общего у всех растений? Назовите эти части. Научились вы находить эти части у растений? Можете ли их показать и назвать? Значит, вы научились всему, о чём говорили в начале урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— А теперь вы можете съесть свою часть плода арбуза.

Дата:30.09.2022

Тема: Что растёт на подоконнике?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с названиями наиболее распространённых комнатных растений; научатся определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, интерактивная доска, кинофильм «Комнатные растения», комнатные растения в горшках, карточки с изображениями комнатных растений; перфокарты «Части растений».

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— Вспомните, какие общие части есть у всех растений. Перечислите их.

Дети заполняют перфокарты «Части растений».

Учитель проверяет выполнение заданий 2 и 3 из рабочей тетради.

 2. Мотивация учебной деятельности

— Для того чтобы увидеть предметы, о которых пойдёт речь сегодня на уроке, не надо выходить на улицу. Сегодня мы говорим о предметах, находящихся в классе. Откроем  учебник на стр. 24 и прочитаем вопрос, на который надо ответить.  (Что растёт на подоконнике?)

— О чём мы будем говорить? (О комнатных растениях.)

Что мы узнаем и чему научимся? (Узнаем названия комнатных растений нашего класса. Будем учиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.)

 3. Работа по теме урока

— На подоконниках в классе, в квартирах, в коридорах поликлиник растут комнатные растения. У них всегда зелёные листья. Такие растения называют вечнозелёными.

  • Многие наши лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах. Им не хватает света. Зимой они теряют листья. Для нормального развития лесным и луговым растениям необходимы другие условия. Почему же комнатные растения так хорошо чувствуют себя у нас в помещениях? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим фильм «Комнатные растения».

Учитель показывает фрагмент из фильма «Комнатные растения».

— Где находится родина привычных нам комнатных растений? Какая там постоянно погода?

  • Предки комнатных растений чаще всего были привезены к нам из жарких стран, из пустынь. На своей родине эти растения достигали большой высоты и толщины. Условия, в которых растения росли на своей родине, похожи на условия в комнате. Поэтому комнатные растения при правильном уходе могут радовать человека много лет.
  • Посмотрите на те растения, которые находятся у нас в классе. Давайте назовём знакомые вам растения. Какие-то из них вы видели в фильме, о других мы прочитаем в атласе-определителе.
  • Кактусы (учитель показывает) — многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу. Существует более 3000 видов кактусов. Их родина — Мексика. Многие кактусы в Мексике живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и нескольких метров в толщину. В засушливых местах с листовых пластин растений испаряется много влаги, необходимой растению, поэтому кактусы приспособились сохранять влагу за счёт того, что у них нет листьев. У некоторых кактусов остался только колючий, сочный стебель. Некоторые сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок, например,  зигокактус, или декабрист (учитель показывает).
  •  Цветёт этот кактус в декабре, за что и получил своё второе название.
  • В пустынях кактусы единственные хранители влаги и часто спасают жизнь путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.
  • Из каких стран к нам попали фикус, хлорофитум, сансевьера, драцена и алоэ (столетник)? Ответить на этот вопрос нам поможет атлас- определитель.

Дети работают на стр. 22-31 атласа.

Тексты о растениях читает учитель или хорошо читающий ученик.

— Откуда к нам попали эти растения? (Из Индии и Африки.)

Посмотрите, какие растения изображены в учебнике на стр.24.

Прочитайте их названия. Какие из этих растений есть у нас в классе?

Закрасьте кружок рядом с каждым названным растением зелёным цветом. Какие названия показались вам сложными?

Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить — «щучий хвост». Как вы думаете, почему сансевьеру так назвали? (За его длинные листья, которые цветом напоминают окраску щуки.)

  • Произнесите медленно название цветка гиппеаструм. Не услышите ли вы какое-то знакомое слово?
  • Правильно, «аструм» похоже на «астра». «Астра» в переводе — звезда. Если перевести название цветка полностью, то получится «кавалер со звёздой». К нам этот «кавалер» приехал из Америки.
  • Какую интересную информацию приготовила нам Мудрая Черепаха?

Дети читают текст на стр. 25 учебника.

— Найдите на фотографиях родину кактусов и бегоний. Проверьте себя.

 4. Практическая работа

— Если вы захотите подробнее узнать об остальных растениях, изображённых в учебнике, или о каких-то растениях нашего класса, вам понадобится атлас-определитель.

Ученики определяют 1-2 растения класса, а затем на странице 13 рабочей тетради зарисовывают одно из них.

 5. Дидактические игры

Учитель проводит несколько игр для того,

чтобы дети лучше запомнили названия комнатных растений.

Игра 1. «Найди такой же».

Педагог показывает классу иллюстрации с изображениями растений. Дети говорят название растения и находят его в классе.

Игра 2. «Угадай растение по описанию».

Педагог подробно рассказывает об одном из растений. Он отмечает, на что похоже растение, какие у него стебель, форма листьев, окраска цветов и их количество. Дети должны показать и назвать растение.

Игра 3. «Чего не стало».

Педагог ставит на стол 3-4 растения. Дети называют их. Затем педагог просит детей закрыть глаза и убирает одно растение. Открыв глаза, дети должны назвать растение, убранное учителем.

Игра 4. «Узнай растение по фрагментам».

— На стр. 14 рабочей тетради даны 4 фрагмента, взятые из изображений комнатных растений. Дети должны найти эти растения на странице 24 учебника, а затем соединить линиями рисунки с названиями.

 Творческая работа

— В прямоугольнике на стр. 14 рабочей тетради дети рисуют своё любимое комнатное растение.

 6. Рефлексия учебной деятельности

— Что растёт у нас на подоконниках?

  • Откуда родом эти растения?
  • Какие из них вы можете назвать?
  • Как с помощью атласа-определителя можно узнавать названия растений?
  • Для чего мы выращиваем комнатные растения? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
  • Прочитайте вывод на стр. 25 учебника.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.


Дата: 03.10.2022

Тема: Что растёт на клумбе?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с наиболее распространёнными декоративными растениями клумбы; научатся определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карандаши, клей, ножницы, кроссворд, интерактивная доска, презентация (фотографии с изображениями цветов).

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? Предлагаю вам вспомнить названия растений

2. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название — столетник. (Алоэ)

3. Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе «щучий хвост». (Сансевьера)

5. Растение, похожее на зелёного ежика. (Кактус)

6. Растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. (Хлорофитум)

1. Растение, получившее название в честь месяца, в котором цветёт. (Декабрист)

2. Название страны, из которой к нам попало много растений. (Африка)

4. Растение — лиана, прикрепляющееся к опоре с помощью особых корней-присосок. (Плющ.)

 2. Мотивация учебной деятельности

— Цветы украшают землю уже 125 миллионов лет. Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают хорошее настроение, поэтому люди специально сажают и выращивают цветы. Мы с вами познакомились с некоторыми комнатными растениями, цветущими у нас на подоконниках. Где ещё люди выращивают цветы? (На грядках, клумбах, в оранжереях.)

Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте тему урока. (Что растёт на клумбе?)

  • Что мы узнаем на уроке и чему научимся? (Узнаем, какие растения растут на клумбе. Будем учиться определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.)

 3. Работа по теме урока

— На клумбах и цветниках можно увидеть огромное количество ярких, красивых цветов. Они разнообразны по своей окраске, формам и размерам. Прочитайте названия растений, данные на стр. 26. Какие ещё цветы вы видели на клумбах? (Георгины, мани, пионы, тюльпаны, розы.)

  • Я хочу рассказать вам о некоторых наиболее известных цветах. В центре страницы изображён гладиолус. У этого цветка торжественный и величавый вид. Он словно пышный колос. Хороши красные и розовые, малиновые и вишневые, оранжевые и белые, жёлтые и фиолетовые гладиолусы. Необыкновенно красивы букеты из них.
  • Рядом с гладиолусом вы видите оранжевые цветки календулы. Они не только украшают цветники. Календула— лекарственное растение. Ещё в древности из её цветков делали отвары и настои для заживления ран. Отваром календулы полощут горло. Её используют при изготовлении кремов, шампуней. Плоды календулы похожи на когти. Поэтому народ дал растению второе имя — ноготки.
  • Следующий цветок— мак. У него яркая, весёлая окраска. Жаль только, что мак— неженка. Быстро осыпаются его крупные лепестки. Чтобы мак дольше держался в вазе с водой, его срезают, когда бутоны едва приоткрыты. Клумба с красными, розовыми, светло-оранжевыми, белыми, сиреневыми маками очень нарядна.
  • В Древнем Риме мак был священным цветком бога сна Морфея. Считалось, что в каждом цветке заключён сладкий сон.
  • Удивительны цветущие пионы. Посади их раз, а цвести они будут десять, двадцать лет и даже больше. Цветки пиона похожи на розы, окраска у них разная — от тёмно-красной до снежно-белой. Пион растёт пышным кустом. Это лекарственное растение. Названо оно по имени Пеона — врача из древнегреческих мифов, который с помощью этого цветка исцелял богов.
  • Вообще с цветами связано много легенд.
  • Осенью на клумбах очень много астр. Они не боятся дождей и всегда свежие, яркие, цветут до самого снега. Красные, малиновые, розовые, жёлтые, фиолетовые астры похожи на разноцветные звёзды. Недаром в переводе на русский язык слово «астра» означает звёзда.  По легенде, первая астра выросла на месте, куда упал осколок, оброненный на Землю пролетавшей звёздочкой.
  • Розовые, красные, жёлтые, голубые, синие, фиолетовые ажурные кисти гиацинта украшают клумбы. У них тонкий, нежный аромат. Цветок гиацинт посвящен богу Аполлону. В Греции это растение считалось символом печали. Предание гласит, что гиацинт вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.
  • Каким образом нарцисс, очаровательный весенний цветок, получил своё название? Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша по имени Нарцисс. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте, что отвергал любовь всех дев, как бы ни были они хороши собой. За это боги его жестоко наказали. До конца своих дней Нарцисс был обречён постоянно любоваться собственным отражением в пруду. А после его смерти на этом месте вырос прекрасный цветок, который и назвали нарциссом в память о юноше.
  • Анютины глазки— одно из самых известных растений. Раньше это было лесное растение.
  • Немцы называют анютины глазки мачехой. Такое название они объясняют строением цветка. Нижний, самый крупный и самый красивый лепесток— это мачеха. Два боковых, поменьше, но тоже красивые,— её родные дочери, а два самых маленьких, верхних, почти не раскрашенных,— бедно одетые падчерицы. Ещё говорят, что раньше мачеха находилась наверху, а падчерицы — внизу. Но добрый волшебник сжалился над бедными девочками и повернул цветок, причём злой мачехе он дал шпорец, а её дочерям — ненавистные им усики.
  • Другие народы тоже слагали легенды об анютиных глазках, так как во многих странах любят этот цветок. Около 500 лет назад этим цветком заинтересовались садоводы. С тех пор были выведены сотни видов этого цветка, получившего научное название — трёхцветная фиалка.
  • Весной на клумбе расцветают тюльпаны. Своё название эти цветы получили от персидского слова «тюрбан» — чалма (головной убор.)
  • В документе трёхсотлетней давности приведена стоимость одной луковицы этого цветка. «Баржа с зерном, два вола, две овцы, пять свиней, две бочки масла, тысяча фунтов сыра, четыре бочонка пива, два меха с вином, кровать, одежда, серебряная кружка». Вот такую цену давали за одну луковицу тюльпана.
  • На выведение нового сорта этого цветка уходит не менее 20 лет.
  • Двести лет назад из Южной Америки привезли клубни неизвестного мексиканского растения. Первый выросший цветок назвали в честь русского академика натуралиста и путешественника Георги. Это цветок — георгин. Красные, розовые, оранжевые, жёлтые, лиловые георгины цветут у нас пышно, обильно. На зиму георгины в цветнике оставлять нельзя, так как они вымерзнут. Их клубни осенью выкапывают и хранят в подвале до посадки.
  • Можно ещё долго рассказывать об этих прекрасных растениях, которые окружают человека, радуют его своими красками и ароматами. Люди любят цветы и даже отмечают праздники, посвящённые им.
  • Древние греки и римляне чествовали гиацинты и лилии. У англичан существовал праздник пионов и лотосов. Славяне праздновали 6  июля день Ивана Купалы, символом которого являлся папоротник. Во Франции в старину был праздник роз, а теперь — праздник ландыша. В Голландии — пышные карнавалы цветов. В Каннах в феврале устраивается день мимозы. В Болгарии проводят праздник роз, а в Великобритании — день маков.

 Практическая работа

  • Посмотрите на фотографии растений, которые цветут на клумбах около нашей школы.

Учитель показывает слайды с фотографиями цветов.

— Определите их названия.Дети пользуются атласом-определителем.

— Откройте рабочие тетради на стр. 15, найдите задание 1. Нарисуйте 1-2 растения, которые мы определили.Дети выполняют задание.

— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте ваши работы.

  • Посмотрите на задание 2. Здесь изображены цветки и листья растений. Вам надо узнать эти растения и назвать их.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— У нас с вами сегодня был очень красивый урок. На какой вопрос вы теперь можете ответить? Какие цветы вы можете назвать и что запомнили о них? С помощью чего мы можем узнать название растения? Для чего люди на клумбах сажают цветы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

  • Прочитайте вывод на странице 27 учебника.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

 Творческая работа

— Последнее, что вы делаете сегодня на уроке, — собираете цветочную мозаику.

Цветы для работы дети берут в Приложении рабочей тетради, раскладывают их и наклеивают в рамку на стр. 16.

Дата: 07.10.2022

Тема: Что это за листья?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с деревьями, которые растут около школы; научатся определять распространённые породы деревьев по листьям.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, карточки с цифрами, осенние листья, рисунки с изображениями цветов, ветка клёна с несколькими листьями, карандаши.

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? (Что растёт на клумбе?)

Вспомните названия растений, с которыми вы познакомились. Расположите их в сетках.

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадку.

Растёт — зеленеет,

Умирает — желтеет,

Опадает — чернеет. (Лист)

  • Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. Снами будет работать Муравьишка. К концу урока вместе с нами он должен будет научиться определять деревья по их листьям.

 3. Работа по теме урока

— Откройте учебники на стр. 28. Рассмотрите изображённые листья. В какое время года они бывают такие разноцветные? Как называется явление природы, когда листья осыпаются с деревьев?

— В осеннем лесу хозяйничает художница-осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в жёлтые, оранжевые, красные цвета. Начинается пора листопада. Почему осенью с деревьев опадают листья?

  • Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой (учитель показывает на ветке клёна). Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадают, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
  • В народе существует много примет, связанных с этим явлением природы. Вот некоторые их них.

• Поздний листопад — на неурожайный год.

• Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.

• Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх — к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

  • Вот такие красивые опавшие листья мы с вами собрали и принесли в класс. Разложите их на парте и рассмотрите. Одинаковые ваши листья или разные? Чем они отличаются друг от друга?
  • Давайте определим, от каких деревьев эти листья? Какие вы сразу узнали? (Листья клёна.)

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с клёнов полетели.

— Листопад у клёнов начинается приблизительно с 14 сентября. Какого цвета у вас клёновые листья? Отложите их в сторону. Листья какого ещё дерева вы легко узнали?

  • Какого цвета листья дуба?
  • Лист дуба отличается от других листьев. Его как будто аккуратно, плавно вырезали ножницами. Листопад у дуба начинается с 20 сентября. Отложите листья дуба. Найдите на стр. 28 учебника рисунок листа берёзы. А теперь выберите среди оставшихся на парте листочков такие же. Какого цвета листья берёзы?
  • Осенью листочки на берёзе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Существует народная примета — если листья у берёзы начинают желтеть с верхушки, то ждите ранней весны, а если снизу — поздней.
  • Лист какого ещё дерева изображён у вас в учебнике? (Лист осины.)
  • Есть у вас листья осины? Рассмотрите их. Какого они цвета?
  • Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно- красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются её листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придаёт она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
  • Листопад у осины начинается с 19 сентября.
  • Сравните те листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства. Все они состоят из черешка и листовой пластинки (учитель показывает). Покажите черешок у листа берёзы. А теперь у листа осины. Сравните их. Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение — «трепетная осинка».
  • Листовые пластинки бывают разные. Если пластинка одна, как у дуба, клёна, берёзы и осины, то такой лист называется простым. Но пластинок на черешке может быть несколько, тогда лист будет сложным. Посмотрите на такой сложный лист. Если у вас есть такие, — поднимите.

Учитель показывает лист рябины.

— От какого дерева этот лист?

Если дети не могут назвать дерево, то класс работает

по атласу- определителю на стр. 84.

— Словно девица-красавица, накинувшая на плечи шаль, расшитую резными листьями, стоит рябина осенью. Листопад у неё начинается с 18 сентября. Народ давно заметил, что если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима — морозная.

  • Посмотрите ещё раз на рисунок в учебнике. Сколько листьев клёна вы видите? Сколько листьев берёзы, осины? 0 скольких деревьях мы говорили на уроке?

Дети поднимают карточки с цифрами.

 Практическая работа

Дети работают в группах. Учитель раздаёт каждой группе листья деревьев

— Как по листу определить дерево? Рассмотрите листья, которые я вам раздала. Определите по ним деревья, которые растут около нашей школы.

Если названий каких-то деревьев ребята не знают, Аналогично проводится работа с листьями, изображёнными на стр. 29 учебника.

— Мы рассматривали листья, которые изменили свой цвет по желанию осени. Теперь вам самим предстоит раскрасить листья разных деревьев по собственному желанию.

  • На стр. 17 в рабочей тетради дан чёрно-белый рисунок. Назовите листья деревьев, которые вы узнали.

Ученики раскрашивают листья так, чтобы в каждой паре слева лист был летней окраски, а справа — осенней.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Я буду показывать листья, а вы — называть дерево, с которого они упали.

  • Молодцы! Теперь я буду читать загадки о деревьях. Если вы узнаете дерево, то поднимайте вверх его лист.

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой стоит под горой.(Берёза)

  Что это за листья?

  Что за дерево стоит —

  Ветра нет, а лист дрожит.(Осина)

 Весной зеленела,

 Летом загорала,

 Осенью надела

 Красные кораллы.(Рябина)

 Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

— Молодцы! Вы правильно отгадали загадки и нашли нужные листья. Какой из этих листьев был сложный по своему строению? Как по строению называются все остальные листья? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на стр. 29.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Дата: 08.11.2022

Тема: Что   умеет   компьютер?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники получат первоначальные представления о функциях компьютера, его составных частях и правилах обращения с ним; познакомятся со значением компьютера в нашей жизни.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: компьютер (системный блок, клавиатура, мышь, монитор, принтер, сканер, колонки), ножницы, клей, лазерные диски.

ХОД   УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки.  (Стол)

 На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.  (Стул)

 Днём спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка. (Кровать)

— Каким общим понятием можно объединить все эти слова? Приведите свои примеры мебели.

За белой дверцей стужа, лёд.

Там Дед Мороз, друзья, живёт. (Холодильник)

 Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул. (Утюг)

 Чудо-ящик — в нём окно,

В том окошечке — кино. (Телевизор)

— Какое общее слово подойдёт к этим отгадкам? Приведите свои примеры бытовой техники.

  • Молодцы! Какие ещё предметы окружают вас дома?

 2. Мотивация учебной деятельности

— Вы с детства привыкли к тому, что у вас в квартире есть радиоприёмники, магнитофоны, телевизоры и холодильники. Техника вошла в каждый дом. А были времена, когда всё это было в диковинку. Ваши дедушки и бабушки помнят, как появились первые цветные телевизоры, а потом видеомагнитофоны. А у кого есть прабабушки и прадедушки, они расскажут вам, как обходились без холодильников.

Совсем недавно в наших квартирах стали появляться компьютеры. Что это за чудо-машина и что она умеет делать? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

 

3. Работа по теме урока

— Компьютер — электронная машина. Как любая машина, он выполняет полезную для человека работу.

  • Первые компьютеры называли ЭВМ — электронно-вычислительные машины. Они занимались только арифметическими вычислениями. На сегодняшний день компьютер может не только считать. Он принимает, обрабатывает, хранит и выдаёт человеку огромное количество информации. Человек тоже может всё это делать, но гораздо медленнее, иногда с ошибками. Компьютер обрабатывает информацию быстро, хранит её сколько угодно времени и выдаёт человеку в удобном для него виде.
  • Первые компьютеры работали только с числами, то есть получали числовую информацию. Затем компьютеры стали работать с буквами, словами, предложениями, то есть стали получать и передавать текстовую информацию. Прошло ещё какое-то время, и компьютеры научились работать с рисунками и картинками, то есть стали обладать графической информацией. Компьютеры долго оставались «немыми». Но со временем они научились воспроизводить звуки, музыку и человеческую речь. Такая информация называется звуковой.
  • И всего несколько лет назад компьютеры стали работать с видеоинформацией. Как вы думаете, что это за информация?
  • Компьютеры научились принимать, обрабатывать и показывать видео- и кинофильмы.
  • Перечислите все пять видов информации.
  • Все эти пять видов информации вместе называют одним словом: мультимедиа.
  • А теперь рассмотрим компьютер и узнаем, из чего он состоит.

Учитель строит свои объяснения, используя действующий компьютер.

— Кто знает, как называются устройства, которые вместе образуют эту электронную машину?

  • Клавиатура служит для ввода букв, цифр и других знаков.
  • Мышь это тоже устройство для ввода информации в компьютер. С помощью двух кнопок, которые есть у мыши, компьютер получает информацию о действиях, которые надо совершить. Например, открыть какую-то программу или передвинуть объект на экране.
  • Монитор нужен для выдачи информации: текстов, чисел, картинок. Внешне он похож на телевизор. Так же, как у телевизора, у монитора компьютера нельзя долго сидеть, потому что портится зрение. Детям вашего возраста можно сидеть у монитора не более 15 минут.
  • Самый главный агрегат в компьютере — системный блок.
  • Внутри него находятся устройства для хранения и обработки информации.
  • Звуковые колонки нужны для передачи звуковой информации. Современные игры для компьютера, как правило, все звуковые и музыкальные. Без колонок компьютер становится «немым».
  • Вернёмся к учебнику. Рассмотрите рисунок на стр. 44. Найдите все устройства, составляющие компьютер, и назовите их. Для чего они нужны?
  • Какой предмет является не частью компьютера, а самостоятельным устройством? (Ноутбук.)
  • Что это такое? Из каких частей состоит? Чем отличается от обычного компьютера?

 

Самостоятельная работа

Ученики выполняют задания 1, 2 в рабочей тетради (с. 31): соединяют линиями рисунки и названия устройств, рисуют свой компьютер, обмениваются тетрадями с соседом и проверяют результат работы.

— Представьте, что вам задали написать сочинение о бабочке. Вы включили компьютер, напечатали текст, машина запомнила его. Но ведь сочинение надо сдать учителю. Как быть? На помощь придёт принтер. Этот аппарат напечатает ваше сочинение на бумаге. Но вам мало просто напечатать текст. Вы хотите оформить его рисунком. Рисунок для этого вы подобрали из книги. Как перенести его на бумагу? Здесь вам на помощь придёт ещё один аппарат — сканер. Вы закладываете в него рисунок (это может быть не только рисунок, а любой текст), а он передаёт эту графическую (текстовую) информацию в компьютер. Ваш рисунок как бы сфотографировали и запомнили. И уже потом его можно распечатать на принтере вместе с текстом сочинения.

  • Люди разных профессий по-разному используют компьютер. А чем он может помочь вам? Рассмотрите рисунки на стр. 45 и попробуйте ответить на этот вопрос.
  • Ещё до школы многие из вас научились играть в компьютерные игры. У кого-то на современном компьютере можно посмотреть фильмы. А вот старшеклассники рассказали бы вам, как компьютер помогает им учиться. С помощью компьютера можно писать, считать, рисовать. А ещё с его помощью можно получить огромное количество информации, нужной для разных школьных предметов.
  • Что вы умеете делать на компьютере? Как его используют ваши родители? С помощью взрослых дома научитесь делать что-то новое, чего ещё не умели. Подготовьте об этом рассказ к следующему уроку.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— С какой машиной вы познакомились? Расскажите Муравьишке, как работает компьютер. Для чего человек может использовать компьютер? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

  • Прочитайте вывод на стр. 45.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Дата: 11.11.2022

Тема: Что  вокруг   нас может   быть опасным?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники научатся осторожному обращению с окружающими предметами; повторят основные правила перехода улицы.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: швейные иглы, вязальные спицы, ножи, вилки, спички, газовый чайник, утюг, кастрюля, ножницы, телевизор, пылесос; карандаши, ножницы и клей для учеников.

ХОД   УРОКА

  1. Актуализация знаний:
  • Назовите на какие группы можно разделить все домашние предметы?
  • О каком интересном предмете, который появился не так давно, а сейчас есть у всех дома, мы говорили на прошлом уроке?

— Назовите части компьютера.

— Что умеет компьютер?

  • Что умеете вы делать на компьютере?

Используя настоящий компьютер, дети рассказывают об устройстве компьютера и его помощи человеку в работе или учебе.

 

2. Мотивация учебной деятельности

—  Приходя домой, мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Дом – это наша крепость. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие-то опасности.

  • Сегодня на уроке мы узнаем с тем, что вокруг нас может быть опасным.

 

3. Работа по теме урока

— К нам на урок пришли наши помощники Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.  Муравьишка предлагает отгадать загадки.

1. В деревянном домике

Проживают гномики,

Уж такие добряки –

Раздают все огоньки. (Спички)

2. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо.

                                 Рыбу, яблоки и масло.  (нож).

3. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки,

             И вот он — шарф для Петеньки.  (Спицы) 

4. Всех на свете обшивает,        

Что сошьёт — не надевает.  (Игла)

5. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.  (Ножницы)

По мере отгадывания учитель достаёт предметы и показывает их классу.

– Как их использует человек?

ПОЛЬЗА

– Какую пользу эти предметы приносят человеку ? 

ОПАСНОСТЬ

– А могут ли эти предметы быть опасными?

– Чему мы будем учиться на уроке?  (Ответы детей.)

II. Постановка цели и темы урока

–  Сегодня на уроке мы узнаем, что даже самые обычные вещи и предметы, которые вокруг нас, могут быть опасными для вашего здоровья, если с ними обращаться неосторожно.

III. Этап постановки вопроса

– Любопытный Муравьишка желает узнать:

  • Что вокруг нас может быть опасным?
  • Когда и почему эти предметы могут быть опасны для вас?! 
  • Что необходимо предпринять, чтобы избежать этих неприятностей?

– Поможем Муравьишке?

        – Чтобы ответить на данные вопросы, нам нужно выполнить следующее задание.

IV.Работа в парах

Задание.  У вас на партах цветные листочки. На листочках группы предметов, обведите лишний предмет.

 Назовите лишние предметы, которые обвели на  листочках.  (Телевизор, утюг, чайник.)
 Дайте общее название этим предметам.  (Электроприборы.)

Опасность первая – ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

– Когда и почему они могут быть опасными?

Ответы детей:

  1. Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.
    2. Никогда не тяни за электрический провод руками.
    3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

4. Не трогай мокрыми руками.

– Что может произойти?  (Пожар.)

– Ещё от чего может произойти пожар?

– Как себя вести при пожаре?
– Знаете ли вы номер телефона, по которому надо позвонить во время пожара? (101)

– Что необходимо предпринять, чтобы этих опасностей избежать? (Соблюдать и помнить правила безопасности.)

– Рассмотрите картинки на доске.

- Какие еще опасности на них изображены.

- Опасность вторая – ОСТРЫЕ и КОЛЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

– Когда и почему они могут быть опасными? (Все остры, колющие предметы и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.)

V. Работа по учебнику.

  • Откройте учебник на стр. 46. Рассмотрите рисунок. Какие предметы были нами названы? О чём мы не говорили?
  • Как пользоваться газовой плитой?
  • Надо помнить, что газ — опасное вещество. Если не закрыть конфорку, газ будет распространяться по помещению. Малейшая искра может привести к взрыву. Поэтому, чтобы избежать утечек, уходя из квартиры надо перекрывать подачу газа специальным краном.
  • В правом нижнем углу мы видим роликовые коньки. Почему художник их нарисовал?
  • Что надо знать, чтобы кататься на роликовых коньках?
  • Надо надевать защиту на локти и колени, знать о механизме торможения коньков и, конечно, кататься по ровным дорогам в тех местах, где нет машин. Прежде чем выехать или выйти на дорогу, надо вспомнить правила дорожного движения.
  • Движение на улице регулируется. Кто или что может его регулировать?
  • Чаще всего на улицах можно увидеть светофоры. Какие они бывают? Сколько на них световых сигналов?
  • Рассмотрите рисунки на стр. 47. Сформулируйте правила перехода улицы. (Переходим дорогу там, где есть специальный знак, на зелёный сигнал светофора.)

 Самостоятельная работа

— Вспомните правила работы с ножницами. Вырежьте из рабочей тетради (с. 63) заготовку и склейте модель светофора.

Дети выполняют задание.

— Что обозначает каждый сигнал светофора?

  • Что обозначает знак, изображённый рядом со светофорами, на стр. 47? Где он ставится? Найдите его на нижнем рисунке.
  • Раскрасьте светофоры и знак «Пешеходный переход» у себя в тетрадях (с. 32 № 2). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как вы выполнили задание.

 4. Рефлексия учебной деятельности

  • Вспомните, какими окружающими нас дома вещами можно уколоться и порезаться? От каких вещей может быть получен ожог? Какие предметы могут быть причиной пожара? Что надо знать, чтобы спокойно ходить по улицам? Какие сигналы светофора вы знаете?
  • Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
  • Рассмотрите рисунок на стр. 47. Придумайте рассказ о том, как муравьишки учились переходить улицу.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру. УМК Школа России. 3 класс. Тема "«Какая бывает промышленность»

Цели деятельности учителя: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленностиПланируемые результаты:Предметные:Знать: Важней...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России" 2 класс. Тема "Природа и рукотворный мир»

Цели деятельности учителя:  формирование  представление о том, что такое природа;  умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их. Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира, УМК "Школа России", 3 класс "Наши ближайшие соседи"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: знать:государства, граничащие с Россией.уметь: р...

Конспект урока окружающего мира, УМК "Школа России", 3 класс "Страны Бенилюкс"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами Бенилюкс. Планируемые результаты:Предметные: знать: названия стран Бенилюкса, их особенности.уметь: уметь показывать на карте границы ...