Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Лекарственные растения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Лекарственные растения

Цель: - познакомить с лекарственными растениями, с их применением и способом сбора;

  • активизировать практическую деятельность учащихся по охране лекарственных трав;
  • воспитывать у школьников бережного, заботливого отношения к природе;
  • расширять словарный запас школьников.

Оборудование: картина с изображением лесной поляны, карточки, грамзапись /голоса птиц/.

                                                        “Рыбе нужна вода,

                                                        птицам нужен воздух,

                                                        животным – лес, степи, горы,

                                                        а человеку нужна Родина.

                                                        И охранять природу –

                                                        Значит охранять Родину”.

                                                                       М.М.Пришвин.

                     

 Ход урока:

I  Оргмомент

II Знакомство с темой урока

        Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы  «Растения»

  • Давайте вспомним , что такое лес?

Лес – это кладовая здоровья.

  • Докажите, почему так говорят?
  • Почему  эти растения  получили название  лекарственные?
  • Какие лекарственные растения вы знаете?

Давно заметил человек, что некоторые растения  излечивают от недугов (недуг – то же, что болезнь).  Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Да вы и сами  не раз наблюдали, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный , узкий, оторвут зубами и проглотят не разжёвывая.

        Внимательный взгляд, да  хорошая память многое могут сделать.

        Заметить, запомнить,  другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

        Много легенд и мифов сложены о том, как излечивали страшные болезни волшебными травами.

        Издавна существовало поверье, (поверье – идущее из старины и  живущее в народе убеждение, вера в примету), что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана  Купала и увидит цветок папоротника, который  распускается раз в году в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный.

        Жутко. Темно, Но  люди шли, чтобы найти несуществующий цветок. Весёлым праздником  был Иванов день. Люди прыгали через костер. По преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней.

        Купались в воде с «ивановскими травками» (крапивою, мятой, полынью), парились  в бане, с душистыми вениками.

        Для «лёгкого» запаха в дом приносили веники крапивы, для борьбы со всякой «нечистью»  окуривали избы травами, а щели под окнами и дверями затыкали ветками осины, рябины, березы, молодых дубов. ( нечисть – в старых народных представлениях, поверьях: то же, что нечистая сила). И отступали болезни, пропадали докучливые насекомые.

        Веками из уст а уста передавались рецепты настоев и отваров, знания о том,  когда и как нужно собирать растения, где разыскивать. До сих пор хранят старые люди в своей памяти тайны о силе различных трав.

III  Постановка цели урока.

        Как  вы наверное  догадались, что тема сегодняшнего урока «Лекарственные растения».

Цель урока: знакомство с разнообразием лекарственных растений  их использованием и правилам сбора.

        Мы побываем  на лесной поляне, послушаем сообщения  ребят о лекарственных травах, порешаем экологические задачки, а в конце  урока проверим знания  полученные на уроке, проведём тестирование.  Так что на уроке будьте очень  внимательны.

IV        Изучение  нового  материала

        Наша страна располагает  богатой  и разнообразной флорой.  Из 20 000 видов растений, многте являются лекарственными. Лекарственные растения  можно встретить везде: на лугах, в лесах, садах, огородах.

        Одним словом, можно сказать, что многие необходимые для нас лекарства буквально окружают нас со всех сторон: мы ходим по ним, используем в качестве украшений  ( показ картинки с венком)  и очень мало знаем  о том,  как их можно и нужно использовать для поддержки своего здоровья и лечения ряда заболеваний.

        Но чтобы запастись лекарственными растениями для этого существуют определённые правила сбора.

        Давайте  познакомимся с правилами, которые рекомендует “бабушка-знахарка”. (“бабушка-знахарка” -  лекарь-самоучка,  действующий собственными примитивными способами,  часто с колдовскими приёмами).

                Правила:

  1. Лекарственные растения  собирают в солнечную сухую погоду.
  2. Срезайте тот орган растения, который богат целебными свойствами. Почему?
  3. Растения  лучше сушить в тени, под навесом. Почему?
  4. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
  5. Применяют только по назначению врача. Почему?

  • Дополнительные правила.

С правилами мы познакомились теперь можно отправляться на лесную  поляну.

На фоне музыки (голоса птиц) звучит стихотворение.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Помогает от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

(Открывается  доска,  изображена  картина  лесной  поляны  и  на  ней картинки с

лекарственными растениями).

        Мы с вами очутились на лесной  поляне. Посмотрите, сколько вокруг лекарственных  растений.

        Отгадайте, о каком растении говорится в этой загадке.

  1. Ты растение не тронь

Жжётся больно, как огонь.

                        /крапива/

Сообщение про крапиву.

  1. Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки,

На земле лежат листки  -

Маленькие лопушки.

                 / подорожник/

Сообщение про подорожник.

  1. Белые горошки на зелёной  ножке.

                           /ландыш/

    Сообщение про ландыш.

        Дополнение про ландыш.

        Предания утверждают, что ландыш – это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она впервые узнала радость  любви. Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному  цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считались символом любви.  Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, это означало, что  она согласна выйти за него замуж,  если бросит на землю  - значит, его предложение не принято.  В обрядовых праздниках ландыш является одним из главных действующих лиц.

V        Физкультминутка.

        Мы шагаем, мы шагаем

        Руки выше поднимаем,

        Голову не опускаем,

        Дышим ровно, глубоко.

        Вдруг мы видим: из куста

        Выпал птенчик из гнезда.

        Тихо птенчика берём

        И назад его кладём

        Впереди из-за куста

        Смотрит хитрая лиса.

        Мы лисицу обхитрим

        На носочках пробежим

        На поляну мы выходим

        Много ягод там находим.

        Земляника там видна

        Мы едим её с куста.

VI        Продолжение изучения темы.

  1. Вы, наверное,  догадались, что речь пойдет ог землянике.

  • Сообщение о землянике.

Дополнение: Отвар из листьев и корневищ земляники употребляют  при желтухе.

  1. Какое лекарственное растение любят кошки? /Валериану/

-  Почему?  / Запах валерианы вызывает приятное ощущение/ .

Сообщение про валериану.

  1. Народное название этого древнейшего лекарственного растения  -  хворобой, заячья кровь, кровец. Почему он так назван?

Зверобой. Люди  верили, что он  обладает волшебной силой и вывешивали пучок травы за дверь для отпугивания диких зверей. Отсюда и название  зверобой.

Сообщение про зверобой.

  1. Горел в траве росистой

потом померк, потух

и превратился в пух.

                /одуванчик/

  • Сообщение про одуванчик.

Дополнение: Готовят салат, возбуждает аппетит. При желтухе и болезнях мочевого пузыря принимают сок свежих листьев одуванчика по 2-3 столовые ложки в день перед едой.

  1. Стоят кругом сестрички.

Желтые глазки, белые реснички.

                        /ромашка/

  • Сообщение про ромашку.

Дополнение: По народному преданию , ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Её обычно сопровождают эпитеты   «скромная»,  «полевая», но  трудно обойтись без неё, сплетая венок, собирая букет полевых цветов. Есть у ромашки и другие названия -  нивяница, поповник, рамонок. При ангине отваром ромашки полоскают горло, ополаскивают волосы.

  1. Дикой розой называют

как  лекарство применяют.

                        /шиповник/

  • Сообщение про шиповник.

Дополнение: Народные лекари говорят. У кого в горле болит, возьми стакан воды,  и по одной щепотке ромашки, липового меда  - смешай всё вместе,  вскипяти, процеди, и пей вместо чая. Всё как рукой снимет. Сироп из шиповника богат витамином  С.

        Молодцы!

VII        Решение экологических задач.

  1. А теперь представьте, вы в лесу.  Что делать, если нет поблизости никого и ничего, а нога натёрта или поранена.

/Поможет подорожник/.

  1. В школьном лагере воспитатели попросили ребят поучаствовать в конкурсе «кто больше соберет лекарственных растений».  На следующий день  Коля принёс огромный букет ромашек, а  Витя листья подорожника. Кто из мальчиков допустил ошибку?

  1. Какое растение  заменяет в лесу не только вату, но и йод.

/Белый мох сфагнум/

VIII        Работа в группах.

        На поляне волшебная ромашка. Срываем по одному лепестку и отвечаем.

  1. Какие растения помогают при простуде? /Малина, мать-и-мачеха, ромашка/.

  1. Отбери известные лекарственные растения и назови их. /Картинки/.

  1. Назовите растения у которых полезны лесные ягоды?

  1. Какое растение само себя защищает?

  1. Какие растения связаны с человеческими именами? (Иван-да-Марья, Роза, Василёк, Лилия).

  1. Какие песни  вы знаете о цветах?

IX        Работа с выставкой.

                Предлагаю вашему вниманию выставку книг, где можно как больше  узнать о лекарственных травах, познакомиться с правилами сбора и их применением.

X        Проверка знаний.

        А сейчас мы проверим знания полученные на уроке. Выполним тесты. Если “да” то ставим плюс, если  “нет” то ставим минус.

  1. Можно ли в природе втсретить лекарственные растения.

  1. Собирать лекарственные растения надо рано утром, когда ещё не спала роса.

  1. Сушит надо на солнышке.

  1. Шиповник богатейшая копилка витаминов С.

  1. Порезал ногу, приложи к ранке лист подорожника.

  1. Срезать тот орган ратсений, который богат целебными свойствами.

  1. Применяют лекарственные растения только по назначению врача.

XI         Итог урока.

        Молодцы , ребята! Вижу, что можете вы своё здоровье  поправить и без таблеток, а с помощью трав. Только условие одно, не вырывайте растения с корнем, а собирайте их бережно, осторожно.

Вот совет Доктора Айболита.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

        и не будет красоты.

  • С какими лекарственными растениями вы познакомились?

XII  Д/з. Мы продолжим изучение темы  “Растения”.

             Все о деревьях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекарственные растения Учитель начальных классов МБОУ «Сатинская СОШ» Илясова Надежда Николаевна п. Сатинка 2020

Слайд 2

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных . Встречаются нам эти растения практически на каждом шагу. Мы часто их не замечаем. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь .

Слайд 3

Мать- и - мачеха Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях.

Слайд 4

Одуванчик Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях . Одуванчик обладает успокаивающим и лёгким снотворным действием .

Слайд 5

Крапива Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, кровотечении, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.

Слайд 6

Подорожник Свежие листья подорожника употребляются в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства при ранах, язвах, укусах насекомых, пчел, гадюк, как болеутоляющее средство. В медицине листья подорожника применяют как отхаркивающее средство.

Слайд 7

Шиповник Если пить ароматный и вкусный настой из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.

Слайд 8

Липа Ц ветки липы применяют при лечении простудных заболеваний, при лечении гриппа и бронхита. Употребление чая из цветков лечит болезни почек и лёгких.

Слайд 9

Злая, как волчица, Жжётся, как горчица! Что это за диво? Это же ... Это дерево цветёт, Аромат и мёд даёт. И спасает нас от гриппа, От простуд царевна-... Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.

Слайд 10

Какое растение не возьми - всё любопытно, каждое имеет свои целебные свойства. Люди с древнейших времён изумлялись растениями и создавали о них легенды, сказки, стихи. Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех умеющих их тайну разгадать… (В. Рождественский) Берегите природу!

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями...

Лекарственные растения

В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...