Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Луг-природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lug-prirodnoe_soobshchestvo.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока по теме: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»

(Программа Плешакова А.А., 4 класс)

Цели урока:

I. Познавательные:

    -формирование у учащихся первичного понятия о луге, как о природном сообществе;

    - формирование представлений о многообразие растений и животных луга.

II. Развивающие:

                  - развитие наблюдательности при работе с иллюстрациями и на основе узнавания и описания растений и животных луга;

                  - развитие логического мышления на основе выполнения логических операций:

а) анализ при выделение существенных признаков растений и животных луга,

б) сравнение при выделение существенных различий и сходств растений и животных луга и леса,

в) классификация при систематизации признаков групп животных,

г) Обобщение при формулировке понятия о луге, как о природном сообществе;

               - развитие самостоятельности

III. Воспитательные:

             - экологическое воспитание на основе показа взаимосвязи в природе;

             - воспитание познавательного интереса к урокам окружающего мира;

             - воспитание культуры общения.

Подготовительная работа:

Выставление книжек-раскладушек по животным и растениям луга (нивяник,ромашка, 15 объектов с разворота)  за 10 дней до урока.

Оборудование:

Для учителя: карточки для опроса, иллюстрации растений и животных(ромашка,нивяник,ежа сборная,божья коровка,крот), учебник.

Для учащихся: тетрадь, учебник.

Ход урока.

  1. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята, можете садиться. Как ваше настроение?

-Здравствуйте, хорошо.

- Сейчас у нас будет урок окружающего мира.  Ребята, посмотрите на левое крыло доски (на левом крыле записан список: ручка, простой карандаш, дневник, тетрадь, учебник). Все ли у вас есть?

-Все.

-На нашем уроке мы продолжим прогулку по природным сообществам нашей Родины.

2. Проверка Д/З.

индивидуальный письменный опрос

Карточка №1 к теме «Жизнь леса» .

  1. Что входит в верхние ярусы леса?
  2. Что образуют на поверхности почвы опавшие листья и другие отмершие части растений?
  3. Отметить заноем «+» животных, которые живут в лесу.

Иволга                                            Журавль

Лесная мышь                               Лягушка

Перепелка                                     Короед

Кабан                                              Полевка

Карточка №2 к теме «Жизнь леса».

  1. Что входит в нижние ярусы леса?
  2. Какой гриб служит лекарством для лосей?
  3. Отметь знаком «+» те растения, которые живут в лесу.

Ель                                   Клевер

Донник                           Осина

Дуб                                  Береза

Карточка  №3 к теме «Жизнь леса».

  1. Сколько в лесу существует ярусов, назови их.
  2. Составь две цепи питания в лесу нашего края.
  3. Из чего состоит лесная подстила?

Карточка  №4 к теме «Жизнь леса».

  1. Закончи предложение:

Лес  - это …

  1. Напиши три вида леса. Опиши один на выбор.
  2.  Запиши те растения, которые входят в

А) самый верхний ярус

Б) самый нижний ярус

Карточка №5 по теме «Жизнь леса».

  1. Как ученые называют «этажи» в лесу?
  2. Отметь тех животных, которые зимуют под снегом и которым лесная подстила помогает выжить.

 Еж                               Божья коровка

Белка                           Лесная мышь

 Короед                       Дятел

  1. Назови 2-3 животных питающихся грибами?

Карточка №6 по теме «Жизнь леса».

  1. Лес  – природное сообщество. Почему?
  2. Напиши одну цепь питания, которая сложилась в лесу.
  3. Напиши памятку, как собирать грибы.

 Карточка №7 по теме «Жизнь леса».

  1. По каким признакам можно узнать сосну?
  2. Опиши 3 вида растений живущих в лесу.
  3. Запиши, что дает нам лес.

           - Ребята, кто из вас помнит, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Лес!

-Правильно. Сегодня я буду проверять ваши знания по-разному. Кто бы хотел работать с карточками. (раздаю карточки)

-Все остальные посмотрите на меня. Мы знаем, что лес состоит из «Этажей» . Кто желает рассказать , что же это за этажи и кто на них живет?( индивидуально - устный опрос)

-….

Резервные вопросы:

Расскажи о грибе, который является лучшим помощником растений?

Какие деревья произрастают в верхнем ярусе: Почему?

- Ребята, кто хочет дополнить или задать вопрос?

 Кто хочет рассказать о лесной подстиле?

-…..

Резервные вопросы:

Из чего образуется лесная подстила?

Какое значение для леса она имеет?

(Фронтально устный опрос)

Итак,  ребята, а почему лес называют природным сообществом?

-Все обитатели тесно связанны между собой.

-Сколько типов леса существует? Назовите их.

- 3 типа. Хвойный, лиственный, смешанный

- Назовите те деревья, которые растут в нашем смешанном лесу

- Сосна, ель, береза, осина, ива ….

-Так как лес – это природное сообщество, значит, в нем живут и животные. Какие животные живут в лесу?

-Белка, заяц, дятел, кабан….

-Нужны ли в лесу грибы почему?

Обобщение по Д/З и объявление новой темы

-Ребята мы закончили изучение темы «Жизнь леса» и узнали, что в лесу есть ярусы, какие растения произрастают в лесу, сегодня мы приступим к изучению новой темы.

Теперь внимательно послушайте стихотворение, а после попытайте ответить на мой вопрос.

“Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке!”

-О чем это стихотворение?

- О цветах.

-Верно, а где вы можете увидеть такое обилие цветов?

-На лугу!

3. Изучение новой темы.

- Как вы уже поняли, ребята, тема нашего урока «Луг – природное сообщество».

- Цель урока установить, является ли луг природным сообществом. И наша задача познакомиться с теми растениями и животными, которые живут на лугу.

План изучения новой темы по содержанию.

        1. Выявление имеющихся представлений о луге.

2. Определение луга, как природного сообщества.

3. Выделение существенных признаков луга.

4. Характеристика видов травянистых растений.

5.Характеристика  видов животных луга.

6. возвращение к определению

-Ребята, а кто из вас был на лугу? Вам понравилось? Что вы там видели? Что интересного можно встретить на лугу? А чем луг отличается от леса?

-….

-Теперь давайте дадим понятие лугу.  (я на доске, а дети в тетради)

-Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

-А теперь запишем определение луга, как природного сообщества. Луг- это участок земли, покрытый травянистой растительностью.

-У каждого природного сообщества есть свои существенные признаки. Так какие же они у луга? Это:

* на лугу растут только травянистые растения

*все светолюбивые

*цветущее разнотравье

Запишите их в свои тетради.

- Наверное, нигде нельзя встретить такое многообразие трав, как на лугу. В зависимости от разных признаков выделяют разные виды растений. На лугу цветут многочисленные виды клевера, шалфея герани луговой, купальница, одуванчик, вех, смолки  – эти и многие другие растения принято называть разнотравьем. Также на лугу растут и злаковые растения, например: мятлик, ежа сборная, тимофеевка. А что вы знаете об этих растениях?

- Они являются ценными кормовыми растениями.

-Верно. Но среди растений встречаются и ядовитые растения. Например, разные виды лютиков или в простонародье их также называют «Куриной слепотой».

-Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями растительного мира луга.

И начнем мы с разнотравья. Посмотрите на доску (показываю указкой на иллюстрацию нивяника). Вы узнаете это растения, ребята?

-Да, это нивяник.

-Верно.  Не следует путать это растение с ромашкой, хоть и внешне они схожи  (показываю на иллюстрацию ромашки). Нивяник — травянистый многолетник с обильным и продолжительным цветением. Цветет с конца июня до конца августа, есть сорта, зацветающие в конце мая. Нивяник отличается многочисленными крепкими высокими ветвистыми, облиственными стеблями высотой 60—100 см. Внешний вид цветков в зависимости от сорта может различаться размером, формой лепестков, их расположением в соцветии. Но неизменным остается сочетание желтого диска центра и белых лепестков вокруг него. Нивяник — морозостойкое, светолюбивое, но переносящее полутень растение. Он предпочитает хорошо удобренные, не слишком тяжелые, достаточно увлажненные почвы.

-Так же к разноцветью относится и клевер.  Рассмотрим виды клевера – красный и белый.  Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел. Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить. А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.”

-Сколько лет живет красный клевер? А что вы узнали о белом клевере?

-Как листья клевера спасаются от ночного холода?

-Ребята, кто из вас на лугу видел растение —   мышиный горошек?

-Почему оно так называется? Какая особенность есть у этого цветка?

-Он не мог бы жить самостоятельно, ему нужна опора, поэтому он своими усиками обвивает растение

Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет- ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

Посмотрите на доску, ребята! Узнаете это растение? (показываю указкой на ежу сборную)

-Верно, это ежа сборная. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста. Соцветие этих растений очень своеобразно— оно состоит точно из отдельных комков. Каждый такой комок- это плотное скопление мелких комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у нее нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом. Характерный облик имеет и тимофеевка луговая. На верхушке стебля мы видим узкое соцветие- султан ( его называют ложным колосом).

-В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.

- На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название? В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики — еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.

- Теперь откройте тетради и запишите :

                                                        Растения луга

    злаковые                                          ядовитые                         разнотравье

- В скобочках напишите по два примера каждой группы растений.

-Богат и разнообразен также животный мир лугов. На лугу живут такие животные, как насекомые, птицы и звери.

Отгадайте загадку

“На лужайке жарко стало.
Дремлет каждая травинка.
Звонко вдруг застрекотала швейная машинка.
Сгорбив худенькие спинки,
Подымая плечики,
На невидимой машинке шьют в траве...”

Правильно,
кузнечики 

-А что вы о них знаете?

-На спинке у кузнечика сложены крылышки. На одном из них — жесткая жилка с зазубринками.

-Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимет он чуть свои крылышки и жилкой быстро-быстро по краю другого крылышка водит. Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки Оказывается, своей песней кузнечик сообщает важные новости другим кузнечикам.

-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги?

-прыгать

-На передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Как вы думаете, что это такое?

-Уши

-Что вы запомнили об этом насекомом?

-А это кто ( показываю на иллюстрацию «божьей коровки»)“сверху полукруглый панцирь, ярко-красный с черными точками. И такой гладкий, что блестит на солнце? А спереди голова плоская и тоже блестящая, но не красная, а черная и с большими белыми пятнами. И усики тоже черные”. Кто это?

-Божья коровка.

-Божьи коровки бывают красными с черными точками, желтыми с черными пятнами, желтыми с белыми пятнышками и даже совсем черные. Но почти все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди.

Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?

Перепел — наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный: по коричневому фону разбегаются беловатые и черные пестринки, горлышко — шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие семена, насекомых тоже не пропускает, охотно купается в пыли. Когда придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает туда травинок — вот и все гнездо.

Коростель — питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве, откладывает в него до 10 яиц. Птенцы у коростеля удивительные: на цыплят похожи, но черные.

Трясогузка — сверху она серая, брюшко белое, а на груди будто черный фартук. Бегает трясогузка по берегу и хвостом неустанно дергает вверх-вниз, поэтому ее и назвали трясогузкой. Корм она собирает у воды, часто даже в мелкую воду заходит, разных водных насекомых хватает. На зиму улетает она на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.

 - Что нового вы узнали о луговых птицах?

 -Ребята, а каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете?

 -Один из наиболее известных зверей луга – это крот .Крот всю жизнь проводит под землей, он редко выходит на поверхность. Как землекоп он не знает себе равных. Все в нем приспособлено для подземной жизни: гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цепляться, но он быстро вытирается — линяет крот 3 раза в год), передние лапы — настоящие лопаты, кисть вывернута наружу, чтобы удобнее было копать. Крот делает подземные ходы двух видов: гнездовые, в которых он отдыхает, и кормовые. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и мху. В спячку кроты не впадают. В малоснежье они гибнут. У крота много врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее увлажнению. Но все же крот причиняет и вред: повреждает корневую систему растений, поедает дождевых червей.

- Как приспособлен крот для подземной жизни?

- Какой он приносит вред, а какую пользу?

-Итак, ребята, сегодня мы познакомились с разными обитателями луга. Так давайте же вспомним что такое луг?

-Луг это природное сообщество. Луг – это участок земли, покрытый травянистой растительностью.

4.Этап закрепления изученного материала.

Работа с текстом  (стр. 184-185)

- Сейчас мы закрепим то, что мы изучили. Прочитаем текст из учебника, чтобы узнать, как об этом говорит автор. Читать будем по частям. Один вслух, а остальные будут следить за ним по тексту.

 (Первый ученик от начала до слов: «если на лугу….»  Второй ученик  до «…на лугу живут…» Третий ученик до конца)

- Какие красивоцветущие растения встречаются на лугу? Какие неярко-цветущие?  Почему  крупные животные не живут на лугу? Какие насекомые  живут на лугу? Какие из них санитары? Почему на лугу можно встретить ящериц? Что позволяет птицам жить на лугу? Как доказать, что  луг это сообщество?

-….

Заключительная беседа.

-Как приспособились животные и растения к лугу?

-Как они между собой связаны?

-Ребята, так почему же луг это природное сообщество?

-…

5. Д/З

Дома вы прочитаете текст, подготовите его к пересказу, с тем, чтобы узнать природные объекты луга. Нарисуйте одного из обитателя луга и ответьте на вопросы к тексту. Аккуратно запишите задания в дневник.  (на правом крыле доске написано: стр. 182-187, пересказ,  стр. 189 в. 3-5)

6.Оценка ЗУН.

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Оценки получили….Спасибо за урок, вы можете быть свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...